Склонение имён существительных МАТЬ и ДОЧЬ
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа с. Аксы-БарлыкБарун-Хемчикского кожууна Республики Тыва»
Открытый урок на тему:
«Склонение имён существительных
МАТЬ и ДОЧЬ»
Разработала и провела урок
Саая Саида Хензиг-ооловнаучитель русского языка и литературы
МАОУ «СОШ с.Аксы-Барлык»
2016 г
Цель:
- повторить о склонении существительных, научиться склонять слова «мать» и «дочь», определять склонение;
- развивать умение и навыки склонения существительных с мягким знаком на конце (ж.р), расширить словарный запас, устную и письменную речь учащихся;
- воспитывать любовь и уважение к своей матери, дать понять, что родители хотят видеть своих дочерей умными и хорошими людьми.
Оборудование:
Компьютер, проектор.
Эпиграф (напечатанный)
*Без отца- полустрота,
А без матери- сирота.
* Мать- самое уважаемое, что ни есть в жизни, самое родное- вся состоит из жалости. (В. Шукшин).
Портреты матерей знаменитых людей.
Ход урока
Слово учителя: Здравствуйте, дорогие гости, коллеги, ребята! Мы начинаем открытый урок. И я, надеюсь, вы проведёте эти минуты интересно и полезно для себя. Итак, мы начинаем.
Мотивация к учебной деятельности.
- Посмотрите, пожалуйста, на доску. Кто эти женщины? Может быть, вы кого-то узнаете? (это матери знаменитых людей)
* Юрий Алексеевич Гагарин- мать……………………………………………….
* Надя Рушева- мать ……………………………………………………………….
* Александр Даржай- мать Екатерина Очуровна Дензиваа* Сергей Есенин- мать Татьяна Фёдоровна Есенина
* Василий Шукшин- мать
- Правильно, ребята, это любимые мамы знаменитых людей. Как вы думаете, почему мы начали говорить о мамах?
-Конечно, сегодня мы будем учиться склонять имена существительные «мать» и «дочь».
III. Изучение нового материала.
а) Карточки с текстом. Чтение текста.
- О чём этот текст? (о матери)
- Какая у мальчика мама? (добрая, отзывчивая, любящая)
- Найдите в тексте существительное «мать». Определите, в каких падежах использованы эти слова.
б) Упр. 346 (стр. 123)
- В каких падежах у имён существительных одинаковые окончания?
( в Р., Д., П. падежах единственного числа)
- А в каких падежах разные окончания?
в) Работа с учебником. Рассмотрите таблицу и запомните склонение существительных.
(написать таблицу в опорный конспект)
Закрепление нового материала.
Упр. 34 (стр. 123, читаем условие)
I в. 1-4 пословицы
II в. 5-8 пословицы
Проверка домашнего задания.
Читаем мини-сочинения учащихся. ( по выбору)
V. Самостоятельная работа.
а) И.п. ласковая мать отзывчивая дочь
VI. Рефлексия.
- Ребята, я на доске написала пословицу. Давайте прочитаем и объясним значение пословицы. (Очень трудно жить без матери).
- А как вы понимаете значение высказывания Василия Шукшина?
- Ребята, когда отмечается День матери?
( 26 ноября ежегодно в нашей стране отмечается День матери).
- Когда ещё бывает праздник у мамы?
(день рождения, 8 марта)
- Что вы делаете в эти дни? Какая вы дочь для своей мамы? Чем вы помогаете своим мамам?
-Как они называют вас? (Ласково зовёт «доченька»)
-А почему дочь ( и сын) должна быть заботливой, внимательной и всегда помогать матери? ( Потому что она родила и вырастила нас, любит и заботится всегда, сколько бы нам не было лет).
- Какие пословицы о матери вы знаете на русском и тувинском языках?
* Арыг- агаар, алдын хунге Аваларны деннээри шын.
*Ие созун ижип болбас Ада созун ажырып болбас.
*Ада- монгун Ие- алдын- Каждый человек должен уважать и заботиться о своей матери какой бы она ни была.
VII. Домашняя работа.
а) Просклонять словосочетание «заботливая дочь»;
б) Написать мини-сочинение «Какая я дочь у мамы?».