Профессиональный модуль Эксплуатация и техническое обслуживание сельскохозяйственных машин и оборудования

Рассмотрена методическим советом

Протокол №___
от «____» ________20____год
Утверждена приказом АОУВО СПО «Устюженский политехнический техникум»
___________\ Богданова Л.Р.









РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Профессионального модуля ПМ.01 «Эксплуатация и техническое обслуживание сельскохозяйственных машин и оборудования»





Профессия 35.01.13 «Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства»





















2013 год.


Программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по профессии начального профессионального образования 35.01.13 "Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства".


Организация-разработчик: Автономное образовательное учреждение Вологодской области среднего профессионального образования "Устюженский политехнический техникум"

Разработчики:

Журавлев И.Н. преподаватель

Рекомендована Методическим советом АОУ ВО СПО "Устюженский политехнический техникум"

Заключение Методического совета №____________ от «____»__________20__ г.
номер

© Лебедева В.Я., преподаватель АОУ ВО СПО "Устюженский политехнический техникум"

© Барычева В.И.., преподаватель АОУ ВО СПО "Устюженский политехнический техникум"



СОДЕРЖАНИЕ



1.ПАСПОРТ примерной ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

стр.



4

2. результаты освоения ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

6

3. СТРУКТУРА и ПРИМЕРНОЕ содержание профессионального модуля

7

4 условия реализации программы ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

17

5. Контроль и оценка результатов освоения профессионального модуля (вида профессиональной деятельности)

19


1. паспорт ПРОГРАММЫ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
Эксплуатация и техническое обслуживание сельскохозяйственных машин и оборудования
название программы профессионального модуля

1.1. Область применения программы
Программа профессионального модуля – является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессии 35.01.13 "Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства" в части освоения основного вида профессиональной деятельности (ВПД): эксплуатация и техническое обслуживание сельскохозяйственных машин и оборудования
и соответствующих профессиональных компетенций (ПК):

1. Управлять тракторами и самоходными сельскохозяйственными машинами всех видов в организациях сельского хозяйства.
2. Выполнять работы по возделыванию и уборке сельскохозяйственных культур в растениеводстве.
3. Выполнять работы по обслуживанию технологического оборудования животноводческих комплексов и механизированных ферм.
4. Выполнять работы по техническому обслуживанию тракторов, сельскохозяйственных машин и оборудования в мастерских и пунктах технического обслуживания.

Программа профессионального модуля может быть использована в дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения квалификации и переподготовки) и профессиональной подготовке по профессиям:
Мастер сельскохозяйственного производства;
Мастер по техническому обслуживанию и ремонту машинно-тракторного парка.

Уровень образования: основное общее
Опыт работы не требуется.

1.2. Цели и задачи модуля – требования к результатам освоения модуля
С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения профессионального модуля должен:
иметь практический опыт:
- управления тракторами и самоходными сельскохозяйственными машинами;
- выполнения механизированных работ в сельском хозяйстве;
- технического обслуживания сельскохозяйственных машин и оборудования;
уметь:
- комплектовать машинно-тракторные агрегаты для проведения агротехнических работ в сельском хозяйстве;
- выполнять агротехнические и агрохимические работы машинно-тракторными агрегатами на базе тракторов основных марок, зерновыми и специальными комбайнами;
- выполнять технологические операции по регулировке машин и механизмов;
- перевозить грузы на тракторных прицепах, контролировать погрузку, размещение и закрепление на них перевозимого груза;
- выполнять работы средней сложности по периодическому техническому обслуживанию тракторов и агрегатируемых с ними сельскохозяйственных машин с применением современных средств технического обслуживания;
- выявлять несложные неисправности сельскохозяйственных малин и оборудования и - самостоятельно выполнять слесарные работы по их устранению;
- под руководством специалиста более высокой квалификации выполнять работы по подготовке, установке на хранение и снятию с хранения сельскохозяйственной техники;
- оформлять первичную документацию.

знать:
- устройство, принцип действия и. технические характеристики основных марок тракторов и сельскохозяйственных машин;
- мощность обслуживаемого двигателя и предельную нагрузку прицепных приспособлений;
- правила комплектования машинно-тракторных агрегатов в растениеводстве и животноводстве;
- правила работы с прицепными приспособлениями и устройствами;
- методы и приемы выполнения агротехнических и агрохимических работ;
- пути и средства повышения плодородия почв;
- средства и виды технического обслуживания тракторов, сельскохозяйственных машин и оборудования;
- способы выявления и устранения дефектов в работе тракторов, сельскохозяйственных машин и оборудования;
- правила погрузки, укладки, строповки и разгрузки различных грузов в тракторном прицепе;
- содержание и правила оформления первичной документации
Рекомендуемое количество часов на освоение программы профессионального модуля:
всего –1340, в том числе:
максимальной учебной нагрузки обучающегося – 726 часов, включая:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 562 часов (МДК01.01-74 час, МДК01.02.- 510 час);
самостоятельной работы обучающегося – 238 часов;
учебной практики – 182 часа.
производственной практики – 432 часа.
2. результаты освоения ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

Результатом освоения программы профессионального модуля является овладение обучающимися видом профессиональной деятельности эксплуатация и техническое обслуживание сельскохозяйственных машин и оборудования, в том числе профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями:


Код
Наименование результата обучения

ПК 1.1
Управлять тракторами и самоходными сельскохозяйственными машинами всех видов в организациях сельского хозяйства


ПК 1.2
Выполнять работы по возделыванию и уборке сельскохозяйственных культур в растениеводстве

ПК 1.3
Выполнять работы по обслуживанию технологического оборудования животноводческих комплексов и механизированных ферм

ПК 1.4
Выполнять работы по техническому обслуживанию тракторов, сельскохозяйственных машин и оборудования в мастерских и пунктах технического обслуживания

ОК 1
Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес

ОК 2
Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем

ОК 3
Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы

ОК 4
Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач

ОК 5
Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности

ОК 6
Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством. клиентами

ОК 7
Организовывать собственную деятельность с соблюдением требований охраны труда и экологической безопасности

ОК 8
Использовать воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей)


3. СТРУКТУРА и содержание профессионального модуля
3.1. Тематический план профессионального модуля (вариант для НПО)
Коды профессиональных компетенций
Наименования разделов профессионального модуля
Всего часов
(макс. учебная нагрузка и практики)
Объем времени, отведенный на освоение междисциплинарного курса (курсов)
Практика




Обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося
Самостоятельная работа обучающегося,
часов
Учебная,
часов
Производственная,
часов
(если предусмотрена рассредоточенная практика)




Всего,
часов
в т.ч. лабораторные работы и практические занятия,
часов




1
2
3
4
5
6
7
8

ОК 1-8
ПК 1.2
Раздел1. Технология механизированных работ в сельском хозяйстве

183
74
18
37
72


ОК 1-8
ПК 1.1
ПК 1.3
ПК 1.4
Раздел 2. Эксплуатация и техническое обслуживание сельскохозяйственных машин и оборудования
834
488
232
238
108



Производственная практика, часов
432

432


Всего:
1449
562
250
275
180
432


3.2. Содержание обучения по профессиональному модулю (ПМ)

Наименование разделов профессионального модуля (ПМ), междисциплинарных курсов (МДК) и тем
Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) (если предусмотрены)
Объем часов
Уровень освоения

1
2
3
4

Раздел 1.ПМ 01.
МДК 01.01 Технологии механизированных работ в сельском хозяйстве
74


Тема 1.1. Введение

Содержание
2



1.
Основные понятия о технологиях производства сельскохозяйственных культур. Современное состояние сельскохозяйственного производства.Роль интенсивных технологий в производстве сельскохозяйственной продукции. Опыт работы с/х предприятий по передовым технологиям.

1

Тема 1.2.
Правила комплектования машинно-тракторных агрегатов в растениеводстве и животноводстве
Содержание
12



1.
Характкристика энергетических средств. Классификация МТА. Эксплуатационные показатели работы МТА.
4
1


2.
Комплектование МТА.
2
1


3.
Виды и способы движения МТА. Классификация поворотов МТА.
2
1


Практические работы (при наличии, указываются темы)




1.
2.
Расчет состава машинно-тракторных агрегатов.
Изучение способов движения и поворотов МТА.
2
2

2


Тема 1.3 Методы и приемы выполнения агротехнических и агрохимических работ
Содержание
46



1.
Технология вспашки: агротехнические требования к вспашке, комплектование агрегатов, подготовка агрегатов к работе, подготовка поля, работа агрегата в загоне. Оценка качества выполнения работ.
2
1


2.
Технология лущения: агротехнические требования, подготовка поля, работа агрегата в загоне. Оценка качества выполнения работ.
2
1


3.
Технология боронования: агротехнические требования, подготовка поля, работа агрегата в загоне. Оценка качества выполнения работ.
2
1


4.
Технология культивации: агротехнические требования, подготовка поля, работа агрегата в загоне. Оценка качества выполнения работ.
2
1


5.
Технология прикатывания: агротехнические требования, подготовка поля, работа агрегата в загоне. Оценка качества выполнения работ.
2
1


7.
Виды и сроки применения средств защиты растений. Технология применения химических средств защиты растений. Охрана окружающей среды при использовании ядохимикатов.
4
1


8.
Технология посева и посадки: агротехнические требования, подготовка агрегатов к работе, подготовка поля, работа агрегата в загоне. Оценка качества выполнения работ.
4
1


9.
Технология производства зерна: значения и агробиологические особенности зерновых, подготовка семян, подготовка почвы, организация и проведение посева. Технология ухода за зерновыми культурами. Организация и технология уборки урожая.
4
1


10.
Технология производства картофеля: значения и биологические особенности культуры, подготовка посадочного материала, подготовка почвы, технология посадки, уход за культурой. Организация и технология проведения уборочных работ.
4
1


11.
Технология производства льна: значения и агробиологические особенности, подготовка семян, подготовка почвы, организация и проведение посева. Технология ухода. Организация и технология уборки
4
1


12.
Технология выращивания кормовых культур: виды кормовых культур, их питательная ценность, особенности агротехники.
2
1


13.
Технологии заготовки кормов: технология сенажа, силоса, сена. Организация зеленого ковеера.
4
1


Практические работы.




1.
Составление технологической карты на выполнение основных и поверхностных способов обработки почвы.
2
2


3.
Расчет норм высева семян.
2.
2


4.
Составление технологической карты на возделывание зерновых.
2
2


5.
Составление технологической карты на возделывание картофеля.
2
2


6.
Составление технологической карты на возделывание льна.
2
2

Тема 1.4 Пути и средства повышения плодородия почвы.
Содержание 14



1.
Почвы: понятие, возникновение, свойства и структура почвы, плодородие почвы и способы его повышения. Кислотность почв. Особенности почв Вологодской области.
4
1


2.
Удобрения: виды, значение, особенности применения.
4
1


3.
Технология внесения удобрений и мелиорантов: агротехнические требования, комплектование агрегатов и их настройка, работа агрегата в загоне. Оценка качества выполненных работ.
4
1


Практические работы.




1.Расчет норм внесения удобрений и ядохимикатов.
2
2

Итоговый контроль
Экзамен



Самостоятельная работа при изучении МДК 01.01
1. Написание рефератов.
Примерная тематика рефератов
Ячмень яровой: значение культуры, биологические особенности, сорта.
Овес: значение культуры, биологические особенности, сорта.
Пшеница яровая: значение культуры, биологические особенности, сорта.
Рожь озимая: значение культуры, биологические особенности, сорта.
Капуста белокочанная: значение, сорта, биологические особенности, особенности агротехники.
Столовые корнеплоды: значение, сорта, биологические особенности, особенности агротехники.
Кормовые корнеплоды: значение, сорта, биологические особенности, особенности агротехники.
Прядильные культуры: виды, биологическая характеристика и биологические особенности, значение.
Клевер луговой: общая характеристика, биологические особенности агротехники.
Тимофеевка луговая: общая характеристика, биологические особенности агротехники.
Овсяница луговая: общая характеристика, биологические особенности агротехники.
Однолетние кормовые травы.
Поверхностное и улучшение сенокосов и пастбищ.
Почвенные зоны и типы почв. Производственное значение почв.
Сорные растения и меры борьбы с ними.
Севообороты: значение, понятие предшественников, оценка культур как предшественников, классификация севооборотов.
2. Работа с дополнительной литературой.
3. Чтение профессиональных журналов.
37


тематика домашних заданий
Решение задач:
Расчет состава машинно-тракторных агрегатов
Расчет норм высева семян
Расчет норм внесения удобрений
Расчет ширины поворотных полос
Составление систем обработки почвы
Проверка правильности фактических норм внесения удобрений
Расчет массы сенажа и силоса в траншее.
Составление кроссвордов по изучаемым темам (почвы и их плодородие, удобрения, технологии обработки почв)




Учебная практика
Виды работ
1. Знакомство с технологиями производства продукции на сельхозпредприятии.
2. Комплектование машинно-тракторных агрегатов для выполнения сельскохозяйственных работ под руководством мастера п/о.
3. Выполнение технологических операций по обработке почвы на сельхозпредприятии под руководством мастера п/о.
4. Выполнение работ по производству сельхозпродукции: зерна, льна, картофеля, кормов под руководством мастера п/о.
5. Выполнение работ по уборке сельскохозяйственной продукции и организации ее переработки.
72


Производственная практика
Виды работ
Самостоятельное комплектование машинно-тракторных агрегатов.
Выполнение операций по обработке почвы для производства сельхозпродукции.
Выполнение операций по уходу за сельскохозяйственными культурами.
Выполнение уборочных работ.
36


Раздел 2.ПМ 01.
МДК 01.02 Эксплуатация и техническое обслуживание сельскохозяйственных машин и оборудования
488


Тема 2.1
Устройство, принцип действия и технические характеристики основных марок тракторов.

















































Содержание




Двигатель
55



1.
Технические характеристики основных марок тракторов. Классификация. Общее устройство колесных и гусеничных тракторов.
4
1


2.
Основные параметры двигателя внутреннего сгорания (ДВС). Основы работы ДВС. Общее устройство двигателя.
4
1


3.
Назначение, устройство, принцип действия кривошипно-шатунного механизма.
4
1


4.
Назначение, принцип действия газораспределительного механизма.
4
1


5.
Назначение системы охлаждения двигателя. Типы систем. Устройство и принцип действия воздушной и жидкостной систем охлаждения. Охлаждающие жидкостию
2
1


6.
Назначение системы смазки двигателя. Устройство агрегатов системы смазки двигателя. Способы подвода масла к деталям. Марки масел, применяемых к карбюраторным и дизельным двигателям.
6
1


7.
Способы пуска дизельного двигателя. Пусковой двигатель: устройство, принцип действия.
6
1


8.
Способы образования горючей смеси. Назначение, устройство и принцип действия агрегатов системы питания дизельного двигателя.
8
1


Лабораторные работы




Изучение устройства и принципа работы кривошипно-шатунного и газораспределительного механизма.
Изучение системы смазки, системы охлаждения и пускового двигателя.
Изучение системы питания дизельного двигателя.
6
2



6
2





5
2


Трансмиссия тракторов и Гидравлическая система
54



1.
Схема трансмиссии колесного и гусеничного тракторов. Муфты главного сцепления: назначение, классификация, устройство, принцип действия.
2
1


2.
Коробка перемены передач. Классификация, принцип действия механических и гидравлических коробок.
2
1


3.
Ведущие мосты. Устройство, принцип действия механизмов заднего моста гусеничных тракторов.
2
1


4.
Устройство, принцип действия механизмов ведущих мостов колесного трактора.
2
1


5.
Ходовая часть и рулевое управление колесных тракторов: основные параметры ходовой части, устройство узлов ходовой части и рулевого управления. Принцип действия рулевого управления.
2
1


6.
Ходовая часть гусеничного трактора: типы подвески, устройство узлов, принцип действия.
2
1


Лабораторные работы




1. Муфты главного сцепления.
2
2


2. Изучение коробок перемены передач.
2
2


3. Ведущие мосты.
2
2


4. Изучение ходовой части и рулевого управления.
4
2


Гидравлическая навесная система. Дополнительное оборудование




1.
Гидравлическая навесная система тракторов: назначение, общее устройство, принцип действия. Устройство агрегатов гидросистемы.
4
1


2.
Валы отбора мощности. Назначение, типы привода, принцип действия, выбор типа привода и оборотов вала с разными с/х машинами. Догружатели ведущих колес.
6
1


3.
Механизм навески тракторов. Устройство, подготовка навески для работы плугом и широкозахватным у
4
1


4.
Электрооборудование тракторов. Схема электрооборудования. Устройство и принцип действия агрегатов.
8
1


Лабораторные работы




1. Изучение гидравлической системы и дополнительного оборудования.
4
2


2. Изучение электрооборудования тракторов.
4
2


Контрольная работа
2


Тема 2.2
Правила дорожного движения


















Тема 2.3

Устройство, принцип действия и технические характеристики основных марок сельскохозяйственных машин



























Содержание
91



1. Общие положения. Основные понятия и термины.
4
2


2. Дорожные знаки.
12
2


3. Дорожная разметка и ее характеристики.
2
2


Практическое занятие
6



4. Порядок движения, остановка и стоянка самоходных машин.
8
2


5. Регулирование дорожного движения.
10
2


Практические занятия
8



6. Проезд перекрестков.
8
2


7. Проезд пешеходных переходов, остановок маршрутных транспортных средств и железнодорожных переездов.
4
2


Практические занятия
14



8. Особые условия движения.
4
2


9. Перевозка грузов.
2
2


10. Техническое состояние и оборудование трактора.
4
2


11. Номерные, опознавательные знаки, предупредительные устройства, надписи и обозначения.
2
2


Зачет по темам
3









Содержание
149



1. Машины для основной обработки почвы:
классификация, марки, устройство, регулировки, агрегатирование.
4
2


Лабораторная работа №1 Изучение устройства и регулировок плугов.
2



2. Машины для поверхностной обработки почвы: классификация, марки,
устройство, регулировки, агрегатирование.
2
2


Лабораторная работа №2 Изучение устройства и регулировок лущильников, борон, катков
4



Лабораторная работа №3 Изучение устройства и регулировок культиваторов и комбинированных почвообрабатывающих машин.
4



3. Посевные машины: классификация и марки сеялок, устройство, подготовка к работе, регулировки.
6
2


Лабораторная работа №4 Изучение устройства сеялок.
4



Лабораторная работа №5 Изучение регулировок, настройка на норму высева.
6



4. Картофелепосадочные и рассадопосадочные машины: классификация, марки, устройство, подготовка к работе. регулировки, агрегатирование.
4
2


Лабораторная работа №6 Изучение устройства машин.
4



Лабораторная работа №7 Подготовка к работе и регулировки
4



5. Машины для подготовки и внесения удобрений: марки, устройство, подготовка к работе, регулировки.
4
2


Лабораторная работа №8 Изучение устройства машин.
4
2


Лабораторная работа №9 Подготовка к работе и регулировки
4
2


6. Машины для химической защиты растений: виды и марки, устройство и регулировки.
4
2


Лабораторная работа №10 Изучение устройства машин.
4



Лабораторная работа №11 Подготовка к работе и регулировки
4



7. Машины для уборки зерновых культур: виды марки и устройство комбайнов, подготовка к их работе и регулировки. Особенности устройства комбайнов "Дон" и "Енисей"
44
2


8. Машины для послеуборочной обработки зерна
8



9. Машины для заготовки кормов
10



10. Картофелеуборочные комбайны
8



11. Машины для возделывания льна.
8



Контрольная работа
3


Тема 2.4
Средства и виды технического обслуживания тракторов.









































Система технического обслуживания (ТО) тракторов.
8



1.
Периодичность ТО тракторов, средства ТО, надежность тракторов.
2
1


2.
Оборудование при ТО. Пункты ТО.
2
1


3.
Техника безопасности при ТО.
2
1


4.
Периодичность ТО за тракторами.
2
1


Содержание технического обслуживания тракторов.
90



1.
ТО и регулировка КШМ. Диагностирование двигателя: определение износа деталей без разборки двигателя.
ТО и регулировки ГРМ. Влияние неисправностей и износа на мощность, долговечность и работоспособность двигателя.
14






1


2.
ТО системы охлаждения двигателя. Температурный режим двигателя. Определение причин перегрева двигателя, устранение неисправностей.
4
1


3.
То системы смазки двигателя. Требование к маслм, применяемым в двигателе. Определение качества масла. Определение причин снижения давления масла, устранение неисправностей.
4
1


4.
ТО и регулировка агрегатов систе6мы смазки дизельного двигателя. Требования к топливу. Влияние неисправностей агрегатов на мощность двигателя и расход топлива. Уход за воздухоочистителем. Регулировка форсунки на давление впрыска. Определение неработающей форсунки. Регулировка угла опережения подачи топлива насосом.
14
1


5.
ТО пускового двигателя. Установка зажигания на пусковом двигателе.
4
1


6.
ТО муфт главного сцепления. Правила эксплуатации муфт, регулировки. Влияние неисправностей муфт на тяговое усилие трактора.

1


7.
ТО коробок перемены передач, правила переключения передач.
4
1


8.
ТО ведущих мостов. Регулировка тормозов, проверка правильности регулировки. Влияние неисправности трансмиссии на экономические показатели трактора.
6
1


9.
ТО ходовой части гусеничного трактора, регулировка провисаний цепи. ТО и регулировки ходовой части и рулевого управления колесного трактора: изменение ширины колеи, сходимости, регулировка люфта руля.
6
1


10.
ТО агрегатов гидросистемы, определение неисправностей, их причин и способы устранения.
6
1


11.
ТО дополнительного оборудования и электрооборудования тракторов.
10
1


12.
Обкатка новых и вышедших из ремонта тракторов.
4
1


13.
Содержание ежесменного ТО, ТО№1, ТО№2, ТО№3.
4
1


14.
Постановка техники на хранение. Сезонное и послесезонное ТО.
4
1


Лабораторные работы




1. ТО двигателя
2
2


2. Трансмиссия трактора.
2
2


3. Проведение операций ТО по технологической карте.
2
2

Тема 2.5
Способы выявления и устранения дефектов в работе тракторов, сельхозмашин и оборудования


12
1


1.
Основные неисправности в работе двигателя и способы их устранения
2



2.
Устранение неисправностей трансмиссии и ходовой части.
2
1


3.
Устранение неисправностей с/х машин
2
1


Лабораторные работы




1. Удаление воздуха из топливной системы двигателя.
2
2


2. Регулировка клапанов механизма газораспределения.
2
2


3. Установка угла опережения зажигания пускового двигателя.
2
2

Тема 2.6
Оборудование животноводческих комплексов и ферм

14



1.
Оснащение животноводческих комплексов и ферм

8
1


2.
Организация кормоцехов.

1


3.
Кормораздатчики: виды, устройство и принцип работы.

1


4.
Системы тепло- и водоснабжения.

1


Лабораторные работы




1. Подготовка к работе кормораздатчика
6
2

Тема 2.6
Правила перевозки грузов в тракторном прицепе.

15



1.
Правила погрузки, укладки, строповки и разгрузки грузов в тракторных прицепах.
2
1


Лабораторные работы




1. размещение, укладка и строповка груза в тракторный прицеп.
6
2

Тема 2.7
Оформление первичной документации.
1.
Основная документация и требования к ее оформлению.
4
1


Лабораторные работы




1. Оформление путевой и транспортной документации.
3
2


Самостоятельная работа при изучении МДК 01.02
Примерная тематика домашних заданий:
Подготовка рефератов по темам:
Эксплуатационные показатели машинно-тракторных агрегатов.
Мощность двигателя и производительность трактора.
Автоматизация животноводческих комплексов: настоящее и будущее.
Особенности энергоснабжения животноводческих комплексов и ферм.
Приборы и методы диагностики неисправностей сельскохозяйственной техники.
Виды разрушений и повреждений деталей.
Основные направления повышения надежности тракторов.
Способы восстановления деталей.
Альтернативное топливо.
Составление сравнительных характеристик: кинематические схемы с/х машин; технические характеристики оборудования животноводческих ферм и их анализ; оборудование для ТО.
Составление технологических карт:
Подготовка к работе и порядок настройки с/х машин
Операции ежесменного обслуживания тракторов
Операции обслуживания кормоцеха.
4. Самостоятельное изучение дополнительной литературы и периодических изданий.
238


Учебная практика
Виды выполняемых работ:
постановка техники на хранение
ремонтные работы
108


Производственная практика (проходит на базе сельскохозяйственных предприятий, на втором курсе-216 часов в весеннее-летний период, на третьем курсе – 216 часов в осенний период).
Виды работ:
Работа на машинно-тракторных агрегатах для основной и предпосевной обработки почвы.
Работа на кормозаготовительных машинно-тракторных агрегатах.
Работа на зерноуборочных комбайнах.
Работа на картофелеуборочных агрегатах.
Работа на посевных агрегатах.
Работа на льноуборочных агрегатах.
Работа на машино-тракторных агрегатах для междурядной обработки почвы.
Работа на машино-тракторных агрегатах для приготовления и внесения удобрений.

432


Всего
1340


Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1 – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2 – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);
3 – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).
4. условия реализации программы ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

4.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы модуля предполагает наличие учебных кабинетов "Организация и технология производства с/х продукции", "Тракторы и автомобили", "Сельскохозяйственные машины"; мастерских "Слесарная мастерская"; лабораторий "Тракторы", "Сельскохозяйственные машины".
Оборудование учебного кабинета "Организация и технология производства с/х продукции" и рабочих мест кабинета:
- посадочные места обучающихся – 30;
- комплекты учебно-наглядных пособий: таблицы, плакаты, коллекции сельскохозяйственных культур и продукции, коллекция удобрений, коллекция семян, атласы, альбомы.
Технические средства обучения: компьютер с лицензионным программным обеспечением и мультимедиапроектор, СD-диски.
Оборудование учебного кабинета «Тракторы и автомобили»:
- посадочные места обучающихся – 30;
- комплекты учебно-наглядных пособий: таблицы, плакаты, учебные модели
- технические средства обучения: компьютер с лицензионным программным обеспечением и мультимедиапроектор, СD-диски.
Оборудование учебного кабинета «Сельскохозяйственные машины»:
- посадочные места обучающихся – 30;
- комплекты учебно-наглядных пособий: таблицы, плакаты, учебные модели
- технические средства обучения: компьютер с лицензионным программным обеспечением и мультимедиапроектор, СD-диски.

Оборудование лаборатории «Тракторы и сельскохозяйственные машины»:
- модели двигателей внутреннего сгорания;
- сборочные узлы;
- плуг ПН-3-35, плуг ПГП-3-40;
- зерноуборочный комбайн

4.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:

Пучин Е.А. Техническое обслуживание и ремонт тракторов / Под ред. Пучина Е.А. (8-е изд., стер.) учеб. пособие 2013
Организация и технология механизированных работ, Верещагин, 2009
Устинов А.Н. Сельскохозяйственные машины (12-е изд., стер.) учеб. пособие 2014
Двигатели тракторов, Нерсесян; 2007
Справочник слесаря, Покровский
Справочник автослесаря, Круглов
Слесарь по ремонту автомобилей, Кузнецов
Тракторы, Родичев, 2007
Пучин Е.А. Техническое обслуживание и ремонт тракторов / Под ред. Пучина Е.А. (8-е изд., стер.) учеб. пособие 2013

Дополнительные источники:

Гагатулина Г.Г. Технология производства продукции растениеводства. – М.: Колос, 1995 – 446с.
Устинов А.Н. Зерноуборочные комбайны. – М.: Академия, 2006
Акимов А.П. Справочная книга тракториста-машиниста. – М.: Колос, 2001

Общие требования к организации образовательного процесса

Освоению модуля предшествует изучение следующих дисциплин: «Основы технического черчения», «Основы материаловедения и технология общеслесарных работ», «Техническая механика с основами технических измерений».
Обязательным условием допуска к производственной практике по профессии в рамках профессионального модуля «Эксплуатация и техническое обслуживание сельскохозяйственных машин и оборудования» является успешное изучение МДК.01.01 и МДК.01.02, прохождением учебной практики, которая проводится в лабораториях техникума, на учебном полигоне и на сельскохозяйственных предприятиях.
Производственная практика проходит в хозяйствах района с обязательным заключением договоров. Работодатель назначает ответственного за прохождение обучающимися производственной практики. В ходе которой проводится экспертная оценка освоения профессиональных компетенций (ПК 1.1-1.4).
Контроль за прохождением производственной практики осуществляет мастер производственного обучения.
По окончанию изучения ПМ обучающиеся сдают экзамен квалификационный.

4.4. Кадровое обеспечение образовательного процесса
Требования к квалификации педагогических (инженерно-педагогических) кадров, обеспечивающих обучение по междисциплинарному курсу (курсам):
К педагогическим работникам, которые обеспечивают обучение по ПМ «Эксплуатация и техническое обслуживание сельскохозяйственных машин и оборудования» предъявляются следующие требования: наличие высшего профессионального образования, соответствующего профилю модуля и профессии; прохождение курсов повышения квалификации не реже 1 раз в 5 лет, систематическое прохождение обучения по технике безопасности.
К мастерам производственного обучения, осуществляющим проведение учебных практик предъявляются следующие требования: наличие соответствующих категорий на право управления сельскохозяйственной техникой с обязательной стажировкой в профильных организациях не реже 1 раза в 3 года; опыт деятельности в организациях в соответствующей профессиональной сферы является обязательным.

5. Контроль и оценка результатов освоения профессионального модуля (вида профессиональной деятельности)

Результаты
(освоенные профессиональные компетенции)
Основные показатели оценки результата
Формы и методы контроля и оценки

ПК1.1 Управлять тракторами и самоходными сельскохозяйственными машинами всех видов в организациях сельского хозяйства
Самостоятельное управление тракторами и самоходными сельскохозяйственными машинами.
Безопасное выполнение работ по перевозке грузов на тракторных прицепах.
Экспертная оценка деятельности обучающегося при прохождении учебной, производственной практик.
Экзамен квалификационный.

ПК 1.2 Выполнять работы по возделыванию и уборке сельскохозяйственных культур в растениеводстве
Выполнение работ по комплектованию машинно-тракторных агрегатов
Выполнение работ по обработке почвы
Выполнение агротехнических приемов по уходу за сельскохозяйственными культурами
Выполнение уборочных работ
Решение производственных задач и производственных ситуаций
Экспертная оценка выполнения практических заданий, выполненных работ, решенных задач и производственных ситуаций.
Зачет по производственной практике.
Экзамен квалификационный

ПК 1.3 Выполнять работы по обслуживанию технологического оборудования животноводческих комплексов и механизированных ферм
Проведение работ по обслуживанию технологического оборудования животноводческих комплексов и механизированных ферм.
Экспертная оценка деятельности обучающегося при прохождении учебной, производственной практик.
Экзамен квалификационный.

ПК 1.4 Выполнять работы по техническому обслуживанию тракторов, сельскохозяйственных машин и оборудования в мастерских и пунктах технического обслуживания
Точное определение неисправностей сельскохозяйственных машин и оборудования.
Определение средств и видов технического обслуживания тракторов, сельскохозяйственных машин и оборудования.
Проведение ежесменного обслуживания тракторов, сельскохозяйственных машин и оборудования.

Экспертная оценка деятельности обучающегося при прохождении учебной, производственной практик.
Экзамен квалификационный.


Формы и методы контроля и оценки результатов обучения должны позволять проверять у обучающихся не только сформированность профессиональных компетенций, но и развитие общих компетенций и обеспечивающих их умений.

Результаты
(освоенные общие компетенции)
Основные показатели оценки результата
Формы и методы контроля и оценки

ОК1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес
Демонстрация интереса к будущей профессии









Наблюдение за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы

Интерпретация результатов наблюдений.

Экспертная оценка выполнения работ на учебной и производственной практиках.

Наблюдение за самостоятельным выполнением домашних заданий, оценка индивидуальной работы.



ОК2.Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем
Выбор и применение методов и способов решения профессиональных задач при выполнении сельскохозяйственных работ



ОК3.Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы
Решение стандартных и нестандартных профессиональных задач, оценка эффективности и качества выполнения; самоанализ и коррекция результатов собственной работы


ОК4.Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач
Эффективный поиск необходимой информации;
использование различных источников, включая электронные.


ОК5.Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности
Работа в текстовом редакторе Word, знать браузеры, пользоваться Интернет.


ОК6.Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством. клиентами
Взаимодействие с обучающимися, преподавателями и мастерами производственного обучения в ходе обучения


ОК7.Организовывать собственную деятельность с соблюдением требований охраны труда и экологической безопасности
Соблюдение норм охраны труда и экологической безопасности при выполнении работ в сельском хозяйстве


ОК8.Использовать воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей)
Готовность нести воинскую службу












13PAGE 15


13PAGE 14115




 
·