Урок планирование по информатике на тему Условный оператор (8 класс)


Урок по информатике 8 класс.
Тема: Условный оператор.
Цель: познакомиться с условным оператором; научиться составлять программы и блок-схемы с использованием условного оператора.
План урока:
I. Орг. момент.
II. Проверка домашнего задания.
III. Теоретическая часть.
IV. Практическая часть
V. Д/з.
VI. Вопросы учеников.
VII. Итог урока.
Ход урока:
I. Орг. момент.
Добрый день! Давайте улыбнемся друг другу и с положительными эмоциями начнем наш с вами урок. Для начала хочу Вас ознакомить с листами оценивания. За каждое задание Вы будете ставить баллы соответствующие Вашим правильным ответам. На листе оценивания подпишите свою фамилию и имя.
II. Проверка домашнего задания.
А сейчас давайте приступи к работе и выполним с Вами тест материал которого мы с Вами проходили на прошлом уроке. Тест состоит из 10 вопросов. Вам дается 7 минут в течении которого Вы должны будете ответить на него. Приступаем к работе.
ТЕСТ «Основы языка Pascal»
Язык программирования Pascal создал:
Н. Вирт
Б. Паскаль
М. Фортран
Правильных ответов нет
Оператор присваивания имеет вид:
=
:=
=:
Верного ответа нет
раздел VAR служит
Для описания используемых переменных
Для описания величин
Для описания выражений
Верного ответа нет
Переменные – это:
величины, которые могут менять свое значение в процессе выполнения программы
величины, которые не могут менять своего значения в процессе выполнения программы
обозначают строки программы, на которые передается управление во время выполнение программы
Верного ответа нет
5. Раздел операторов начинается служебным словом:
VAR
INTEGER
BEGIN
Верного ответа нет
6. Ввод данных с клавиатуры осуществляется с помощью оператора:
WRITE, WRITELN
READ, READLN
PROGRAM
Верного ответа нет
7. Вывод данных на экран осуществляется с помощью оператора:
WRITE, WRITELN
READ, READLN
PROGRAM
Верного ответа нет
8. Простейшая ("пустая") программа на Паскале будет выглядеть следующим образом:
program p;
beginend.
Program: p;
Begin;
end.
Program; p;
Begin.
end.
Верного ответа нет.
9. Оператор End - это:
оператор присваивания
завершения программы
описания типа данных
верного ответа нет
10. Какая запись верна?
Program zadachaProgramm zadachaProgram zadacha;
Верного ответа нет
Время истекло, давайте проверим Ваши ответы теста.
III. Теоретическая часть.
Мы должны сегодня усвоить понятие условный оператор в паскале, научиться составлять программы и блок-схемы с использованием условного оператора. Этим вы разовьете логическое и аналитическое мышление.
Мы с Вами знаем что алгорит выполняется в строгой последовательности. А как же быть, если в задаче стоит какое-либо условие? Для этого в программировании и существует условный оператор IF. Итак, условный оператор IF используется, при существовании условия и в зависимости от его выполнения или невыполнения осуществляются те или иные команды.
Посмотрите, пожалуйста, на экран. Вы видите блок-схему, отображающую условный оператор.

IF условие THEN <операторы1> ELSE <операторы 2>
Давайте рассмотрим его на примере
Задача: Если температура воздуха больше 0, то в ответе появится сообщение: «вода не замерзла»; в противном случае ответ будет другим: «вода замерзла».
1336040137795Температура > 0
00Температура > 0

ДаНет
462216512065000878841120650008788401206505098415130175
410781586360Вода замерзла
Вода замерзла
5969086360Вода не замерзла
Вода не замерзла

Как расписывается условие в блок- схеме понятно, давайте продолжим и теперь увидим как расписывается условие на языке программирования в Паскале.
Как обычно наш Паскаль начинается со служного слова Program, затем мы называем нашу программу zadacha после чего обязательным элементом является ;
На следующей строчке нам надо указать что типом в этой задаче является переменная и наша переменная имеет целое число. var t: integer; Следующим шагом у нас с вами является служебная команда которая показывает нам что мы начинаем приступаем к работе это begin –. после знаки у нас не ставятся. Далее нам нужно с ввести температуру свою, но до этого нам нам надо, чтобы на экран нам вывел сообщение 'ВВедите температуру' . Для этого мы вводим оператор ввода writeln ('ВВедите температуру');, в конце чего ставится обязательный элемент ; После того как оператор с экрана, т.е. writeln ввел сообщение, нам осталось ввести число, т.е. саму переменную, которую будем вводить с помощью клавиатуры после внесения условия задачи.это оператор readln (t); Мы знаем, что в данном операторе в скобочках ковычи не ставятся. Теперь у нас осталось расписать условие if t > 0 then writeln ('вода не замерзла'). В противном случае else и запомните после ELSE ; не ставится, если if t < 0 then writeln ('вода замерзла');
Program zadacha;
var t: integer;
beginwriteln ('ВВедите температуру');
readln (t);
if t > 0 then writeln ('вода не замерзла')
elseif t < 0 then writeln ('вода замерзла');
end.
Давайте разберем еще одну задачку
Дано целое число. Если оно является положительным, то прибавить к нему 1; в противном случае вычесть из него 2. Вывести полученное число.
132651597155N > 0
00N > 0

ДаНет
462216512065000878841120650008788401206505098415130175
410781586360N=N-2
N=N-2
5969086360N=N+1
N=N+1

Program zadacha;
var N: integer;
beginwriteln ('Дано целое число');
readln (N);
if N > 0 then N:= N+1
else N:=N-2; writeln ('результат:',N);
end.
IV. Практическая часть. Решение задач.
Дано целое число. Если оно является положительным, то прибавить к нему 1; если отрицательным, то вычесть из него 2; если нулевым, то заменить его на 10. Вывести полученное число.
Дано целое число. Если оно является положительным, то прибавить к нему 3; если отрицательным, то вычесть из него 2. Вывести полученное число.
V. Д/з. выучить конспект, решить задачу Составить программу, которая бы выводила сообщение «Вы – очень дружный класс!», если вводимое вами количество участников трудового десанта не меньше 25. В противном случае: «Вам необходима помощь!»
VI. Итог урока. Выставление оценок.