Рекомендации водителям. Вождение автотранспортных средств в условиях Крайнего Севера.


Рекомендации водителям.
Вождение автотранспортных средств в условиях Крайнего Севера.
Протяженность автомобильных дорог общего пользования в Ямало -Ненецком автономном округе составляет 339 км, из них: 229 км дороги регионального значения, в т. ч. 179 км с твердым покрытием. Более 1000 км. составляют ведомственные, зимние и ледовые дороги. Округ имеет постоянные транспортные связи по автомобильным дорогам с другими регионами страны.
В нашем округе разрабатывается целевая программа «Строительство и реконструкция дорог в Ямало - Ненецком автономном округе на 2008 – 2020 годы». Основными целями ее являются строительство дорог круглогодичного действия, обеспечивающих связи с соседними субъектами Российской Федерации, улучшение состояния существующей сети дорог, реализация мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения, обеспечение устойчивого финансирования дорожного хозяйства.
Следует отметить, что дорога в условиях Крайнего Севера коварна, тем более что зимний период в данном регионе длится девять месяцев в году. Частая смена погодных условий: снег, метель, мороз, оледенение, туман, низкий температурный режим, оттепель оказывают негативное влияние на состояние дорожного полотна.
При потеплении светлые участки обледенелой дороги более удобны и надежны с точки зрения безопасности управления транспортными средствами.
В то же время, для движения автомобиля в условиях Крайнего Севера, более надежными будут участки очищенные и освобожденные от снега.
Практика движения автотранспортных средств в условиях Крайнего Севера показывает, что особую опасность представляет собой движения на мостах, виадуках, перекрестках, крутых подъемах, т. е. в местах, не защищенных от пагубных погодных условий, образуется наледь, что способствует росту аварийности и травматизма на автомобильных дорогах.
У перекрестков и пешеходных переходов водителям автотранспортных средств необходимо  обязательно помнить, что недисциплинированный пешеход представляет собой основную опасность для движения.
Для водителя транспортных средств большие неприятности таят в себе остановки автобусов, так как от частого  торможения здесь образуется наледь, настоящий каток. Подъезжая к остановкам, необходимо заблаговременно снижайте скорость, не надеясь на тормоза. Водителям не стоит доверяйте песку, рассыпанному по льду и снегу, песок эффективен лишь в случае, когда он вмерзает в снег или лед. В иных  случаях песок приносит больше вреда, так как вводит водителя в заблуждение.   Обильный снег на дорогах набивается под крылья автотранспортных средств, образует наросты, которые, в свою очередь, резко снижают маневренность колес автомобиля. При движении автомобилей в условиях Крайнего Севера необходимо строго соблюдать необходимую дистанцию.
Дистанция движения автомобиля должна быть в два-три раза больше, чем в летнее время, в условиях Крайнего Севера. Это очень важно, как для водителя, так и для участников дородного движения (пешеходов), потому что одной молниеносной реакции водителя бывает недостаточно для предотвращения ДТП.
В зимний период водители не должны забывать о езде с выключенной передачей и выключенным двигателем. Следует отметить, что молодые автолюбители могут и сами стать участниками зимних гонок на автомобилях.
Практика вождения показывает, что при управлении транспортным средством зимой, в условиях Крайнего Севера может произойти любой занос автомобиля и водитель обязан владеть мастерством управления автомобиля для того, чтобы предотвратить аварийную ситуацию. При возникновении подобной ситуации не теряйтесь, водителю необходимо плавно повернуть рулевое колесо в сторону заноса задних колес, одновременно сбавить частоту вращения коленчатого вала короткими, частыми движениями слегка приведя в действие тормоза (для зад-неприводных машин). 
Ситуация Крайнего Севера, когда в морозное утро стекла автомобиля покрыты изморозью и снегом, водитель обязан уметь пользоваться системой вентиляции кузова, тогда видимость восстановится. Запустив в работу двигатель, необходимо слегка приоткрыть одно из стекол, после нескольких минут работы двигателя на различных режимах в салоне кузова начнет циркулировать теплый воздух, и стекла отогреются. Когда теплый воздух начнет поступать к ветровому стеклу, можно приступать к управлению транспортным средством и движению. 
Опытному водителю транспортных средств и молодому водителю необходимо соблюдать следующие правила: перед поездкой на автомобиле проверьте работу стеклоочистителя, осветительной и сигнальной аппаратуры, а также тормозов.  Возможно, правильно будет убедиться в наличии тормозной жидкости в бачках. Тронувшись с места, сделайте несколько контрольных качков педалью тормоза, так как тормозная жидкость может за ночь загустеть.
Регион Крайнего Севера своей суровостью климата требует от водителей транспортных средств внимания, профессионализма, теоретических знаний и практических умений.
Корниенко Г. И.
преподаватель вождения транспортных средств
МАОУ ДО МУК «Эврика» ЯНАО г. Новый Уренгой