Конспект урока по русскому языку Функциональные стили речи(11 класс)

КОНСПЕКТ УРОКА
Антамошкиной З.С., учителя высшей категории русского языка и литературы МБОУ Алексеевская СОШ Алексеевского муниципального района Волгоградской области
Тема урока: «Функциональные стили речи» (практическая работа) 11кл.
Тип урока – повторительно- обобщающий.
Цель урока: выделить три исходных текста из псевдотекста, определить стили исходных текстов , тип речи и основные языковые особенности каждого отрывка.
ХОД УРОКА.
I. Оргмомент. Сообщение темы и цели урока.
II. Словарная разминка «Узнай слово»
Задание: по лексическому значению определить задуманное слово -- сл. диктант.
Разговор двух или более лиц (диалог).
Несколько предложений, связанных по смыслу и грамматически (текст).
Оборот, при котором резко противопоставляются противоположные понятия (антитеза).
Тип речи, при помощи которого разъясняется, отрицается или подтверждается какая-либо мысль (рассуждение).
Стиль речи, цель которого – воздействовать на читателей или слушателей через средства массовой информации (публицистический).
Одинаковое начало нескольких соседних предложений (анафора).
Стиль речи, цель которого – сообщение и передача деловой информации (официально-деловой).
Такое расположение слов, при котором каждое последующее слово содержит усиливающееся значение, благодаря чему нарастает общее впечатление, производимое группой слов. (градация).
III. Создание проблемной ситуации
Предъявление учащимся псевдотекста - на каждой парте отпечатанный текст
Задание: Прочитать текст, отметить непонятные слова.
В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией. Человек должен быть интеллигентен! А если у него профессия не требует интеллигентности? А если он не смог получить образования? А если интеллигентность сделает его «белой вороной», будет мешать его сближению с другими людьми? «Вон человек, что скажешь ты о нем?» Ответил друг, плечами пожимая: «Я с этим человеком не знаком, что про него хорошего я знаю?» Нет, нет, нет! Интеллигентность нужна при всех обстоятельствах. Интеллигентность равна нравственному здоровью, а здоровье нужно, чтобы жить долго - не только физически, но и умственно. В одной старой книге сказано: «Чти отца своего и матерь свою, и долголетен будешь на земле». Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. Интеллигентность проявляется не только в знаниях, а в способностях к пониманию другого. Она проявляется в тысяче и тысяче мелочей: в умении уважительно спорить, вести себя скромно за столом, в умении незаметно (именно незаметно) помочь другому, беречь природу, не мусорить вокруг себя – не мусорить окурками или руганью, дурными идеями (это тоже мусор, и еще какой!). «Вон человек, что скажешь ты о нем?» - спросил я у товарища другого. «Я с этим человеком не знаком, что я могу сказать о нем плохого?». Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц. Интеллигентность – это способность к пониманию, к восприятию, это терпимое отношение к миру и к людям. Интеллигентность надо в себе развивать, тренировать –тренировать душевные силы, как тренируют и физические. Социальный долг человека – быть интеллигентным.
Вопросы к тексту:
1. О чем текст? Можно ли понять мысль автора?
2. Что осложняет наше понимание? Можно ли прочитанные предложения назвать текстом?
3. Что такое текст?
3. Что такое псевдотекст?
Псевдо- (от греч. ложь) - первая составная часть сложных слов, обозначающая: ложный, мнимый (соответствует русскому «лже-»).Например: псевдоним.
4. По каким признакам мы определяем текст? (Признаки текста: тема, идея, заглавие, связность, композиционная завершенность, стилевое единство).
5. Вспомним стили речи. (разговорный и книжные: научный, художественный, официально-деловой и публицистический).
6. Что мы учитываем при определении стиля речи? (особенности стиля, языковые средства)
IV. Целеполагание
Определите цель нашей работы.
выделить исходные тексты из псевдотекста;
определить тему, идею, тип и стиль речи каждого текста;
указать языковые средства, которые использует каждый автор для реализации замысла.
V. Работа с псевдотекстом
В ходе обсуждения выделяются исходные тексты, раскрашиваются цветными карандашами (красный – официально-деловой, синий – публицистический, зеленый – художественный).

Стихотворение Р. Гамзатова
«Вон человек, что скажешь ты о нем?»
Ответил друг, плечами пожимая:
«Я с этим человеком не знаком,
Что про него хорошего я знаю?»
«Вон человек, что скажешь ты о нем?»
Спросил я у товарища другого.
«Я с этим человеком не знаком,
Что я могу сказать о нем плохого?»
Анализ текста художественного стиля речи
1.Стиль – художественный.
2. Цель: эстетическое, эмоциональное воздействие на читателей и слушателей посредством художественных образов.
Стихотворение, написанное в форме диалога.
3. Какую картину вы представили, когда читали это текст?
4. Как вы определили, что перед нами стихотворный текст? (рифма, ритм, разговорная интонация)
5. Какие художественные средства использует автор?
нет ярких выразительных средств,
слова общеупотребительные,
признаки разговорного стиля: указательная частица вон, плечами пожимая,
использованы антонимы: спросил – ответил, хорошего – плохого,
использованы синонимы: друг, товарищ,
связь между предложениями – параллельная, усилена анафорой, инверсией.
6. Когда происходят эти события? (в прошлом: использованы глаголы прошедшего времени спросил, ответил).
7. О чем заставляет нас задуматься поэт? (об отношении к людям).
8. Кто из собеседников более интеллигентный человек? Почему?
9. Друг и товарищ - это просто синонимы, служащие для устранения повтора? См. толковый словарь. Друг – 1) тот, кто связан с кем-то дружбой, 2) употребляется как вежливое обращение к близкому товарищу, к соседу, к встречному человеку. человек, близкий кому-нибудь по общности взглядов, деятельности, условий жизни, а также человек, дружески расположенный к кому-нибудь.

Анализ текста официально-делового стиля
Глава 2, статья 17
1. В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией.
2. Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения.
3. Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц (Конституция Российской Федерации).
1. Стиль – официально-деловой.
2. Цель – сообщение, передача деловой информации.
3.Жанр – закон (Конституция – основной закон государства).
Стилевые черты:
точность, не допускающая иного толкования;
долженствующе-предписывающий характер (использование инфинитива нарушать;
обезличенность, неличный характер (не употребляются глаголы 1, 2 лица, личные местоимения 1, 2 лица; а употребляются глаголы в форме 3 лица, чаще несовершенного вида признаются, гарантируются;
стереотипность построения текста, стандартизированность;
отсутствие эмоциональности, нет изобразительных языковых средств.
Языковые средства:
использование официально-деловой лексики (право, свободы, гарантируются),
человек, гражданин (ср.: друг, товарищ), каждый (относительное местоимение),
использование производных предлогов (согласно принципам, в соответствии с Конституцией),
предложения с однородными членами предложения.
Тип речи: отсутствие описания и повествования (в некоторых жанрах возможна повествовательная манера изложения, например: протокол, отчет, договор).
4. Все ли слова понятны? Гарантируются – защищаются, обеспечиваются.
Неотчуждаемы (отчуждать – отбирать).Право – охраняемая государством, узаконенная возможность, свобода что-нибудь делать, осуществлять (право на образование).
Свобода – 1) возможность проявления субъектом своей воли на основе осознания законов развития природы и общества (свобода слова); 2) независимость, отсутствие стеснений и ограничений, связывающих общественно-политическую жизнь и деятельность всего общества.

Анализ текста публицистического стиля.
Человек должен быть интеллигентен! А если у него профессия не требует интеллигентности? А если он не смог получить образования? А если интеллигентность сделает его «белой вороной», будет мешать его сближению с другими людьми?
Нет, нет, нет! Интеллигентность нужна при всех обстоятельствах. Интеллигентность равна нравственному здоровью, а здоровье нужно, чтобы жить долго – не только физически, но и умственно. В одной старой книге сказано: «Чти отца своего и матерь свою, и долголетен будешь на земле».
Интеллигентность проявляется не только в знаниях, а в способностях к пониманию другого. Она проявляется в тысяче и тысяче мелочей: в умении уважительно спорить, вести себя скромно за столом, в умении незаметно (именно незаметно) помочь другому, беречь природу, не мусорить вокруг себя – не мусорить окурками или руганью, дурными идеями (это тоже мусор, и еще какой!).
Интеллигентность – это способность к пониманию, к восприятию, это терпимое отношение к миру и к людям. Интеллигентность надо в себе развивать, тренировать – тренировать душевные силы, как тренируют и физические.
Социальный долг человека – быть интеллигентным (Д.С. Лихачев).
1. Стиль – публицистический.
2. Цели:
воздействие на читателя,
внушение определенной идеи,
побуждение к осмыслению важной морально-этической проблемы, к определенным поступкам.
Перед нами отрывок из статьи Д.С. Лихачева «Письма о главном». Стилевые черты:
логичность (тип речи – рассуждение);
образность, эмоциональность, оценочность, призывность, страстность;
общедоступность (рассчитана на понимание широкой аудиторией читателей);
полемический характер (полемика – спор при обсуждении литературных, научных, культурных вопросов);
экспрессивность (экспрессия – выражение чувств, переживаний, выразительность).
Языковые средства:
использование лексики, обозначающей понятия морали, нравственности:
Интеллигентность.
Интеллигентный – образованный, культурный.).
Интеллигенция – работники умственного труда, обладающие образованием и специальными знаниями в различных областях науки, техники, культуры.
Такое ли понимание интеллигентности предлагает Д.С. Лихачев?
Почему интеллигентность человека – залог его долголетия?
Почему быть интеллигентным – долг человека перед самим собой?
Почему быть интеллигентным – долг человека перед обществом?
Долг – обязанность.
Социальный – общественный, относящийся к жизни людей и их отношениям в обществе.
Нравственное здоровье.
Нравственный – 1) соблюдающий правила нравственности; 2) относящийся к внутренней духовной жизни человека.
Нравственность – духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе.
фразеологический оборот «белая ворона»;
цитата;
лексические повторы;
восклицательные, вопросительные предложения;
составные именные и глагольные сказуемые.
Проверка. Дополнительные задания.: 1. из статьи академика Д.С.Лихачева – нарисовать схему последнего предложения, дать его характеристику.(пов., невоскл.,простое, распростр., двусост.) 2. тип сказуемого? (составное именное).3. какие словосочетания можно найти в этом предложении? (согласование, управление) 4. какой вид связи слов мы не вспомнили? (примыкание). 5.какие части речи могут примыкать? (неизменяемые – наречие, деепричастие, инфинитив).
Итог урока. Рефлексия.
Домашнее задание. Упр. 369, прочитать текст, определить стиль речи, привести свои аргументы в качестве доказательства.
15