Особенности рационального питания школьников в условиях Крайнего Севера
Городской этап всероссийской олимпиады школьников по биологии
Исследовательская работа на тему:
«Особенности рационального питания школьников в условиях Крайнего Севера».
Выполнила: ученица 9 класса
МБОУ СОШ №5 пгт. Сафоново -1
Гладнева Анна
Научный руководитель: учитель биологии
МБОУ СОШ №5
Величутин Д. А.
Североморск
2016 г.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……….……………………...………………………………………. 3
ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ, ПРОЖИВАЮЩИХ В УСЛОВИЯХ КРАЙНЕГО СЕВЕРА……………………6
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ РАЦИОНАЛЬНОГО ПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ НА СЕВЕРЕ ……………………………………………...……9
2.1. Понятие рационального питания и его принципы…………………………9
2.2 Классическая концепция рационального питания школьников на Крайнем Севере…………………………………………………………………………….11
ГЛАВА 3. ИССЛЕДОВАНИЕ РАЦИОНАЛЬНОГО ПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ НА КРАЙНЕМ СЕВЕРЕ……………………………….……14
3.1. Материалы и методы………………………………………………………..14
3.2. Результаты…………………………………………………………………...14
3.3. Выводы………………………………………………………………………19
3.4. Рекомендации………………………………………………………………..20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………….………………22
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………..24
ВВЕДЕНИЕ
…Человек есть то, что он ест.
Пифагор
В настоящее время заметно возрастает понимание того, что пища оказывает на человека значительное влияние. Она даёт энергию, силу, развитие, а при грамотном её употреблении – и здоровье. Можно с определённой уверенностью утверждать, что здоровье человека зависит от питания. Пища зачастую является основным источником большинства заболеваний, однако с её же помощью можно и избавиться от многолетних недугов.
По данным Всемирной организации здравоохранения, состояние здоровья человека лишь на 15% зависит от организации медицинской службы. Столько же приходится на генетические особенности, а 70% определяется образом жизни и питанием.
Питание является важнейшей составляющей здоровья человека. С питанием теснейшим образом связаны все жизненно важные функции организма. Сейчас везде говорится о вреде переедания, но неправильным является как избыточное питание, так и недоедание. И то и другое одинаково вредно отражается на здоровье людей.
Специфика жизни на Крайнем Севере состоит в том, что ребенок, проживающий здесь, постоянно находится под влиянием целого факторного набора: холод, авитаминоз, несостоятельность иммунитета, короткий световой день, что приводит к снижению работоспособности организма.
Одним из факторов- помощников для преодоления негативного влияния суровых климатических условий на здоровье школьников является рациональное питание.
Рациональное питание обеспечивает рост и развитие детей, способствует профилактике заболеваний, повышению работоспособности и создает условия для адекватной адаптации к окружающей среде.
Актуальность темы. Большинство учеников с пренебрежением относится к своему здоровью. Нехватка времени, некомпетентность в вопросах культуры питания, темп современной жизни – все это привело к неразборчивости в выборе продуктов. Беспокоит рост популярности у школьников продуктов питания быстрого приготовления, содержащих в большом количестве различные ароматизаторы, красители, модифицированные компоненты. Поэтому неправильное питание становится серьезным фактором риска развития многих заболеваний. Суровые климатические условия также накладывают свой негативный отпечаток и повышают негативную нагрузку на здоровье школьников.
Актуальность данной работы связана с необходимостью формирования у школьников навыков рационального питания и знаний о том, что правильное питание может влиять на многие аспекты жизни человека. На то, что и как мы едим, нередко проецируются наши эмоции и темперамент.
Исследовательская работа «Особенности рационального питания школьников в условиях Крайнего Севера» направлена на изучение основ здорового и правильного питания.
Цель исследования: доказать необходимость рационального питания для школьников, живущих в условиях Крайнего Севера.
Задачи исследования:
выявить особенности формирования здоровья детей в условиях Крайнего Севера;
раскрыть понятие рационального питания и его принципов;
рассмотреть классическую концепцию рационального питания школьников на Крайнем Севере;
провести социологическое исследование с целью изучения особенностей питания и пищевого поведения школьников;
изучить степень осведомленности учащихся о необходимости придерживаться правил рационального питания в повседневной жизни;
разработать рекомендации по здоровому питанию школьников.
Объект исследования: питание школьников (на примере учащихся СШ № 5 пгт. Сафоново- 1).
Предмет исследования: режим питания школьников.
Методы исследования:
анализ теоретических источников;
сплошное и выборочное чтение;
опрос учащихся и анкетирование;
сравнительный метод полученной информации;
статистический и математический метод обработки полученных данных в ходе опроса.
Практическая значимость исследования:
Данный исследовательский проект имеет практико-ориентированную направленность, поскольку предлагает меры по организации здорового питания школьников. Материалы проекта будут использованы при разработке рекомендаций по употреблению наиболее полезных продуктов питания.
ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ, ПРОЖИВАЮЩИХ В УСЛОВИЯХ КРАЙНЕГО СЕВЕРА
Организм человека прочно связан с окружающей средой, являясь частью системы биосферы.
Полноценное биологическое функционирование и реализация потенциальных возможностей организма осуществляется в прямой зависимости от условий среды, которые в одних случаях обеспечивают нормальное развитие, а в других – напротив, могут затормозить, исказить ход «биологических часов» организма, вызвать в нем целый ряд сдвигов, вплоть до возникновения патологических состояний и заболеваний.
Согласно современным представлениям, при переезде на Крайний Север человек попадает в необычные, контрастные по отношению к прежнему месту жительства экологические условия, требующие адаптационной перестройки жизнедеятельности. В условиях Севера организм подвергается воздействию целого ряда экстремальных факторов среды, таких как холод, сильные ветра, резкие перепады атмосферного давления, магнитные возмущения, гипоксия, особенности геохимического состояния почвы, воды и других.
Несомненно, что экстремальные климатогеографические условия приполярных территорий, такие как холод, резкие колебания атмосферного давления, повышенная влажность, резкое нарушение фото периодичности, возрастающая к северу напряженность изменчивость магнитного поля Земли оказывают свое влияние на формирование организма человека, в т.ч. и на растущий организм, на состояние и развитие его физиологических систем.
Возрастное развитие детей характеризуется значительными морфофункциональными перестройками всех органов и систем. Особенно значительно влияниям подвержены подростки, т.к. данный возраст сопровождается сложными психологическими и физиологическими преобразованиями, связанными с гормональными изменениями, характеризующимися напряжением адаптационных механизмов, что делает организм наиболее чувствительным к внешним воздействиям окружающей среды.
Сохранения здоровья детей, полноценное развитие их организма – одна из основных проблем в современном обществе.
На здоровье детей, живущих в районах Крайнего Севера, существенное влияние оказывает как неблагоприятные факторы, так и экологические, демографические, климатические условия.
Сохранение и укрепление здоровья детского населения на Севере России в настоящее время приобретает большую значимость.
Условия Севера создают для растущего организма дополнительные сложности. Например, климатические и экологические условия оказывают существенное влияние на ростовые процессы, ведут к росту заболеваемости.
Длительное воздействие «термальных стрессов», укороченный световой день и продолжительный период «биологической темноты», повышенная активность космических излучений и магнитных полей, близкое расположение от поверхности почвы слоя вечной мерзлоты оказывают задерживающее влияние на темпы развития и ухудшают здоровье детей.
Питанию в формировании здоровья детей на Севере в условиях фото- и витаминной недостаточности традиционно принадлежит особая роль. Среди детей северных территорий широко распространены синдромы и симптомы дефицитов (включая белковые, витаминные, микроэлементные), болезней нарушения питания и обмена веществ . Известно, что дефицит витаминов С и, А играет роль в снижении иммунитета, определяет антиоксидантную защиту.
На Севере формируется так называемый «полярный метаболический тип», характеризуется изменением всех видов обмена веществ – повышается потребность в белках, жирах, жирорастворимых витаминах, в сбалансированном поступлении макро и микроэлементов, существенно уменьшается потребность в углеводах.
У коренных народов Севера, пищевой рацион которых в основном состоял из мясных, рыбных и молочных продуктов, исторически был сформирован белково-липидный, или северный, тип обмена, который передавался из поколения в поколение.
К этому типу обмена у них приспособлены все ферментные системы, расщепляющие белки, жиры и углеводы до конечных компонентов, усваивающихся организмом.
У коренных северных народов энергетический обмен переключен с углеводного типа на жировой; усилен липидный обмен за счет пищевых источников жира, то есть быстрого «сгорания» не эндогенного (внутреннего), а экзогенного (пищевого) жира. Поэтому они могут употреблять большее количество мяса и жира.
Отличительной особенностью состояния здоровья населения Крайнего Севера является также рост числа заболеваний, в природе которых ведущее место занимает аллергическое состояние организма и связанная с ним иммунопатология. Малое содержание селена в питьевой воде Севера снижает антиканцерогенную, антиоксидантную активность и угнетает иммунитет организма. Малое содержание фтора способствует большей распространенности кариеса зубов. Таким образом, важную роль в адаптации человека к условиям Севера играет питание, т.к. энергетические затраты организма увеличиваются.
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ РАЦИОНАЛЬНОГО ПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ НА СЕВЕРЕ
2.1 Понятие рационального питания и его принципы
Рациональное (от лат. ratio - разум) питание является важнейшим фактором здорового образа жизни.
Рациональное питание - питание, сбалансированное в энергетическом отношении и по содержанию питательных веществ в зависимости от пола, возраста и рода деятельности.
В настоящее время у большей части нашего населения питание не соответствует этому понятию не только из-за недостаточной материальной обеспеченности, но ещё из-за отсутствия или недостатка знаний по данному вопросу.
Точно так же, как чистый воздух и чистая вода, качество, сбалансированность, разнообразие пищи и режим питания имеют ключевое значение для здоровья человека.
Питание является неотъемлемой частью жизни, так как поддерживает обменные процессы на относительно постоянном уровне.
Роль питания в обеспечении жизнедеятельности организма общеизвестна: энергообеспечение, синтез ферментов, пластическая роль и т. д.
Нарушение обмена веществ приводит к возникновению нервных и психических заболеваний, авитаминозов, заболеваний печени, крови и т. д.
Неправильно организованное питание приводит к снижению трудоспособности, повышению восприимчивости к болезням и, в конечном счете, к снижению продолжительности жизни.
Энергия в организме высвобождается в результате процессов окисления белков, жиров и углеводов.
Кроме белков, жиров и углеводов важнейшей составляющей рационального питания являются витамины - биологически активные органические соединения, необходимые для нормальной жизнедеятельности. Недостаток витаминов приводит к гиповитаминозу (недостаток витаминов в организме) и авитаминозу (отсутствие витаминов в организме).
Большое значение имеет режим питания: кратность приема пищи, распределение суточной калорийности, массы и состава пищи по отдельным ее приемам.
Для здорового человека оптимально четырехразовое питание, так как более редкое питание приводит к накоплению жира в организме, уменьшению активности щитовидной железы и тканевых ферментов. Частая еда в одно и то же время способствует лучшему оттоку желчи. Нарушение режима питания является одной из основных причин возникновения хронических заболеваний желудка и кишечника.
При четырехразовом питании соотношение числа калорий пищи по отдельным приемам пиши должно быть 30, 15, 35, 20 %.
Чтобы дать правильные советы относительно рациона и режима питания, следует говорить не столько о химических компонентах, сколько о наборе продуктов. Необходимое для здорового питания соотношение продуктов ученые представляют в виде пирамиды, разделенной на четыре равные по высоте части. Нижняя, наиболее широкая, часть пирамиды — зерновые продукты (хлеб, каши и т. д.), следующая — овощи и фрукты, затем молочные продукты, мясо и рыба. Самая маленькая часть пирамиды — сахар и жир. В рационе современного человека часто оказывается слишком много животного жира и сахара, мало овощей и фруктов, мало растительных жиров. Для организации питания в повседневной жизни следует соблюдать следующие принципы:
не переедать;
питание должно быть разнообразным, т. е. ежедневно желательно употреблять в пищу рыбу, мясо, молочные продукты, овощи и фрукты, хлеб грубого помола и т. д.;
в способах приготовления предпочтение следует отдавать отварному;
знать калорийность и химический состав пищи.
2.2 Классическая концепция рационального питания школьников на Крайнем Севере
По данным Всемирной организации здравоохранения, здоровье лишь на 10 % связано с деятельностью системы здравоохранения, на 20 % обусловлено наследственными и экологическими факторами, а 70 % зависит от гигиены питания.
Целью концепции рационального питания школьников на Крайнем Севере является определение и оптимизация путей и условий для улучшения здоровья учащихся, развитие и внедрение здоровье сберегающих технологий в деятельность школы.
Первым условием формирования антистрессового рациона для школьников Севера является обязательное наличие в пище полноценных белков животного и растительного происхождения с необходимым количеством и соотношением незаменимых аминокислот.
Белки содержатся в мясе животных и птицы, рыбе, твороге и молочных продуктах, яйцах, сыре, крупе, хлебе. Они обязательно должны присутствовать в питании населения северных регионов.
Животные белки мяса, птицы, яиц, рыбы и молочных продуктов усваиваются хорошо.
Очень важна для организма аминокислота метионин (играет важнейшую роль в организме: участвует в регуляции обмена холестерина и предупреждении развития атеросклероза, необходим для синтеза адреналина, активирует действие гормонов, ферментов и витамины (С, группы В и фолиевую кислоту), играет очень важную роль в белковом обмене. Он регулирует жировой обмен и способствует торможению развития атеросклероза, содержится в твороге, сыре, курином мясе, лососе, треске, селедке, кисломолочных продуктах, яйцах, бобах и ржи.
Второе условие антистрессового рациона для школьников Севера – обеспечение жиром, потребление которого составляет 39% от суточных энергетических потребностей.
Жиры являются важным фактором сохранения белка, источником большого числа биологически активных, необходимых для процессов жизнедеятельности пищевых веществ.
Присутствие жиров необходимо для всасывания из кишечника других нутриентов, в частности жирорастворимых витаминов А, Е, D и К, которые, благодаря жирам, способны легко проникать через сосудистую стенку и мембраны клеток, а также транспортироваться в биологических жидкостях.
Для полноценного обеспечения организма жирами как энергетическим и строительным материалом в экстремальных условиях, необходимо в суточном рационе предусмотреть около 40% растительных жиров (из них 10% полиненасыщенных и 30% насыщенных), а также 60% животных от общего количества жиров.
Третье условие формирования антистрессового рациона – снижение содержания углеводов в суточном рационе. Особенность обмена веществ при пребывании в холоде требует значительно меньшего количества углеводов. И если житель Севера употребляет избыточное количество сладкого, особенно рафинированного сахара, у него может возникнуть ряд болезней – избыточный вес и ожирение, нарушение холестеринового и жирового обмена, диабет и атеросклероз. Поставщиками углеводов должны быть не сладости, а крупы из злаковых, рис и бобовые.
Четвертое условие – восполнение теряемых в процессе адаптации витаминов B1, B2 и C и повышенное употребление витаминов А, Е, D и К.
Пятое условие – полноценное содержание в рационе питания минеральных элементов. Они принимают участие в формировании и построении тканей организма, образовании тканевого белка, входят в состав клеток, формируют оптимальные солевые составы и кислотно- щелочное равновесие всех жидкостей организма, включая плазму крови, оказывают влияние на защитные реакции организма, обеспечивают иммунитет.
Для обмена жирных кислот необходимы медь и цинк; для воспроизведения красной крови – железо и кобальт; для активизации ферментов – марганец, молибден и др.; для нормализации функции щитовидной железы – йод и др.
Таким образом, организация сбалансированного питания, правильного режима учебы, физических занятий и отдыха школьников являются необходимыми факторами, которые позволяют успешно адаптироваться к экстремальным условиям Севера, сохранить здоровье и высокую работоспособность.
ГЛАВА 3. ИССЛЕДОВАНИЕ РАЦИОНАЛЬНОГО ПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ НА КРАЙНЕМ СЕВЕРЕ
3.1 Материалы и методы
Для того чтобы выяснить, как питаются учащиеся нашей школы, и как они в целом относятся к своему здоровью, я провела анкетирование среди учащихся 5 - 11 классов СШ № 5 п. Сафоново- 1.
Ученикам было предложено ответить на следующие вопросы:
Что Вы чаще всего едите в школьной столовой (нужное подчеркнуть):
горячее питание; 2) буфетную продукцию (булочка с чаем).
Что Вы чаще всего едите на завтрак?
Что Вы чаще всего едите на обед?
Что Вы чаще всего едите на полдник и бывает ли он у Вас?
Что Вы чаще всего едите на ужин?
Укажите, в какое время у Вас происходит завтрак обед полдник ужин.
Знаете ли Вы, что такое «рациональное питание»? (нужное подчеркнуть) да нет
Было опрошено 202 человека. Также респонденты были поделены на возрастные группы.
3.2 Результаты исследования
В результате анкетирования было определено, что в опросе приняло участие:
1 группа: дети в возрасте 11- 12 лет – 82 человека;
2 группа: дети 13-16 лет (7- 9 класс) – 80 человек;
3 группа: ученики в возрасте 17-18 (10- 11 класс)- 40 человек.
Результаты исследований представлены в таблицах.
Таблица 1.
Предпочтения учащихся в еде в школьной столовой
Вид питания 1 группа, % 2 группа, % 3 группа, %
Горячее питание 38 26 24
Буфетная продукция 62 74 76
Из табл. 1 видно, что во всех трех возрастных группах значительно преобладает питание буфетной продукцией в школьной столовой. Из полученных процентных соотношений важно отметить, что чем старше школьник, тем заметнее его пренебрежение к горячему питанию.
Таблица 2.
Основная продукция, которую учащиеся употребляют на завтрак
Вид продуктов питания 1 группа, % 2 группа,%3 группа, %
Каша 45 40 35
Бутерброды 46 54 63
Хлопья с молоком 16 6 8
Выпечка 66 57 65
Не завтракаю 9 6 7
Из полученных данных следует, что полноценный завтрак в виде каши в первой группе имеет почти половина респондентов (45 %), во второй группе показатель уже несколько снижается- 40 % и у старшеклассников каша имеет еще меньший процент (35 %).
Основная масса опрошенных завтракает бутербродами и булочками. Опять стоит отметить возрастной фактор: чем старше респондент, тем меньший процент имеет здоровый завтрак.
Таблица 3.
Основная продукция, которую учащиеся употребляют на обед
Вид продуктов питания 1 группа, % 2 группа, % 3 группа, %
Суп 54 69 46
Каша с котлетой/сосиской 35 45 43
Картофель с котлетой/ сосиской 59 37 46
Макароны с котлетой/сосиской 45 35 49
Овощи 1 3 2
Из табл. 3 наглядно видно, что в первой и второй группе суп на обед имеют больше половины респондентов, в то время, как у половины старшеклассников суп заменен на второе в виде макарон с котлетой или сосиской.
Стоит отметить чрезвычайно малый процент овощей и отсутствие фруктов вообще.
Таблица 4.
Основная продукция, которую учащиеся употребляют на полдник
Вид продуктов питания 1 группа, % 2 группа, % 3 группа, %
Фрукты 14 12 2
Йогурт/творог 3 1 11
Шоколад/конфеты 28 23 23
Выпечка 13 21 8
Не полдничаю 42 44 56
Стоит отметить тот факт, что большинство респондентов вообще не полдничают. Так процентное соотношение учеников, имеющих полдник выглядит так:
Отсутствие полдника можно объяснить занятостью учащихся в это время или обычным пренебрежение к режиму питания.
Из таблицы 4 следует, что во всех возрастных группах основными продуктами полдника являются шоколад и конфеты. В первой и второй группе также отмечен высокий процент выпечки.
Важно отметить, что фрукты на полдник употребляет десятая часть респондентов, а среди старшеклассников их доля и вовсе составила 2 %.
Таблица 5.
Основная продукция, которую учащиеся употребляют на ужин
Вид продуктов питания 1 группа, % 2 группа, % 3 группа, %
Овощное рагу 6 5 2
Каша с котлетой/сосиской 21 17 13
Картофель с котлетой/ сосиской 21 26 18
Макароны с котлетой/сосиской 34 29 41
Мясо с гарниром 54 37 33
Овощи 12 8 19
Майонезные салаты 24 23 9
Основная масса респондентов ужинает мясом с гарниром. Следует также отметить, что в первых двух возрастных группах майонезные салаты употребляет практически четверть опрошенных.
У третьей группы опять преобладают макароны с сосиской и котлетой.
Важно отметить низкие процентные показатели овощей и овощного рагу.
Учены доказали оптимальные часы приема пищи: завтрак- 7:00, обед 13:00 и ужин 19:00. Оптимальная пауза между приемами пищи 3 часа.
Далее мы провели опрос среди учеников, чтобы определить их временной режим питания. Данные исследования приведены в таблицах 6-8.
Таблица 6.
Временные границы завтрака у опрошенных учеников
Время 1 группа, % 2 группа, % 3 группа, %
7:00 31 82 93
8:00 20 7 1
9:00 49 11 7
Из таблицы видно, что вторая и третья группа завтракает в 7:00. Основная масса самой младшей группы имеет завтрак в 9:00. Поздний завтрак объясняется тем, что 6ые классы учатся во вторую смену и имеют несколько другой режим дня.
Таблица 7.
Временные границы обеда у опрошенных учеников
Время 1 группа, % 2 группа, % 3 группа, %
12:30 31 0 0
13:00 20 35 24
14:00-15:00 49 65 76
Большая часть опрошенных обедает с 14:00 до 15:00. В 12:30 младшие классы обедают в школьной столовой.
Временные границы полдника не рассматривались, т.к. основная часть опрошенных учеников его не имеет.
Таблица 8.
Временные границы ужина у опрошенных учеников
Время 1 группа, % 2 группа, % 3 группа, %
17:00 0 12 2
18:00 57 52 47
19:00 43 36 51
Младшая группа ужинает в период с 17- 18 часов, это объясняется второй сменой у 6х классов. Большая часть среднего звена имеет ужин в 18 ч, а старшеклассники- в 19 ч.
Таблица 9.
Уровень осведомленности респондентов о рациональном питании
Возрастная группа Знает, % Не знает, %
1 группа 6 94
2 группа 29 71
3 группа 17 83
Из таблицы видно, что младшая группа практически ничего не знает о рациональном питании, средняя и старшая возрастная группа осведомлены о правильном питании лучше.3.3 Выводы
В ходе проведенного мной исследования можно сделать вывод о том, что питание более 70 % школьников по некоторым причинам нельзя назвать полноценным. Только 20 % школьников классов полноценно питаются и сознательно относятся к собственному здоровью.
В полученных результатах необходимо отметить возрастной фактор. Чем старше респондент, тем заметнее пренебрежительное отношение к своему питанию. Это связано в первую очередь с большей занятостью учеников (репетиторы, учебные курсы, секции), с отсутствием тотального контроля родителей, с возникшей модой среди старшеклассников перекусов фаст- фудом.
Младшая группа показала больше положительных результатов, хотя и практически не знакома с понятием «рациональное питание». В данной тенденции главную роль играет контроль родителей за режимом питания детей.
Следует отметить, что большей части респондентов необходимо пересмотреть взгляды на свое питание, прислушаться к рекомендациям и изменить его рацион и режим.
Таким образом, опрос показал, что учащиеся не достаточно владеют информацией о рациональном питании и нарушают некоторые принципы:
питаются 4 раза в день, только 40 -50 % от опрошенных;
завтрак у 72 % школьников обычно состоит бутербродов и выпечки,;ужин школьников отличается разнообразием блюд, но отмечается тенденция плотного ужина (картофель, макароны, мясные блюда, майонезные салаты).
В школьной столовой покупают горячий обед только 20 -30 % опрошенных, остальные отдают предпочтение выпечке, что является нарушением рационального питания, хотя ассортимент блюд школьной столовой разнообразен, включает все необходимые для подросткового возраста продукты питания (см. приложение).
3.4 Рекомендации
В заключение проведенного анкетирования мною были предложены простые рекомендации по организации рационального питания в школе и дома:
завтрак должен быть обязательно! Забудьте о хлопьях с молоком или соком, лучше потратить на 2 минуты больше времени, но сделать 2 бутерброда из цельнозернового хлеба с сыром, зеленью, творогом или курицей. Белка хватит до самого обеда.
в школу надо взять с собой маленькую бутылку минералки и пару яблок или банан. Калий, содержащийся в банане, прекрасно снимает усталость. Это весьма кстати для тех школьников, которые вечером засиделись перед компьютером и, разумеется, не выспались.
если в школе не предусмотрено питание для детей, то можно дать ребенку с собой бутерброд. Заверните его в фольгу, чтобы избежать крошек среди листов учебников и тетрадей.
для школьников младших классов: пользуйтесь тем, что государство предоставляет вам молоко, выпивайте его. Кальций для детских зубов и косточек – то, что доктор прописал!
в школьном буфете можно купить сок, пирожок или булочку, но точно не чипсы, газировку или картофель фри. Насытиться этими вещами вы не насытитесь, но аппетит вам они разыграют.
перекусы не так плохи, как может показаться. Только вот перекусывать надо с умом. Шоколадка, конечно, придаст вам энергии, но лишь на короткое время, да и пользы от нее будет гораздо меньше, чем вреда. А вот большое яблоко в качестве перекуса куда уместнее.
не ешьте на бегу. Сядьте в школьной столовой за стол и потратьте на завтрак время всей перемены. Ну и, конечно, непременно мойте руки перед едой.
по возвращении из школы горячий обед обязателен. Это должно стать аксиомой для школьника любого класса.
не злоупотребляйте полуфабрикатами. Пельмени, может, приготовить куда проще, чем, скажем, омлет, но по пользе для организма они не сопоставимы. Супы, горячие блюда, гарниры – все это должно присутствовать в рационе школьника.
обилие овощей и фруктов – непременное условие для здорового питания ученика. Выбирайте плоды по сезону и приучайте ребенка к мысли, что есть их надо обязательно.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Здоровое питание - одно из основ здорового образа жизни. Вести здоровый образ жизни - это значит постоянно выполнять правила сохранения и укрепления здоровья: соблюдать чистоту, правильно питаться, сочетать труд и отдых, много двигаться, не иметь вредных привычек.
Следуйте правилам здорового питания и будете чувствовать себя прекрасно и помните, что невыполнение правил режима рационального питания — одна из главных причин развития заболеваний пищеварительных органов.
Пища современного человека далека от совершенства не только потому, что в ней преобладают продукты животного происхождения, но и потому, что промышленное производство поставляет на наш стол пищу в сильно переработанном - в этом виде пища лишена даже минимального количества энергии жизни.
Таким образом, питание является важнейшим фактором внешней среды, воздействующим на состояние организма и его развитие. Для правильной жизнедеятельности организма необходимо, чтобы питание было рациональным, правильным, физиологически полноценным. Это означает, что как по количеству, так и по своему качественному составу пища должна отвечать физиологическим требованиям организма. Рациональное (здоровое) питание детей является необходимым условием обеспечения их здоровья; устойчивости к действию инфекций и других неблагоприятных внешних факторов; способности к обучению во все возрастные периоды. Если мы будем правильно питаться, у нас появится возможность снизить проявление хронических болезней, которые нас сопровождают на притяжении долгих лет.
Полноценное и правильно организованное питание — необходимое условие долгой и полноценной жизни, отсутствия многих заболеваний.
Знать, что покупать, научиться распознавать качественные продукты от некачественных, быть умеренным и разбираться в современной еде – вот главное, чему должен следовать современный человек. Ведь от того, что мы едим, зависит, как мы себя чувствуем и как выглядим – а это залог долгой и качественной жизни.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Вайнер, Э.Н. Валеология / Э.Н. Вайнер. – М.: Флинта: Наука, 2001. – 416 с.
Брянский, А.И. Пища каждого дня: динамическая оптимизация питания / А.И. Брянский. – М.: Наука, 2013. – 100 с.
Думачева, Е.В. Физиология питания/ Е.В. Думачева. – Белгород: ИПК НИУ «БеГУ», 2012. – 213 с.
Кэмбелл, К. Полезная еда. Развенчание мифов о здоровом питании / К. Кэмбелл, 2015. – 384 с.
Кучма В.Р., Горелова Ж.Ю., Рапопорт И.К. Организация рационального питания как одно из важнейших направлений оздоровительной работы в образовательных учреждениях // Вопросы детской диетологии. 2004. Т. 2. С. 33–35.
Мельников, И.В. Рациональное питание школьников https://unotices.com/book.php?id=59146Новикова И.И., Оглезнев Г.А., Ляпин В.А. и др. Социально-гигиеническая оценка и экологические проблемы сохранения и укрепления здоровья детей и подростков // Материалы X Всероссийского съезда гигиенистов и санитарных врачей. 2007. Книга I. С. 630–633.
Омаров, Р. С. Основы рационального питания : учебное пособие / Р. С. Омаров, О. В. Сычева. – Ставрополь : АГРУС Ставропольского гос. аграрного ун–та, 2014. – 77 с.
http://www/dobrovest.ru/zdorovoe-pitanie-shkolnikov-statistika
http://updiet.info/pravilnoe-i-zdorovoe-pitanie