Конспект по русскому языку Проект «Имена прилагательные в загадках».
Дата: 21.03.2017
Тема. Проект «Имена прилагательные в загадках».
Методическая цель урока: закрепить знания учащихся по теме имя прилагательное с помощью создания проекта «Имена прилагательное в загадках».
Задачи урока: образовательные: обобщение и систематизация знаний, умений и навыков учащихся об имени прилагательном, его грамматических признаках, о роли имен прилагательных в предложении, о способе образования имени прилагательного;
развивающие: развивать умение строить монологическую речь; умение творчески работать по теме проекта в группах; воспитательные: воспитывать интерес к предмету, самостоятельность, активность, расширять кругозор.
Планируемые результаты . Предметные: закрепят знания по теме имя прилагательное; научатся составлять проект.
Метапредметные: регулятивные: постановка учебной задачи на основе того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно; формулирование темы и цели урока; познавательные: наблюдение, анализ, сравнение языковых явлений, выявление закономерностей, установление признаков; коммуникативные: научатся творчески работать в группах; высказывать своё мнение в устной и письменной форме, отвечать полным ответом.Личностные: развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера.
Тип урока: урок систематизации и обобщения знаний и умений.
Оборудование: презентация, телевизор,ноутбук.
Ход урока.
1.Организационный этап.
– Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок?
Всё ль на месте, всё ль в порядке:
Книжка, ручка и тетрадка?
Проверили? Садитесь!
С усердием трудитесь!
2.Актуализация знаний.
С существительным дружу
И нисколько не тужу.
Моя основная примета:
Обозначаю признак предмета.
Лед какой? Холодный, гладкий.
Чай какой? Горячий, сладкий.
Изменяюсь по родам,
Числам и падежам.
Люблю детей внимательных.
Кто я?..(прилагательное).
-Расскажите, что вы знаете об имени прилагательном?
Работа в парах. Упражнение «Незаконченные предложения»
-Прочитайте на доске слова: зелень, зелёный, зеленеть.
-Докажите, что только одно слово является именем прилагательным.
-Для чего мы употребляем в речи имена прилагательные? (Чтобы украсить нашу речь).
3.Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
Хожу в пушистой шубе,
Живу в густом лесу.
В дупле на старом дубе
Орешки я грызу. (Белка).
- Ребята, кто это?
- К какому жанру можно отнести текст , который я прочитала? (Загадка).
- Сегодня рассмотрим роль прилагательных в загадках, подготовимся к выполнению проекта по теме «Имена прилагательные в загадках».
-Какую цель поставим перед собой?
4.Обобщение и систематизация знаний.
- Загадка – это один из древнейших жанров устного народного творчества. Слово «загадка» произошло от слова «гадати», что в переводе со старославянского языка означает «думать, размышлять».
"Синквейн" - от французского слова "пять". Это нерифмованный рассказ, строящийся из пяти фраз.
Составление синквейна «Загадка».
1 – загадка
2 – интересная, познавательная(умная, весёлая…)
3 – отгадать, понять, узнать
4 – Загадка – жанр народного творчества.
5 - шарада, гимнастика ума.
- А теперь я предлагаю вам синквейн – загадку, а вы угадаете, о чём идёт речь.
Физкультминутка.
5. Применение знаний и умений в новой ситуации
- В загадках часто используются имена прилагательные. По признакам заданного предмета можно отгадать сам предмет.
Работа по учебнику (с. 90). Фронтальная работа.
- Давайте прочитаем первую загадку.
- Какие имена прилагательные помогают отгадать загадку? (Маленькие, серенькие, остренькие)
- Какие признаки заданного предмета они обозначают? (Размер, цвет, форму.)
- Спишите вторую загадку. Найдите и подчеркните прилагательные. Определите число, род (если возможно), падеж.
Самостоятельная работа.
1 вариант – списать 3 загадку, 2 вариант - списать 4 загадку. Определить грамматические признаки прилагательного.
Физкультминутка.
- Давайте вспомним, секреты, по которым составляются загадки. (Первый секрет – предмет не называется. Второй секрет – назван другой похожий предмет. Третий секрет – названы важные признаки, особенности предмета).-Поучимся составлять загадки. Как вы это будете делать?
-Что нужно для того, чтобы не только придумать загадку, но и затем суметь её интересно загадать другим ребятам?
- Я предлагаю поработать вам по группам. Группы из 4 человек. Ведь не зря говорит нам народная мудрость, что ум хорошо, а четыре – ещё лучше.
- Вы поработаете над составлением проекта. А что это такое?
ПРОЕКТ – ДЕЛО, В РЕЗУЛЬТАТЕ КОТОРОГО ПОЛУЧАЕТСЯ ПРОДУКТ.
-Продуктом вашего проекта станет составленная загадка. В конце урока мы проведем конкурс загадок.
- Когда работаем в группе, с чего начинаем работу? (С распределения ролей).
Редактор, художник, докладчик, таймер.
-Давайте вспомним правила работы в группе. (Табличка на доске).
6.Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.
Защита проектов групп. Конкурс загадок.
ПЛАН ЗАЩИТЫ ПРОЕКТА
1)Расскажи, как вы работали над проектом. Прочитай загадку.
2)Вам понравилось работать? Что было трудным?
3)Кто был самым активным?
7. Рефлексия. Итог урока.
Анализ и содержание итогов работы, формирование выводов по изученному материалу.
- Достигли ли вы цели?
- Что нового узнали? Чему вы научились?
- Понравился ли вам проект? Хотели бы участвовать ещё в проектах?
8. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
С.90, задание с галочкой.
- Ребята, вам представится такая возможность – поиграть в мудрецов. Вы сможете составить свои загадки, которых нет в книгах и проиллюстрировать их, а затем загадать их друг другу. Желаю вам успехов!