Мастер-класс на тему: Сказки и игры для детей с особыми образовательными потребностями

ТЕРЕМОК
Цель: Развитие и гармонизация эмоциональной сферы; сплочение коллектива
Задачи: Обучение способам адекватного выражения различных эмоциональных состояний.
Сплочение детского коллектива.
Развитие сенсорно-перцептивной сферы.
Коррекция и развитие психомоторной сферы.
Совершенствование коммуникативных навыков.
Развитие речи.
Используемые методы и техники мультимодальный подход:
Сказкотерапия.
Игротерапия.
Музыкотерапия.
Психогимнастика.
Дидактическая игра.
1. Игра «Волшебный фургон»
Цель: Создание настроя на совместную работу. Вхождение в сказку.
Содержание этапа: Детям предлагается отправиться в сказку на волшебном фургоне, которым правят добрые лесные гномы. Ребята «садятся в вагоны» берут друг друга за плечи. Легко и плавно катится фургон под музыку. По сигналу ведущего дети оказываются в сказочной стране.
Материалы, оборудование: Магнитофон, запись детской веселой музыки.
2. Рассказывание сказки «Теремок»
Цель: Повторение сказки, закрепление последовательности событий.
Содержание этапа: Ведущий рассказывает сказку, используя помощь детей. Для этого он активизирует интонационную выразительность речи и наводящие вопросы.
Материалы, оборудование: Текст сказки «Теремок».
3. Драматизация сказки «Теремок»
Цель: Моделирование поведения персонажей с теми или иными чертами характера, выразительное использование вербальных и невербальных средств общения; активизация детей на проявление чувства любви, дружбы.
Содержание этапа: Варианты организации игры:
Взрослый рассказывает сказку, а дети одновременно проигрывают ее.
Детям предлагается самостоятельно обыграть сказку. Помощь взрослого ситуативная.
Материалы, оборудование: Шапочки-маски.
4. Дидактическая игра «Теремок»
Цель: Развитие познавательного интереса; закрепление знаний сенсорных эталонов; развитие психических процессов, ориентировки на плоскости.
Содержание этапа: Варианты организации игры:
Дети «расселяют» героев в теремок согласно заданным окошкам.
Дети «расселяют» героев в любые окошки теремка. По ходу или завершении игры уточнить, в какое (по форме, цвету) окошко смотрит каждый из животных.
Кроме комплекта сказочных героев и теремка, детям предлагается набор геометрических фигур разной формы, цвета. Дети «расселяют» героев по заданным окошкам и находят у себя соответствующую фигуру. Например: «...и стал жить Волк в теремке, его окошко квадратное. Покажи, где окошко Волка. Найди у себя такую же фигуру» и т. д.
Материалы, оборудование: Модель домика-теремка, в котором окна имеют форму круга, квадрата, прямоугольника, треугольника, овала; плоскостные изображения героев сказки: мышь, лягушка, заяц, лиса, волк, медведь; геометрические фигуры разной формы.
5. Психогимнастика. Этюды: «Медведь», «Зайка»
Цель: Снятие психомышечного напряжения; развитие осознания собственного тела; выразительности движений, умения действовать синхронно тексту.
Содержание этапа: Под текст ведущего дети изображают маленького зайчика, медведя. Выразительные движения: сгибание кистей рук над головой (ушки зайки); руки на животе, туловище слегка наклонено вперед (смешно); прыжки на двух ногах с продвижением вперед, кисти рук под грудью (зайка прыгает); взмах рукой, развернутой ладонью вверх («лапкой тюльпан поднимал...»); пальцы сложены «биноклем» у глаз («заметил лису»); подмигивание глазом.
Материалы, оборудование: Текст психогимнастических этюдов.
6. Ритуал «выхода» из сказки. Игра «Волшебный фургон»
Цель: Закрепление нового опыта, подготовка детей к взаимодействию в привычной для них социальной среде. Общее поощрение детей.
Содержание этапа: Ведущий предлагает попрощаться со сказкой, с ее героями; пока дети будут ехать в волшебном фургоне, вспомнить, где они были, что делали. Повторение ритуала «входа» в сказку в обратной последовательности.
Материалы, оборудование: Магнитофон, запись детской веселой музыки.

Теремок (Русская народная сказка)
Стоит в поле теремок. Бежит мимо мышка-норушка. Увидела теремок, остановилась и спрашивает:
Терем-теремок! Кто в тереме живет?
Никто не отзывается. Вошла мышка в теремок и стала в нем жить.
Прискакала к теремку лягушка-квакушка и спрашивает:
Терем-теремок! Кто в тереме живет?
Я, мышка-норушка! А ты кто?
А я лягушка-квакушка!
Иди ко мне жить!
Лягушка прыгнула в теремок. Стали они вдвоем жить.
Бежит мимо зайчик-побегайчик. Остановился и спрашивает:
Терем-теремок! Кто в тереме живет?
Я, мышка-норушка.
Я, лягушка-квакушка. А ты кто?
А я зайчик-побегайчик.
Иди к нам жить!
Заяц скок в теремок. Стали они втроем жить! Идет лисичка-сестричка. Постучала в окошко и спрашивает:
Терем-теремок! Кто в тереме живет?
Я, мышка-норушка.
Я, лягушка-квакушка.
Я, зайчик-побегайчик. А ты кто?
А я лисичка-сестричка.
Иди к нам жить!
Забралась лисичка в теремок. Стали они вчетвером жить.
Прибежал волчок серый бочок, заглянул в дверь и спрашивает:
Терем-теремок! Кто в тереме живет?
Я, мышка-норушка.
Я, лягушка-квакушка.
Я, зайчик-побегайчик.
Я, лисичка-сестричка. А ты кто?
А я волчок серый бочок.
Иди к нам жить!
Волк и влез в теремок. Стали они впятером жить. Вот они в теремке все и живут, песни поют.
Вдруг идет мимо медведь косолапый. Увидел медведь теремок, услыхал песни, остановился и заревел во всю мочь:
Терем-теремок! Кто в тереме живет?
Я, мышка-норушка.
Я, лягушка-квакушка.
Я, зайчик-побегайчик.
Я, лисичка-сестричка.
Я, волчок серый бочок. А ты кто?
А я медведь косолапый.
Иди к нам жить! Медведь и полез в теремок.
Лез-лез, лез-лез, никак не может влезть и говорит:
Я лучше у вас на крыше буду жить.
Да ты нас раздавишь!
Нет, не раздавлю.
Ну, так полезай!
Влез медведь на крышу и только уселся трах! раздавил теремок. Затрещал теремок, упал набок и весь развалился. Еле-еле успели из него выскочить: мышка-норушка, лягушка-квакушка, зайчик-побегайчик, лисичка-сестричка, волчок-серый бочок. Все целы и невредимы.
Принялись они бревна носить, доски пилить новый теремок строить. Лучше прежнего выстроили!
Психогимнастика Зайка
Маленький зайчик по имени Кролик Всех нас смеяться заставил до колик, Прыгал за белкой, за уткой скакал; Лапкой тюльпан поднимал как бокал. Ах, как смешно его уши торчали, Мы хохотали, души в нем не чая, Но на опушке, заметив лису, Он подмигнул нам и скрылся в лесу.
Медведь
Идет медведь,Шумит в кустах,
Спускается в овраг..На двух ногах, на двух руках,
Мы тоже можем так.Раз нагнулся, два нагнулся.
Лапы в сторону развел Видно, меду не нашел.
Мишка в улей влез и вот...Каплет с лапы сладкий мед:
Кап, кап, кап, кап!

15