Классный час на тему Добро и зло
Открытый классный час в 8в классе « Добро и зло»
(Классный руководитель Белозерова Н. М.)
Цели и задачи:
Обсудить с учащимися понятия «добро» и «зло».
Познакомить с закономерностями проявления их в личности человека и в окружающей жизни.
Показать учащимся необходимость целенаправленного воспитания в себе доброты, побудить их к этому.
Воспитывать у учащихся доброжелательность, отзывчивость, доброту и толерантность.
Привить основы нравственного поведения.
Форма проведения: дискуссия.
Подготовительная работа:
Приветствие. Целеполагание.
Понятия «добро» и «зло».
Народная мудрость.
Пословицы недаром молвятся…
Заключение. Подведение итогов.
Ход классного часа:
Когда-то давно старый индеец открыл своему внуку одну жизненную истину.— В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло — зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь... Другой волк представляет добро — мир, любовь, надежду, истину, доброту, верность...Маленький индеец, тронутый до глубины души словами деда, на несколько мгновений задумался, а потом спросил:— А какой волк в конце побеждает?Старый индеец едва заметно улыбнулся и ответил:— Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.
Приветствие. Целеполагание. (сл. 1)
Учитель. Добрый день. Сегодня наш классный час пройдёт в форме диспута, а обсудим мы извечную тему «Добро и зло», поговорим о таких известных всем понятиях, как «добро» и «зло» о том, как они проявляются в личности человека и в окружающей жизни.
Не зли других и сам не злись,
Мы гости в этом мире бренном.
И если, что не так - сдержись!
Будь поумней и улыбнись,
Ведь в мире всё закономерно:
Зло излученное тобой,
К тебе вернётся непременно!
Понятия «добро» и «зло».
Добро и зло – это два нравственных понятия сопровождающие человека на протяжении всей его жизни, это главные, основные понятия морали. Кто может ответить на вопрос, что такое мораль и для чего она нужна?
Слово мораль пришло к нам из французского языка (morale – нравственность), а во Францию это слово пришло из Древнего Рима, но само понятие о морали, т.е. определенные правила поведения человека среди людей, существовало задолго до появления слова мораль.
Вы понимаете понятия: Добро и Зло? Где и как они проявляются?
Луживающем осуждения
А все, что вредит этому - называют зло.
Высшее проявление добра – мир и любовь (к Родине, к матери, другим близким и далеким людям, к живым и мертвым, к делу, природе и т.д.) Высшее проявление зла – война, убийство.
Народная мудрость.
Добро и зло могут угнездиться в одном и том же человеческом сердце. Но у человека всегда есть выбор: творить зло или встать на позицию доброй морали. Правда, для этого ему необходимо постоянно вырабатывать в себе умение поступать в соответствии с доброй моралью, а это нелегко, но именно в такой работе над собой многие ученые и философы видят смысл человеческой жизни.
Учитель. Добру противостоит зло
Между этими категориями с самого основания мира идёт борьба. К сожалению, в этой борьбе подчас сильнее оказывается зло, потому, что оно активнее и меньше требует усилий. Добро же требует ежечасного, каждодневного терпеливого труда души.
Добро должно быть сильным, деятельным. Доброта – признак силы, а не слабости. Сильный человек проявляет великодушие, он по-настоящему добрый, а слабый человек бывает добреньким только на словах и бездеятельным в поступках.
Многие люди не понимают и возможно не хотят понимать, что нести добро – это, значит, помогать кому-то, дарить радость, прислушиваться, заботиться, делать что-нибудь приятное, а значит быть героем нашего времени. Какой бы скромной не была бы добрая работа, она оставляет позитивный и яркий след в душе.
Приходилось ли вам когда-нибудь задумываться над вопросом человеческой доброты, кто-нибудь из вас совершал добрые поступки?
Добрые поступки.
6 сентября 1976 года Шаварш Карапетян с братом Камо и Липаритом Алмасакяном совершал утреннюю пробежку. Случайно они оказались на месте падения троллейбуса в Ереванское озеро. Карапетян взял командование и наиболее сложную часть работы по погружению и спасению людей на себя. «Я достаю — ты подбираешь!» — скомандовал Шаварш брату. Он передавал брату спасённых людей, а Камо — на лодку, к тренеру. Из лодки — в машину. На глубине 10 метров при нулевой видимости Шаварш разбил ногами заднее стекло троллейбуса и спас 20 пассажиров из 92-х. Братья Карапетян вытащили из воды значительно больше людей, но лишь двадцать из них удалось вернуть к жизни. Пассажиров без сознания доставляли в больницу. Врачи, оказывавшие помощь, не знали, что их неожиданных пациентов вытащил из воды один человек. Все были уверены: ведётся слаженная работа спасателей. Силы пловца были на исходе. Вынырнув в очередной раз, Шаварш осознал, что вытащил не человека, а подушку от сиденья троллейбуса. По его словам, эта подушка часто снилась ему по ночам, ведь он мог спасти жизнь ещё одному человеку. Остальных пассажиров спасти не удалось. После этого Шаварш Владимирович тяжело заболел пневмонией, которая осложнилась сепсисом. Температура держалась на уровне сорока градусов. В больнице провёл 45 дней. После воспаления в лёгких образовались спайки, и каждый глубокий вдох спортсмену давался с трудом (на высоте вдоха спайки натягивались, вызывая боли и удушающий кашель). Эксперты говорят, что Карапетян был одним из немногих людей на Земле, физически способных совершить такой подвиг.
Историю Героя Советского Союза Марии Октябрьской, которая во время войны сумела купить танк и отправилась на нем из Томска на фронт, чтобы отомстить за гибель мужа, знает каждый ученик и выпускник томской гимназии №24, получившей имя легендарной женщины.Во время войны она продала все что имела: дом, скотину, вещи и пришла в сельсовет с мешком денег со словами «Купите на эти деньги самолет. У меня сынки воюют, надо помочь».Это памятник жительнице села Буб (Пермского края) Яковлевой Матрене Ивановне.
Простая крестьянка вместе со своим мужем жили в добротном доме и держали крепкое хозяйство: коровы, теленкок, овцы, свиньи. Оба работали в колхозе, а когда началась война, муж Матрены ушел на фронт. В 1943-м газеты написали о жестокой битве под Сталинградом, и женщина заволновалась: не там ли ее супруг, ведь от него так давно не было известий.Сердце женщины разрывалось от переживаний за мужа, за Родину. Сидеть сложа руки она не могла и приняла смелое решение: снесла на базар и продала все, что имелось в доме, — семь голов скота, дефицитные в войну масло, мед, муку- и выручила 100 тысяч рублей. Огромную сумму по тем временам! Все деньги сложила в холщовый мешок и принесла в сельсовет.
Вот, возьмите, — выдала она ошарашенным сотрудникам. — Мне говорили, что на самолет должно хватить.Все до последней копейки Матрена перечислила в Фонд обороны для покупки боевого самолета. Были ли он куплен, история умалчивает, но рассказ о поступке Матрены в селе Буб передают из поколения в поколение.Ее муж, Сергей Семенович, вернулся с фронта, но раненный — с немецкой пулей в груди и умер через несколько лет. А труженица Матрена Ивановна прожила долгую жизнь — женщина умерла в 1995 году в возрасте 101 года. До последнего она работала в огороде и держала скотину.
В 1996 году журналисты назвали Леонида Рошаля Детским доктором мира.
Врачи созданной Леонидом Рошалем бригады международной скорой помощи готовы в любой момент придти на помощь детям, попавшим в беду в любой точке мира. Состав врачей остается практически неизменным с момента создания бригады в 1988 году после землетрясения в Спитаке. С тех пор бригада более 20 раз вылетала в районы стихийных бедствий, техногенных катастроф, военных действий. Работа на ликвидации последствий железнодорожной катастрофы под Уфой и взрыва завода в Усть-Каменогорске, поездки в зоны боевых действий в Румынии, Югославии, Абхазии и Грузии, Армении и Азербайджане, Израиле и Чечне, в пострадавшие от землетрясений Египет и Японию, Грузию и на Сахалин, в Калифорнию и Индию, Афганистан и Турцию. 9 мая 2002 года в Каспийске, где от теракта пострадало много детей, бригада Рошаля работала уже через несколько часов после взрыва. 27 детей, раненных при взрыве, удалось спасти. В этом значительная заслуга бригады доктора Рошаля.
В дни трагических событий на Дубровке Леонид Рошаль сумел несколько раз пройти в зал, где находились заложники "Норд-Оста", вел переговоры с террористами, выводил оттуда детей, передавал медикаменты, оказывал помощь больным и раненым.
За мужество и самоотверженность, проявленные при исполнении гражданского долга в ходе операции по спасению заложников в театральном центре на Дубровке, 5 ноября 2002 года Леониду Рошалю вручена премия "Национальный герой"
Подведение итогов.
Помните: Добро – это то, что способствует моральному совершенствованию человека и спасению его души.
Зло – это то, что способствует моральной деградации человека, толкает к дурным поступкам и, соблазняя к совершению греха, губит душу. Зло обычно выступает под личиной ложного добра, пытаясь подменить собой истинное добро.
Кто бы что не говорил, но добро всегда побеждает зло и если совершать хорошие чистосердечные поступки, то они, по принципу бумеранга, обязательно принесут вам много счастья в будущем. Современный мир и без того полон негатива, а в новостях мы слышим лишь дурные вести, потому, в наше время просто необходимо наполнять свою жизнь и жизни других людей чем-то светлым и позитивным.
А закончим мы наш классный час я хочу еще одной притчей, «Притчей о стакане молока»
Помните, что желание делать добро и бескорыстно помогать другим – отличительная черта русского человека. До свидания, будьте добры друг к другу.
Будьте добры к окружающим, и они вам ответят тем же.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Правила, выполнение которых ведёт к взаимопониманию
Ставь интересы других людей выше собственных.
Будь верен и надёжен.
Уважай других, уважая себя.
Терпимо относись к другим точкам зрения.
Воспринимай людей как равных себе.
Учись сопереживать другим, ставя себя на их место.
Умей прощать и не будь обидчив.
Живи в согласии с самим собой и с другими людьми.
Проявляй чуткость.
Будь уверен в себе.
Будь свободен от лжи и обмана.
Умей контролировать свои желания и поступки.
Упорно иди к цели, невзирая на препятствия.
Стремись делать всё как можно лучше.
Тест «Добрый ли вы человек?»
У вас появились деньги. Могли бы вы истратить всё, что у вас есть, на подарки друзьям?
Товарищ рассказывает вам о своих невзгодах. Дадите ли вы ему
понять, что вас это мало интересует, даже если это так?
Если ваш партнёр плохо играет в шахматы или другую игру, будете ли
вы иногда ему поддаваться, чтобы сделать приятное?
Часто ли вы говорите приятное людям, просто чтобы поднять им
настроение?
Любите ли вы злые шутки?
Вы злопамятны?
Сможете ли вы терпеливо выслушать даже то, что вас совершенно не
интересует?
Умеете ли вы на практике применять свои способности?
Бросаете ли игру, когда начинаете проигрывать?
Если вы уверены в своей правоте, отказываетесь ли вы слушать
аргументы оппонента?
Вы охотно выполняете просьбы?
Станете ли вы подтрунивать над кем-то, чтобы развеселить
окружающих?
Вы можете засчитать себе одно очко за ответ «да»
на вопросы: 1, 3, 4, 7, 11
и за ответ «нет» на вопросы: 2, 5, 6, 8, 9, 10, 12.