План-конспект урока информатики в 9 классе Условный оператор













Открытый урок

на тему: «Условный оператор на языке Pascal»

9 класс









Подготовил учитель информатики
Фудымовский ЮИ


Тема урока: «Условный оператор на языке Pascal»
Тип урока: Комбинированный
Цель: научиться составлять простейшие программы с условным оператором на языке Pascal.
Задачи:
систематизация знаний по теме «Условный оператор»;
выработка практических умений в разработке программ на языке Pascal;
выработка умений применять схемы ветвления при решении задач на других предметах и в жизни.
Ход урока:
Здравствуйте, ребята! Давайте для начала разделимся на команды, для этого я раздам вам жетоны из двух цветов. А теперь сядьте пожалуйста, в соответствии из цветов жетонов. Теперь ребята, я вам раздам оценочные листы, на которых вы будете отмечать свои результаты по итогам задании, а в конце уже выведите общий результат.
Приготовьтесь к уроку и настройтесь на работу.

Предлагаю вам разминку для ума и для повторения, для того чтобы убедиться, что вы готовы к усвоению новой темы.
1.Расположите в правильном порядке строки программы или найти соответствие
Теперь прежде чем приступить к новой теме я задам вам несколько вопросов по по прошлой теме.
Итак, первый вопрос:
С какой записи начинается программа в языке программирования Паскаль?
Из скольки частей состоит структура программы на языке Паскаль?
Какой знак препинания ставится после каждой команды?
Какие типы данных вы знаете?
Команда начала программы?
После begin ставиться ли какой либо знак препинания?
Что такое тело программы? Это часть программы, в которой проводятся вычисления и нужные операции.
Расскажите как записываются в Turbo Pascal целый и вещественный типы?
Расскажите как записываются в Turbo Pascal строчный, символьный и логический типы?
Описание переменных начинается со служебного слово?
Операторы ввода?read и readln
Операторы вывода?write и writeln
Чем же отличаются операторы вывода write и writeln?
Какой командой заканчивается программа?\
Исправьте ошибки в программе
Program 2 pr; Var b,s:real; Begin Writeln (Введите числа b и с) Readln(b,c); A=b+c; Write ln ( a=’,a); End.

(включается отрывок из сказки Алеша Попович и Тугарин змей, кадры с камнем)

Ребята, скажите, какая проблема возникла у Алеши Поповича?

Что говорилось на камне?

Хорошо.

Молодцы! Вы ответили на все вопросы.
Запишите тему сегодняшнего урока «Условный оператор».
И целью нашего занятия будет: научить составлять простейшие программы с условным оператором на языке Pascal.
- Вы вошли в кабинет и сели за определенную парту. Во время перемены кто-то решил посидеть в кабинете, а кто-то решил сходить в столовую. Если Вы собираетесь на улицу, то одеваетесь, исходя из погодных условий. Любой человек в процессе своей жизни постоянно стоит перед выбором. Что он выберет? Это зависит от определенных условий. Иногда мы это даже не осознаем. Попробуйте ответить на вопрос: Почему, поднимаясь по лестнице, я наступил на первую ступеньку правой ногой? Т.е. условие зависит от вашего выбора.
В жизни часто приходится принимать решения в зависимости от сложившейся ситуации. Если выучен материал к уроку, вы тянете руку, желая ответить на поставленный вопрос учителя, если - нет, то стараетесь не привлекать к себе внимания учителя. Встречаются и более сложные ситуации, когда в зависимости от того, выполняется или не выполняется то или иное условие, делается определённый выбор.

Давайте вспомним, какие 2 схемы ветвления вы уже знаете, и как они выглядят?(на доске расположены фигуры, по ним вы должны собрать ветвление)
Ну-ка представители первой и второй команды просим к доске.

Молодцы!
Вы сидите, поделившись на 2 команды. Перед вами задания. Вам необходимо по представленным стихотворениям составить блок-схему и назвать ее тип. Блок-схему вы рисуете на доске.
Время выполнения 7 минут (по истечении времени капитаны команд должны по очереди выйти к доске и озвучить свое решение, а так же продемонстрировать свои блок-схемы и фразы)

Молодцы! Давайте немного передохнем, потанцуем с вами.

Скажите мне, как будет на английском языке слово «если»?

Как будет слово «тогда»?

А как будет слово «иначе»?

Вот эти слова и являются командами для написания условного оператора на языке Pascal. Теперь давайте напишем ваши условия из стихотворении с использованием этих команд условного оператора

Скажите, что здесь у нас будет являться условием?
А что будет действием при выполнении условия? И что будет при невыполнении условия?

У нас с вами получилась общая запись условного оператора на языке Pascal.
Откройте тетрадки, запишите полную и краткую форму записи операторов.

Теперь, обратите внимание, перед вами лежат листочки с задачами.


У вас представлено по 1 задаче, вам необходимо прочитать текст задачи, написать программу и составить блок-схему и оформить все на листах ватмана. Время выполнения 15 минут.

Теперь представители каждой группы выходят и демонстрируют итоги работы группы

Вы все молодцы! Отлично справились с работой! А теперь бы мне хотелось узнать, как для вас прошел этот урок. Кто-нибудь желающий, ответьте на вопросы, что вы знали, что узнали нового и где и как вы сможете эти знания применить?












15