Конспект урока в 10 классе на тему Условный оператор. Решение задач
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №1 г.Фокино» Брянской области
План-конспект открытого урока информатики в 10 классе
Тема раздела: Программирование на языке Turbo Pascal.
Тема урока: «Условный оператор. Решение задач с использованием условного оператора».
Подготовила учитель МБОУ «СОШ №1 г.Фокино»
Климина Ирина Александровна
г.Фокино-2015
Тема урока: «Условный оператор. Решение задач с использованием условного оператора».
Задача: Формирование навыков программирования на языке Turbo Pascal.
Цели:
1.Воспитательная:
Воспитывать у учащихся познавательную потребность, интерес к предмету, умение работать самостоятельно.
2.Образовательные:
Познакомить учащихся с новым типом оператора языка Turbo Pascal – условным оператором, его особенностями исполнения.
Обеспечить усвоение учащимися реализации алгоритмов ветвления при решении конкретных задач.
3.Развивающие:
Развивать у учащихся логическое и алгоритмическое мышление.
Формировать навыки само и взаимооценки.
Кол-во уроков: 2.
Тип урока – комбинированный урок.
План – конспект урока.
Оргмомент. (Приветствие учащихся, объявление цели урока).
У: Ребята, сосредоточьтесь, настройтесь на работу. Вспомните о правильной рабочей позе за компьютером. Не забывайте о технике безопасности во время работы.
Сегодня на уроке мы продолжим работать в среде программирования Turbo Pascal. За 2 урока вы научитесь составлять программы, используя новый – условный оператор, где выбор для выполнения той или иной команды предполагает проверку одного или нескольких условий. (Дети записывают тему в тетрадь).
У: Сегодня мы с вами с помощью условного оператора будем учиться решать задачи. А «Умение решать задачи,- как сказал Дъердъ Пойа – это такое же практическое искусство, как умение плавать или бегать на лыжах. Ему можно научиться только путём подражания или упражнения». (Учитель зачитывает девиз урока и демонстрирует фото автора строк).
Вот этим мы сегодня и займёмся.
Проверка домашнего задания. (Проводится в форме программированного диктанта. На слайде появляются варианты ответов, в это время учитель задаёт вопрос, учащиеся заполняют табличку по готовой форме, указывая только правильный ответ знаком +. По вертикали № вопросов, по горизонтали – варианты ответов)
Фамилия ____________________
А
Б
В
1
2
3
4
5
6
7
8
Оценка ___________
У: Вначале проверим, как вы усвоили и выучили теоретический материал. Проведём небольшой тест. Перед вами лежит листок с таблицей. По вертикали – номера вопросов в виде арабских цифр. По горизонтали – варианты ответов. Я задаю вопрос, на экране появляются 3 варианта ответа: А, Б, В. Вы выбираете тот вариант, который считаете правильным и отмечаете его в табличке знаком +.
(на слайдах варианты ответов)
У: Поменяйтесь карточками. Теперь каждый оценит работу своего соседа. Посмотрите на экран, проверьте правильность ответов. Оцените работу.
(на слайде появляются критерии оценки):
Критерии оценки:
8 правильных ответов – оценка «5»
7-6 правильных ответов – оценка «4»
5 и меньше правильных ответов – оценка «3».
У: Теперь каждый назад получите свою карточку.
У: Кто получил «5»?
У: Кто получил «4»?
У: Таблички отложите в сторону.
Актуализация опорных ЗУНов.
У: Ребята, вы только что выполнили тест. Скажите, какое условие нужно было выполнить, чтобы получить за тест оценку «5»?
Д: Ответить правильно на 8 вопросов.
У: Скажите, а за 6 правильных ответов можно получить оценку «5»?
Д: Нет, т.к. оценка «5» ставится за 8 правильных ответов.
У: Иными словами, оценивая тест, вы выполняли алгоритм и руководствовались условием – таблицей критерия теста.
У: Давайте вспомним: что такое алгоритм?
Д: Последовательность шагов, приводящих к ожидаемому результату.
У: Какие алгоритмы вы знаете?
Д: Линейный, разветвляющийся, циклический.
У: Какой алгоритм называется линейным?
Д: Алгоритм, в котором шаги выполняются последовательно друг за другом в строгом линейном порядке.
У: Какая схема на слайде соответствует линейному алгоритму?
(демонстрация слайда с тремя схемами алгоритмов)
Д: №1.
У: Какой алгоритм называется разветвляющимся?
Д: Алгоритм, в котором последовательность шагов выполняется в зависимости от определённого условия.
У: Какая схема на слайде соответствует линейному алгоритму?
Д: №2.
У: Какой алгоритм называется циклическим?
Д: Алгоритм, в котором некоторая последовательность шагов повторяется при определённом условии.
У: Это, конечно, схема №3.
У: Ребята, подключите своё алгоритмическое мышление, скажите, процесс оценивания теста – это какой алгоритм?
Д: Разветвляющийся.
У: Почему?
Д: Оценивая тест, мы пользовались критерием оценок, где есть условия выставления оценок.
4. Объяснение новой темы:
У: Мы подошли к теме сегодняшнего урока – условный оператор. Разветвляющийся алгоритм используется для реализации процесса ветвления. А обязательным атрибутом ветвления является условный оператор. Turbo Pascal – это мощное средство, которое прекрасно согласуется со всеми схемами алгоритмов. До сих пор мы с вами составляли линейные программы на языке Turbo Pascal. Они соответствовали 1-й схеме – схеме линейного алгоритма. А сегодня научимся составлять программы, содержащие одно или несколько условий. И в этом нам поможет условный оператор if.
У: (слайд) Условный оператор if предназначен для выбора к исполнению одного из возможных действий (операторов) в зависимости от некоторого условия. Его схема выглядит так:
Если некоторое условие выполняется, то нужно перейти к действию-1. Если это условие не выполняется, то переходим к действию-2.
(дети записывают в тетрадь назначение условного оператора).
У: (слайд) Полная форма условного операторы выглядит так:
if логическое выражение thenоператор 1 elseоператор 2
В этой конструкции принимают участие зарезервированные служебные слова:
if then else
(если) (то) (иначе)
Правила выполнения оператора условия if рассмотрим в блок-схеме:
Вычисляется логическое выражение (булевый тип: true (истина), false (ложь). Название «булевые» произошло от имени математика Джорджа Буля, разработавшего в 19 веке булевую логику и алгебру логики. Переменная, которая может принимать одно из двух значений (истина) или (ложь), называется булевой переменной. (на слайде портрет Д.Буля).
Если значение логического выражения true (истина), выполняется оператор-1, указанный после then.
Если значение логического выражения false (ложь), выполняется оператор-2, указанный после else.
(дети записывают полную форму, схему, правила выполнения оператора).
У: (слайд) Рассмотрим пример. (Пояснение схемы) На языке Turbo Pascal в разделе операторов будет запись: if a>0 then c:=a else c:=abs(a).
Обратите внимание! Знак ; , который ставится в конце оператора или описания, внутри конструкции условного оператора не ставится. Этот знак поставим после вывода оператора-2, записанного после зарезервированного слова else.
У: (слайд) В конструкции условного оператора используются знаки сравнения, которые в Turbo Pascal обозначаются так:
> больше
< меньше
>= больше или равно
<= меньше или равно
<> не равно
Запомните и запишите эти знаки, они вам дальше очень понадобятся.
(дети делают запись в тетрадь)
5. Практическая часть (слайд)
У: Теперь приступим к решению задач и составлению программ. Будем работать вместе, решать задачи, которые предложу я. На ваших столах лежит лист бумаги другого цвета с надписью «МАСТЕР», Он назван так не случайно. Только человека достигшего больших результатов в своей деятельности можно так назвать. Обращаться к этому листу вы будете только в том случае, если быстрее остальных справились с решением задачи, так как на этом листе даются дополнительные задания.
Задача 1: Разработать алгоритм написать программу для следующей задачи:
Ввести число. Если это число положительное, то на экран вывести сообщение «Положительное число». Если это число отрицательное, то на экран вывести сообщение «Отрицательное число».
(задачу решают 2 ученика: один составляет алгоритм в виде блок-схемы, а другой записывает текст программы. Остальные учащиеся составляют программу на местах).
Решение задачи:
Блок-схема
Нет
program trial1;
var x : integer;
begin
write ('введите число'); readln (x);
if x >= 0 then writlln ('положительное число')
else writeln ('отрицательное число')
end.
У: Проверьте работу программы 2 раза, введя вначале положительное число, затем отрицательное число.
Задача 2. (слайд) Разработать алгоритм и написать программу для следующей задачи:
Вычислить значение у при заданном значении х.
program function;
var x,y : real;
begin
writeln(введите x’); readln(x);
if (x>0) then y:=sin(2*x) else y:=(1-2*sin(x2));
writeln(y:2:2);
end.
У: Внесите изменения в структуру только что решённой задачи.
У: Как изменится блок-схема Задачи 1 применительно к условию Задачи 2?
(Задачу решают 2 ученика (один – алгоритм, другой – программа) у доски, внося изменения в Задачу 1.)
У: Для проверки работы программы введите значения .
Резерв времени: Задача 3. (слайд)
Написать программу для следующей задачи:
Ввести х и вычислить значение у по формуле:
program trial2;
var x : integer; y : real;
begin
write ('введите число'); readln (x);
if x > 5 then y:=1/(x-5)
else y:= 5*x;
writeln (y)
end.
У: Для проверки работы программы введите значения .
У: (слайд)
В качестве одного из операторов в условном операторе выступает ещё один условный оператор. Такая структурная запись называется вложенный условный оператор if.
Такая конструкция выглядит так:
if логическое выражение1 thenоператор 1 else
if логическое выражение2 thenоператор 2
elseоператор 3
У: (слайд)
Задача: Написать программу для следующей задачи:
program trial4;
var x : integer; y : real;
begin
write ('введите число х'); readln (x);
if x = 5 then у:=0
else if x > 5 then y:=1/(x - 5)
else y:= 5*x;
writeln (у:5:3);
end.
end.
У: Какие переменные принимают участие в задаче?
Д: х, у
У: Назовите типы этих переменных.
2 урок.
1. Работа в группах. Самостоятельная работа (работа с раздаточным материалом 20 мин.)
У: Сейчас я предлагаю вам самостоятельную работу на закрепление знаний, полученных на предыдущем уроке. Вы будете работать в парах. Перед вами лежит раздаточный материал. Решаете задачи. Сохраняете их на локальном диске D с расширением .pas. Затем отправляете их по электронной почте по адресу
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
У: Кто выполнит работу раньше других, обращается к листу МАСТЕР и решает дополнительные задачи, которые также будут оцениваться.
2. Физминутка. Гимнастика для глаз.
3. Проверка ЗУНов по данной теме. (12 мин)
Проводится в виде электронного теста. Сидящие в парах тестируются так: один учащийся тестируется на компьютере, другой – на листе-тесте.
У: Запомните оценку, которую вам поставил компьютер.
Подведение итогов: (3 мин)
(фронтальный опрос)
У: Понравился ли вам урок?
У: Что нового узнали?
Д: Познакомились с новым оператором и решали задачи с ним.
У: Какой оператор используется для реализации алгоритмов ветвления?
Д: Условный оператор if.
У: Что позволяет выполнить оператор if?
Д: Одно из действий в зависимости от логического выражения.
У: Какие служебные слова содержит условный оператор?
Д: if(если) then(то) else(иначе)
У: Какая переменная называется булевой?
Д: Переменная, которая может принимать одно из двух значений (истина) или (ложь), называется булевой переменной.
У: Какая конструкция называется вложенный условный оператор?
Д: Когда в качестве одного из операторов в условном операторе выступает ещё один условный оператор.
У: На следующих уроках мы продолжим работать в среде программирования Turbo Pascal. Ведь мы не случайно изучаем эту среду в школе. Программирование развивает логическое и алгоритмическое мышление. А великий . сказал:
(слайд) «Программирование – это вторая грамотность» А.П.Ершов.
Выставление оценок:
У: А сегодня на уроке отличились .
Домашнее задание: (слайд)
Написать программу, которая определяет, является ли введенное число однозначным, двухзначным или трехзначным.
(В конце урока собрать листы МАСТЕРОВ и листы с тестами.)
13PAGE 15
13PAGE 14915
Действие-2
Действие-1
Условие
Истина
Ложь
Оператор-2
Оператор-1
Логическое
условие
true
false
c:=abs(a)
c:=a
a>0
Начало
false
true
"Введите число"
Ввод число x
x>0
"Положительное число"
"Отрицательное число"
Конец
Да
Нет
13 EMBED Unknown 1415
13 EMBED Equation.3 1415
13 EMBED Equation.3 1415