Конспект урока для 7 класса «Оператор присваивания. Язык программирования Pascal»
Первый городской общеобразовательный лицей
Учитель информатики Устинова Наталья Владимировна (2 категория, 2 (основной) уровень курсов повышения квалификации педагогических работников Республики Казахстан)
Тема: Оператор присваивания.
Класс: в качестве изучения нового материала – 7, для повторения – 8, 9.
Цель: Изучение оператора присваивания на основе создания его модели с помощью таксономии Блума.
Задачи:
обучающие:
освоение учащимися синтаксиса языка программирования Turbo Pascal,
продолжение знакомства с оператором присваивания,
работа учащихся с понятием «структура программы»,
понимание процессов работы ПК,
развивающие:
знакомство учащихся с фактами из истории развития компьютеров, расширение их кругозора,
развитие коммуникативных компетенций учащихся: умения работать в паре, в коллективе,
развитие у учащихся высоких уровней мышления: умения обобщать, анализировать, делать самостоятельные выводы, создавать модели процессов работы ПК,
воспитательные:
развитие у учащихся умения «слушать и слышать» мнение коллектива, одноклассников,
повышение мотивации к учению с помощью осознанного оценивания своих одноклассников и самооценивания,
повышение мотивации к учению с помощью когнитивного обучения.
Оборудование:
компьютеры, на которых загружена интегрированная среда программирования Turbo Pascal и открыт фрагмент программы:
PROGRAM TASC_1;
VAR a, b: INTEGER;
BEGIN
END.
доска, маркеры,
ножницы, скотч, цветная бумага, картон, самоклеящаяся бумага, перфокарта,
карточки с заданиями на урок,
карточки с домашним заданием,
карточки оценки групп,
презентация POWER POINT с заданиями и общим видом оператора присваивания: <ИМЯ ПЕРЕМЕННОЙ>:=<ВЫРАЖЕНИЕ>;
Литература:
1. Б. Бурибаев, Б. Накысбеков, Г. Мадьярова «Основы информатики и вычислительной техники» / Алматы «Мектеп», 2005 г.
2. Д. Алкок «Язык Паскаль в иллюстрациях» / Москва «Наука», 1991 г.
3. С. Окулов «Задачи по программированию» / Москва «Бином. Лаборатория знаний», 2006 г.
4. С. Окулов «Основы программирования» / Москва «Бином. Лаборатория знаний», 2006 г.
5. В. Алексеев, О. Чесноков «Турбо Паскаль 7.0. Полная версия» / Москва «NT Пресс», 2007 г.
6. В.В. Фаронов «Turbo Pascal 7.0. Начальный курс» / Москва «Кнорус», 2006 г.
7. С.А. Немнюгин «Turbo Pascal. Практикум», 2-е издание / Санкт-Петербург «Питер», 2003 г.
8. Руководство для учителя. Второй основной уровень / АОО «Nazarbayev Intellectual Schools», 2012 г;
9. Материалы от тренеров Центра педагогического мастерства;
План:
1. Разбиение на группы, целевая установка, раздача необходимого материала и инструментов,
2. Исследовательская беседа:
а. Определение темы занятия, реконструкция известного материала по теме занятия (уровень мышления: знание, понимание),
b. Построение модели оператора присваивания на основе ранее изученного материала (уровень мышления: анализ, синтез),
c. Решение задач и демонстрация процессов ПК на своих моделях (уровень мышления: применение, анализ),
d. Уточнение модели (уровень мышления: анализ, синтез, оценивание),
3. Обсуждение критериев оценивания работы группы,
4. Защита моделей,
5. Самооценивание и оценивание работы групп (уровень мышления: оценивание),
6. Подведение итогов занятия,
7. Задание домашней работы.
Ход урока:
Учитель
Ученики
На доске
На компьютере
В тетради
Приме-чания
1. Разбиение на группы
В начале урока дети разбиваются на группы с помощью стратегии «Найди пару»: учитель готовит заранее карточки с парами известных современных персонажей мультфильмов, героев книг, художественных фильмов, компьютерных игр.
Каждый ученик вытягивает одну карточку с именем персонажа и ищет свою пару. Затем дети сами выбирают место в кабинете, где им удобно будет работать.
Такой способ разбиения на группы очень нравится детям, вызывает у них положительные эмоции.
1. Целевая установка
Учитель предупреждает детей о том, чтобы они оставили в тетради место для записи темы урока.
Учитель: Язык программирования PASCAL создан в 1968-1971 гг. профессором Цюрихского Федерального технологического института Николаусом Виртом. Язык был назван в честь французского физика Блёза Паскаля.
Благодаря своей простоте и эффективности он получил широкое распространение в мире и до сих пор считается очень удобным как для обучения, так и для создания достаточно сложного программного обеспечения.
Дональд Алкок писал: «Добравшись до операторов управления, Вы почувствуете свою преданность Паскалю. Лекарства от любви к Паскалю ещё не найдено». Надеюсь в ходе изучения PASCAL, вы придёте к тому же мнению.
Дети оставляют место для записи темы урока и записывают основные факты о языке программирования PASCAL в тетради.
Язык программирования PASCAL создан в 1968-1971 гг. профессором Цюрихского Федерального технологического института Николаусом Виртом. Язык был назван в честь французского физика Блёза Паскаля.
Язык программирования PASCAL создан в 1968-1971 гг. профессором Цюрихского Федерального технологического института Николаусом Виртом. Язык был назван в честь французского физика Блёза Паскаля.
1. Раздача необходимого материала и инструментов
Учитель заранее готовит лотки с одинаковыми материалами и инструментами для каждой группы: ножницы, скотч, цветная бумага, картон, самоклеящаяся бумага, перфокарта, карточки оценки групп.
Учитель назначает тайм-кипера.
Дети получают материалы и инструменты и садятся на свои места. Тайм-кипер готовит часы или сотовый телефон.
Тайм-кипером можно выбрать любого желающего ребёнка.
2а. Определение темы занятия, реконструкция известного материала по теме занятия
На этом этапе исследовательской беседы учитель задаёт детям вопросы низкого уровня мышления (классификация уровней мышления, использованная в таксономии Блума): знание, понимание, вопросы на применение учитель не задаёт, так как навыки применения и использования изучаемых операторов видны в программах, которые дети писали дома к данному уроку, и будут писать к следующему уроку.
Учитель: Обратите внимание на годы создания языка программирования PASCAL.
Чем отличалось устройство компьютера компьютеров тех лет и современного ПК?
Как же тогда осуществлялся ввод и вывод данных на компьютере?
Как сейчас осуществляется ввод и вывод данных в программе, написанной на PASCAL?
Как правильно называются эти команды?
Из-за отличий архитектуры ПК тех лет (о которых вы сказали), эти операторы появились в языке программирования PASCAL не сразу, но был оператор, который существовал в этом языке программирования сразу. Его функции похожи на функции оператора ввода. Что это за оператор?
Как правильно записать этот оператор (общий вид)?
Учитель: Пришло время записать тему нашего занятия (учитель указывает на запись оператора, дети говорят его названия и записывают тему).
Учитель: Демонстрирует запись на доске «а:=2;». Как правильно прочитать эту запись?
Желающие дети отвечают на вопросы учителя: У этих компьютеров не было монитора и мышки.
Если кто-то из детей знает принцип действия перфокарт, то они могут ответить, если же таких детей в классе нет, то учитель сам демонстрирует перфокарту и объясняет принцип её действия.
Ввод данных осуществляется с помощью команды READ.
Вывод данных осуществляется с помощью команды WRITE.
Оператор ввода и оператор вывода.
Оператор присваивания.
<ИМЯ ПЕРЕМЕННОЙ>:=
<ВЫРАЖЕНИЕ>;
Переменная а принимает значение 2.
Тема урока: Оператор присваивания.
Общий вид оператора присваивания:
<ИМЯ ПЕРЕМЕННОЙ>:=
<ВЫРАЖЕНИЕ>;
2b. Построение модели оператора присваивания на основе ранее изученного материала
На данном этапе учитель задаёт вопросы высокого уровня мышления: анализ и синтез.
Учитель: При заявлении переменной а в разделе описания в памяти компьютера создаётся ячейка с именем а, в которую затем и будут попадать все значения переменной.
Приведите примеры, напоминающие такое устройство.
В приведённом вами примере, чем является переменная?
В приведённом вами примере, чем является значение переменной?
Нужно ли что-то изменить в вашем примере, чтобы он был похож на устройство переменной и её значения?
Как на вашем примере можно продемонстрировать работу оператора присваивания?
Как изменится пример, если операторов присваивания и переменных будет несколько?
Учитель: С помощью материалов и инструментов создайте модель ячейки - переменной и объекта - значения, которое попадает в ячейку. На первом этапе это модель оператора присваивания «а:=2;».
Дети приводят свои примеры и отвечают на вопросы учителя. Затем каждая пара создаёт свою модель оператора присваивания.
По желанию одна из групп демонстрирует работу оператора присваивания и объясняет её. Например (смотри примечание): это значит, что в памяти компьютера создаётся коробочка под названием а, в которую мы кладём кубик 2.
Сложно прогнозировать ответы детей на эти вопросы, как правило, они очень разнообразны.
На столе учителя заготовлены дополнительные материалы для создания модели, на случай, если детям не хватит их материалов.
2c. Решение задач и демонстрация процессов ПК на своих моделях
Чтобы дети определили, точно ли их модель воспроизводит работу оператора присваивания, учитель задаёт вопросы на оценивание, то есть дети оценивают соответствие созданной ими модели процессам, которые происходят в компьютере.
Учитель:
Можно ли с помощью вашей модели узнать значение переменной?
Как это сделать?
Сколько отверстий в получившейся у вас ёмкости?
Нужны ли ещё такие отверстия?
Нужна ли дополнительная ёмкость для старых значений переменной?
Можно ли обойтись без неё?
Сколько предметов может одновременно находиться в ёмкости?
Как показать, что только один?
Что для этого нужно изменить в вашей модели?
Нужно ли доработать вашу модель?
Учитель просит детей продемонстрировать работу их моделей на примере решения задач, предложенных на карточках, затем выполнить те же задания на компьютере с помощью заготовленного заранее фрагмента программы. Теперь нужно сравнить результаты и выяснить, действительно ли модель создана верно.
Дети выполняют задания, предложенные на карточках.
Задание №1:Чему равно значение переменных а и b после выполнения следующих операторов: а:=2; b:=3; а:=4;?
Задание №2:Чему равно значение переменных а и b после выполнения следующих операторов? Поменяются ли значения переменных местами: а:=4; b:=5; а:=b; b:=а;?
Задание №3:Чему равно значение переменной а после выполнения следующих операторов: а:=2; а:=а+3;? Верно ли, что оператор присваивания эквивалентен знаку равно?
PROGRAM TASC_1;
VAR a,b:INTEGER;
BEGIN
а:=2;
b:=3;
а:=4;
WRITELN(a);
WRITELN(b);
END.
PROGRAM TASC_1;
VAR a,b:INTEGER;
BEGIN
а:=4;
b:=5;
а:=b;
b:=а;
WRITELN(a);
WRITELN(b);
END.
PROGRAM TASC_1;
VAR a:INTEGER;
BEGIN
а:=2;
а:=а+3;
WRITELN(a);
END.
Задание №1:Чему равно значение переменных а и b после выполнения следующих операторов: а:=2; b:=3; а:=4;?
Ответ: а=4, b=3
Задание №2:Чему равно значение переменных а и b после выполнения следующих операторов? Поменяются ли значения переменных местами: а:=4; b:=5; а:=b; b:=а;?
Ответ: а=5, b=5, значения переменных не поменяются местами
Задание №3:Чему равно значение переменной а после выполнения следующих операторов: а:=2; а:=а+3;? Верно ли, что оператор присваивания эквивалентен знаку равно?
Ответ: а=5, оператор присваивания отличается от знака равенства.
2d. Уточнение модели
После формативного оценивания моделей дети уточняют или дорабатывают свою модель.
Дети уточняют и совершенствуют свою модель по ходу решения задач, если видят, что она неточна.
Иногда дети не могут определить, что их модель неточна, учитель может подсказать им.
3. Обсуждение критериев оценивания работы группы
Прежде чем приступить к защите своих моделей, нужно проработать критерии оценивания работы групп, чтобы дети знали, на что им ориентироваться в ходе защиты.
Учитель: По каким критериям нужно оценивать работу каждой группы сегодня? Можно ли использовать следующие критерии:
точность созданной модели,
аккуратность модели,
эстетичность созданной модели,
правильность выполнения задания,
верная демонстрация процессов ПК на модели,
сплочённость группы,
слаженность работы группы,
хорошая дисциплина группы,
быстрота работы группы,
активная работа группы (по предложению критериев оценивания, оперативность работы на компьютере и т.д.),
идеи, предлагаемые группой,
записи в тетради всех заданий и ответов.
Учащиеся предлагают свои критерии оценки работы групп.
Учитель записывает и свои критерии оценки и критерии детей на доске.
После чего дети заполняют выданные им листы оценивания (пока внося туда только критерии оценки).
Точность созданной модели,
Аккуратность модели,
Эстетичность созданной модели,
Правильность выполнения задания,
Верная демонстрация процессов ПК на модели,
Сплочённость группы,
Слаженность работы группы,
Хорошая дисциплина группы,
Быстрота работы группы,
Активная работа группы (по предложению критериев оценивания, оперативность работы на компьютере и т.д.),
Идеи, предлагаемые группой,
Записи в тетради всех заданий и ответов.
Обычно предлагаемые детьми варианты критериев оценки очень разнообразны. Порой учителю приходится ограничивать фантазию детей или направлять её в нужное русло.
4. Защита моделей
Дети демонстрируют работу своих моделей, делая акцент на точности воспроизведения принципов работы оператора присваивания, то есть на соответствие модели реальным процессам. Защиту может проводить любой участник группы, учитель предлагает, но ребёнок может отказаться.
Один из участников каждой группы защищает созданную модель. Остальные дети внимательно слушают, готовясь оценивать одноклассников.
На этом этапе дети часто отвлекаются, учителю следует следить за тем, чтобы дети внимательно слушали защиту.
5. Самооценивание и оценивание работы групп
Учитель: Оцените работу каждой группы и своей группы, каждый критерий оценивается от 0 до 5 баллов.
Сдайте листы оценивания.
Дети оценивают все группы, свою группу в том числе, и сдают листы оценивания.
На этом этапе учитель не вмешивается в деятельность детей.
6. Подведение итогов занятия
На этом этапе занятия учитель проводит с учениками беседу, в ходе которой выясняет, помогло ли создание модели для лучшего понимания учениками принципов работы оператора присваивания.
Учитель:
Плодотворно ли вы поработали сегодня на уроке?
Понравилось ли вам работать в парах?
Считаете ли вы, что создали модель, которая точно воспроизводит работу оператора присваивания?
Помогло ли вам создание модели в том, чтобы разобраться, как работает оператор присваивания?
Всё ли у вас получалось сегодня сразу?
На вопросы об эффективности своей работы на уроке ученики отвечают не вслух, это нужно, чтобы дети поняли, что они учатся «для себя», а не для учителя или для оценки.
На вопросы об эффективности создания модели ученики отвечают вслух, чтобы учитель узнал их мнение об эффективности, трудностях и нюансах использования моделирования на уроке.
Обычно детям трудно отвечать на вопросы учителя не вслух. Нужно приучать их к этому.
7. Задание домашней работы
Домашнее задание (выдаётся на карточках):
Составить программу (на компьютере) вычисления величины дохода по вкладу. Процентная ставка (в процентах годовых) и время хранения (в днях) задаются во время работы программы. Ниже представлен рекомендуемый вид диалога во время работы программы. Данные, вводимые пользователем, выделены жирным шрифтом.
Вычисление дохода по вкладу.
Введите исходные данные:
Величина вклада (тг.) – 25000
Срок вклада (дней) – 30
Годовая процентная ставка (%) – 12
Доход: 252 тг. 80 тн.
Сумма по окончании срока вклада: 25252 тг. 80 тн.
Дети берут карточки и вкладывают их в свою тетрадь.
Введите исходные данные:
Величина вклада (тг.) – 25000
Срок вклада (дней) – 30
Годовая процентная ставка (%) – 12
Доход: 252 тг. 80 тн.
Сумма по окончании срока вклада: 25252 тг. 80 тн.
Итоги урока
Модели детей
Листы оценивания