Доклад на ШМО Применение информационных технологий на уроках русского языка, литературы и во внеурочной деятельности
Применение информационных технологий на уроках русского языка,
литературы и во внеурочной деятельности
Применение информационных технологий в преподавании русского языка и литературы, а также во внеурочной деятельности способствует совершенствованию практических умений и навыков учащихся, позволяет эффективнее индивидуализировать процесс обучения.
Применение информационных технологий в преподавании русского языка и литературы способствует совершенствованию практических умений и навыков, позволяет эффективнее организовать самостоятельную работу и индивидуализировать процесс обучения. Принципиальное новшество, вносимое компьютером в образовательный процесс – интерактивность, позволяющая развивать активные, деятельностные формы обучения.
Поэтому я считаю, что использование информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе является актуальной проблемой современного школьного образования. Необходимо расширять кругозор учащихся, повышать уровень их культурного образования, развивать языковые и коммуникативные навыки и умения. Современный урок ценен не столько получаемой на нём информацией, сколько обучением в ходе его приемам работы с информацией: добывания, систематизации, обмена, эстетического оформления результатов. Компьютер является средством самоконтроля, тренажа знаний, презентации результатов собственной деятельности.
Информационные технологии используются практически на всех этапах обучения:
во вступительном слове учителя или учащихся;
на этапе предъявления учебной информации;
на этапе усвоения учебного материала;
на этапе повторения и закрепления усвоенных знаний (навыков, умений). В индивидуальной работе с учеником он способен выявить все пробелы в его грамотности и методически искоренять их до полной ликвидации.
на этапе промежуточного и итогового контроля и самоконтроля достигнутых результатов обучения;
во внеурочное время при подготовке домашних заданий, выступлений на уроках и научно-практических конференциях, при подготовке к внеклассным мероприятиям;
при подготовке к сдаче ГИА и ЕГЭ. Для учащихся 10-11 классов разработана программа «Подготовка к ЕГЭ», которая состоит из теоретического блока (в форме презентаций по разным темам, вынесенным на ЕГЭ), из практических заданий, подобранных по образцу КИМов.
Творчески работающий учитель всегда создаёт собственные электронные материалы, так как невозможно подобрать нужный материал по всем темам из электронных пособий. На сегодняшний день мною собрана коллекция уроков по русскому языку и литературе для 5-11 классов, множество тестовых и других материалов. Использование тестов помогает не только экономить время учителя, но и дает возможность учащимся самим оценить свои знания.
С помощью мультимедийного проектора демонстрирую слайды, что позволяет, во-первых, значительно сэкономить время на уроке, во-вторых, увеличить яркость восприятия материала за счет предлагаемых словесных, наглядных и музыкальных образов, в-третьих, внести элементы занимательности, оживить учебный процесс.
Уроки литературы должны быть яркими, эмоциональными, с привлечением богатого иллюстративного материала, аудио - и видео сопровождения. На уроках литературы применение ИКТ позволяет использовать разнообразный иллюстративно-информационный материал. Причем материал находят сами учащиеся в Интернете, составляют презентации, таким образом, ИКТ развивает самостоятельность учащихся, умение находить, отбирать и оформлять материал к уроку. Уроки с использованием ИКТ развивают умение учащихся работать с компьютером, самостоятельно решать учебные задачи. Использование тестов помогает не только экономить время учителя, но и дает возможность учащимся самим оценить свои знания, свои возможности.
Неограниченные возможности компьютера позволяют интегрировать русский язык и литературу, изобразительное искусство и музыку, использование мультипликации и анимации разнообразят уроки, активизируют учащихся.
В последнее время издательство «Просвещение» предлагает диски к учебникам литературы (программа В.Я.Коровиной). С большим вниманием учащиеся слушают актерское чтение произведений, отвечают на вопросы, озвученные компьютером.
Важнейшим направлением использования информационных технологий в учебном и воспитательном процессе также считаю проектную деятельность учащихся. Выполнение ученических работ в виде презентаций, докладов с помощью компьютерных программ позволяет формировать и развивать навыки самообразования школьников, соответствует методике научного познания, обеспечивает усвоение знания не на репродуктивном, а на творческом уровне.
Считаю, что использование информационных технологий обучения в системе существенно влияет и на формирование образовательных компетенций школьников: умение работать с информацией (поиск, отбор материала; сравнение, обобщение, вычленение существенного, анализ информации, полученной из разных источников, в том числе и в сети Интернет; применение её в практической деятельности в нестандартной ситуации). Но не могу не отметить, что применение информационных технологий в учебном процессе по русскому языку и литературе станет эффективным, если будет обеспечена их органическая связь и сочетаемость с традиционными методами и приемами обучения.