Статья Использование современных образовательных технологий на уроках истории и обществознания в условиях перехода на ФГОС
Использование современных образовательных технологий на уроках истории и обществознания в условиях перехода на ФГОС
В условиях перехода общеобразовательных школ к ФГОС второго поколения перед преподавателями ставятся новые задачи: формирование знаний в соответствии с новыми государственными образовательными стандартами, формирование универсальных действий, обеспечивающих все учебные предметы, формирование компетенций, позволяющих ученикам действовать в новой обстановке на качественно высоком уровне. А это предполагает поиск новых форм и методов обучения, обновление содержания образования. Необходимыми становятся не сами знания, а знания о том, как и где их применять. Но еще важнее знание о том, как информацию добывать, интерпретировать, или создавать новое.
Основные задачи образования сегодня, – не просто вооружить выпускника набором знаний, а сформировать у него умение и желание учиться всю жизнь. Одним из важнейших приоритетов современной государственной политики в сфере образования является переориентация деятельности преподавателя на применение передовых образовательных технологий, создающих основу для получения качественно новых образовательных результатов. При этом наиболее актуальным, стратегическим вектором в повышении качества образования является формирование ключевых компетенций и надпредметных способностей, позволяющих выпускнику «самостоятельно работать, учиться и переучиваться в течение всей дальнейшей жизни» (А. Фурсенко).
Образование должно быть нацелено на формирование у выпускника ключевых компетенций, которые являются ответом системы образования на требования работодателей. Ключевые компетенции как результат общего образования означают готовность эффективно сорганизовать свои внутренние и внешние ресурсы для принятия решений и достижения поставленной цели.
Данный подход возможно осуществить при использовании кейс-технологии, которая позволяет урок объяснения нового материала превратить в урок открытия новых знаний.
Кейс (Case study) - метод анализа ситуаций. Суть его в том, что учащимся предлагают осмыслить реальную жизненную ситуацию, описание которой одновременно отражает не только какую-либо практическую проблему, но и актуализирует определенный комплекс знаний, который необходимо усвоить при разрешении данной проблемы. При этом сама проблема не имеет однозначных решений.
Кейс-метод выступает и специфическим практическим методом организации учебного процесса, методом дискуссий с точки зрения стимулирования и мотивации учебного процесса, а также методом лабораторно-практического контроля и самоконтроля. В нем дается наглядная характеристика практической проблемы и демонстрация поиска способов её решения. Наконец, по критерию практичности он представляет собой чаще всего практически-проблемный метод.
Кейс-метод можно представить в методологическом контексте как сложную систему, в которую интегрированы другие, более простые методы познания. В него входят моделирование, системный анализ, проблемный метод, мысленный эксперимент, методы описания, классификации, игровые методы, которые выполняют в кейс-методе свои роли.
Классификация кейсов по степени воздействия их основных источников:
практические кейсы, которые отражают абсолютно реальные жизненные ситуации;
обучающие кейсы, основной задачей которых выступает обучение;
научно-исследовательские кейсы, ориентированные на осуществление исследовательской деятельности.
Применение кейс - технологии развивает следующие навыки
1. Аналитические навыки. К ним можно отнести: умение отличать данные от информации, классифицировать, выделять существенную и несущественную информацию, анализировать, представлять и добывать ее, находить пропуски информации и уметь восстанавливать их. Мыслить ясно и логично. Особенно это важно, когда информация не высокого качества.
2. Практические навыки. Пониженный по сравнению с реальной ситуацией уровень сложности проблемы, представленной в кейсе способствует формированию на практике навыков использования экономической теории, методов и принципов.
3. Творческие навыки. Одной логикой, как правило, CASE ситуацию не решить. Очень важны творческие навыки в генерации альтернативных решений, которые нельзя найти логическим путем.
4. Коммуникативные навыки. Среди них можно выделить такие как: умение вести дискуссию, убеждать окружающих. Использовать наглядный материал и другие медиасредства, кооперироваться в группы, защищать собственную точку зрения, убеждать оппонентов, составлять краткий, убедительный отчет.
5. Социальные навыки. В ходе обсуждения CASE вырабатываются определенные социальные навыки: оценка поведения людей, умение слушать, поддерживать в дискуссии или аргументировать противоположное мнение, контролировать себя и т.д.
6. Самоанализ. Несогласие в дискуссии способствует осознанию и анализу мнения других и своего собственного. Возникающие моральные и этические проблемы требуют формирования социальных навыков их решения.
Применяя кейс - технологию как интерактивный метод обучения, я наблюдаю, позитивное отношение со стороны учащихся, которые видят в нем возможность проявить инициативу, почувствовать самостоятельность в освоении теоретических положений и овладении практическими навыками. Не менее важно и то, что анализ ситуаций, применяемый мною на уроках, способствует их взрослению, формирует интерес и позитивную мотивацию к учебе.
Кейс – единый информационный комплекс. «Как правило, кейс состоит из трех частей: вспомогательная информация, необходимая для анализа кейса; описание конкретной ситуации; задания к кейсу».
В зависимости от специфических целей обучения кейсы могут быть очень разными по содержанию и организации представленного в них материала: кейсы, обучающие анализу и оценке; кейсы, обучающие решению проблем и принятию решений; кейсы, иллюстрирующие проблему, решение или концепцию в целом.
Особенности разбора кейса: выявление ключевой проблемы, отбор необходимой информации общее правило работы с "кейсами" – запрет на использование информации, которая находится "за рамками".
С этой целью предлагается учащимся выявить в первую очередь ключевые проблемы "кейса" и понять, какая именно информация из представленной важна для их решения. Иногда намеренно даю избыточную информацию, которую нужно выявить и отсечь. Предлагаю ребятам войти в ситуационный контекст "кейса", определить, кто его главные действующие лица, отобрать факты и понятия, требуемые для анализа, понять, какие трудности могут возникнуть при решении задачи. Необходимо порекомендовать учащимся, приступая к анализу "кейса", обращать внимание не только на сам текст, но и на его приложения, которые могут включать в себя заявления, справки, диаграммы, статьи, выдержки из документов и др.
Алгоритм урока с использованием кейс - технологии.
1. Подготовительный этап. Педагог подготавливает ситуацию, дополнительные информационные материалы, определяет место урока в системе предмета, задачи урока
2. Ознакомительный этап. На данном этапе происходит вовлечение учащихся в живое обсуждение реальной ситуации. Необходимо: введение в ситуацию, и её описание, знакомство с информационным материалом и глоссарием.
3. Основной (аналитический) этап.
– вступительное слово учителя
– распределение учащихся по группам (4-5 человек в каждой)
– организация работы групп: краткое изложение членами групп прочитанных материалов и их обсуждение; выявление проблемных моментов; определение докладчиков
– первый раунд дискуссии - обсуждение проблемных моментов в малых группах, поиск аргументов и решений
– второй раунд дискуссии - представление результатов анализа, общегрупповая дискуссия, подведение итогов дискуссии и найденных решений
4. Итоговый этап
– заключительная презентация результатов аналитической работы (учащиеся могут узнать и сравнить несколько вариантов решений одной проблемы)
– обобщающее выступление учителя – анализ ситуации
– оценивание учителем учащихся
Примеры кейсов.
Кейс 1. Тема: «Крещение Руси».
Владимир, став христианином, сказал: «Худо, что мало городов около Киева», и начал строить города по Десне, Трубежу, Стугне, Суде и другим рекам. Эти укрепленные пункты заселялись боевыми людьми, по выражению летописца, «мужами лучшими», которые вербовались из разных племен, славянских и финских, населявших русскую равнину... С течением времени эти укрепленные места соединялись между собою земляными валами и лесными засеками. Так по южной и юго-восточной границам тогдашней Руси, на правой и левой сторонах Днепра, появились в X – XI вв. ряды земляных окопов и сторожевых «застав». (В.О. Ключевский. О русской истории. Лекция 10.)
1. Какова причина создания приграничных укреплений?
2. В «Слове о полку Игореве» линия границы Древнерусского государства обозначалась словами «О, Русская земля! Ты уже за холмом!..» Определите географическое положение Древней Руси.
3. Найдите в тексте сведения о порубежниках? Какова их цель?
4. Какова основная проблема данного кейса?
Кейс 2. Тема: «Отечественная война 1812г».
Военный совет в Филях. Фельдмаршал М.И. Кутузов: «Баталия, 26 числа бывшая, была самая кровопролитнейшая из всех тех, которые в новейших временах известны. Место баталии нами одержано совершенно, и неприятель ретировался тогда в ту позицию, в которую пришел нас атаковать. Но чрезвычайная потеря, и с нашей стороны сделанная, принудила меня отступить по Московской дороге. Ранним утром 1 сентября под слабым давлением французского авангарда армия выступила из деревни Мамоновой к Москве и расположилась лагерем.
Генерал Л. Л. Беннигсен: «Армия расположилась на позиции, выбранной мною как начальником штаба, для генерального сражения. Правый фланг армии - перед деревней Фили, центр - между селами Троицким и Волынским, левый фланг - перед селом Воробьеве. Арьергард находится при селении Сетунь. Эта позиция, на мой взгляд, непреоборимая. Я предлагаю дать сражение».
Генерал М. Б. Барклай-де-Толли: «При осмотре с Поклонной горы места, выбранного для сражения, я признал позицию неприемлемой. Позиция растянута подобно паутине. Конница обязана будет спокойно ожидать уничтожения. В случае неудачи вся армия будет уничтожена до последнего человека. Считаю невозможным держаться русской армии на позиции, выбранной Беннигсеном, и предлагаю отступать».
Генерал-лейтенант Л. Л. Коновницын: «Я также нахожу позицию невыгодной. Но мое убеждение - необходимо остановить неприятеля и отстоять Москву!»
Генерал-лейтенант А. И. Остерман-Толстой: «Я разделяю предложение генерала Коновницына и настаиваю на атаке неприятеля».
Генерал-майор А. П. Ермолов: «Да, позиция растянута, но неприятель должен быть нами атакован».
Генерал Д. С. Дохтуров: «Считаю выбранную позицию подходящей для сражения и настаиваю на нем».
Генерал М. Б. Барклай-де-Толли: «В случае неудачного исхода армия не сможет быстро отступить по узким улицам большого города».
Генерал К. Ф. Толь: «Местность крайне неблагоприятна для сражения. Труднопроходимые овраги и речка Карповка, находящиеся на позиции русский армии, разобщают войска. Я разделяю мнение генерала Барклая-де-Толли и предлагаю отступить с армией через Москву».
Генерал М. Б. Барклай-де-Толли: «Мы потеряем армию и не отстоим город. Необходимо отступить с армией через Москву по Владимирской дороге к Нижнему Новгороду. Волга кормит Россию».
Генерал К. Ф. Толь: «Следует сменить позицию под Москвой, чтобы в случае изменения обстоятельств отступить по Старой Калужской дороге».
Фельдмаршал М. И. Кутузов: «Что бы ни случилось, я принимаю на себя ответственность перед государем, Отечеством и армией».
Очевидец событий: «В скорбном молчании генералы разошлись. В течение всей ночи из комнаты М. И. Кутузова доносились глухие, старческие, сдержанные рыдания». В «Журнале военных действий» появился текст: «Сей день пребудет вечно незабвенным для России».
Вопросы для обсуждения:
1. Какая из изложенных позиций представляется вам более аргументированной? Какую отстаивали бы вы?
2. Какие факторы (моральные, военно-политические, экономические), на ваш взгляд, принимал во внимание М. И. Кутузов?
Дополнительно можно дать задание учащимся дополнить кейс или создать новый с использованием художественной литературы (Л. Н. Толстой «Война и мир»).
Кейс 3. Тема: «Правление царя Алексея Михайловича».
Данный кейс можно использовать на уроке либо как дополнение к домашнему заданию после изучения всей темы. Решая проблему кейса, учащиеся дают оценку роли личности царя Алексея и исторического периода. Влияние политики царя на дальнейшую судьбу России на пути становления самодержавия.
Современники искренне любили царя Алексея Михайловича. «Самая наружность царя сразу говорила в его пользу и влекла к нему. В его живых голубых глазах светилась редкая доброта; взгляд этих глаз никого не пугал, но ободрял и обнадеживал. Лицо государя, полное и румяное, с русой бородой, было благодушно-приветливо и в то же время серьезно и важно, а полная фигура его сохраняла величавую и чинную осанку». (Платонов С.Ф. Царь Алексей Михайлович. Исторический сборник под редакцией В. В. Каллаша с. 103-132.)
Достоинство царя Алексея с некоторым восторгом описывали лица, вовсе от него независимые, - именно иностранцы. «Такой государь, какого желали бы иметь все христианские народы, но не многие имеют». «При неограниченной власти своей в рабском обществе царь Алексей не посягнул ни на чье имущество, ни на чью жизнь, ни на чью честь».
«Царь Алексей не умел и не думал работать. Жить и наслаждаться он мог среди «малой вещи», как он называл свою охоту. Вся его энергия уходила в отправление того «чина», который он видел в вековом церковном и дворцовом обиходе. Вся его инициатива ограничивалась кругом приятных «новшеств», которые в его время, но независимо от него стали проникать в жизнь московской знати. Управление же государством не было таким делом, которое царь Алексей желал бы принять непосредственно на себя. Царь Алексей не мог быть бойцом и реформатором. Между тем, течение исторической жизни поставило царю Алексею много чрезвычайно трудных и жгучих задач и внутри, и вне государства. Шла горячая, напряженная деятельность. Он везде, постоянно с разумением дела, постоянно добродушный, искренний и ласковый. Но нигде он не сделает ни одного решительного движения, ни одного резкого шага вперед». «Приказ Тайных дел, а в нем сидит дьяк, да подьячих с 10 человек, и ведают они дела всякие царские, тайные и явные; и в тот приказ бояре и думные люди не входят и деле ведают, кроме самого царя. А устроен тот приказ при нынешнем царе для того чтоб его царская мысль и дела исполнялися все по его хотению, а бояре б и думные люди о том ни о чем не ведали».
Иностранцы так оценивали происходящее: «Русские как бы рождены для рабства. Рабами и крепостными являются все они. Русское управление должно считаться находящимся в близком родстве с тиранией. Вельможи должны безо всякого стыда, помимо того, что они ставят свои имена в уменьшительной форме, называть себя рабами и переносить рабское обращение».
1. Каким представляется вам Алексей Михайлович как правитель и как человек? Справедливо ли его считали «тишайшим»?
2. Как царь относится к окружающим его людям?
3. Сравните систему государственного управления Руси при Алексее Михайловиче и в XV - XVI веках? Что изменилось за два века? Какая политическая система утвердилась при царе Алексее? Не противоречит ли «тихость» царя явному усилению самодержавия в период его правлении?
4. Какими методами управлялась страна? Как обеспечивалось в государстве соблюдение законов? Определите проблему и дальнейшее развитие государства.
Кейс 5. Урок обществознания. Тема: «Общение»
Прочитайте текст. Обсудите ситуацию в группе и ответьте на вопросы:
«Коробка печенья». Брат и сестра обнаружили на кухонном столе коробку печенья. «Коробка моя!» - закричал мальчик. Он схватил коробку. «Нет, моя!» - девочка выхватила коробку у брата. «Эй, отдай!» - снова закричал брат. «Нет, мне!» – заверещала девочка. Вошла мать. «Мне надоели ваши постоянные ссоры», – сказала она. Мать разделила печенье поровну, а пустую коробку выбросила. Брат и сестра переглянулись. Никто из них не был доволен, так как никто не получил того, чего хотел на самом деле. Брат хотел взять печенье, чтобы покормить собаку. А сестре нужна была пустая коробка: она собиралась с друзьями смастерить кормушку для птиц. Оба огорчённо жевали печенье.
Вопросы:
Какие чувства испытывала девочка во время спора?
Чего она хотела на самом деле?
Какие чувства испытывал мальчик во время спора?
Чего он хотел на самом деле?
Какова причина конфликта?
Как мать решила конфликт детей?
Что могла спросить мать, чтобы удовлетворить глубинные интересы детей?
Как брат и сестра могли решить свой конфликт без помощи матери?
Педагогический потенциал кейс-метода гораздо больше, чем у традиционных методов обучения. Преподаватель и ученик здесь постоянно взаимодействуют, выбирают формы поведения, сталкиваются друг с другом, мотивируют свои действия, аргументируют их моральными нормами.
Наличие в структуре кейс-метода споров, дискуссий, аргументации довольно сильно тренирует участников обсуждения, учат соблюдению норм и правил общения. Еще больше нагрузка на преподавателя, который должен быть достаточно эмоциональным в течение всего процесса обучения, разрешать и не допускать конфликты, создавать обстановку сотрудничества и конкуренции одновременно и, самое главное, обеспечивать соблюдение личностных прав ученика. Эмоциональный накал при этом методе обучения достигает нередко такой степени, что группа напоминает кипящую плазму.
Особенность работы преподавателя, практикующего кейс-метод, заключается в том, что он не только реализует максимально свои способности, но и развивает их. Основное содержание деятельности преподавателя включает в себя выполнение нескольких функций – обучающей, воспитывающей, организующей и исследовательской. Они должны воспринимаются в единстве, хотя у многих одни довлеют над другими.
Использование кластер-технологии на уроках
истории и обществознания
Современная жизнь устанавливает свои приоритеты: не простое знание фактов, не умения, как таковые, а способность пользоваться приобретенным; не объем информации, а умение получать ее и моделировать; не потребительство, а созидание и сотрудничество. Включение в учебный процесс работы по технологии развития критического мышления и дает возможность личностного роста ребенка, развития его индивидуальности.
В традиционной модели методики преподавания истории и обществознания работе с основным текстом учебника уделяется ведущее место, потому что именно он несет всю информационную нагрузку и подчиняет себе все основные компоненты учебного занятия. Поскольку основной текст в учебнике играет главную роль, то методические приемы, как и много лет назад, так и в современной методике связаны главным образом с ним. В частности и студентам педагогических вузов, и начинающим учителям, и опытным педагогам рекомендуют на уроках истории и обществознания использовать объяснительное чтение, развернутые планы, беседы по тексту учебника и т.д.
Многие современные авторы учебных пособий расширили традиционное представление о роли учебного текста в изучении истории и обществознания. Предлагается развить познавательную деятельность в работе с учебным тестом при помощи картинных, тезисных, смысловых и стереотипных планов. Это помогает поднять познавательную деятельность учащихся на преобразующий и творческий уровни. В то же время не ставится задача принципиальным образом изменить привычный статус учебной книги как основного источника знаний и средства развития логических умений, не подвергается сомнению изложенная в учебнике информация, нет стремления научить обучающихся критическому мышлению при работе с авторским текстом учебника.
Между тем в условиях современного образования, в условиях внедрения ФГОС второго поколения, которые предполагают различные источники исторической информации, вариативные образовательные программы и учебники, необходимо развивать критическое мышление личности.
Критическое мышление – это вовсе не критика текста как целенаправленный поиск недостатков в предмете исследования. Критическое мышление – это один из способов интеллектуальной деятельности человека, характеризующий следующими умениями:
– определять ложные стереотипы, ведущие к неправильным выводам;
– выявлять предвзятые отношения, мнения и суждения;
– уметь отличать факт, который всегда можно проверить, от личного мнения или предположения;
– подвергать сомнению логическую непоследовательность устной и письменной речи;
– определять суть проблемы и альтернативные пути ее творческого решения;
– отделять главное от существенного в тексте или в речи и уметь акцентироваться на первом;
– выявлять эмоционально окрашенные слова, которые могут вызвать конфликт или «подлить масла в огонь»;
– понимать, что простые и чрезмерные обобщения, стереотипные слова, клише, штампы, неподтвержденные предположения не всегда точны и могут вести к формированию стереотипов;
– понимать, что слова «все», «никто», «всегда», «постоянно» и обобщенные предложения ведут к неправильным представлениям;
– находить наличие пропагандистских слов в любом предложении или высказывании;
– уметь делать вывод о том, чьи конкретно ценностные ориентации, интересы, идейные установки отражает текст или говорящий человек;
– избегать категоричности в утверждениях;
– быть честным в своих рассуждениях;
Работа в кластерах
Очевидно, что основные приемы работы с текстом, практикующиеся в современной школе, не направлены на формирование умений, составляющих суть критического мышления. Наряду с традиционными приемами прочтения и логической обработки текста, необходимо ознакомить учащихся с иными способами работы с источниками. Например, с приемом представления информации в кластерах.
Cluster (англ.) – кисть, пучок, гроздь; а также скопление, концентрация. В учебной деятельности кластерами называют графический способ организации материала. На первый взгляд может показаться, что под новым иностранным словом может скрываться уже хорошо знакомые нам приемы составления логических схем или опорных конспектов по тексту учебника. Однако это не так.
Давайте вспомним, как мы составляем на уроках опорный конспект. Ученик и учитель совершает следующие операции:
– читает текст, предназначенный для обработки на уроке;
– при чтении этого текста помечает или выделяет узловые положения, факты, события и т.д., требующие особого внимания;
– разрабатывает или подбирает уже готовые условные обозначения к каждому важному положению текста;
– наносит эти обозначения карандашом на лист чистой бумаги, используя тушь или высококачественные фломастеры.
В принципе возможны и другие методы изготовления опорных конспектов, но они не меняют их сущности – сжато словесно-графически представить необходимую информацию, служить ориентиром, опорой для приобретения и усвоения учащимися определенных знаний.
Теперь посмотрим, как готовится кластер. Выделяем центр – это наша тема, от неё отходят лучи – крупные смысловые единицы, а от них соответствующие термины, понятия. Многие учителя сравнивают этот приём с моделью солнечной системы. Система кластеров охватывает большее количество информации, чем учащиеся получают при обычной письменной работе. При подготовке кластера работа с учебником развивается по такому плану:
– прочесть текст учебника и выделить в нем большие и малые смысловые единицы;
– после обсуждения и уточнения формулировок смысловых блоков на листе бумаги в прямоугольных рамках записать принятые названия;
– на основе текста учебника вокруг каждой рамки в кружках (это «веточки» кластера) кратко вписать сведения, соответствующие смысловым блокам);
– попытаться установить связи между отдельными блоками и /или «веточками» кластера и соединить их стрелками;
– на основе других источников или после обсуждения в группе дополнить кластеры новыми «веточками» - сведениями, отсутствующими в учебнике, но необходимыми для представления данной проблемы.
При подготовке первого кластера необходимо, чтобы каждый обучающийся прочитал текст учебника и по-своему переосмыслил содержание параграфа. Затем он должен выделить смысловые единицы учебной информации, причем не повторять предложенные в учебнике разбивки на подпункты, в информационные блоки внес сведения из дополнительного текста и в итоге стрелками обозначил связи между «веточками», относящихся к разным «гроздям».
Таким образом, если опорный конспект ориентирован на максимально полное графическое отображение информации, не нарушающие логику авторов учебника, то кластер позволяет ученикам проявить индивидуальные особенности в восприятии и осмыслении учебной информации, отделить в ней главное от второстепенного, изменить логику представления проблемы, подвести ребенка к собственному выводу, вытекающему из собственной «раскладки» исторического сюжета.
Методические рекомендации по работе с кластерами
Советы по работе с «гроздьями»:
1. Оцените текст, с которым будете работать. Нужна ли в данном случае разбивка на «грозди»? Можно ли выделить в тексте большие и малые смысловые единицы?
2. Помогите ученику, если у него возникли сомнения, выделить эти смысловые единицы. Это могут быть вопросы или ключевые слова или фразы.
3. Озвучьте «грозди». Пусть ученики сделают презентацию своих записей.
4. Попросите установить связи между «веточками» вашей «грозди» и объяснить возникшие связи.
5. Если вы хотите остановиться на каком-либо смысловом блоке, попросите сделать эту «веточку» ярче.
Работа над кластером является одним из компонентов комбинированного занятия. В начале занятия учащиеся разбиваются на пары и знакомятся с работами друг друга, по очереди озвучивают отдельные «гроздья», отвечают на уточняющие вопросы преподавателя-эксперта. В результате каждый обучающийся может продемонстрировать не только знания новой темы, но и умения:
1) ясно и доходчиво объяснять новый материал;
2) представлять его под иным, чем в учебнике, углом зрения;
3) сформулировать собственные выводы и оценочные суждения;
4) вести диалог;
5) слушать другого;
6) корректно обсуждать спорные идеи;
7) уважительно относиться к иной точке зрения.
Все эти умения составляют основу критического мышления и носят методологический характер. По заранее установленным критериям обучающиеся оценивают работы друг друга. В качестве примерных ориентиров оценивания ответа ученика по кластеру могут быть предложены следующие требования:
– полный ответ, сосредоточенный на главном в данной теме;
– понятное изложение вопроса;
– соответствующие выводы по излагаемой проблеме;
– аккуратность и четкость оформления кластера;
– содержательные ответы на дополнительные вопросы;
– другие достоинства ответа.
Методическими условиями представления учебной информации в кластерах являются, в частности, такие обстоятельства:
– описательный или объяснительный стиль основного текста, представляющий факт-явление или факт-процесс. Кластер позволяет обучающимся выделить узловые моменты темы, разделить информационный текст на основной и дополнительный, сосредоточиться на главном и использовать частные примеры в качестве иллюстраций, доказательств и т.п.;
– оценочный или обобщающий вывод, вынесенный в название параграфа в качестве исходного пункта рассуждений авторов учебника об историческом факте («Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром», «Распад государства Киевская Русь», «Собирание русских земель во второй половине XIV века» и т.п.) Кластер помогает обучающимся осознать смысл заявленного авторами учебника обобщения; проследить логику обоснования своего вывода; оценить полноту и обоснованность приведенного в учебнике доказательства; найти дополнительные факты, подтверждающие или опровергающие вывода авторов учебника.
– многоплановость развития исторического сюжета, сложность и разнообразие связей, объединяющих на первый взгляд совершенно разные аспекты прошлого и исторических деятелей (например, «Русь между Востоком и Западом»). Кластер помогает обучающимся осознать актуальность и структуру изучаемой темы; выделить главные направления исследования учебной проблемы; отделить главную информацию от второстепенной; сосредоточиться на существенном; проследить развитие разновекторных тенденций; наметить альтернативные выходы из складывающейся исторической ситуации.[8]
Использование мультимедийных технологий на уроках истории и обществознания
XXI век- век стремительного развития компьютерных технологий. Мир стоит на пороге информационного общества. Еще совсем недавно персональный компьютер считался роскошью, а сегодня без него не обходится ни одна сфера деятельности человека. Компьютер стал незаменимой техникой не только в производстве, но и в быту, медицине и образовании.
Современное школьное образование уже невозможно представить без использования современных компьютерных технологий, поскольку задача современной школы заключается в том, чтобы научить учащихся самостоятельно находить информацию, анализировать, делать выводы, давать собственные оценки.
Однако злоупотреблять новшествами не стоит. Все хорошо в меру. Учитель, как полководец, должен просчитывать ходы наперед. Где-то, в зависимости от темы, необходим обычный урок с мелом и доской, а где-то интерактивная карта, презентация и др. На уроках истории и обществознания хорошо использовать:
1. Интерактивные карты и интерактивные плакаты. Их можно купить как на CD, так и поискать в интернете. В интернете есть множество сайтов, содержащие электронные образовательные ресурсы. При наличии в школе локальной сети провести урок с помощью этих ресурсов не проблема.
Интерактивные карты и интерактивные плакаты удобны тем, что они содержат интерактивные модели, анимации, рисунки, схемы, фотографии, практические работы. Интерактивная карта иногда сопровождается речью диктора. Использование карт существенно повышает интерес учащихся к предмету и значительно повышает усваиваемость информации. В чистом виде на уроке эти новшества я не использую. Сочетаю интерактивную карту и речь учителя, или анимацию с речью учителя или с практической работой учащихся.
2. Электронные учебники. Электронные учебники имеют одно очень важное преимущество: комплексное воздействие – фото, видео, карты, схемы, документы, музыка, речь диктора, автоматизированный контроль знаний ученика. С помощью электронного учебника облегчается индивидуализация заданий с учетом познавательных способностей школьников. На мой взгляд, очень интересными мультимедийными обучающими курсами, выпущенными на CD являются : « Россия на рубеже третьего тысячелетия», « Энциклопедия истории России. 862-1917», « История России. XX век», «От Кремля до Рейхстага», « Атлас древнего мира». В этих дисках имеется большое количество анимированных карт, фото и видеоматериалов, большое количество полезной информации, которая представлена в очень удобной форме. Структура материала позволяет быстро найти нужный раздел, тему.
3. Обучающие программы. На CD сейчас выпускаются уроки-практикумы, тренажеры. С их помощью можно проводить практические занятия, контроль знаний, готовиться к ЕГЭ. В своей работе использую тренажер по обществознанию « Экспресс-подготовка к экзамену», « Экономика. Практикум 9-11 класс».
4. Интернет-урок. Занятия с помощью интернет-ресурсов. На сегодняшний день существует несколько очень хороших интернет ресурсов. Если имеется постоянное интернет-соединение, то такое занятие проходит очень интересно. Использование Интернета на занятии интересно тем, что учащиеся не только усваивают знания, но и способ решения проблемы. Результатом обучения становится развитие познавательных способностей. При подготовке и проведении такого урока необходимо четко распланировать деятельность учащихся, т.к. на поиск необходимой информации требуется время.
Компоненты деятельности учителя.
1. Организация работы в сети (источник информации, место публикации).
2. Поиск информации.
3. Снабжение инструкцией.
Компоненты деятельностиучащихся.
1. Целеполагание. Учащиеся ставят цель по выполнению заданий, обработке и хранению информации.
2. действие по инструкции.
3. Выдвижение и проверка гипотез.
4. Поисковая деятельность.
5. Рефлексия.
6. Постановка целей по дальнейшему изучению материала.
При построения занятия с использованием Итернета необходимо учитывать возраст учащихся и необходимый опыт работы с компьютером. Необходимо оборудование кабинетов техникой и постоянным доступом в интернет. Кроме того, подготовка преподавателя к такому уроку так же требует более длительного времени, что опять же связано с поиском информации.
Образовательные ресурсы Интернет необычайно обширны. В современном мире данный информационный ресурс занимает важнейшее положение среди других ресурсов из-за своей доступности и объема информации. Например, на сайте http://саtаlоg.vlgmuk.ru содержатся такие разделы, как «Школьные предметы», «Методическая копилка», «Олимпиады, конкурсы», «Нормативные документы».
Тексты исторических источников выставлены на сайте http://www.hist.msu.ru/ER. Каталог http://www.gnpbu.ru отражает новые учебные программы, пособия и учебники по истории.
Значительное число полезной информации содержится на сайтах различных вузов страны. Здесь репетиционные экзамены, проверочные тесты, методические пособия. Это сайты Российского государственного гуманитарного университета (http://rsuh.ru), исторического факультета МГУ (http://www.hist.msu).
Огромны возможности виртуального музея. 1500 музеев исторической тематики с подробным описанием, иллюстрациями и удобными механизмами
5. Интерактивная доска. Кто работает с данным техническим средством, знают о его возможностях. Интерактивная доска – это сенсорная панель, которая вместе с проектором и компьютером составляет единую систему. Интерактивная доска позволяет работать с презентациями учащихся, с текстом, изображениями, обучающими программами, тестами и т. д.
6. Большое значение при использовании ИКТ имеет звуковое сопровождение. Так, например, при изучении тем по истории культуры большое значение имеет прослушивание произведений композиторов-классиков, с одновременным показом портретов этих людей.
7. Проектная деятельность и использование ИКТ В основе метода проектирования лежит развитие познавательных навыков учащихся, умение самостоятельно конструировать свои знания, умение ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления.
Использование данного метода позволяет разнообразить уроки и раскрыть творческий потенциал учащихся, т.к. он ориентирован на их самостоятельную деятельность — индивидуальную, парную, групповую, которая выполняется в течение определенного отрезка времени.
Структурирование проекта.
1. Выбор темы, типа проекта, количества участников.
2. Выбор проблемы исследования.
З. Распределение задач по группам, обсуждение методов исследовательского поиска информации.
4. Самостоятельная работа учащихся.
5. Промежуточные обсуждения.
6. Защита.
7. Коллективное обсуждение, экспертиза, оценки, выводы.
Использование средств ИКТ как преподавателем, так и учащимися позволяет сделать проект более наглядным и привлекательным для зрителей.
В практической работе использовать данный метод удобно в основном на обобщающих уроках, в разработке проектов по истории, краеведению, обществознанию для семинаров и конференций.
Как мы убедились, современные приемы работы с учебной информацией прочно основываются на опыте своих предшественников, дополняя его и даже преобразуя. От механического, а порой даже и бездумного усвоения учебного текста необходимо перейти к его критическому осмыслению. Способы познавательной деятельности школьников, направленные на историко-логический анализ представленной информации (планы, логические схемы, таблицы), постепенно дополняются методическими приемами и средствами, дополняющими не только содержание, но и критерии его отбора, и принципы изложения. Современные приемы работы с текстом учебника истории открывают широкие перспективы для развития познавательных способностей, обновления форм изучения истории.