Формирование личностных результатов средствами реализации программы внеурочной деятельности « Народная культура»
Формирование личностных результатов средствами реализации программы внеурочной деятельности « Народная культура»
Небогатова Анжела Валентиновна
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 52»
Одним из традиционных средств воспитания является приобщение детей к народной культуре. Современные дети мало знакомы с её жанрами, а самая негативная тенденция в том, что сегодняшнее поколение не являются его носителями, а значит, происходит неполная социализация личности ребёнка в современных условиях.
В связи с этим нами разработана программа «Народная культура» для младших школьников , которая позволяет решить следующие задачи:
- формировать у младших школьников представление о национальной культуре:
о народном календаре, как части русской культуры, годичном цикле жизни человека, тесно связанного с природой;
- формировать эмоционально – положительное отношение к этнокультурному наследию;
- воспитывать инициативность, толерантность и коммуникативность.
Реализация программы осуществлялась на занятиях кружка «Народная культура», где дети наблюдали за природой, сравнивали современные погодные условия с народным календарём, готовили праздники в соответствии с народными традициями.
Программа разработана на четыре года.
В 1 классе дети знакомятся с народным календарём: (изучают приметы, названия месяцев, народные игры).
Во 2 классе изучают традиции наших предков. Семейные традиции в воспитании ребёнка, мир моей семьи. Дети вместе с родителями составляли альбом с семейными традициями. На кружке учились делать куклу-оберег.
В 3 классе знакомились со славянской мифологией (с божествами славян).
В 4 классе изучают раздел «От Древней Руси к новой России». Дети исследовали историю нашего края, людей, прославивших наш край, историю города Новокузнецка.
В ходе реализации программы «Народная культура» мы отслеживали сформированность внутренней позиции школьника на основе положительного отношения к школе. Для этого мы использовали метод наблюдения и анкетирование. У 63% детей сформирован высокий уровень школьной мотивации, у 34% - хорошая школьная мотивация и только у двух учеников низкая школьная мотивация. Более 60% учеников принимали участие в различных олимпиадах «Родное слово», «Кит», «Медвежонок», «Кенгурёнок».
Следующим результатом, который отслеживался нами в ходе реализации программы, чувство сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю.
Учащиеся, занимающиеся в кружке, проявляют высокую познавательную активность. Они с гордостью рассказывают об истории своего народа. В сравнении с прошлыми наборами, отмечается, что уроки окружающего мира проходят более интересно, повышается качественная успеваемость по предмету. Занятия проводятся в активных формах: экскурсии, праздники, выставки и игровые программы, позволяющие школьникам приобретать опыт нравственного поведения.
Традиционные правила народной педагогики удивительно точно соответствуют законам физического, психологического и психофизиологического развития детей. Все приёмы и средства народной педагогики прошли многовековую проверку и были направлены на воспитание полноценного члена общества. В современном воспитании ребёнка умелое использование народной педагогики могло бы принести хорошие плоды.
Литература
Введение в народоведение. Родная земля [Текст] : кн. для учителя: 1-2 кл / М.Ю. Новицкая. - М. : Дрофа, 2002. - 207 с
Панкеев И.А. Русские праздники и игры. – М. : ООО Изд-во «Яуза», ЗАО Изд-во «ЭКСМО-Пресс», 1999. – 416 с.