Формирование социально-личностных компетенций на уроках обществознания


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №1»
Формирование социально-личностных компетенций
на уроках обществознания
работу выполнила: Белоброва Клавдия Михайловна,
учитель обществознания высшей категории,
отличник народного просвещения
Мариинск 2016
СОДЕРЖАНИЕ
Введение3
Формы и методы формирования социальных компетенций4
Интерактивные формы работы4
Уроки-презентации4
Деловая игра5
Проектно- исследовательская деятельность6
Интегрированные уроки6
Заключение8
Список использованных источников10
ВВЕДЕНИЕ
Новые социально-экономические условия, складывающиеся в нашей стране, коренным образом изменили и усложнили задачи общеобразовательной школы в плане обучения, воспитания и развития подрастающего поколения. Ориентация современной школы направлена в сторону компетентностно-ориентированного подхода, а достижение образовательного результата заключается в формировании ключевых компетенций у учащихся. Одной из ключевых компетенций является социально-личностная. Это означает, что человек способен соотнести свои устремления с интересами других людей и социальных групп, продуктивно взаимодействовать с членами группы, анализировать и разрешать противоречия, препятствующие эффективности работы группы. От уровня развития всех компетенций зависит процесс социализации в обществе. Успешная самореализация личности, её активная социализация, органичная адаптация на рынке труда – вот одна из важнейших задач образовательного процесса.
Главной целью работы стало: научить учиться. Учебная деятельность призвана научить школьника самостоятельно работать, самому выстраивать систему своих знаний, исходя из собственных запросов, возможностей, устремлений, а также обеспечить усвоение и воспроизводство им социального опыта. Всё это происходит в здоровой конкуренции со своими товарищами. Выпускник должен быть вооружён знаниями по своему предмету, а также комплектом умений и навыков, которые помогут ему в дальнейшей жизни.
Формы и методы формирования социальных компетенций
Интерактивные формы работы
Интерактивные формы работы – важнейшее условие для формирования социальных компетенций. Данные формы работы позволяют каждому учащемуся решать задачи:
образовательной мотивации – повышение интереса к процессу обучения;
коммуникативной компетенции;
информационной компетенции;
социальной компетенции – формирование ответственности за знание;
формирование социальной компетенции позволяет учащимся в дальнейшем:
- уметь общаться с другими в коллективе;
- развивает умение анализировать ситуацию на рынке труда;
- управлять собой и другими;
- быть способным развивать горизонтальные и вертикальные контакты;
- самостоятельно ставить перед собой задачи и их решать.
В России использование интерактивных методов широко практиковалось в 20е годы XX в. (проектный, лабораторно-бригадный метод, производственные экскурсии, практики). Дальнейшая разработка этих методов присутствует в трудах Сухомлинсконо, Шаталова, Амонашвилли, Лысенковой.
Я в своей работе применяю формы интерактивного обучения при проверке знаний, опираюсь на помощь учебных консультантов, такие консультанты есть в каждом классе, состав их меняется. При подготовке проектов используется работа в группах, особенно в 5-8х классах. Ежегодно провожу уроки – экскурсии, материал анализируется в группах. Уроки- практикумы также предполагают работу в группах. Широко применяю взаимопроверку работ учащимися.
Интерактивное обучение – это обучение, построенное на взаимодействии учащегося с учебным окружением, учебной средой, которая служит областью усваиваемого опыта.
Уроки – презентации
Такая форма уроков характерна для уроков обществознания по ФГОС ООО в 5-7х классах. Почти все домашние задания предоставляют учащимся возможность выполнить его в форме презентации. В этих классах складывается группа учеников творческих, которые кроме устного ответа готовят и презентацию.
Уроки- презентации позволяют проявлять активность на уроке, поднимают производительность труда. Учащиеся активно обсуждают качество презентаций, учатся рецензировать Умение выступать перед классом со своей презентацией очень важное качество, очень трудно даётся это умение. Наиболее успешно прошли уроки-презентации в 5 классе по темам: «Школа», «Моя семья», «Поход в магазин», «Мой микрорайон», в 6 классе: «Традиции», «Религии народов мира», в7 классе: «Выбор профессии», Государство и власть».
Деловая игра
Особый интерес у учащихся вызывает такая форма урока как деловая игра она требует от учащихся активного взаимодействия как во время подготовки к уроку, так и в ходе деловой игры. Яркими и успешными проходят игры по теме «Предпринимательская деятельность». Для проведения такой игры по возможности привлекаю специалистов. Так приглашались студенты экономического факультета одного из ВУЗов г. Кемерова. При их участии школьники разбивались на мини-группы и выполняли социальный проект «Участие бизнеса в благоустройстве города». Деловая игра проходит с большим азартом, так как урок заканчивается конкурсом бизнес-проектов и объявляется победитель. На другую игру был приглашён бизнесмен, который возглавляет в городе рекламное агентство. Предприниматель очень доходчиво изложил суть предпринимательской деятельности, какими чертами должен обладать бизнесмен. Затем была игра на лучшую рекламу. Были отмечены ребята, успешно справившиеся с этим заданием. Работали также в микрогруппах. Часто деловые игры посвящаются знаменательным событиям. Так в 2016 году, в сентябре проводился День молодого избирателя. В этот день была организована деловая игра среди 10а и 11а классов, как внеклассное мероприятие «Если б я избирался в депутаты», состоящее их двух этапов. Где на первом этапе учащиеся показали знание Конституции РФ, избирательного права. На втором этапе – защита проектов, где школьники выступали с предвыборными программами. Победителем оказалась команда 11а класса, коллективный проект которой оказался более реальным и практичным.
Деловые игры предоставляют большую возможность для формирования социально-личностных компетенций, так как создаёт условия, более приближённые к будущей жизни.
1.4. Проектно-исследовательская деятельность
Ключевые компетенции формируются лишь в опыте собственной деятельности, поэтому образовательная среда должна выстраиваться таким образом, чтобы ребёнок оказывался в ситуациях, способствующих их становлению. Самым удачным средством, помощником в данном деле является исследовательский метод обучения. Ведь при подготовке любого проекта ребёнку необходимо научиться принимать решение, ставить цель и определять направление своих действий и поступков (ценностно-смысловая компетенция); работать в команде, принимать и понимать точку зрения другого человека (общекультурная компетенция), самостоятельно находить материал, необходимый для работы, составлять план, оценивать и анализировать, делать выводы и учиться на собственных ошибках и ошибках товарищей (учебно-познавательная компетенция). Кроме того, ученику приходится осваивать современные средства информации и информационные технологии (информационная компетенция), учиться представлять себя и свою работу, отстаивать личную точку зрения, вести дискуссию, убеждать, задавать вопросы (коммуникативная компетенция, ребёнок, выполняя работу над собственным проектом, учится быть личностью, осознавая необходимость и значимость труда, который он выполняет (это социально-трудовая компетенция, компетенция личного, самосовершенствования).
Проектная деятельность по программе ФГОС ООО активно внедряется на уроках обществознания, начиная с 5го класса. Учащиеся готовят как индивидуальные проекты «Моя Родословная», «Школа будущего», так и групповые проекты «Сценарий урока», «Мой микрорайон», «Поход в магазин и др. в старших классах начинают принимать активное участие в школьных, муниципальных, областных и российских конференциях: «Третье тысячелетие», «Живи, Кузнецкая земля», «Человек в истории», президентском конкурсе «Меня оценят в XXI веке», и др. Тематика проектов и исследовательских работ очень разнообразна: «Рекламный бизнес в Мариинском районе», «Мариинск исторический, «Письмо президенту», «Диалог с властью», «»Рукописи не горят», Бабушкин альбом», «В память жертвам сталинских репрессий», «Влияние санкций на экономику России», «Проблемы малого бизнеса», «Твори добро», «Доступная среда» и др. создание проектов ориентирует на самостоятельную деятельность учащихся». Помимо развития социальной компетенции, при организации проектной деятельности делается акцент на закрепление навыков владения основными исследовательскими методами, среди которых: анализ литературы, поиск источников информации, научное объяснения полученных результатов, видение и выдвижение новых проблем, гипотез, методов их решения. Чувство вовлеченности в постановку проблемы и определение общих путей реализации цели работают на формирование у старшеклассников социальной компетенции, на умение предъявлять себя, понимать других, работать в команде.
Интеграция как эффективный путь формирования социальных компетенций
В течение многих лет применяю технологии интегрированного обучения. Междисциплинарная стратегия включает изучение широких (глобальных) тем и проблем, позволяющих учитывать интерес способных детей к универсамному и общему, теоретической ориентации и интереса к будущему. Междисциплинарная стратегия позволяет ограниченно соединить образовательные и воспитательные процессы посредством единой темы, данная система позволяет разжечь интеллект учащихся. Интегрированные уроки требуют большей подготовки, чем другие формы уроков, так как необходимо согласование материала, необходимо найти яркие темы и формы работы учащихся, чтобы был к этому уроку неподдельный интерес.
Программа по ФГОС ООО даёт широкие возможности для учебной интеграции. Уже на первом уроке обществознания раскрывается связь между науками, которые изучают общество: между правоведением, религиоведением, политологией, психологией, историей, социологией, экономикой, культурологией. Учащиеся изучают особенности каждой науки. Кроме того, получают рекомендации, как находить нужную информацию, как важно размышлять, обобщать, познавать, использовать свой опыт и творить новое, как важно вести здоровый образ жизни и планировать свой день. Учебный курс построен на примере одного дня из жизни пятиклассника. В течение дня учащемуся приходится сталкиваться с вопросами, которые изучают общественные науки. Как закаливать свою волю и стать физически сильным? Как научиться общаться с разными людьми и сохранить хорошее настроение? Почему так важно исполнять свои обязанности по дому? Как правильно делать покупки и не тратить напрасно деньги? Какую роль я играю в семье, классе, кругу друзей, спортивной команде? Насколько важно моё участие в семье? Насколько важно моё участие в судьбе города, края, страны7 Школьник не только изучает, он субъект познания, он «проживает» весь этот учебный материал, выполняя творческие задания. В течение года проводится шесть уроков-проектов: «Идеальное утро», «Идеальная школа», «Наш помощник – компьютер», «Реклама», «Семейный портрет», «Мой микрорайон».. В 5 классе провожу уроки интеграции- обществознания и ОБЖ. Такая возможность есть на многих уроках, особенно на итоговом занятии «Мой микрорайон». Рассказывая о своём микрорайоне учащиеся называют социальные и культурные объекты, а также остановки транспорта, правила безопасного перехода, поведения на остановках городского транспорта, в общественных местах.
Учебная интеграция способствует развитию творчества учащихся, развитию их мышления, а также их адаптации и интеграции в классном коллективе.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Формируя социально-личностные компетенции через различные виды деятельности добиваюсь высоких результатов обучения школьников: процент качественной успеваемости школьников по обществознанию составляет 83-87%, показатели УГЭ по обществознанию выше муниципального, областного и российского уровней.
Год МБОУ «СОШ №1» Региональный уровень Российский уровень
2013-2014 64,5 59 58
2014-2015 66 58 57
2015-2016 62 55,7 53
Высоких личностных результатов добились
Год 70 - 90 90 - 100
2013-2014 42% 5%
2014-2015 40% 2%
2015-2016 30% 2%
Участие в олимпиадах (призёры и победители)
Год Муниципальный уровень Региональный уровень Российский уровень
2013-2014 6 - -
2014-2015 5 - 1
2015-2016 2 2 -
Участие в конкурсах
Год Муниципальный уровень Региональный уровень Российский уровень
2013-2014 4 2 3
2014-2015 6 2 4
2015-2016 3 1 1
Важнейшим показателем сформированности социально-личностных компетенций является успешная социализация школьников после окончания школы и дальнейшего определения в жизни.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Бархаев Б.П. Педагогические технологии воспитания и развития//Школьные технологии -2011.- №1.- С. 68-80.
Гузеев В.В. Планирование результатов образования и образовательная технология.- М.: Народное Образование, 2010- 87с.
Лопатин А.Р. Создание ситуаций успеха - основа гуманизации образовательного процесса// Народное Образование-2009.- №8, с 143-146.
Национальная образовательная инициатива «НАША НОВАЯ ШКОЛА».
Норенко И.Г. Методические семинары.- Волгоград, Учитель, 2011.
Селевко, Г. К. Технологии развивающего обучения. - Москва: НИИ школьных технологий, 2005. – 185с.
Селевко Г.К. Технология саморазвития личности.//Завуч -2006.-№7 №7.
Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога.- М.,Владос,2011. – 384с.
Свиридова А.Н., Колпакова Н.В.Социальная компетентность учащихся и ее диагностика.- Барнаул, АКИПКРО,2012.-200с.
Сиротюк А.Л. Обучение целостного ребенка// Народное Образование- 2006. - №1, с. 132- 136.
Старостенко Г.П., Пастухова Н.А. Современные открытые уроки естествознания и истории. Книга. -Ростов – на –Дону,Феникс, 2010.
Хуторской А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты // Интернет-журнал Эйдос. - 2002. - 23 апреля. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.eidos.ru/journal/2002/0423.htm
Шамова Т.И. Активизация учения школьников. -М., Педагогика, 2004.- С.27.
Шевченко Н.И. Педагогические технологии: социализация школьников на уроках обществознания.- М., Русское слово, 2008.-с.208.
Шоган В.В.Уроки истории нового поколения. Методика преподавания истории в школе. - Ростов на Дону, Феникс, 2011.
Якиманская И.С. Личностно ориентированное обучение в современной школе. -М., 1996.
Интернет ресурсы: history.standart.edu.ru