Коррекционно-развивающие занятия для детей дошкольного возраста. Развитие эмпатии и коммуникации.
Тема: «Настроение».
Цель: снятие накопившегося внутреннего напряжения, развитие способности к самовыражению, сплочение группы. Упражнять детей передавать свое настроение через цветовые пятна, изображенные на листе бумаги.
Оборудование: запись музыки в гостях у сказки, звуки природы, маски для персонажей из сказки «Репка», краски, кисточки, бумага для рисования.
Ход занятия.
В кабинете психолога звучит тихая музыка, дети входят стайкой, педагог просит всех встать в круг.
Ритуал приветствия.
Упражнение «Здравствуй друг»
Цель: Создание атмосферы психологической безопасности сплочение группы.
Ход упражнения: Дети стоят в кругу и передают друг другу сердечко. Каждый ребенок здоровается по имени с товарищем.
После приветствия педагог приглашает детей присесть на ковер. Педагог просит вспомнить детей, какие сказки они знают? Дети перечисляют по очереди известные им сказки. Психолог предлагает инсценировать сказку «Репка». Выбираются персонажи сказки. Игра начинается.
В завершении игры педагог приглашает детей присесть за столы.
Упражнение «Рисуем свое настроение»
Цель: выплеснуть свои эмоции, переживания, страхи, негатив на бумагу.
Психолог предлагает детям выбрать по желанию цвет краски, нарисовать цветовые пятна, линии. (Использование черных и фиолетовых цветов говорит о депрессивном настроении, большом количестве страхов.)
По окончании работы дети рассказывают про свой рисунок, что испытывали, во время изображения своего настроения, с какими трудностями столкнулись. Работы психолог оставляет себе, для дальнейшей интерпретации.
Упражнение «Колокол».
Цель: установить контакт членов группы, сосредоточить внимание детей друг на друга.
Данное упражнение обязательно проводится под строгим контролем психолога, детям объясняется, что от них зависит безопасность другого сверстника. Дети образуют небольшой круг. Дети в кругу стоят тесно, и плотно прижавшись, друг к другу, один ребенок – в центре. Стоящему в центре нельзя переступать с ноги на ногу, отрывать ноги от пола. Все толкают его от себя, и он свободно падает из стороны в сторону, как язык колокола.
Рефлексия.
Педагог объявляет, что занятие подходит к концу, просит детей припомнить, что нового они узнали, какие чувства испытывали в течение занятия. Благодарит всех за активное участие.
Тема: «Мы тебя любим»
Цель: Формирование чувства близости с другими людьми, принятие детьми друг друга, формирование чувства ценности других и самоценности. Эмоциональная поддержка, установление доверительных отношений.
Оборудование: запись музыки в гостях у сказки, звуки природы, клубок ниток.
Ход занятия.
В кабинете психолога звучит тихая музыка, дети входят стайкой, педагог просит всех встать в круг.
Ритуал приветствия.
Упражнение «Здравствуй друг»
Цель: Создание атмосферы психологической безопасности сплочение группы.
Ход упражнения: Дети стоят в кругу и передают друг другу сердечко. Каждый ребенок здоровается по имени с товарищем.
Психолог приглашает всех присесть на ковер.
Упражнение «Связующая нить»
Цель: Формирование чувства близости с другими людьми.
Дети, сидя в кругу, передают клубок ниток. Передача клубка сопровождается высказываниями о том, что тот, кто держит клубок, чувствует, что хочет для себя и что может пожелать другим. При затруднении психолог помогает ребенку – бросает клубок ему еще раз. Этот прием диагностичен: можно увидеть детей, испытывающих трудности в общении, – у ведущего с ними будут двойные, тройные связи. Когда клубок вернется к ведущему, дети натягивают нить и закрывают глаза, представляя, что они составляют одно целое, что каждый из них важен и значим в этом целом.
По окончанию упражнения педагог приглашает всех детей встать в круг.
Упражнение «Подари улыбку»
Цель: Создание атмосферы единства, развитие умения выражать свое эмоциональное состояние.
Участники становятся в круг, берутся за руки. Каждый по очереди дарит улыбку своим соседям слева и справа, важно при этом смотреть друг другу в глаза.
Рефлексия: Что чувствовали? Какое сейчас настроение? Дети делятся своими впечатлениями, чувствами.
Упражнение «Ласковое имя»
Цель: повышение позитивного настроя.
Ведущий предлагает каждому ребенку назвать ласково соседа, сидящего справа, который непременно должен поблагодарить говорящего, сказав «Спасибо».
Рефлексия.
Педагог объявляет, что занятие подходит к концу, просит детей припомнить, что нового они узнали, какие чувства испытывали в течение занятия. Благодарит всех за активное участие.
Тема: «Хорошие и плохие поступки»
Цель: Упражнять детей в умении различать «добро» и «зло», осознавать свои поступки.
Оборудование: запись музыки в гостях у сказки, релаксационная музыка, картины с изображением хорошей и плохой погоды, мягкая игрушка солнышко,
Ход занятия.
В кабинете психолога звучит тихая музыка, дети входят стайкой, педагог просит всех встать в круг.
Ритуал приветствия.
Упражнение «Подари улыбку».
Цель: Цель: Создание атмосферы психологической безопасности сплочение группы.
Ход упражнения: Дети стоят в кругу и передают друг другу солнышко. Каждый ребенок улыбается соседу справа и здоровается.
Упражнение «Прогноз настроения».
Цели: учить распознавать эмоциональные состояния (своё и других); учить быть внимательными к проявлениям чувств и желаний других; учить передавать своё настроение разными средствами (в выразительных движениях, в рисунке); вырабатывать навыки психокоррекции негативных эмоций. Педагог читает стихотворение и сопровождает текст выразительными движениями согласно тексту (выполняет вместе с детьми):
Шел король Боровик через лес напрямик,Он грозил кулаком, и стучал каблуком.Был король Боровик не в духе: короля покусали мухи.
Обсуждение. Вопросы:
Какое настроение было у короля Боровика? Почему?Как вы узнали, что он был зол и рассержен?
Продолжение истории: Пришел король Боровик домой сердитый и злой. Захотелось ему хоть на какое-то время тишины и покоя, чтобы никто его не тревожил. Думал, думал, как это сделать, и придумал! Нарисовал он своё плохое настроение в виде плохой погоды. Вот так (ведущий показывает рисунок): темные, грозовые тучи и яркие молнии. Повесил рисунок на дверь и сказал: «Посмотрим, догадается ли кто-нибудь, что рисунок – это прогноз моего настроения?».
Потом он включил тихую, спокойную музыку, лёг на диван и стал вспоминать, что хорошего было в его жизни. (В этот момент включается релаксационная музыка, далее рассказ идёт на её фоне). И тогда ему захотелось мысленно изменить свой «плохой» рисунок: исчезли молнии; темные, грозовые облака стали становиться всё светлее и светлее; из-за туч стало проглядывать солнышко всё больше и больше. И вот, наконец, осталось только яркое солнце, которое радуя всех своим сиянием, словно говорит: «Нарисуй солнышко в своём сердце и тебе станет хорошо!».
Проходил мимо зайчик по кличке «Добряк», услышал необычную красивую музыку и решил зайти к королю в гости. Но когда он увидел на двери рисунок с изображением плохой погоды, он сразу понял, что на какое-то время короля надо оставить в покое. Через час он увидел на двери у короля рисунок с ярким солнцем и понял, что теперь он будет у него желанным гостем.
(Музыка звучит ещё в течение 3 минут; детям предлагается думать о приятном.)
Обсуждение. Вопросы:
1) Каким способом король Боровик показал, что у него плохое настроение? 2) Почему зайчик решил не идти к королю? 3) Как зайчик узнал, что у короля хорошее настроение? 4) Как можно показать другим людям какое у вас настроение? 5) Нужно ли ждать, когда пройдет плохое настроение? 6) Что делать, чтобы плохое настроение стало хорошим? 7) Перечислите мысли, создающие хорошее настроение.Учим приёмы, помогающее исправить плохое настроение.
Вывод: Всё будет хорошо, если:
слушать спокойную музыку;
думать о хорошем и приятном;
мысленно заменить рисунок «плохой» погоды на «яркую и солнечную»;
«зажечь» солнышко в своём сердце;
Задание на дом. Следите за своим настроением в течение недели и старайтесь его исправить при помощи правил, которые мы с вами выучили.
Упражнение «Передай сигнал»
Цель: Сплочение группы, развитие способности к сосредоточению и чувства ответственности.
Участники становятся в круг, держась за руки. Педагог просит всех закрыть глаза и передает какой-нибудь сигнал (два раза пожать руку, поднять руку вверх и т.д.). Получивший справа или слева сигнал должен передать его следующему по цепочке. Игра окончена, когда педагог получает переданный им сигнал. В игре используется принцип «испорченного телефона». Повторяется несколько раз.
Рефлексия. Психолог интересуется у детей, какие трудности они испытывали играя в игру «Передай сигнал».
Упражнение «зеркало»
Цель: Пробуждение активности каждого ребенка, они учатся подчиняться определенным правилам, что организует, дисциплинирует и сплачивает играющих детей.
Сейчас мы предлагаем выполнить несколько несложных заданий, точнее — сымитировать их выполнение. Внимательно прослушайте задания. Их всего четыре. Задания следующие:
1) пришиваем пуговицу;
2) собираемся в дорогу;
3) печем пирог;
4) выступаем в цирке.
Особенность этих заданий в том, что каждое из них вы будете выполнять попарно, причем напарники встанут друг против друга, и один из них станет на время зеркалом, т.е. будет копировать все движения своего партнера. Затем партнеры меняются ролями. Но сначала давайте разобьемся на пары. Пожалуйста. Пары готовы, приступаем к заданиям. Итак, все пары по очереди выполняют задания по своему выбору. Один из них — исполнитель, а другой — его зеркальное отражение, подражающее всем движениям исполнителя.
Рефлексия.
Педагог объявляет, что занятие подходит к концу, просит детей припомнить, что нового они узнали, какие чувства испытывали в течение занятия. Благодарит всех за активное участие.