Технология коллективной творческой деятельности. « Русские посиделки».
Технология коллективной творческой деятельности.
« Русские посиделки»
Народное творчество, обладая значительной эмоциональной и познавательной информационной насыщенностью, играет существенную роль в сохранении культуры нации. Разнообразные формы бытования фольклора в современных условиях, развитие народных традиций, народного искусства обеспечивают сохранение непрерывности в культурной памяти, включающей целую информационную систему знаний о нравственных ценностях, традициях и достижениях в области национальной духовной культуры, которые в конкретных образовательных условиях становятся важным фактором воспитания культурно развитой личности.
Приобщение школьников к истокам народной культуры носит целенаправленный, развивающий характер. В основе этого процесса лежит пробуждение и развитие у учащихся интереса к народному творчеству.
Для развития интереса школьников к фольклору необходимо соблюдение ряда педагогических условий. Прежде всего, следует обеспечить синтез познавательной, игровой, музыкальной, художественной деятельности (с элементами поисковой) при подготовке народных праздников, обрядов в которых большой эмоциональный и познавательный заряд несёт музыкальный фольклор.
Следует опираться на коллективное творчество учащихся, учителей и родителей, при котором происходит активный обмен знаниями, опытом музыкальной, художественной, декоративно – прикладной деятельности; обогащение деятельности каждого ребёнка и постепенное изменение его позиции (от слушателя или зрителя – к активному исполнителю и творцу).
Необходим учёт особенностей возраста, интересов, различного опыта художественно – эстетической деятельности (в том числе музыкальной).
У младших школьников – это эмоциональность, открытость, готовность участвовать во всех направлениях работы, стремление увидеть быстрее результаты своего труда. У подростков – стремление к “взрослости” в сочетании с фантазёрством, к участию в эмоциональном творческом процессе, к самостоятельности в сочинении сюжетов и их инсценировании, в сочинении и воплощении театрализованных игр.
КТД – это верный путь соединения и создания школьной общности на длительное время, создание и расширение пространства, способствующего развитию личности.
Методика КТД — деятельный, творческий и организационный механизм педагогики, которую автор назвал «педагогика общей заботы»: дети и взрослые становятся хозяевами собственной жизни, создают то, на что способны, их дела — это искренняя забота об окружающем мире и развитии всех и каждого, рыцарское служение добру, творческий подъем, демократизм, товарищество.
КТД - это общественно-важное дело. Первейшее его назначение - забота об улучшении жизни своего коллектива и окружающей жизни, в которой педагоги выступают как старшие товарищи ребят, действующие вместе с ними и впереди, сплав практических и организаторских действий на общую радость и пользу.
КТД - творческое, потому что, планируя и осуществляя задуманное, оценивая сделанное и извлекая уроки на будущее, все воспитанники вместе с воспитателями и во главе с ними ведут поиск лучших путей, способов, средств решения жизненно-важных практических задач.
КТД - коллективное, потому что планируется, готовится, совершается и обсуждается воспитанниками и воспитателями. [3]
КТД дают возможность:
ученику
реализовать и развивать свои способности
расширить знания об окружающем мире;
приобрести навыки проектирования;
проявить организаторские умения;
закрепить коммуникативные навыки
формировать способности к рефлексии (анализу)
педагогу
развивать творческий потенциал;
совершенствовать организаторские возможности;
изучить детский коллектив;
объединить учащихся, педагогов, родителей;
управлять процессом развития личности ребенка;
развивать рефлексивные возможности
ЦЕЛИ КТД:
Развитие творческих способностей.
Развитие интеллектуальных способностей.
Реализация коммуникационных потребностей.
Обучение правилам и формам совместной работы.
ЗАДАЧИ КТД:
Познакомить учащихся с традициями, обычаями, обрядами русского народа.
Познакомить с образцами хороводных и плясовых песен.
Воспитывать интерес и уважение к культурным традициям своего
народа
ПЛАН КТД:
1 ЭТАП: ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА ПО ПОДГОТОВКЕ МЕРОПРИЯТИЯ
СОВЕТ ДЕЛА
( ФИО участников актива дела – ВИГРоль, функция участника ВИГ Задачи участника ВИГ
в рамках роли в КТД Промежуточные
результаты работы участника виг по реализации роли, функции в КТД Календарные сроки выполнения роли,
функции участником ВИГ
Организатор Планирует выполнение работы и распределяет обязанности между участниками.
Проверка выполнения возложенных обязанностей на каждом этапе КТД.
Генератор идей Выдвигает, предлагает идеи по проведению КТД. При появлении новой идеи включает ее в уже разработанный сценарий, ненужное удаляет
Информатор Сообщает всю необходимую информацию классному коллективу Разрабатывает афиши, развешивает их, готовит плакаты, рекламу мероприятия.
Участник-организатор мероприятия Приглашение гостей, их вовлечение в мероприятие Занимается подготовкой, рассылкой приглашений и встречей гостей Сценарист Разработать ход сценария
Хореограф Постановка и репетиция русских народных танцев. Репетиция отдельных элементов танцев, хороводов и сценок Звукорежиссер Подбор русских народных инструментов, записи мелодий. Костюмер Подбор костюмов в соответствии с темой мероприятия. Представление эскизов костюмов, их утверждение, пошив русских народных костюмов Декоратор Оформление классной комнаты Подготовка отдельных элементов декораций для оформления. Ресторатор Разработка « меню» посиделок. Выбор рецептов для выпечки
Ведущие Умение правильно и четко вести мероприятие Обыгрывание каждого конкурса в отдельности Эмоциональный лидер Выстраивает доброжелательные отношения с разными людьми в коллективе, не допускает конфликтов.
При встрече участников ВИГ не допускает обострения ситуации
Лидер-критик Анализирует проект, выделяя его слабые и сильные стороны. Выделяет положительные и отрицательные стороны работы участников ВИГ.
На первом этапе у ребят формируются навыки самоуправления и чувство ответственности за порученное дело
2 ЭТАП: КОНЦЕПЦИЯ МЕРОПРИЯТИЯ
План подготовки КТД
Вид работы (по подготовке КТД) Краткая характеристика, идея, содержание работы ВИГ Примерные сроки выполнения (календарные сроки выполнения)
Подготовка материала Найти частушки, скороговорки, загадки, сказки-небылицы
« Меню» посиделок Приготовить пироги, блины, ватрушки, пряники, конфеты, баранки, т.д. Оформление зала Подобрать скатерть, рушники, самовар, чайный сервиз. Подготовка костюмов Сшить или переделать одежду в виде сарафанов и рубашек-косовороток.
Репетиция конкурсов Выучить песни и уметь провести конкурсы, хороводы Приготовить пригласительные Составить текст пригласительных для гостейРазрабатывая план подготовки КТД участники проекта приобретают навык коллективного планирования и у них вырабатывается конструктивное мышление.
ЭТАП: МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КТД (БЮДЖЕТ КТД)
ПЕРЕЧЕНЬ РЕКВИЗИТА И МАТЕРИАЛОВ ДЛЯ ДЕКОРАЦИЙ:
Деревянный стол, лавки, скатерть, рушники, самовар, чайный сервиз, выпечка.
СПИОК СРЕДСТВ, МАТЕРИАЛОВ, КАНЦЕЛЯРСКИХ ТОВАРОВ ДЛЯ МЕРОПРИЯТИЯ
Русские народные костюмы для девушек и юношей (готовые или сшиты на дополнительных занятиях), ткань для пошива, нитки, иголки, пригласительные билеты, краски, ватман, канцелярские товары.
ПЕРЕЧЕНЬ ПРЕДМЕТОВ ДЛЯ НАГРАЖДЕНИЯ ( ГРАМОТ, СУВЕНИРОВ)
Конфеты, пряники, пироги, баранки, список рецептов старинной русской кухни.
ТЕХНИЧЕСКОЕ ОФОРМЛЕНИЕ (ТСО, МУЗЫКАЛЬНОЕ ОФОРМЛЕНИЕ, СЛАЙДЫ, ПЛАКАТЫ В ЗАЛ)
Записи русских народных мелодий, народные инструменты.
Формируя бюджет КТД у учащиеся самостоятельно выстраивают алгоритм действий, стараются предвидеть конечный результат
ЭТАП: СПИСОК РАБОЧИХ ГРУПП ПО ПОДГОТОВКЕ К КТД
ФИО участника ВИГ Его роль, функция в подготовке КТД Списочный состав его рабочей группы ( ФИО воспитанников- помощников)
Организатор - планирует выполнение работы и распределяет обязанности между участниками Генератор идей - выдвигает, предлагает идеи по проведению КТД.
Информатор - сообщает всю необходимую информацию классному коллективу Организатор мероприятия -приглашение гостей, их вовлечение в мероприятие Сценарист - разработать ход сценария Хореограф - постановка и репетиция русских народных танцев Звукорежиссер - подбор русских народных инструментов, записи мелодий Костюмер - подбор костюмов в соответствии с темой мероприятия Декоратор - оформление классной комнаты Ресторатор - разработка «меню» посиделок.
Ведущие - умение правильно и четко вести мероприятие Эмоциональный лидер - выстраивает доброжелательные отношения с разными людьми в коллективе, не допускает конфликтов.
Лидер – критик - анализирует проект, выделяя его слабые и сильные стороны.
Каждый участник ВИГ подбирает для себя рабочую группу, что способствует формированию организаторских навыков.
ЭТАП: ПЛАН-ГРАФИК КОЛЛЕКТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ КТД
По необходимости происходят встречи участников рабочих групп, для решения каких – либо вопросов, для отработки отдельных конкурсных элементов. Происходит взаимообогащение деловыми качествами участников.
6. ЭТАП: СЦЕНАРИЙ МЕРОПРИЯТИЯ
Русские посиделки
В комнате стоит стол, накрытый скатертью, на нем чайные приборы. У входа в горницу гостей встречают Хозяин и Хозяюшка хлебом и солью. Ребята одеты в народные костюмы
Первый конкурс: « Загадки»
Хозяин: Проходите, гости славные!
Хозяйка: Гости добрые, желанные. Отведайте хлеба с солью.
Хозяин: Как в народе говорят: « Не дорог виноград терский, а дорог хлеб деревенский».
Гости проходят в горницу и рассаживаются за столом. Выходят выступающие.
1 В: На Руси все наши предки, чтобы вечер скоротать
2 В: Собирали посиделки
3 В: Поиграть и поболтать
4 В: Народ посмотреть и себя показать.
1 В: Хороводы водить, Песни-нескладухи петь, веселы потешки-небылицы сказывать
2 В: Загадки хитроумные загадывать.
Хозяин: Наш сундучок старинный
Хозяйка: Полон загадок коротких и длинных.
Хозяин: Кто проявит ум, смекалку?
Хозяйка: Не томи, читай загадку.
Хозяин читает загадки, а гости отгадывают. Кто больше всех отгадал загадок получает пряники или баранки. [1]
Второй конкурс: « Считалки»
1 В: Для современных детей считалки часть игры. А когда-то считалки не были игрой.
2 В: Люди в древности верили в числа. Число 3 было для многих народов символом полноты, счастливым числом. Оно всегда присутствовало в сказках.
1 В: Со временем считалки стали веселыми стишками. С их помощью выбирали кому водить в играх.
2 В: Давайте сейчас воспользуемся этой веселой игрой и выберем с помощью считалок тех, кто будет участвовать в следующем конкурсе.
Ребята вспоминают детские считалки и выбирают участников конкурса. Кто больше вспомнит их, тот получает сладкое вознаграждение. [2]
Третий конкурс: « Скороговорки»
1 В: Правильная, красивая, внятная речь нужна каждому человеку. Научиться четко, быстро и правильно говорить нас могут научить скороговорки.
2В: Дорогие гости, давайте вспомним скороговорки, которые вы знаете. За правильно произнесенную фразу вы получите поощрительный приз.
Четвертый конкурс: « Пословицы и поговорки»
1В: Но не только скороговорками богат русский народ. Есть еще пословицы и поговорки.
2 В: Мы предлагаем вам продолжить начатую пословицу, поговорку или крылатое выражение, а затем объясните его житейский смысл.
Победители конкурса получают от Хозяина и Хозяюшки конфеты в качестве награды. [1]
Пятый конкурс: «Вместе весело споем»
1 В: Вы послушайте, девчата, нескладушки буду петь;
На дубу свинья пасется, в бане париться медведь.
2 В: Сидит заяц на березе, при калошах, при часах.
Я спросила: Сколько время? Не женатый, холостой
3 В: Я с высокого забора прямо в воду упаду
Ну, кому какое дело, куда брызги полетят.
4 В: У моего миленка плохая кобыленка,
Она стояла у горы, ее заели комары.
1 В: Запрягу я кошку в дрожки, а котенка в тарантас.
Повезу свою хорошую всем людям напоказ.
2 В: Сапоги сшил из рубашки, а рубашку из сапог,
Дом поставил из опилок – вышел славненький домок
3 В: Вы послухайте ребята, нескладуху вам спою;
У ворот стоит телега и лягает верею.
4 В: На болоте, на снегу, укусил комар блоху.
Сидит заяц на березе, умирает со смеху.
Хозяин и Хозяюшка приглашают гостей поучаствовать в исполнении плясовых припевок и веселых частушек. Играющие достают из старинного сундучка веселые плясовые припевки и по очереди их исполняют. [4]
Викторина «За общим столом еда вкуснее»
Хозяин и Хозяюшка приглашают гостей к столу и угощают пирогами, блинами, пряниками, плюшками и чаем. Во время чаепития проводится небольшая викторина. Примерные вопросы:
Что такое сбитень?
Чем отличаются щи от борща?
Чем отличается расстегай от пирога с рыбой?
Что такое кулебяка?
Что такое путря с молоком? И др.
В конце мероприятия гости получают некоторые рецепты старинной русской кухни. [5]
6 ЭТАП: ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГА КТД, АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ КТД
Предлагается перечень вопросов, ответы на которые должны дать участники КТД, учителя, гости.
Примерные вопросы для подведения итогов и анализа результатов КТД:
Каково общее впечатление от КТД, его проведения, настроение после КТД?
Что особенно понравилось(запомнилось) из увиденного в процессе КТД?
Какие задачи удалось решить в процессе подготовки и проведения КТД? Что получилось?
Что не получилось из запланированного ( исходя из увиденного)? Почему, как вы считаете?
Как оцените свой вклад в КТД? Можно ли было сделать больше для КТД ?Как ваш вклад могут оценить другие участники КТД или воспитатель? Почему?
Ваша рекомендация(рекомендации) для улучшения подготовки и проведения КТД по подобным темам
Проанализировать полученные ответы, принять во внимание критические замечания.
Литература
1. Аникин В. П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор. – М., 1957.
2. Дети – собиратели и исследователи фольклора Сост. О. Б. Балашова. – М., 1996.
3. Иванов И.П. Коллективное творческое дело. Киров, 1990.
4. Науменко Г. М. Народный праздничный календарь в песнях, сказках, играх, обрядах. Часть1 – зима, весна. Часть 2 – лето, осень. – М., 1999.
5. Русский детский фольклор. Сост. С. М. Лойтер. – Петрозаводск.1991
Варианты заданий
Загадки
Тело голо, горло цело, а головы нет. Бутылка
В избу идут — плачут, из избы идут — пляшут. Вёдра
Сижу на дереве кругла, как шар, красна, как кровь, сладка, как мед. Вишня
Есть дерево об четыре дела: первое дело — мир освещает, второе дело — крик утишает, третье дело — больных исцеляет, четвертое дело — чистоту соблюдает. Берёза
Весь в шерсти, а кожи нет. Валенки
Своих глаз нет, а видит далеко. Бинокль
Очень скоро я бегу, а стоять вот не могу. Велосипед
Зубов много, а ничего не ест. Расчёска
Надрывается, орет, спать засоням не дает. Будильник
Лезу по железу на мясную гору. Всадник
Огня не страшусь, воды не боюсь. Глиняный горшок.
Живу я от ветра, сама не ем, а тебе еду готовлю. Ветреная мельница
Пять сестер один домик строят. Вязание спицами.
Красивая пословица-загадка — Два моря на дуге качаются. Вёдра и коромысло.
Сижу верхом, не знаю на ком, знакомца встречу, соскочу, привечу. Головной убор.
В лесу родился, а в доме хозяйничает. Веник
Среди бахчи зеленые мячи. Налетела детвора — от мячей одна кора. Арбуз
Бьют Ермилку что есть сил по затылку, он не плачет, только ножку прячет. Гвоздь
Ходит, ходит, а в избу не входит. Дверь
Без души родился, народу пригодился; дам пить — пьет, попрошу — отдает. Бочка
Много рук, а одна нога. Дерево
Малые малышки, зеленые катышки, сквозь землю прошли, на тычинку всползли. Горох
Маленький, сухонький весь мир одевает. Веретено
На тоненькой веревочке висят с вином бочоночки. Виноград
Кто не рожден, не учен, а правдой живет? Весы
Считалки
За морями, за горами
За высокими лесамиНа полянке теремок,На дверях висит замок.Ты за ключиком сходиИ замочек отопри. Цынцы-брынцы, балалайка,Цынцы-брынцы, поиграй-ка,Цынцы-брынцы, не хочу,Цынцы-брынцы, спать хочу.Цынцы-брынцы, куда едешь?Цынцы-брынцы, в городок,Цынцы-брынцы, чего купишь?Цынцы-брынцы, балычок
Раз, и два, и три, и десять,Выплывает белый месяц.Кто до месяца дойдет,Тот и прятаться пойдет. Раз, два, три, четыре, пять,Шесть, семь, восемь, девять, десять.Выплывает новый месяц.Кто до месяца достанет,тот и прятаться не станет.
Раз, два - в лесу трава,Три, четыре - круг пошире,Пять, шесть - сушки есть,Семь, восемь - в гости просим,Девять, десять - земляника…Ну-ка, Даша, поводи-ка! Шел баранПо крутым горам,Вырвал травку,Положил на лавку.Кто ее возьмет, Тот и водит
Скороговорки
Везёт Сеня Саню с Соней на санках. Санки скок, Сеню с ног, Саню в бок, Соню в лоб, с санок все в сугроб.
Везёт цапля Щучку с чушкой Щетина у чушки Чешуя у щучки.
Веселей, Савелий, сено пошевеливай.
Влас у нас, Афанас у вас.
Вожжи из кожи В хомут вхожи.
Возьми у белобородого мужика Полкрынки кислого молока.
Пословицы и поговорки
Красен человек статью.Красота без разума пуста.Кремень, а не человек.
Лицом детина, да разумом скотина.Лицом не красив, да сердцем неспесив.Лицом хорош, да душою не пригож.
Мал коротыш, да крепыш.Мал родился, а вырос — пригодился.Мал — да удал.
Свои люди — сочтемся.Свой глаз — алмаз, чужой — стеклышко.Своя воля: хочу — смеюсь, хочу — плачу.Своя рука — владыка.