Классный час Сделаем мир добрее.

Классный час «Сделаем мир добрее».

Верю я, придет пора, Силу подлости и злобы Одолеет дух добра.
Б. Пастернак.
Цель:
воспитание доброго отношения друг к другу, милосердия, сострадания, доброжелательности;
помочь взрослеющему человеку сформировать активную жизненную позицию, основанную на уважении себя как личности и уважении окружающих людей.
Задачи:
Закрепить понятия «толерантность», «толерантная личность». Развить у учащихся черты характера, присущие толерантной личности. Воспитать чувство ответственности за свои поступки.
Классный час начинается показом социального ролика «Глаголы-исключения», чтобы обозначить проблему. Затем идет разбор данной ситуации (кот. показана в ролике) через оценочные суждения детей с высказыванием собственных мнений.
На доске записываю словарь действий главной героини, например: сжатые зубы, злость в глазах, сосредоточенный взгляд (дети помогают, вместе записываем).
Начинается дискуссия с детьми. Уместно ли подобное в школе? Кто такой культурный современный человек?(ответы детей)
Классный руководитель. Сегодня наш разговор посвящен толерантности.
Не всем, может быть, знакомо это, и, на первый взгляд, звучит оно совершенно непонятно. Но смысл, который оно несёт, очень важен для существования и развития человеческого общества. Современный культурный человек – это не только образованный человек, но человек, обладающий чувством самоуважения и уважаемый окружающими. Толерантность считается признаком высокого духовного и интеллектуального развития индивидуума, группы, общества в целом. 
Набирает обороты третье тысячелетие. Прогресс неумолимо движется вперед. Техника пришла на службу человеку. Казалось бы, жизнь должна стать размереннее, спокойнее. Но мы все чаще и чаще слышим слова: беженец, жертва насилия В сегодняшнем обществе происходит активный рост экстремизма, агрессивности, расширение зон конфликтов. Эти социальные явления особо затрагивают молодежь, которой в силу возрастных особенностей свойствен максимализм, стремление к простым и быстрым решениям сложных социальных проблем. В последнее время в подростковой и молодежной среде наблюдается катастрофический рост всевозможных форм асоциального поведения. Продолжает увеличиваться подростковая преступность. Растет количество антиобщественных молодежных организаций радикального толка, вовлекающих неискушенную молодежь в экстремистские группировки. Любой человек совершает в жизни разные поступки. В одних ситуациях он поступает правильно и проявляет свои хорошие качества, но иногда бывает и наоборот 
Социальный ролик «Про жестокость подростков». Описать толерантность довольно трудно, возможно, из-за того, что в разных языках она определяется по-разному, а как я вам расскажу в ходе нашего занятия.  Определение толерантности (слайд 2)  Толерантность – это уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности.  Проявлять толерантность – это значит признавать то, что люди различаются по внешнему виду, положению, интересам, поведению и ценностям и обладают правом жить в мире, сохраняя при этом свою индивидуальность.  Толерантность – глобальная проблема, и наиболее эффективным способом формирования у подрастающего поколения является воспитание.  Воспитание в духе толерантности способствует формированию у молодежи навыков независимого мышления, критического осмысления и выработки суждений, основанных на моральных ценностях.  Современный культурный человек – это не только образованный человек, но человек, обладающий чувством самоуважения и уважаемый окружающими.  Толерантность считается признаком высокого духовного и интеллектуального развития индивидуума, группы, общества в целом.  Разные религии описывают это одним языком. (слайд 3,4,5)  Ислам:
“Никто из вас не станет верующим, пока не полюбит своего брата, как себя самого”



Буддизм:
“Человек может выразить свое отношение к родственникам и друзьям пятью способами: великодушием, учтивостью, доброжелательностью, отношением к ним, как к себе и верностью своему слову”.
Христианство: “Во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними” 
Термин толерантность объясняется как терпимость, стремление и способность к установлению и поддержанию общения с людьми.
Определение слова «толерантность» на разных языках земного шара звучит по-разному:
Определение слова «толерантность» (слайд 6)
В испанском языке оно означает способность признавать отличные от своих собственных идеи и мнения;  Во французском – отношение при котором допускается, что другие могут думать или действовать иначе, нежели ты сам;  В английском – готовность быть терпимым, снисходительным;  В китайском – позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным;  В арабском – прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание, благосклонность, терпение, расположенность к другим;  В русском – способность терпеть что-то или кого-то (быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего-либо, кого-либо).
( слайд 7) - Вопросы к учащимся (дети разбиваются на 3 группы и обсуждают вопросы):
1. Какое из определений вам импонирует более всего?  2. Почему на ваш взгляд, в разных странах определения различны?  3. А что же объединяет эти определения?  4. Почему так актуальна толерантность в настоящее время?

Теперь давайте попробуем дать характеристику человеку, который обладает толерантным отношением.  На доске написаны четыре группы слов с различными качествами человека. Попробуйте выбрать пять качеств, которые, по вашему мнению, соответствуют человеку с толерантным отношением. 
1: снисходительность, злорадство, эгоизм, конфликт, доброта, уважение, понимание, миролюбие, бессердечность, сострадание, великодушие, бестактность. 
2: доброта, сердечность, хвастовство, равенство, грубость, милосердие, зазнайство, сострадание, благосклонность, уважение, великодушие. 
3: миролюбие, бессердечность, прощение, равенство, уважение, милосердие, вспыльчивость, диалог, раздражение, сердечность, конфликт, великодушие. 
4: поддержка, миролюбие, сотрудничество, равенство, сострадание, скупость, ложь, согласие, зависть, милосердие, великодушие, доброта.
Качества, которые чаще всего встречаются, крепятся на доску.
- Подумайте, а все ли мы обладаем этими качествами? Все ли мы можем спокойно выслушать друг друга? Поддержать в трудную минуту, понять непохожих на нас людей, разрешить конфликты мирным путем?  -А можем ли мы изменить себя? Можем ли мы воспитать в себе те качества, о которых сегодня говорим? Как мы можем это сделать?(ответы детей)

Причина того, что мы не всегда оцениваем человека адекватно в нашей индивидуальности и непохожести, которую мы должны научиться ценить.
Игра «Кто я?» (каждый ученик записывает 3 признака, которые отличают его от других учеников, кл. рук читает записи вслух, а дети отгадывают кто это). Затем еще раз делается акцент на том, что люди не похожи др. на друга и именно так мы становимся интересны др. другу, учимся др. у друга.
Сделав добро, человек сам становится лучше, чище, светлее. Если мы будем внимательны к любому человеку, с которым вступаем во взаимодействие, будь то случайный попутчик, бродяга или друг, - это и будет проявление доброты.  Показ слайда (8)  Есть два пути развития личности:  Толерантный  Интолерантный  Вывод:
Толерантный путь – это путь человека, хорошо знающего себя, комфортно чувствующего себя в окружающей среде, понимающего других людей и готового всегда прийти на помощь, человека с доброжелательным отношением к иным культурам, взглядам, традициям.
Интолерантный путь характеризуется представлением человека о собственной исключительности, низким уровнем воспитанности, чувством дискомфорта существования в окружающей его действительности, желанием власти, непринятием противоположных взглядов, традиций и обычаев.  Социальный ролик «Равнодушие» (как иллюстрация интолерантного поведения.)
Наш класс – это маленькая семья. И хотелось бы, чтобы в нашей семье всегда царила доброта, уважение, взаимопонимание, не было бы ни ссор, ни ругани. А что для этого нужно (ответы детей- прощение, терпение)
Рефлексия (ответы на вопросы):
Какие качества присущи толерантной личности?
Каково преимущество толерантного общения?
Трудно ли поставить себя на место другого человека и понять его переживание?
и домашнее задание к следующему классному часу (в группах составить правила толерантного общения).
Подведение итогов. Человек должен стремиться к тому, чтобы изменить себя в лучшую сторону. Игра «Комплименты». Ученики встают в круг (можно взяться за руки или бросают мяч), каждый придумывает комплимент соседу, но одних и тех же участников выбирать нельзя.











13PAGE \* MERGEFORMAT14215




15