МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по организации самостоятельной работы обучающихся по дисциплине ОБД.06. Химия основной профессиональной образовательной программы по специальности 270843 Монтаж, наладка и эксплуатация электрооборудования промышленных и гражданск


Министерство образования и науки Самарской области
Государственное бюджетное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
Самарский техникум промышленных технологий









МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
по организации самостоятельной работы обучающихся
по дисциплине ОБД.06. Химия
основной профессиональной образовательной программы
по специальности
270843 Монтаж, наладка и эксплуатация электрооборудования промышленных и гражданских зданий



















Самара
2012


Методические рекомендации разработаны на основе примерной программы учебной дисциплины Химия для специальностей среднего профессионального образования, одобренной ФГУ «Федеральный институт развития образования» «10» апреля 2008 г. и утвержденной Департаментом государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России «16» апреля 2008 г.;
- на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности СПО270843 Монтаж, наладка и эксплуатация электрооборудования промышленных и гражданских зданий (по отраслям) (уровень подготовки базовый)
- на основе рабочей программы учебной дисциплины Химия, разработанной преподавателем Тихоновой Т.В.
Одобрены на заседании ПЦК преподавателей
естественно-математичесих дисциплин__________________________________
Протокол № ___ от «___» ______________ 2012г.
Председатель ПЦК __________________________


Организация-разработчик
ГОУ СПО Самарский техникум промышленных технологий

Разработчик Тихонова Татьяна Васильевна, преподаватель ГОУ СПО СТПТ


Экспертизу выполнила

Сомова Вера Яковлевна, методист ГОУ СПО СТПТ




Введение

Самостоятельная внеаудиторная работа по Химии проводится с целью:
- систематизации и закрепления полученных теоретических знаний обучающихся;
- углубления и расширения теоретических знаний;
- развития познавательных способностей и активности обучающихся, самостоятельности, ответственности и организованности;
- формирования самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации.
Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия. Изучение курса позволит научить студентов логическим операциям мышления, как анализ и синтез, обобщение и конкретизация, сравнение и аналогия, систематизация и классификация и др.
Методические указания нацелены на проведение занятий с учетом специфики дисциплины в различных формах: решение практических задач, ситуационный анализ, самостоятельная работа студентов.
Целью изучения дисциплины является приобретение знаний и навыков называть: изученные вещества по тривиальной или международной номенклатуре;
определять: валентность и степень окисления химических элементов, тип химической связи в соединениях, заряд иона, характер среды в водных растворах неорганических и органических соединений, окислитель и восстановитель, принадлежность веществ к разным классам неорганических и органических соединений;
характеризовать: элементы малых периодов по их положению в Периодической системе Д.И. Менделеева; общие химические свойства металлов, неметаллов, основных классов неорганических и органических соединений; строение и химические свойства изученных неорганических и органических соединений;
объяснять: зависимость свойств веществ от их состава и строения, природу химической связи (ионной ковалентной, металлической и водородной), зависимость скорости химической реакции и положение химического равновесия от различных факторов;
выполнять химический эксперимент: по распознаванию важнейших неорганических и органических соединений;
проводить: самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета); использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и ее представления в различных формах;
связывать: изученный материал со своей профессиональной деятельностью;
решать: расчетные задачи по химическим формулам и уравнениям;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной овладение умениями применять полученные знания для объяснения разнообразных химических явлений и свойств веществ, оценки роли химии в развитии современных технологий и получении новых материалов;
развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе самостоятельного приобретения химических знаний с использованием различных источников информации, в том числе компьютерных;
воспитание убежденности позитивной роли химии в жизни современного общества, необходимости химически грамотного отношения к собственному здоровью и окружающей среде;
применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, на производстве и в сельском хозяйстве, для решения практических задач в повседневной жизни, для предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде
Задачами изучения дисциплины освоение знаний о химической составляющей естественно-научной картины мира, важнейших химических понятиях, законах и теориях;
овладение умениями применять полученные знания для объяснения разнообразных химических явлений и свойств веществ.


ПЕРЕЧЕНЬ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТА


п.п.
Название темы
Вид самостоятельной работы
Кол-во часов
Формы контроля

Общая и неорганическая химия


Введение
Сообщение о значении химии для человека
1
Заслушивание сообщений

1.1
Основные понятия и законы химии
Отработка навыков решения задач
Сообщение

3
Проверка тетрадей Заслушивание сообщения

1.2
Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева и строение атома

Написание электронных и электронно-графических формул атомов. Работа с интернетресурсами.
4
Проверка тетрадей Заслушивание сообщений

1.3
Строение вещества
Выполнение заданий на определение типа химических связей в молекулах веществ, механизм образования. Написание докладов
2
Проверка тетрадей Заслушивание докладов

1.4
Вода. Растворы. Электролитическая диссоциация
Решение задач на массовую долю растворённого вещества.
Написание докладов
3
Проверка тетрадей Заслушивание докладов

1.5
Классификация неорганических соединений и их свойства
Написание уравнений гидролиза , определение среды р-ра соли. Генетическая связь.
Кроссворд
2



2
Проверка тетрадей

1.6
Химические реакции
Выполнение упражнений на смещение химического равновесия, характеристику химических реакций
Доклад
2
Проверка тетрадей



1.7
Металлы и неметаллы
Оформление практических работ. Написание реферата
Выполнение упражнений
4
Проверка тетрадей


Органическая химия


2.1
Основные понятия органической химии теория строения органических соединений
Написание докладов
2
Заслушивание докладов

2.2
Углеводороды и их природные источники
Написание структурных формул, названия веществ. Написание докладов
5
Проверка тетрадей Заслушивание докладов

2.3
Кислородосодержащие органические соединения
Написание рефератов. Номенклатура веществ.
4
Заслушивание рефератов


2.4
Азотсодержащие органические соединения. Полимеры
Оформление практических работ. Написание рефератов.
5
Отчёт

Итого
39



Задания к самостоятельной работе
Тема 1.1. Основные понятия и законы химии
На основе прослушанной лекции решить задачи.
1.Какое количество вещества оксида меди (2) содержится в 120 г. его массы?
2. Определите массу гидроксида натрия количеством вещества 2 моль.
3. Определите молекулярную массу газа, если 5 г. его при нормальных условиях занимает объём 4л. Вычислить массовую долю элементов в % в сульфате натрия.
4.Сколько литров водорода выделится при взаимодействии железа массой 28 г. с раствором серной кислоты, сколько г. кислоты вступит в реакцию?
Доклад «Открытие закона сохранения массы вещества»

Тема 1.2. Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева и строение атома
Уметь характеризовать химические элементы по положению в Периодической системе, записывать электронные и электронно-графические формулы:

1.Хлор имеет изотопы с массовыми числами 35 и 37. Укажите для каждого изотопа порядковый номер число протонов, нейтронов, заряд ядра.
2.Дайте характеристику элемента хлора и его соединений (с кислородом и водородом) по положению в Периодической системе.
3. Подготовка к практической работе №1
Доклады:
Жизнь и деятельность Д.И. Менделеева.
Периодическому закону будущее не грозит разрушением.
Синтез 114-го элемента – триумф российских физиков-ядерщиков.
Изотопы водорода.
Использование радиоактивных изотопов в технических целях.

Тема 1.3. Строение вещества
1.Объяснить понятие электроотрицательность. Пользуясь таблицей электроотрицательностей, вычислить разность электроотрицательностей для связей K-Cl H-O Cl-O
H-P C-F, дайте характеристику этим связям.

2. Изобразите схему образования связи в молекуле сероводорода, аммиака, фторида лития , определите тип химической связи.
3. Доклады: « Аморфные вещества в природе, технике, быту».
«Охрана окружающей среды от химического загрязнения»
«Грубодисперсные системы, их классификация и использование в профессиональной деятельности»

Тема 1.4. Вода. Растворы. Электролитическая диссоциация
1.Задача на нахождение массовой доли растворённого вещества
При упаривании раствора хлорида меди(2) массой 200 г с массовой долей вещества 20% получен раствор массой 120 г. Какова массовая доля соли
в растворе?

2. Электролитическая диссоциация веществ
Напишите уравнения электролитической диссоциация веществ: хлорида магния, сульфата калия, гидроксида кальция, фосфорной кислоты.
3.Составьте формулы веществ, которые могут быть образованы следующими ионами: H, Al , OH, PO4
4. Подготовка к практической работе №2.
Доклады:
Растворы вокруг нас.
Вода как реагент и как среда для химического процесса.
Типы растворов.
Жизнь и деятельность С. Аррениуса.

Тема 1.5. Классификация неорганических соединений и их свойства.
1.Какие из солей подвергаются гидролизу: нитрат кальция, хлорид меди, карбонат лития, определить среду раствора соли.
2.Подготовка к лабораторным работам №2,3,4-свйства кислот ,оснований. солей. Написание отчёта.
3.Написать уравнения реакций по схеме Калийгидроксид калия карбонат калиянитрат калиянитрит калия.
Реакции ионного обмена записать в ионном виде.
4. Доклады: « Серная кислота – «хлеб химической промышленности».
«Использование минеральных кислот на предприятиях различного профиля».
«Оксиды и соли как строительные материалы».
«Поваренная соль как химическое сырье»

Тема 1.6. Химические реакции
1.Используя закон действующих масс, запишите математическое выражение для скоростей реакций, протекающих по уравнениям:

4NН3+HO2 = 4NO + HO2
Fe3 O4 + 4 H2 = 3 Fe + 4 H2O
2.Дайте полную характеристику реакции по всем изученным признакам
2СО+О22СО2+Q
Определите окислитель и восстановитель, запишите переход электронов. В какую сторону сместится химическое равновесие при повышении температуры, увеличении концентрации кислорода?
З.Подготовка к лабораторной работе №6, повторить какие факторы влияют на скорость химических реакций.
4. Доклад: «Реакция горения в быту и в промышленности»

Тема 1.7.Металлы и неметаллы
1.Подготовка к практической работе №3, повторить : получение углекислого газа ,его свойства, качественную реакцию на углекислый газ.
2.Записать схему получения гидроксида алюминия из алюминия. Запишите соответствующие уравнения реакций.
3. Реферат « Химия металлов в моей профессии»

Тема 2.1
Основные понятия органической химии ,теория строения органических соединений
Доклады:
Краткие сведения по истории возникновения и развития органической химии.
Жизнь и деятельность А.М. Бутлерова.
Витализм и его крах.
Роль отечественных ученых в становлении и развитии мировой органической химии.
Современные представления о теории химического строения

Тема 2.2
Углеводороды и их природные источники
1.Осуществить цепочки превращений. определить тип каждой реакции
Этан –этен---этин-----бензол
2. Записать структурные формулы веществ: 1-хлор-2-метилпропана, 4-метилпентин-1 , пентена-2 , для последнего вещества записать 2 изомера и 2 гомолога.
Рефераты:
Синтетические каучуки: история, многообразие и перспективы.
Резинотехническое производство и его роль в научно-техническом прогрессе.
Сварочное производство и роль химии углеводородов в ней.
Нефть и ее транспортировка как основа взаимовыгодного международного сотрудничества.
Ароматические углеводороды как сырье для производства пестицидов.



Тема 2.3
Кислородосодержащие органические соединения
1.Запишите структурные формулы 3-х сложных эфиров состава С5Н10О2, назовите их.
2.Подготовка к лабораторной работе№10. Повторить качественную реакцию на многоатомные спирты, химические свойства кислот.
3. Подготовка к лабораторной работе№11. Повторить качественные реакции на альдегидную группу.
Доклады. Метанол: хемофилия и хемофобия.
Этанол: величайшее благо и страшное зло.
Алкоголизм и его профилактика.
Многоатомные спирты и моя будущая профессиональная деятельность.
Формальдегид как основа получения веществ и материалов для моей профессиональной деятельности.
Муравьиная кислота в природе, науке и производстве.
История уксуса.
Сложные эфиры и их значение в природе, быту и производстве.
Жиры как продукт питания и химическое сырье.
Замена жиров в технике непищевым сырьем.
Нехватка продовольствия как глобальная проблема человечества и пути ее решения.
Мыла: прошлое, настоящее, будущее.
Средства гигиены на основе кислородсодержащих органических соединений.
Тема 2.4
Азотсодержащие органические соединения. Полимеры.
Рефераты:
Анилиновые красители: история, производство, перспектива.
Аминокислоты – амфотерные органические соединения.
Аминокислоты – «кирпичики» белковых молекул.
Синтетические волокна на аминокислотной основе.
«Жизнь это способ существования белковых тел»
Структуры белка и его деструктурирование.
Биологические функции белков.

Методические указания
1.Вид работы: Подготовка к практическому занятию
Практическое занятие это одна из форм учебной работы, которая ориентирована на
закрепление изученного теоретического материала, его более глубокое усвоение и формирование умения
применять теоретические знания в практических, прикладных целях. Особое внимание на
практических занятиях уделяется выработке учебных или профессиональных навыков. Такие навыки
формируются в процессе выполнения конкретных заданий упражнений, задач и т. п. под руководством и контролем преподавателя.
Этапы подготовки к практическому занятию:
освежите в памяти теоретические сведения, полученные на лекциях и в процессе
самостоятельной работы.

2.Вид работы: Составить кроссворд по теме
Инструкция по выполнению самостоятельной работы
Правила составления кроссвордов:
1.Составьте словник, то есть список (перечень) слов, которые должны войти в кроссворд.
2.Для этого найдите в своем конспекте основные понятия и подчеркните их.
3.Выпишите эти понятия на отдельный лист, желательно в клетку.
4.Подчеркните в них одинаковые повторяющиеся буквы.
5.Расположите слова так, чтобы повторяющееся буквы одновременно использовались в словах, написанных по вертикали и по горизонтали.
6.Пронумеруйте слова.
7.В соответствии с номерами выпишите определения понятий.
8.Начертите сетку кроссворда (количество клеток должно соответствовать количеству букв в слове).
9.Разметьте сетку кроссворда цифрами (номерами понятий).
10.Оформите кроссворд. Подпишите его.
11.Слова-задания – это существительные в единственном числе, именительном падеже;
12.Слов должно быть достаточно много (как правило, более 20), чтобы как можно полнее охватить всю тему (допустимо использование терминов из других тем и разделов, логически связанных с изучаемой темой).
Оформление кроссворда состоит из трех частей: заданий, кроссворда с решением, того же
кроссворда без решения.
Кроссворд оформляется на листах формата А 4.
Форма контроля и критерии оценки
Составленные кроссворды проверяются и оцениваются. Критерии оценки:
смысловое содержание;
грамотность;
выполнение правил составления кроссвордов;
эстетичность.
При оценке кроссворда учитывается точность формулировок. Если определение понятий
записано неточно, оценка снижается. Преподаватель анализирует ошибки, допущенные учащимися в процессе работы над дидактическим кроссвордом, и включает понятия, требующие дальнейшего запоминания, в следующие варианты кроссворда для решения.
Работа по составлению кроссвордов завершается конкурсом кроссвордов.
Оценка «5» (отлично) выставляется в случае полного выполнения работы, отсутствия
ошибок, грамотного текста, точность формулировок и т.д.;
Оценка «4» (хорошо) выставляется в случае полного выполнения всего объема работ при
наличии несущественных ошибок, не повлиявших на общий результат работы и т.д.;
Оценка «3» (удовлетворительно) выставляется в случае недостаточно полного выполнения
всех разделов работы, при наличии ошибок, которые не оказали существенного влияния на
окончательный результат, при очень ограниченном объеме используемых понятий и т.д.;
Оценка «2» (неудовлетворительно) выставляется в случае, если допущены принципиальные
ошибки, работа выполнена крайне небрежно и т.д.

3.Вид работы: Подготовить доклад.
Инструкция по выполнению самостоятельной работы
Доклад – это устное выступление на заданную тему. В учебных заведениях время доклада,
как правило, составляет 5-15 минут.
Цели доклада:
1. Научиться убедительно и кратко излагать свои мысли в устной форме.
(Эффективно продавать свой интеллектуальный продукт).
2. Донести информацию до слушателя, установить контакт с аудиторией и
получить обратную связь.
План и содержание доклада
Важно при подготовке доклада учитывать три его фазы: мотивацию,
убеждение, побуждение.
В первой фазе доклада рекомендуется использовать:
· риторические вопросы;
· актуальные местные события;
· личные происшествия;
· истории, вызывающие шок;
· цитаты, пословицы;
· возбуждение воображения;
· оптический или акустический эффект;
·неожиданное для слушателей начало доклада.
Как правило, используется один из перечисленных приёмов. Главная цель фазы открытия
(мотивации) – привлечь внимание слушателей к докладчику, поэтому длительность её минимальна.
Ядром хорошего доклада является информация. Она должна быть новой и понятной. Важно
в процессе доклада не только сообщить информацию, но и убедить слушателей в правильности своей
точки зрения. Для убеждения следует использовать:
сообщение о себе кто?
обоснование необходимости доклада почему?
доказательство кто? когда? где? сколько?
пример берём пример с
сравнение это так же, как
проблемы что мешает?
Третья фаза доклада должна способствовать положительной реакции
слушателей. В заключении могут быть использованы:
- обобщение;
- прогноз;
- цитата;
- пожелания;
- объявление о продолжении дискуссии;
- просьба о предложениях по улучшению;
благодарность за внимание.
Фазы доклада
ИНФОРМАЦИЯ
ОБЪЯСНЕНИЕ
ОБОСНОВАНИЕ
ДОКАЗАТЕЛЬСТВО
ПРИМЕР
ПРОБЛЕМЫ
СРАВНЕНИЕ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ОТКРЫТИЕ
ФАЗЫ
МОТИВАЦИЯ
УБЕЖДЕНИЕ
ПОБУЖДЕНИЕ
Составляющие воздействия. Средства достижения воздействия
1. Язык доклада
Короткие предложения.
Выделение главных предложений.
Выбор слов.
Иностранные слова и сокращения.
Образность языка.
2. Голос Выразительность.
Вариации громкости.
Темп речи.
3. Внешнее общение Зрительный контакт.
Обратная связь.
Доверительность.
Жестикуляция.
Формы контроля и критерии оценок
Доклады выполняются на листах формата А4 в соответствии с представленными в
методических рекомендациях требованиями.
«Отлично» выставляется в случае, когда объем доклада составляет 5-6 страниц, текст
напечатан аккуратно, в соответствии с требованиями, полностью раскрыта тема доклада, информация
взята из нескольких источников, доклад написан грамотно, без ошибок.
При защите доклада студент продемонстрировал отличное знание материала работы, приводил
соответствующие доводы, давал полные развернутые ответы на вопросы и аргументировал их.
«Хорошо» выставляется в случае, когда объем доклада составляет 4-5 страниц, текст
напечатан аккуратно, в соответствии с требованиями, встречаются небольшие опечатки, полностью
раскрыта тема доклада, информация взята из нескольких источников, реферат написан грамотно.
При защите доклада студент продемонстрировал хорошее знание материала работы, приводил
соответствующие доводы, но не смог дать полные развернутые ответы на вопросы и привести
соответствующие аргументы.
«Удовлетворительно» - в случае, когда объем доклада составляет менее 4 страниц, текст
напечатан неаккуратно, много опечаток, тема доклада раскрыта не полностью, информация взята из
одного источника, реферат написан с ошибками.
При защите доклада студент продемонстрировал слабое знание материала работы, не смог привести
соответствующие доводы и аргументировать сои ответы.
«Неудовлетворительно» - в случае, когда объем доклада составляет менее 4 страниц, текст
напечатан неаккуратно, много опечаток, тема доклада не раскрыта, информация взята из 1
источника, много ошибок в построении предложений.
При защите доклада студент продемонстрировал слабое знание материала работы, не смог раскрыть
тему не отвечал на вопросы.

4.Вид работы . Решение задач на вычисление массовой доли и массы вещества в растворе
Задание: Чему равна масса вещества, если известно, что m р-ра = 100г.,
·% = 40%.
Решение
Пример: В 500 г воды растворили 100 г медного купороса (CuSO4 · 5H2O). Вычислите
массовую долю сульфата меди в растворе.
Задачу можно решить, используя формулу нахождения массовой доли растворенного
вещества в растворе:
Массовая доля растворенного вещества в растворе – это отношение массы растворенного вещества к
массе раствора. Выражается в долях единицы или в %. Следует отметить, что массовая доля
растворенного вещества в растворе, выраженная в %, называется процентной концентрацией
раствора.
Найдем массу безводного сульфата меди (CuSO4) содержащегося в 100 г медного купороса (CuSO4 ·
5H2O). Для этого рассчитаем молярные массы безводного сульфата меди (CuSO4) и медного
купороса (CuSO4 · 5H2O) M (CuSO4) = 160 (г/моль).
M (CuSO4 · 5H2O) = 160 + 5 · 18 = 250 (г/моль).
Учитывая, что молярные массы медного купороса (CuSO4 · 5H2O) и безводного сульфата меди
(CuSO4) соответственно равны 250 и 160 г/моль, составим пропорцию:
в 250 г CuSO4 · 5H2O содержится 160 г CuSO4
в 100 г CuSO4 · 5H2O содержится г CuSO4
Откуда:
Найдем массу раствора, используя формулу, нахождения массы раствора:
Соответственно:
Используя основную формулу, вычислим массовую долю сульфата меди в растворе:
Ответ: массовая доля сульфата меди в растворе = 0,11 или 11 %.
Форма контроля и критерии оценки.
Задание должно быть выполнено в тетради для самостоятельных работ на отдельной
странице.
«Отлично» - задача решена верно, все действия записаны точно, без помарок.
«Хорошо» - задача решена верно, в действиях допущены неточности.
«Удовлетворительно» - задача решена с ошибками и помарками.
«Неудовлетворительно» - задача решена с ошибками, ответ не получен.

5.Решение задач на основные законы химии
Самостоятельная работа: Расчеты по химическим формулам и уравнениям
Учебная цель: научиться решать задачу по химическим формулам и уравнениям
Задание. Сколько нужно взять граммов металлического натрия и литров хлора (при н.у.), чтобы
получить 100 г соли NaCl взаимодействием между этими двумя простыми веществами?
Решение
В сочетании с уравнением химической реакции МОЛЬ вещества является очень удобным
инструментом для химических расчетов.
Например, требуется получить 100 г серной кислоты H2SO4 из триоксида серы SO3 по реакции:
SO3 + H2O = H2SO4.
Спрашивается, сколько литров газообразного SO3 потребуется взять для этого при н.у.? И сколько
воды потребуется для реакции?
Подход к решению этой задачи становится ясным, как только мы запишем уравнение реакции вместе
со всеми известными нам данными:
Уравнение: SO3 + H2O = H2SO4
Молярная масса: 80 г/моль 18 г/моль 98 г/моль
Соотношение молей: 1 моль 1 моль 1 моль
Что известно и
неизвестно:
? л газа
(? моль)
? г воды
(? моль)
100 г
(1,02 моль)34
34
Как только мы вычислим, что 100 г серной кислоты - это 1,02 моль серной кислоты (100 г / 98 г/моль
= 1,02 моль H2SO4), сразу становится ясно, что SO3 для реакции требуется тоже 1,02 моль или (1,02
моль · 22,4 л/моль) = 22,85 л.
Воды тоже потребуется 1,02 моль или (1,02 моль · 18 г/моль) = 18,4 г. Если ошибиться с количеством
воды (добавить ее больше), то получится не концентрированная, а разбавленная серная кислота.
Усложним задачу. Допустим, в лаборатории нет SO3, но есть сера. Сколько серы и сколько кислорода
потребуется для получения тех же 100 г серной кислоты? Уравнение получения SO3 выглядит
несколько сложнее:
2 S + 3 O2 = 2 SO3.
Удобнее разделить левую и правую часть этого уравнения на 2, чтобы в правой части был только 1 моль SO3 (как в уравнении получения серной кислоты). После этого опять запишем все известные нам данные:
Уравнение: S + 3/2 O2 = SO3
Молек. вес (а.е.м.): 32 32 80
Молярная масса: 32 г/моль 32 г/моль 80 г/моль
Соотношение молей: 1 моль 3/2 моль 1 моль
Что известно и
неизвестно:
? г
(? моль)
? л газа
(? моль)
22,85 л
(1,02 моль)
По уравнению реакции видно, что серы потребуется тоже 1,02 моля или (1,02 моль · 32 г/моль) = 32,6
г. Кислорода же потребуется 3/2 · 1,02 моля. Умножим 1,02 на 3/2 и получим 1,53 моля кислорода, что при н.у. составляет (1,53 моль · 22,4 л/моль) = 34,27 л газообразного O2.
Таким образом, с помощью моля химики могут не только взвешивать на весах нужное им количество молекул, но и рассчитывать необходимые массы реагентов и продуктов в химических реакциях, когда к делу привлекаются еще и уравнения этих реакций.
Особенно удобны моли в тех случаях, когда один из реагентов взят в избытке. Например, по
уравнению реакции, в котором уже посчитаны загрузки реагентов в молях
NaOH + HCl = NaCl + H2O
0,1 моль 0,3 моль 0,1 моль 0,1 моль
можно легко догадаться, что продуктов реакции получится только по 0,1 моль, а 0,2 моль HCl останутся неизрасходованными
Форма контроля и критерии оценки.
Задание должно быть выполнено в тетради для самостоятельных работ на отдельной
странице.
«Отлично» - задача решена верно, все действия записаны точно, без помарок.
«Хорошо» - задача решена верно, в действиях допущены неточности.
«Удовлетворительно» - задача решена с ошибками и помарками.
«Неудовлетворительно» - задача решена с ошибками, ответ не получен.


6.Вид работы: Подготовить реферат
Реферат (от латинского "докладывать", "сообщать") представляет собой доклад на определенную тему, включающий обзор соответствующих литературных и других источников или краткое изложение книги, статьи, исследования, а также доклад с таким изложением.
Таким образом, реферат это сокращенный пересказ содержания первичного документа (или его части) с основными фактическими сведениями и выводами.
Написание реферата практикуется в учебном процессе в целях приобретения необходимой профессиональной подготовки, развития умения и навыков самостоятельного научного поиска: изучения литературы по выбранной теме, анализа различных источников и точек зрения, обобщения материала, выделения главного, формулирования выводов и т. п.
С помощью рефератов глубже постигаются наиболее сложные проблемы курса, учит умению лаконично излагать свои мысли, правильно оформлять работу, докладывать результаты своего труда. Подготовка рефератов способствует формированию правовой культуры у будущего специалиста, закреплению знаний, развитию умения самостоятельно анализировать многообразные общественно-политические явления современности, вести полемику.
Процесс написания реферата включает:
выбор темы;
подбор нормативных актов, специальной литературы и иных источников, их изучение;
составление плана;
написание текста работы и ее оформление;
устное изложение реферата.
Рефераты пишутся по наиболее актуальным темам. В них на основе тщательного анализа и обобщения научного материала сопоставляются различные взгляды авторов и определяется собственная позиция студента с изложением соответствующих аргументов.
Темы рефератов должны охватывать и дискуссионные вопросы курса. Они призваны отражать передовые научные идеи.
Работу над рефератом следует начинать с общего ознакомления с темой (прочтение соответствующего раздела учебника, учебного пособия, конспектов лекций). После этого необходимо изучить нормативные акты, литературные и иные источники, рекомендованные преподавателем. Однако перечень источников не должен связывать инициативу и можно использовать произведения, самостоятельно подобранные в результате изучения библиографии в библиотеке. Особенно внимательно необходимо следить за новой литературой по избранной проблематике, в том числе за журнальными статьями.
В процессе изучения литературы рекомендуется делать выписки, постепенно группируя и накапливая теоретический и практический материал. План реферата должен быть составлен таким образом, чтобы он раскрывал название работы.
Реферат, как правило, состоит из:
введения, в котором кратко обосновывается актуальность, научная и практическая значимость избранной темы;
основного материала, содержащего суть проблемы и пути ее решения;
заключения, где формируются выводы, оценки, предложения.
Изложение материала должно быть кратким, точным, последовательным. Необходимо употреблять термины, свойственные науке конституционного права, избегать непривычных или двусмысленных понятий и категорий, сложных грамматических оборотов. Термины, отдельные слова и словосочетания допускается заменять принятыми текстовыми сокращениями, смысл которых ясен из контекста. Рекомендуется включать в реферат схемы и таблицы, если они помогают раскрыть основное содержание проблемы и сокращают объем работы.
Объем реферата от 5 до 10 машинописных страниц.
На титульном листе студент указывает название учебного заведения, полное наименование темы реферата, свою фамилию и инициалы, фамилию и инициалы научного руководителя, а в самом конце дату написания работы.
Особое внимание следует уделить оформлению научно-справочного аппарата и прежде всего подстрочных сносок (внизу страницы, под чертой).
Сноска должна быть полной: с указанием фамилии и инициалов автора, названия книги, места и года ее издания, страницы, с которой взята цитата или соответствующее положение. Для статей из журналов, сборников указывают фамилию и инициалы автора, название статьи, затем название журнала или сборника статей с указанием года издания и номера (или выпуска). При ссылке на газетную статью кроме названия и года издания указывают дату. Оформляя нормативные источники, необходимо указывать полное и точное название нормативного акта, дату его принятия и редакции, а также изменений и дополнений. При этом обязательными являются название, год, номер и статья официального издания, где был опубликован нормативный акт.
Текст полностью написанной и оформленной работы подлежит тщательной проверке. Ошибки и описки как в тексте, так и в цитатах и в научно-справочном аппарате отрицательно сказываются на оценке.
Содержание реферата студент докладывает на занятии, семинаре, кружке, научной конференции. Предварительно подготовив тезисы доклада, студент в течение 710 минут должен кратко изложить основные положения своей работы. После доклада автор отвечает на вопросы, затем выступают оппоненты, которые заранее познакомились с текстом реферата, и отмечают его сильные и слабые стороны. На основе обсуждения студенту выставляется соответствующая оценка.


































13 PAGE \* MERGEFORMAT 141915



15