Профессиональный модуль Эксплуатация и техническое обслуживание сельскохозяйственных машин и оборудования
Рассмотрена методическим советом
Протокол №___
от «____» ________20____год
Утверждена приказом АОУВО СПО «Устюженский политехнический техникум»
___________\ Богданова Л.Р.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Профессионального модуля ПМ.01«Эксплуатация и техническое обслуживание сельскохозяйственных машин и оборудования»
Профессия 35.01.13 «Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства»
2013 год.
Программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по профессии начального профессионального образования 35.01.13 "Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства".
Организация-разработчик: Автономное образовательное учреждение Вологодской области среднего профессионального образования "Устюженский политехнический техникум"
Разработчики:
Журавлев И.Н. преподаватель
Рекомендована Методическим советом АОУ ВО СПО "Устюженский политехнический техникум"
Заключение Методического совета №____________ от «____»__________20__ г.
номер
© Лебедева В.Я., преподаватель АОУ ВО СПО "Устюженский политехнический техникум"
© Барычева В.И.., преподаватель АОУ ВО СПО "Устюженский политехнический техникум"
СОДЕРЖАНИЕ
1.ПАСПОРТ примерной ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
стр.
4
2. результаты освоения ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
6
3. СТРУКТУРА и ПРИМЕРНОЕ содержание профессионального модуля
7
4 условия реализации программы ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
17
5. Контроль и оценка результатов освоения профессионального модуля (вида профессиональной деятельности)
19
1. паспорт ПРОГРАММЫ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
Эксплуатация и техническое обслуживание сельскохозяйственных машин и оборудования
название программы профессионального модуля
1.1. Область применения программы
Программа профессионального модуля – является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессии 35.01.13 "Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства" в части освоения основного вида профессиональной деятельности (ВПД): эксплуатация и техническое обслуживание сельскохозяйственных машин и оборудования
и соответствующих профессиональных компетенций (ПК):
1. Управлять тракторами и самоходными сельскохозяйственными машинами всех видов в организациях сельского хозяйства.
2. Выполнять работы по возделыванию и уборке сельскохозяйственных культур в растениеводстве.
3. Выполнять работы по обслуживанию технологического оборудования животноводческих комплексов и механизированных ферм.
4. Выполнять работы по техническому обслуживанию тракторов, сельскохозяйственных машин и оборудования в мастерских и пунктах технического обслуживания.
Программа профессионального модуля может быть использована в дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения квалификации и переподготовки) и профессиональной подготовке по профессиям:
Мастер сельскохозяйственного производства;
Мастер по техническому обслуживанию и ремонту машинно-тракторного парка.
Уровень образования: основное общее
Опыт работы не требуется.
1.2. Цели и задачи модуля – требования к результатам освоения модуля
С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения профессионального модуля должен:
иметь практический опыт:
- управления тракторами и самоходными сельскохозяйственными машинами;
- выполнения механизированных работ в сельском хозяйстве;
- технического обслуживания сельскохозяйственных машин и оборудования;
уметь:
- комплектовать машинно-тракторные агрегаты для проведения агротехнических работ в сельском хозяйстве;
- выполнять агротехнические и агрохимические работы машинно-тракторными агрегатами на базе тракторов основных марок, зерновыми и специальными комбайнами;
- выполнять технологические операции по регулировке машин и механизмов;
- перевозить грузы на тракторных прицепах, контролировать погрузку, размещение и закрепление на них перевозимого груза;
- выполнять работы средней сложности по периодическому техническому обслуживанию тракторов и агрегатируемых с ними сельскохозяйственных машин с применением современных средств технического обслуживания;
- выявлять несложные неисправности сельскохозяйственных малин и оборудования и- самостоятельно выполнять слесарные работы по их устранению;
- под руководством специалиста более высокой квалификации выполнять работы по подготовке, установке на хранение и снятию с хранения сельскохозяйственной техники;
- оформлять первичную документацию.
знать:
- устройство, принцип действия и. технические характеристики основных марок тракторов и сельскохозяйственных машин;
- мощность обслуживаемого двигателя и предельную нагрузку прицепных приспособлений;
- правила комплектования машинно-тракторных агрегатов в растениеводстве и животноводстве;
- правила работы с прицепными приспособлениями и устройствами;
- методы и приемы выполнения агротехнических и агрохимических работ;
- пути и средства повышения плодородия почв;
- средства и виды технического обслуживания тракторов, сельскохозяйственных машин и оборудования;
- способы выявления и устранения дефектов в работе тракторов, сельскохозяйственных машин и оборудования;
- правила погрузки, укладки, строповки и разгрузки различных грузов в тракторном прицепе;
- содержание и правила оформления первичнойдокументации
Рекомендуемое количество часов на освоение программы профессионального модуля:
всего –1340, в том числе:
максимальной учебной нагрузки обучающегося – 726 часов, включая:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 562 часов (МДК01.01-74 час, МДК01.02.- 510 час);
самостоятельной работы обучающегося – 238 часов;
учебной практики – 182 часа.
производственной практики – 432 часа.
2. результаты освоения ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
Результатом освоения программы профессионального модуля является овладение обучающимися видом профессиональной деятельности эксплуатация и техническое обслуживание сельскохозяйственных машин и оборудования, в том числе профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями:
Код
Наименование результата обучения
ПК 1.1
Управлять тракторами и самоходными сельскохозяйственными машинами всех видов в организациях сельского хозяйства
ПК 1.2
Выполнять работы по возделыванию и уборке сельскохозяйственных культур в растениеводстве
ПК 1.3
Выполнять работы по обслуживанию технологического оборудования животноводческих комплексов и механизированных ферм
ПК 1.4
Выполнять работы по техническому обслуживанию тракторов, сельскохозяйственных машин и оборудования в мастерских и пунктах технического обслуживания
ОК 1
Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес
ОК 2
Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем
ОК 3
Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы
ОК 4
Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач
ОК 5
Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности
ОК 6
Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством. клиентами
ОК 7
Организовывать собственную деятельность с соблюдением требований охраны труда и экологической безопасности
ОК 8
Использовать воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей)
3. СТРУКТУРА и содержание профессионального модуля
3.1. Тематический план профессионального модуля (вариант для НПО)
Коды профессиональных компетенций
Наименования разделов профессионального модуля
Всего часов
(макс. учебная нагрузка и практики)
Объем времени, отведенный на освоение междисциплинарного курса (курсов)
Практика
Обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося
Самостоятельная работа обучающегося,
часов
Учебная,
часов
Производственная,
часов
(если предусмотрена рассредоточенная практика)
Всего,
часов
в т.ч. лабораторные работы и практические занятия,
часов
1
2
3
4
5
6
7
8
ОК 1-8
ПК 1.2
Раздел1. Технология механизированных работ в сельском хозяйстве
183
74
18
37
72
ОК 1-8
ПК 1.1
ПК 1.3
ПК 1.4
Раздел 2. Эксплуатация и техническое обслуживание сельскохозяйственных машин и оборудования
834
488
232
238
108
Производственная практика, часов
432
432
Всего:
1449
562
250
275
180
432
3.2. Содержание обучения по профессиональному модулю (ПМ)
Наименование разделов профессионального модуля (ПМ), междисциплинарных курсов (МДК) и тем
Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) (если предусмотрены)
Объем часов
Уровень освоения
1
2
3
4
Раздел 1.ПМ 01.
МДК 01.01 Технологии механизированных работ в сельском хозяйстве
74
Тема 1.1. Введение
Содержание
2
1.
Основные понятия о технологиях производства сельскохозяйственных культур. Современное состояние сельскохозяйственного производства.Роль интенсивных технологий в производстве сельскохозяйственной продукции. Опыт работы с/х предприятий по передовым технологиям.
1
Тема 1.2.
Правила комплектования машинно-тракторных агрегатов в растениеводстве и животноводстве
Содержание
12
1.
Характкристика энергетических средств. Классификация МТА. Эксплуатационные показатели работы МТА.
4
1
2.
Комплектование МТА.
2
1
3.
Виды и способы движения МТА. Классификация поворотов МТА.
2
1
Практические работы (при наличии, указываются темы)
1.
2.
Расчет состава машинно-тракторных агрегатов.
Изучение способов движения и поворотов МТА.
2
2
2
Тема 1.3 Методы и приемы выполнения агротехнических и агрохимических работ
Содержание
46
1.
Технология вспашки: агротехнические требования к вспашке, комплектование агрегатов, подготовка агрегатов к работе, подготовка поля, работа агрегата в загоне. Оценка качества выполнения работ.
2
1
2.
Технология лущения: агротехнические требования, подготовка поля, работа агрегата в загоне. Оценка качества выполнения работ.
2
1
3.
Технология боронования: агротехнические требования, подготовка поля, работа агрегата в загоне. Оценка качества выполнения работ.
2
1
4.
Технология культивации: агротехнические требования, подготовка поля, работа агрегата в загоне. Оценка качества выполнения работ.
2
1
5.
Технология прикатывания: агротехнические требования, подготовка поля, работа агрегата в загоне. Оценка качества выполнения работ.
2
1
7.
Виды и сроки применения средств защиты растений. Технология применения химических средств защиты растений. Охрана окружающей среды при использовании ядохимикатов.
4
1
8.
Технология посева и посадки: агротехнические требования, подготовка агрегатов к работе, подготовка поля, работа агрегата в загоне. Оценка качества выполнения работ.
4
1
9.
Технология производства зерна: значения и агробиологические особенности зерновых, подготовка семян, подготовка почвы, организация и проведение посева. Технология ухода за зерновыми культурами. Организация и технология уборки урожая.
4
1
10.
Технология производства картофеля: значения и биологические особенности культуры, подготовка посадочного материала, подготовка почвы, технология посадки, уход за культурой. Организация и технология проведения уборочных работ.
4
1
11.
Технология производства льна: значения и агробиологические особенности, подготовка семян, подготовка почвы, организация и проведение посева. Технология ухода. Организация и технология уборки
4
1
12.
Технология выращивания кормовых культур: виды кормовых культур, их питательная ценность, особенности агротехники.
2
1
13.
Технологии заготовки кормов: технология сенажа, силоса, сена. Организация зеленого ковеера.
4
1
Практические работы.
1.
Составление технологической карты на выполнение основных и поверхностных способов обработки почвы.
2
2
3.
Расчет норм высева семян.
2.
2
4.
Составление технологической карты на возделывание зерновых.
2
2
5.
Составление технологической карты на возделывание картофеля.
2
2
6.
Составление технологической карты на возделывание льна.
2
2
Тема 1.4 Пути и средства повышения плодородия почвы.
Содержание 14
1.
Почвы: понятие, возникновение, свойства и структура почвы, плодородие почвы и способы его повышения. Кислотность почв. Особенности почв Вологодской области.
4
1
2.
Удобрения: виды, значение, особенности применения.
4
1
3.
Технология внесения удобрений и мелиорантов: агротехнические требования, комплектование агрегатов и их настройка, работа агрегата в загоне. Оценка качества выполненных работ.
4
1
Практические работы.
1.Расчет норм внесения удобрений и ядохимикатов.
2
2
Итоговый контроль
Экзамен
Самостоятельная работа при изучении МДК 01.01
1. Написание рефератов.
Примерная тематика рефератов
Ячмень яровой: значение культуры, биологические особенности, сорта.
Овес: значение культуры, биологические особенности, сорта.
Пшеница яровая: значение культуры, биологические особенности, сорта.
Рожь озимая: значение культуры, биологические особенности, сорта.
Капуста белокочанная: значение, сорта, биологические особенности, особенности агротехники.
Столовые корнеплоды: значение, сорта, биологические особенности, особенности агротехники.
Кормовые корнеплоды: значение, сорта, биологические особенности, особенности агротехники.
Прядильные культуры: виды, биологическая характеристика и биологические особенности, значение.
Клевер луговой: общая характеристика, биологические особенности агротехники.
Тимофеевка луговая: общая характеристика, биологические особенности агротехники.
Овсяница луговая: общая характеристика, биологические особенности агротехники.
Однолетние кормовые травы.
Поверхностное и улучшение сенокосов и пастбищ.
Почвенные зоны и типы почв. Производственное значение почв.
Сорные растения и меры борьбы с ними.
Севообороты: значение, понятие предшественников, оценка культур как предшественников, классификация севооборотов.
2. Работа с дополнительной литературой.
3. Чтение профессиональных журналов.
37
тематика домашних заданий
Решение задач:
Расчет состава машинно-тракторных агрегатов
Расчет норм высева семян
Расчет норм внесения удобрений
Расчет ширины поворотных полос
Составление систем обработки почвы
Проверка правильности фактических норм внесения удобрений
Расчет массы сенажа и силоса в траншее.
Составление кроссвордов по изучаемым темам (почвы и их плодородие, удобрения, технологии обработки почв)
Учебная практика
Виды работ
1. Знакомство с технологиями производства продукции на сельхозпредприятии.
2. Комплектование машинно-тракторных агрегатов для выполнения сельскохозяйственных работ под руководством мастера п/о.
3. Выполнение технологических операций по обработке почвы на сельхозпредприятии под руководством мастера п/о.
4. Выполнение работ по производству сельхозпродукции: зерна, льна, картофеля, кормов под руководством мастера п/о.
5. Выполнение работ по уборке сельскохозяйственной продукции и организации ее переработки.
72
Производственная практика
Виды работ
Самостоятельное комплектование машинно-тракторных агрегатов.
Выполнение операций по обработке почвы для производства сельхозпродукции.
Выполнение операций по уходу за сельскохозяйственными культурами.
Выполнение уборочных работ.
36
Раздел 2.ПМ 01.
МДК 01.02 Эксплуатация и техническое обслуживание сельскохозяйственных машин и оборудования
488
Тема 2.1
Устройство, принцип действия и технические характеристики основных марок тракторов.
Содержание
Двигатель
55
1.
Технические характеристики основных марок тракторов. Классификация. Общее устройство колесных и гусеничных тракторов.
4
1
2.
Основные параметры двигателя внутреннего сгорания (ДВС). Основы работы ДВС. Общее устройство двигателя.
4
1
3.
Назначение, устройство, принцип действия кривошипно-шатунного механизма.
4
1
4.
Назначение, принцип действия газораспределительного механизма.
4
1
5.
Назначение системы охлаждения двигателя. Типы систем. Устройство и принцип действия воздушной и жидкостной систем охлаждения. Охлаждающие жидкостию
2
1
6.
Назначение системы смазки двигателя. Устройство агрегатов системы смазки двигателя. Способы подвода масла к деталям. Марки масел, применяемых к карбюраторным и дизельным двигателям.
6
1
7.
Способы пуска дизельного двигателя. Пусковой двигатель: устройство, принцип действия.
6
1
8.
Способы образования горючей смеси. Назначение, устройство и принцип действия агрегатов системы питания дизельного двигателя.
8
1
Лабораторные работы
Изучение устройства и принципа работы кривошипно-шатунного и газораспределительного механизма.
Изучение системы смазки, системы охлаждения и пускового двигателя.
Изучение системы питания дизельного двигателя.
6
2
6
2
5
2
Трансмиссия тракторов и Гидравлическая система
54
1.
Схема трансмиссии колесного и гусеничного тракторов. Муфты главного сцепления: назначение, классификация, устройство, принцип действия.
2
1
2.
Коробка перемены передач. Классификация, принцип действия механических и гидравлических коробок.
2
1
3.
Ведущие мосты. Устройство, принцип действия механизмов заднего моста гусеничных тракторов.
2
1
4.
Устройство, принцип действия механизмов ведущих мостов колесного трактора.
2
1
5.
Ходовая часть и рулевое управление колесных тракторов: основные параметры ходовой части, устройство узлов ходовой части и рулевого управления. Принцип действия рулевого управления.
2
1
6.
Ходовая часть гусеничного трактора: типы подвески, устройство узлов, принцип действия.
2
1
Лабораторные работы
1. Муфты главного сцепления.
2
2
2. Изучение коробок перемены передач.
2
2
3. Ведущие мосты.
2
2
4. Изучение ходовой части и рулевого управления.
4
2
Гидравлическая навесная система. Дополнительное оборудование
1.
Гидравлическая навесная система тракторов: назначение, общее устройство, принцип действия. Устройство агрегатов гидросистемы.
4
1
2.
Валы отбора мощности. Назначение, типы привода, принцип действия, выбор типа привода и оборотов вала с разными с/х машинами. Догружатели ведущих колес.
6
1
3.
Механизм навески тракторов. Устройство, подготовка навески для работы плугом и широкозахватным у
4
1
4.
Электрооборудование тракторов. Схема электрооборудования. Устройство и принцип действия агрегатов.
8
1
Лабораторные работы
1. Изучение гидравлической системы и дополнительного оборудования.
4
2
2. Изучение электрооборудования тракторов.
4
2
Контрольная работа
2
Тема 2.2
Правила дорожного движения
Тема 2.3
Устройство, принцип действия и технические характеристики основных марок сельскохозяйственных машин
Содержание
91
1. Общие положения. Основные понятия и термины.
4
2
2. Дорожные знаки.
12
2
3. Дорожная разметка и ее характеристики.
2
2
Практическое занятие
6
4. Порядок движения, остановка и стоянка самоходных машин.
8
2
5. Регулирование дорожного движения.
10
2
Практические занятия
8
6. Проезд перекрестков.
8
2
7. Проезд пешеходных переходов, остановок маршрутных транспортных средств и железнодорожных переездов.
4
2
Практические занятия
14
8. Особые условия движения.
4
2
9. Перевозка грузов.
2
2
10. Техническое состояние и оборудование трактора.
4
2
11. Номерные, опознавательные знаки, предупредительные устройства, надписи и обозначения.
2
2
Зачет по темам
3
Содержание
149
1. Машины для основной обработки почвы:
классификация, марки, устройство, регулировки, агрегатирование.
4
2
Лабораторная работа №1 Изучение устройства и регулировок плугов.
2
2. Машины для поверхностной обработки почвы: классификация, марки,
устройство, регулировки, агрегатирование.
2
2
Лабораторная работа №2 Изучение устройства и регулировок лущильников, борон, катков
4
Лабораторная работа №3 Изучение устройства и регулировок культиваторов и комбинированных почвообрабатывающих машин.
4
3. Посевные машины: классификация и марки сеялок, устройство, подготовка к работе, регулировки.
6
2
Лабораторная работа №4 Изучение устройства сеялок.
4
Лабораторная работа №5 Изучение регулировок, настройка на норму высева.
6
4. Картофелепосадочные и рассадопосадочные машины: классификация, марки, устройство, подготовка к работе. регулировки, агрегатирование.
4
2
Лабораторная работа №6 Изучение устройства машин.
4
Лабораторная работа №7 Подготовка к работе и регулировки
4
5. Машины для подготовки и внесения удобрений: марки, устройство, подготовка к работе, регулировки.
4
2
Лабораторная работа №8 Изучение устройства машин.
4
2
Лабораторная работа №9 Подготовка к работе и регулировки
4
2
6. Машины для химической защиты растений: виды и марки, устройство и регулировки.
4
2
Лабораторная работа №10 Изучение устройства машин.
4
Лабораторная работа №11 Подготовка к работе и регулировки
4
7. Машины для уборки зерновых культур: виды марки и устройство комбайнов, подготовка к их работе и регулировки. Особенности устройства комбайнов "Дон" и "Енисей"
44
2
8. Машины для послеуборочной обработки зерна
8
9. Машины для заготовки кормов
10
10. Картофелеуборочные комбайны
8
11. Машины для возделывания льна.
8
Контрольная работа
3
Тема 2.4
Средства и виды технического обслуживания тракторов.
Система технического обслуживания (ТО) тракторов.
8
1.
Периодичность ТО тракторов, средства ТО, надежность тракторов.
2
1
2.
Оборудование при ТО. Пункты ТО.
2
1
3.
Техника безопасности при ТО.
2
1
4.
Периодичность ТО за тракторами.
2
1
Содержание технического обслуживания тракторов.
90
1.
ТО и регулировка КШМ. Диагностирование двигателя: определение износа деталей без разборки двигателя.
ТО и регулировки ГРМ. Влияние неисправностей и износа на мощность, долговечность и работоспособность двигателя.
14
1
2.
ТО системы охлаждения двигателя. Температурный режим двигателя. Определение причин перегрева двигателя, устранение неисправностей.
4
1
3.
То системы смазки двигателя. Требование к маслм, применяемым в двигателе. Определение качества масла. Определение причин снижения давления масла, устранение неисправностей.
4
1
4.
ТО и регулировка агрегатов систе6мы смазки дизельного двигателя. Требования к топливу. Влияние неисправностей агрегатов на мощность двигателя и расход топлива. Уход за воздухоочистителем. Регулировка форсунки на давление впрыска. Определение неработающей форсунки. Регулировка угла опережения подачи топлива насосом.
14
1
5.
ТО пускового двигателя. Установка зажигания на пусковом двигателе.
4
1
6.
ТО муфт главного сцепления. Правила эксплуатации муфт, регулировки. Влияние неисправностей муфт на тяговое усилие трактора.
1
7.
ТО коробок перемены передач, правила переключения передач.
4
1
8.
ТО ведущих мостов. Регулировка тормозов, проверка правильности регулировки. Влияние неисправности трансмиссии на экономические показатели трактора.
6
1
9.
ТО ходовой части гусеничного трактора, регулировка провисаний цепи. ТО и регулировки ходовой части и рулевого управления колесного трактора: изменение ширины колеи, сходимости, регулировка люфта руля.
6
1
10.
ТО агрегатов гидросистемы, определение неисправностей, их причин и способы устранения.
6
1
11.
ТО дополнительного оборудования и электрооборудования тракторов.
10
1
12.
Обкатка новых и вышедших из ремонта тракторов.
4
1
13.
Содержание ежесменного ТО, ТО№1, ТО№2, ТО№3.
4
1
14.
Постановка техники на хранение. Сезонное и послесезонное ТО.
4
1
Лабораторные работы
1. ТО двигателя
2
2
2. Трансмиссия трактора.
2
2
3. Проведение операций ТО по технологической карте.
2
2
Тема 2.5
Способы выявления и устранения дефектов в работе тракторов, сельхозмашин и оборудования
12
1
1.
Основные неисправности в работе двигателя и способы их устранения
2
2.
Устранение неисправностей трансмиссии и ходовой части.
2
1
3.
Устранение неисправностей с/х машин
2
1
Лабораторные работы
1. Удаление воздуха из топливной системы двигателя.
2
2
2. Регулировка клапанов механизма газораспределения.
2
2
3. Установка угла опережения зажигания пускового двигателя.
2
2
Тема 2.6
Оборудование животноводческих комплексов и ферм
14
1.
Оснащение животноводческих комплексов и ферм
8
1
2.
Организация кормоцехов.
1
3.
Кормораздатчики: виды, устройство и принцип работы.
1
4.
Системы тепло- и водоснабжения.
1
Лабораторные работы
1. Подготовка к работе кормораздатчика
6
2
Тема 2.6
Правила перевозки грузов в тракторном прицепе.
15
1.
Правила погрузки, укладки, строповки и разгрузки грузов в тракторных прицепах.
2
1
Лабораторные работы
1. размещение, укладка и строповка груза в тракторный прицеп.
6
2
Тема 2.7
Оформление первичной документации.
1.
Основная документация и требования к ее оформлению.
4
1
Лабораторные работы
1. Оформление путевой и транспортной документации.
3
2
Самостоятельная работа при изучении МДК 01.02
Примерная тематика домашних заданий:
Подготовка рефератов по темам:
Эксплуатационные показатели машинно-тракторных агрегатов.
Мощность двигателя и производительность трактора.
Автоматизация животноводческих комплексов: настоящее и будущее.
Особенности энергоснабжения животноводческих комплексов и ферм.
Приборы и методы диагностики неисправностей сельскохозяйственной техники.
Виды разрушений и повреждений деталей.
Основные направления повышения надежности тракторов.
Способы восстановления деталей.
Альтернативное топливо.
Составление сравнительных характеристик: кинематические схемы с/х машин; технические характеристики оборудования животноводческих ферм и их анализ; оборудование для ТО.
Составление технологических карт:
Подготовка к работе и порядок настройки с/х машин
Операции ежесменного обслуживания тракторов
Операции обслуживания кормоцеха.
4. Самостоятельное изучение дополнительной литературы и периодических изданий.
238
Учебная практика
Виды выполняемых работ:
постановка техники на хранение
ремонтные работы
108
Производственная практика (проходит на базе сельскохозяйственных предприятий, на втором курсе-216 часов в весеннее-летний период, на третьем курсе – 216 часов в осенний период).
Виды работ:
Работа на машинно-тракторных агрегатах для основной и предпосевной обработки почвы.
Работа на кормозаготовительных машинно-тракторных агрегатах.
Работа на зерноуборочных комбайнах.
Работа на картофелеуборочных агрегатах.
Работа на посевных агрегатах.
Работа на льноуборочных агрегатах.
Работа на машино-тракторных агрегатах для междурядной обработки почвы.
Работа на машино-тракторных агрегатах для приготовления и внесения удобрений.
432
Всего
1340
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1 – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2 – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);
3 – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).
4. условия реализации программы ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
4.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы модуля предполагает наличие учебных кабинетов "Организация и технология производства с/х продукции", "Тракторы и автомобили", "Сельскохозяйственные машины"; мастерских "Слесарная мастерская"; лабораторий "Тракторы", "Сельскохозяйственные машины".
Оборудование учебного кабинета "Организация и технология производства с/х продукции" и рабочих мест кабинета:
- посадочные места обучающихся – 30;
- комплекты учебно-наглядных пособий: таблицы, плакаты, коллекции сельскохозяйственных культур и продукции, коллекция удобрений, коллекция семян, атласы, альбомы.
Технические средства обучения: компьютер с лицензионным программным обеспечением и мультимедиапроектор, СD-диски.
Оборудование учебного кабинета «Тракторы и автомобили»:
- посадочные места обучающихся – 30;
- комплекты учебно-наглядных пособий: таблицы, плакаты, учебные модели
- технические средства обучения: компьютер с лицензионным программным обеспечением и мультимедиапроектор, СD-диски.
Оборудование учебного кабинета «Сельскохозяйственные машины»:
- посадочные места обучающихся – 30;
- комплекты учебно-наглядных пособий: таблицы, плакаты, учебные модели
- технические средства обучения: компьютер с лицензионным программным обеспечением и мультимедиапроектор, СD-диски.
Оборудование лаборатории «Тракторы и сельскохозяйственные машины»:
- модели двигателей внутреннего сгорания;
- сборочные узлы;
- плуг ПН-3-35, плуг ПГП-3-40;
- зерноуборочный комбайн
4.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
Пучин Е.А. Техническое обслуживание и ремонт тракторов / Под ред. Пучина Е.А. (8-е изд., стер.) учеб. пособие 2013
Организация и технология механизированных работ, Верещагин, 2009
Устинов А.Н. Сельскохозяйственные машины (12-е изд., стер.) учеб. пособие 2014
Двигатели тракторов, Нерсесян; 2007
Справочник слесаря, Покровский
Справочник автослесаря, Круглов
Слесарь по ремонту автомобилей, Кузнецов
Тракторы, Родичев, 2007
Пучин Е.А. Техническое обслуживание и ремонт тракторов / Под ред. Пучина Е.А. (8-е изд., стер.) учеб. пособие 2013
Дополнительные источники:
Гагатулина Г.Г. Технология производства продукции растениеводства. – М.: Колос, 1995 – 446с.
Устинов А.Н. Зерноуборочные комбайны. – М.: Академия, 2006
Акимов А.П. Справочная книга тракториста-машиниста. – М.: Колос, 2001
Общие требования к организации образовательного процесса
Освоению модуля предшествует изучение следующих дисциплин: «Основы технического черчения», «Основы материаловедения и технология общеслесарных работ», «Техническая механика с основами технических измерений».
Обязательным условием допуска к производственной практике по профессии в рамках профессионального модуля «Эксплуатация и техническое обслуживание сельскохозяйственных машин и оборудования» является успешное изучение МДК.01.01 и МДК.01.02, прохождением учебной практики, которая проводится в лабораториях техникума, на учебном полигоне и на сельскохозяйственных предприятиях.
Производственная практика проходит в хозяйствах района с обязательным заключением договоров. Работодатель назначает ответственного за прохождение обучающимися производственной практики. В ходе которой проводится экспертная оценка освоения профессиональных компетенций (ПК 1.1-1.4).
Контроль за прохождением производственной практики осуществляет мастер производственного обучения.
По окончанию изучения ПМ обучающиеся сдают экзамен квалификационный.
4.4. Кадровое обеспечение образовательного процесса
Требования к квалификации педагогических (инженерно-педагогических) кадров, обеспечивающих обучение по междисциплинарному курсу (курсам):
К педагогическим работникам, которые обеспечивают обучение по ПМ «Эксплуатация и техническое обслуживание сельскохозяйственных машин и оборудования» предъявляются следующие требования: наличие высшего профессионального образования, соответствующего профилю модуля и профессии; прохождение курсов повышения квалификации не реже 1 раз в 5 лет, систематическое прохождение обучения по технике безопасности.
К мастерам производственного обучения, осуществляющим проведение учебных практик предъявляются следующие требования: наличие соответствующих категорий на право управления сельскохозяйственной техникой с обязательной стажировкой в профильных организациях не реже 1 раза в 3 года; опыт деятельности в организациях в соответствующей профессиональной сферы является обязательным.
5. Контроль и оценка результатов освоения профессионального модуля (вида профессиональной деятельности)
Результаты
(освоенные профессиональные компетенции)
Основные показатели оценки результата
Формы и методы контроля и оценки
ПК1.1 Управлять тракторами и самоходными сельскохозяйственными машинами всех видов в организациях сельского хозяйства
Самостоятельное управление тракторами и самоходными сельскохозяйственными машинами.
Безопасное выполнение работ по перевозке грузов на тракторных прицепах.
Экспертная оценка деятельности обучающегося при прохождении учебной, производственной практик.
Экзамен квалификационный.
ПК 1.2 Выполнять работы по возделыванию и уборке сельскохозяйственных культур в растениеводстве
Выполнение работ по комплектованию машинно-тракторных агрегатов
Выполнение работ по обработке почвы
Выполнение агротехнических приемов по уходу за сельскохозяйственными культурами
Выполнение уборочных работ
Решение производственных задач и производственных ситуаций
Экспертная оценка выполнения практических заданий, выполненных работ, решенных задач и производственных ситуаций.
Зачет по производственной практике.
Экзамен квалификационный
ПК 1.3 Выполнять работы по обслуживанию технологического оборудования животноводческих комплексов и механизированных ферм
Проведение работ по обслуживанию технологического оборудования животноводческих комплексов и механизированных ферм.
Экспертная оценка деятельности обучающегося при прохождении учебной, производственной практик.
Экзамен квалификационный.
ПК 1.4 Выполнять работы по техническому обслуживанию тракторов, сельскохозяйственных машин и оборудования в мастерских и пунктах технического обслуживания
Точное определение неисправностей сельскохозяйственных машин и оборудования.
Определение средств и видов технического обслуживания тракторов, сельскохозяйственных машин и оборудования.
Проведение ежесменного обслуживания тракторов, сельскохозяйственных машин и оборудования.
Экспертная оценка деятельности обучающегося при прохождении учебной, производственной практик.
Экзамен квалификационный.
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения должны позволять проверять у обучающихся не только сформированность профессиональных компетенций, но и развитие общих компетенций и обеспечивающих их умений.
Результаты
(освоенные общие компетенции)
Основные показатели оценки результата
Формы и методы контроля и оценки
ОК1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес
Демонстрация интереса к будущей профессии
Наблюдение за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы
Интерпретация результатов наблюдений.
Экспертная оценка выполнения работ на учебной и производственной практиках.
Наблюдение за самостоятельным выполнением домашних заданий, оценка индивидуальной работы.
ОК2.Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем
Выбор и применение методов и способов решения профессиональных задач при выполнении сельскохозяйственных работ
ОК3.Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы
Решение стандартных и нестандартных профессиональных задач, оценка эффективности и качества выполнения; самоанализ и коррекция результатов собственной работы
ОК4.Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач
Эффективный поиск необходимой информации;
использование различных источников, включая электронные.
ОК5.Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности
Работа в текстовом редакторе Word, знать браузеры, пользоваться Интернет.
ОК6.Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством. клиентами
Взаимодействие с обучающимися, преподавателями и мастерами производственного обучения в ходе обучения
ОК7.Организовывать собственную деятельность с соблюдением требований охраны труда и экологической безопасности
Соблюдение норм охраны труда и экологической безопасности при выполнении работ в сельском хозяйстве
ОК8.Использовать воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей)
Готовность нести воинскую службу
13PAGE 15
13PAGE 14115
·