Индивидуальная корреционно-развивающая программа работы педагога-психолога ДОУ с ребенком с особыми образовательными потребностями

Индивидуальная коррекционная программа ФИ, воспитанника старшей группы
В соответствии с рекомендациями ПМПк от 03.10.2015 г. мной, педагогом-психологом МБДОУ №71 Лубовик С.Б., была разработана индивидуальная программа по коррекции и профилактике дезадаптации и развитию коммуникационных навыков ФИ.
В результате исследования причин установлено, что
Коллегиальное заключение: не усвоение программы обучения вследствие проявления дезадаптивной ситуативной тревожности во взаимодействии со окружающими.
Рекомендовано разработать индивидуальную программу по коррекции и профилактике дезадаптации и развитию коммуникационных навыков ФИ.
Статус ребенка в начале психологического сопровождения (первичное психологическое заключение): затруднения в воспитании и обучении связаны с низким уровнем развития познавательной и речевой деятельности, дефицита внимания, памяти, проявлений тревожности во взаимодействии с окружающими. Осложняет процесс обучения так же несформированность навыков эмоциональной рефлексии и эмпатии.
Начальные рекомендации по коррекционной работе:
Цель ИКП: Создать благоприятные условия во взаимодействии с окружающими для коррекции негативных эмоциональных состояний и связанных с ним снижения произвольности внимания, памяти, восприятия и поведения.
В основу данной программы легло методическое пособие Лютовой Е.К., Мониной Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. – СПб: «Речь», 2001.
Направления, длительность и форма коррекционной работы:
Задачи ИКП:
Формирование самооценки
Обучение способам снятия мышечного и эмоционального напряжений
Обучение приемам саморегуляции и самообладания; научить тому, что страх –это нормально и его можно контролировать
Формирование способности к эмпатии, доверию, сопереживанию; отработка навыков общения;
Отработка навыков владения собой в ситуации, травмирующей ребенка,
Обучение приемам саморегуляции поведения и самообладания; развитие произвольности восприятия, внимания и памяти;
Формирование позитивных качеств личности и модификация поведения.
Программа включает в себя 15 занятий, которые будут проводиться с ноября по март по вторникам.
Методические приемы:
Игры на развитие восприятия эмоциональных состояний
Театрализации-задания, на определение связи эмоционального переживания и ситуации
Дыхательные упражнения
Релаксационные упражнения
Беседы о чувствах
Проигрывание ситуаций тревоги
Проективное рисование
Сочинение сказок и историй
Упражнения на нормализацию и саморегуляцию мышечного тонуса
Игры на развитие координации движений
Структура занятий: В каждое занятие входят игры и упражнения:
Для развития саморегуляции (дыхательные упражнения, релаксационные)
Для развития координации движений и нормализацию мышечного тонуса
или для активизации подкорковых структур мозга
Упражнение на выражение эмоций (с элементами сказко-, игротерапии)
Сочинение и разыгрывание истории с помощью игрушек
или рисование
Для развития произвольности ВПФ
Повторение упражнения на саморегуляцию

Педагог-психолог Дубовик С.Б.

Лист коррекционных занятий с педагогом-психологом
ФИ, воспитанника старшей группы

Дата рождения: 09.04.2010г. Учебный год: 2015-2016

Краткий план коррекционной работы:
Формирование самооценки
Обучение способам снятия мышечного и эмоционального напряжений
Обучение приемам саморегуляции и самообладания; научить тому, что страх – это нормально и его можно контролировать;
Формирование способности к эмпатии, доверию, сопереживанию; отработка навыков общения;
Отработка навыков владения собой в ситуации, травмирующей ребенка,
Обучение приемам саморегуляции поведения и самообладания; развитие произвольности восприятия, внимания и памяти;
Формирование позитивных качеств личности и модификация поведения.
Календарь занятий (1 раз в неделю, индивидуально):

Дата
Содержание
Примечание



|°обучение приемам с/регуляции, снятия мышечного и эм. напряжения




То же




закрепление нав. с/регуляции, формирование нав. эмпатии




закрепление нав. с/регуляции, формирование навыка рефлексии




обучение распознаванию травмирующих ситуаций страха, тревожности




эм. Дифференциация «любопытство-равнодушие-тревога-страх-паника»




То же




формирование навыков владения собой в травмирующей ситуации




То же




закрепление нав. с/регуляции, закрепление навыка рефлексии тревоги




закрепление нав. с/регуляции, обучение навыкам договаривания




обучение способам выражения страха в приемлемой форме, научить тому, что страх не обязательно приводит к неудаче и бегству




То же




вызывание чувств эмпатии, сопереживания; отработка навыков общения




То же




формирование способности к доверию, сочувствию, сопереживанию




То же




формирование позитивных качеств личности, отработка навыков общения




То же




Организация совместной игры в группе. Наблюдение за особенностями коммуникации ФИ







Динамика состояния ребенка в процессе коррекционной работы с ФИ 2015/2016 учебный год

На 26.10.2015: низкий уровень развития познавательной и речевой деятельности, дефицит внимания, памяти, гиперактивности поведения и неврозоподобного заикания. А так же в эмоционально-волевой сфере - несформированность навыков эмоциональной рефлексии и эмпатии.

На 26.01.2016: Было организовано 10 занятий, из них пропущено – 1.
В поведении динамика положительная значительная – уменьшились проявления навязчивого, тревожного поведения. Она с помощью взрослого может отслеживать соответствие поведения окружающих и своего социальным нормам. Она реже проявляет негативное поведение - неуверенность, встревоженность. В эмоционально-волевой сфере ФИ стал адекватно определять эмоциональное состояние окружающих людей, частично – свое. Самооценка формируется (недифференцированная), пока нет снижения тревожности.

На 25.05.2016: Было организовано 10 занятий, из них пропущено – 2.
В сфере развития уровня саморегуляции эмоционально-волевой сферы динамика достаточная, положительная. ФИ теперь может рефлексировать свои отрицательные чувства (неуверенность, испуг, нетерпение, смущение) и может найти адекватный способ их выражения (сказать о них вслух, сообщить сверстнику о своей готовности договариваться). Полоролевая идентификация сформирована адекватная, с помощью педагога в полном объеме. Самооценка формируется дифференцированная, тревожность снизилась. Уровень развития базовых высших психических функций не соответствует возрасту. Память – затруднено запоминание и произвольное воспроизведение. Мышление – преобладает предметно-манипулятивное, конкретно-образное формируется. В ЗБР педагоги отмечают мотив достижения и успеха, появление ориентировочной активности в самостоятельной познавательной деятельности, использование внешней речи для саморегулирования своей деятельности.

Результативность коррекционной работы (статус ребенка на момент окончания занятий)
Уровень тревожности значимо снижен, сформирована полоролевая идентификация, развивается самооценка. Сформирован навык рефлексии ребенком своих эмоциональных состояний, в ЗБР ФИ контролирует свое состояние и поведение.
Уровень развития базовых высший психических функций не соответствует возрасту.

Рекомендации по дальнейшей работе
Продолжить корреционно-развивающую логопедическую работу, консультация невропатолога в связи с СДВГ, заиканием.

Педагог-психолог Дубовик С.Б.
МДОУ №71

15