Обобщение опыта Технология коллективной творческой деятельности
Технология коллективной творческой деятельности.
Мастер-класс
Цель:
-раскрыть возможности коллективной творческой деятельности.
-обобщить опыт работы в данной технологии;
Методические задачи:
- ознакомить с особенностями коллективной творческой деятельности как технологии;
- приобрести практический опыт работы в данной технологии.
1. Актуальность темы.
Слайд 1.
- Доброе утро, уважаемые коллеги! Поскольку наша аудитория – это дамы, то позволю себе задать вопрос: в каком случае вы испытываете большее удовольствие:
1) когда гости, с удовольствием поглощая вами приготовленный торт, хвалят рецепт, или
2) когда хвалят ваши золотые руки, вашу кулинарную изобретательность?
- Второе, конечно. Почему?
- В этот торт вы вложили своё творчество. Он не похож на те, которые есть в магазине и всем уже приелись. Вы его от начала и до конца сотворили САМИ. И он получился таким, каким его задумали ВЫ.
Теперь обратимся к нашей профессиональной деятельности. Думаю, все из нас, какими бы творческими мы не были, испытывали соблазн сэкономить свои силы, выиграть время для чего-то на наш взгляд более важного, и провести мероприятие, позаимствовав сценарий у коллег, в интернете… Источников масса. Но лично мне всегда что-то не нравится, не подходит, не устраивает. И что может дать это детям?
Хоть выйди ты не в белый свет,
А в поле за околицей,-
Пока идёшь за кем- то в след,
Дорога не запомнится.
Зато, куда б ты ни попал
И по какой распутице,
Дорога та, что сам искал,
Вовек не позабудется!
Давайте вспомним, какая цель перед школой стоит сегодня? Какого человека мы хотим видеть результатом нашего воспитания и обучения?
Слайд 2
Человек, свободно вступающий в коммуникативное общение.
Слайд 3
Человек, обладающий системным мышлением.
Слайд 4
Человек, самостоятельный в выборе цели своей деятельности и способах её реализации.
Слайд 5
Человек, умеющий принимать нестандартные решения.
Если ребёнок будет лишь реализовывать замысел других людей, ни о каком проявлении и развитии творческих способностей, самостоятельности, креативности и речи быть не может.
Да, идеи, отдельные элементы можно заимствовать, но форма работы по своему содержанию и построению уникальны, т.к. уникален каждый ребёнок или класс в целом.
Предпочтительным является тот вариант, когда форма воспитательной работы рождается в процессе коллективного осмысления и поиска всех участников работы: и педагогов, и школьников, а иногда и родителей.
Именно поэтому темой моего мастер-класса стала коллективная творческая деятельность.
2. Существенные признаки коллективной творческой деятельности.
Слайд
Понятие «Коллективное Творческое Дело» было введено в обиход Игорем Петровичем Ивановым, как социальная деятельность детской группы, направленная на создание нового продукта (творческого продукта). При этом не важно, если этот или похожий продукт уже был когда-либо создан, главное, чтобы детская группа, создавала его впервые.
Само понятие «Коллективная Творческая Деятельность» включает в себя три важных взаимодополняющих компонента:
Слайд
- коллективная – планируется, организуется, осуществляется, обсуждается воспитанниками и педагогами в общей совместной деятельности по реализации общих и индивидуальных целей, при отношениях ответственной зависимости;
Слайд
- творческая – осуществляется не по шаблону, стандарту, а выступает в новых вариантах, предполагает импровизацию участников, личностную, индивидуальную окраску, поиск новых нетрадиционных способов взаимодействия;
Слайд
- деятельность – технология направлена на активное преобразование действительности, себя, своего взаимодействия участниками педагогического процесса; в ее основе лежит разнообразие и смена видов деятельности в педагогическом процессе, деятельностный подход к его организации.
Слайд
КТД - форма работы, которая направлена на:
Развитие творческих способностей.
Развитие интеллектуальных способностей.
Реализацию коммуникационных потребностей.
Обучение правилам и формам совместной работы.
КТД дают возможность
Слайд
ученику
реализовать и развивать свои способности
расширить знания об окружающем мире;
приобрести навыки проектирования;
проявить организаторские умения;
закрепить коммуникативные навыки
формировать способности к рефлексии (анализу)
Слайд
педагогу
развивать творческий потенциал;
совершенствовать организаторские возможности;
изучить детский коллектив;
объединить учащихся, педагогов, родителей;
управлять процессом развития личности ребенка;
развивать рефлексивные возможности
Выделяют 6 стадий коллективной творческой деятельности.
Слайд
1 стадия – предварительная работа коллектива.
Этап задумки, накопления идей, выдвижение цели и задач, доведение их до принятия каждым участником - взрослым и школьником. При этом используются самые разнообразные приемы: коллективное общение, «продажа идей», «мозговой штурм» (атака), когда предлагается много невероятных идей.
2 стадия – коллективное планирование. Обсуждение мнений в микро-коллективах, отбор идей к осуществлению, в результате вырабатывается общее мнение. На сборе-старте выступают представители каждого микро-коллектива. Принимается коллективное решение.
3 стадия – коллективная подготовка КТД. Создается совет дела, в который входят представители от каждого микро-коллектива. Проект КТД уточняется сначала советом дела, затем – в микро-коллективах, которые планируют и начинают работу по воплощению общего замысла.
4 стадия – проведение КТД.
5 стадия – коллективное проведение итогов КТД. Что у нас было хорошо и почему? Что не удалось осуществить и почему? Что предлагаем на будущее?
6 стадия – стадия ближайшего последействия КТД. Реализуются выводы и предложения, выдвинутые при подведении итогов проделанной работы. После этого следует психолого-педагогический анализ проведенного дела, осуществляемый педагогами. Проектируется деятельность на будущее.
3.Реализация КТД «Праздник последнего звонка»
Моя трудовая творческая деятельность началась с открытия 13 школы. Слайд
В этом году мы праздновали наш первый маленький 20-летний юбилей. Слайд
Но чувство новизны, азарта, поиска живет во мне до сих пор. Так жить интереснее. В школе всегда царит дух творчества. Слайд
За двадцать лет школа обрела много традиций. Одна из них- это КТД. Я хочу познакомить вас с технологией КТД в реализации «Праздника последнего звонка». Слайд
Слайд
В нашей школе это не традиционная линейка, а действительно, большой праздник, в организации и проведении которого занято много людей. Скоординировать работу микро-групп и объединить их в единое целое помогает технология КТД. Выступая неоднократно в качестве руководителя творческой группы, я хочу поделиться с вами наработками в данном направлении.
Каждый год звучат в школах «последние звонки». Слайд
Как «обычное» сделать ярким, запоминающимся, задействовать как можно больше участников, предоставить возможность каждому ученику реализовать свой потенциал, подчеркнуть индивидуальность каждого, особенности выпуска в целом, учесть все пожелания и недочеты прошлых лет, а главное не повториться!
Это наши цели.
Итак, рассмотрим подробнее.
Формируется творческая группа. Это сбор актива выпускников, классных руководителей, педагогов эстетического МО, родителей, актив 10 классов их классные руководители, первые учителя выпускников, зам. директора. На этом этапе коллективного общения происходит выбор темы, обмен идей, мнений, ставятся цели для каждого микро- коллектива. Например, звонок 2015 года. Слайд
Год для школы юбилейный. Захотелось по-особенному его обозначить. Решили остановиться на теме выпуска газеты. Праздничный выпуск-шоу -версия. Название пришло позже:
« Караван школьных историй». Обязательные моменты праздника решено было представить работой различных рубрик газеты. Слайд
-Выступление директора и приказ Новости
-Гости праздника Прямая линия
-Первые учителя и первоклассники Сад-огород
-Родители Семья и школа
-Учителя Светская хроника
-Овация 10 классы Желтая пресса
-Выпускники Сенсация
И началась работа в микро-группах. Залогом успеха в решении сложных творческих задач является не только умение генерировать новые идеи, но и осмысливать, анализировать их. Мы пользуемся методом активизации мышления, предложенным Уолтом Диснеем и основанном на так называемом трехтактном мышлении. Это мышление включает в себя три взгляда на проблему, которые являются одновременно и тремя этапами ее решения. Слайд
Первый взгляд – взгляд Мечтателя, генерирующего различные, нередко совершенно фантастические идеи. Мечтатель не имеет никаких ограничений и преград, для него все возможно, его воображение способно отрываться от реальности. Мечтателю позволено все, он может жонглировать идеями, переворачивать проблему с ног на голову, вообще не относиться к ней серьезно.
Второй взгляд – взгляд Реалиста. Реалист — человек дела. Он точно знает, что нужно сделать и всегда может выбрать из многообразия предложений те, которые возможно реализовать в условиях данной реальности. Оценивая идеи мечтателя, он старается каждую из них «примерить» к решению проблемы.
Третий взгляд – взгляд Критика. Задача Критика — предупредить возможные трудности и ошибки, связанные с воплощением в жизнь идей мечтателя. Он должен предусмотреть все «подводные камни» на пути реализации решений, увидеть все опасности, почувствовать все угрозы.
Эта методика сейчас используется в группе, но изначально она предназначалась для одного человека. Преимущество данной методики в том, что она создает обстановку, в которой один человек может выступать с трех различных позиций, анализируя, оценивая, критикуя собственные мысли и идеи.
Для облегчения перехода от одной позиции к другой Уолт Дисней предложил использовать три стула, стоящие в разных углах комнаты (или в разных комнатах). Посидев на каждом из них и представив себя в роли Мечтателя, Реалиста и Критика, вы как бы поставите «якорь». Теперь в любое время, сев на соответствующий стул, вы сможете войти в нужную позицию. Поэтому данная методика еще называется «метод трех стульев».
Процесс напряженный, трудоемкий, нервный, но увлекательный и самый любимый.
Что же у нас получилось? Как поработали наши микро-группы?
Я покажу вам небольшие фрагменты праздника.
Первая рубрика новости была представлена «Сарафанным радио»
Выступлению гостей праздника предшествовало появление «газетной утки»
Выпускники участвовали в проекте «Даешь аллею школе к юбилею». Поэтому выступление первых учителей и первоклассников было решено связать с этой темой. И учителя выступили в роли садовниц, а первоклассники, конечно же –рассада.
Родительскую страничку нашей газеты представила веселая семейка. А вот группа родителей основательно подошла к напутственному слову и не ограничилась им.
Всегда все ждут с большим интересом выступление учителей. Это всегда новый образ. Сколько их было? Сегодня мы светские львицы!
Школьная «овация» выпускникам от 10 классов -это пикантные подробности из жизни выпускников от редакторов «желтой прессы».
И, наконец, сенсационное признание выпускников в любви родной школе. Огромным подарком школе к юбилею и настоящей сенсацией стал сочиненный выпускником школы Мамедовым Джейхуном гимн. Премьера состоялась на «Празднике последнего звонка».
Таким получился звонок 2015. Проанализировав и отметив плюсы и минусы этой работы, наша творческая группа ждет новый выпуск. А это совершенно новый коллектив. У нас уже состоялась предварительная встреча, и мы определились с темой праздника. Это будет морская романтика. Слайд
Название как всегда еще «плавает». Тема не новая, скажете вы. Поэтому главная задача нашего КТД- найти нестандартные решения. Слайд
«Креативность - это значит копать глубже, смотреть лучше, исправлять ошибки, беседовать с кошкой, нырять в глубину, проходить сквозь стены, зажигать солнце, строить замок на песке, приветствовать будущее!», считал американский психолог, исследователь креативности - Поль Торренс.Я согласна с этим высказыванием и сегодня, пользуясь тем, что здесь собрались самые креативные педагоги города, хочу предложить вам поучаствовать на этапе предварительной работы- выдвижение идей. Своеобразный «мозговой штурм», игра ассоциаций.
Итак, задание. Представить традиционные пункты плана праздника в интересном образе, согласно предложенной тематики, посидев при этом на «стуле Мечтателя». Два других стула нам сегодня недоступны, потому что Реалист и Критик это люди, знающие возможности коллектива. Слайд
Итак, начнем? (План на слайде)
Благодарю. Надеюсь, что вы как и я получили удовольствие от сотрудничества. Ведь как говорил Альберт Эйнштейн: «Творчество заразительно. Распространяйте его». Слайд
И чтобы резюмировать информацию и высказать свое отношение к сегодняшней теме, предлагаю использовать лаконичную форму и составить синквейн - изложить мысль в нескольких значимых словах. Слайд
Творчество. Слайд
И в заключении я хочу вам напомнить:
Слайд
- Уолт Дисней был уволен с киностудии за недостаток идей.
- Д.Менделеев имел «3» по химии.
- А.Эйнштейн не говорил до 4 лет, и учитель характеризовал его как умственно-отсталого.
Вспомните об этом, когда вам кажется, что у вас ничего не получается и продолжайте творить. Слайд
Ведь « творить – это жить дважды!» (А. Камю) А это дано не каждому. Слайд
Спасибо. Благодарю за сотрудничество.