Конспект занятия Значение и охрана птиц
Конспект занятия : «Значение и охрана птиц»
ПДО :Агеева Е.Ю.
Дата:14,15,16,17.02.1017
1 год обучения
Тема занятия : « Значение и охрана птиц. Экологическая викторина –
«Птицы – наши друзья».
Цели занятия :
Обучающие : показать разнообразное значение птиц в природе и их
практическое значение для человека; обобщить знания о среде
обитания и приспособленности птиц к ней; продолжить
формирование умений и навыков работы с текстом, развивать развивающие: умения выделять главное, устанавливать причинно-
следственные связи, развивать навыки самостоятельной
работы с учебником и дополнительной литературой,
развивать познавательный интерес к предмету, расширять воспитательные : кругозор учащихся; воспитывать бережное отношение к
природе, обосновать необходимость охраны птиц,
осуществлять экологическое воспитание учащихся.
Оборудование : таблицы « Редкие и исчезающие виды птиц мировой фауны; «Охрана птиц», рисунки с изображением различных птиц, рефераты учащихся, головоломки, загадки и пословицы о птицах.
Ход занятия.
Актуализация знаний.
Цель- выявить знания детей по изученной ранее теме «Значение птиц в природе»
-давайте вспомним какова же роль птиц в природе
-каждая пара получит конверт, в котором находится набор картинок с птицами и их значением в природе,вы должны правильно определить значение.
2, Организационный момент.
- сегодняшнее занятие мы с вами начнем с изучения новой темы. Наша с вами цель – выявить особенности экологических групп птиц, выявить значение птиц в природе и для человека, обосновать необходимость их охраны.
3. Изучение нового материала.
Кромсаем лед, меняем рек теченье,
Твердим о том, что дел невпроворот,
Но мы еще придем просить прощенья
У этих рек, барханов и болот,
У самого гигантского восхода,
У самого мельчайшего малька
Пока об этом думать неохота,
Сейчас нам не до этого . Пока.
Аэродромы, пирсы и перроны,
Леса без птиц и земли без воды
Все больше окружающей среды.
Р.Рождественский
Проблема занятия:
Человек меняет окружающую среду и результат его деятельности налицо. Действительно ли цивилизация ведет к неизбежным бесценным потерям? В конечном итоге, это может привести к гибели всего человечества и нашей такой беззащитной планеты. Можем ли мы представить мир без птиц? Нет. Нам без них не обойтись. Птицы – друзья нашего детства. Птицы - вестники радости. Каждый год они приносят нам на крыльях весну. Птицы - верные наши помощники, защитники лесов и полей, садов и огородов. Птицы- это красота и тайна . В первые дни апреля проводится «День Птиц». Впервые праздник был организован в 1927 г. юннатами Сокольнической биостанции. С тех пор «День птиц» стал массовым праздником юннатов.
А сегодня нашезанятие является продолжением этой давней традиции. И теперь мы с вами отправимся в прекрасный, многообразный мир птиц. Сначала об удивительных фактах из жизни пернатых:
- ( выступления учащихся с сообщениями о многообразии , особенностях их жизнедеятельности);
- дополнения учителя о жизни птиц . ( Наверняка, не всем известно, что скорость полета скворца – 70 км/ч, зяблика – 55 км/ч, ласточки – 74 км/ч, вороны – 30 км/ч, воробья – 56 км/ч.
Известно ли вам, что размах крыльев у альбатроса – 4 м, у черного грифа и пеликана – 2 м.
Не все знают, что земляная кукушка развивает при беге скорость – до 35 км/ч, а домашняя курица может бежать со скоростью 14 км/ч.
Не каждый знает, что высота полета кондора составляет 6 км, ласточки -4 км, лебедя – 2,4 км.
Мы совершили небольшое путешествие в удовлетворительный мир птиц, узнали много нового и интересного о них.
« Птицы какой-либо экологической группы, обитая в сходных условиях, приобретают сходные черты строения, образа жизни и поведения, хотя и относятся к разным систематическим подразделениям».
Птицы населяют все уголки нашей планеты. Они встречаются и высоко в горах, и в ледяной приполярной пустыне,
И в безводных песках, и над безбрежными просторами океанов. Птиц на земле много – около 9 тысяч видов. Археологи свидетельствуют , что еще в глубокой древности люди понимали хозяйственное и экологическое значение птиц.
- Значение птиц в природе и жизни человека.
«Сокращая численность насекомых – вредителей, мышевидных грызунов, уничтожая семена и плоды сорных растений, выполняя роль санитаров в природе, птицы приносят человеку большую пользу». «Птиц необходимо охранять и привлекать к жилищу человека. Охрана птиц – дело каждого человека».
Для изучения и сохранения природы в целом и птиц в частности в мире и в нашей стране создаются охраняемые территории, заповедники, заказники, национальные парки. В нашей области есть заповедник «Галичья Гора» основанный 25 апреля 1925 г., где наряду с реликтовыми растениями под охраной находятся и многие виды птиц. ( Сообщение учащимся о заповеднике «Галичья Гора»)
4. Закрепление.
Мы привыкли к соседству птиц, привыкли видеть и слышать их. Возможно, поэтому много поверий, легенд, примет, поговорок так или иначе связано с пернатыми. Давайте вспомним русские пословицы и загадки.
( выступают учащиеся с домашними заготовками: поговорками и загадками о птицах).
Примерные пословицы, поговорки и загадки о птицах:
Метил в тетерю, а угодил в сук.
Счастье – вольная птица, где захотела, там и села.
Громче всех сойка кричит, да редко права бывает.
Кто два раза родится? (Птица)
Без рук, без топоренка построена избенка (Гнездо)
Поднять можно, а через избу перекинуть нельзя. (пух, перо птицы)
- Экологические задачи о птицах:
1. Ежедневно стриж при кормлении птенцов прилетает к гнезду 34 раза. За один раз он приносит 400 мелких насекомых. Период вскармливания птенцов составляет 33 дня. Сколько насекомых уничтожает пара стрижей за период выкармливания птенцов?
Ответ : 400 х 34 х 33 х 2 = 897600 насекомых.
2. Сойка запасает на зиму 4 кг желудей. За один полет она переносит 6 желудей. Масса одного желудя составляет 3,2 г. Какую массу желудей переносит сойка за один полет? Сколько полетов должна совершить сойка, чтобы создать зимний запас желудей? Как сойке удается переносить желуди?
Ответ: 3,2 х 6 = 19,2 г 4000: 19,2 = 208 ( полетов)
Сойка переносит желуди в подъязычном мешке. Желуди она прячет в кладовых под кочками, мхом, подстилкой из листьев.
3. В течение одного часа самка мухоловки – пеструшки прилетает к гнезду с кормом 26 раз. За это время она преодолевает расстояние 2,5 км. Добывает корм птенцам мухоловка-пеструшка по 18 часов в сутки.
Период выкармливания птенцов составляет 18 дней. Какое расстояние преодолевает мухоловка-пеструшка за сутки в период кормления птенцов? Сколько километров налетает мухоловка-пеструшка за весь период выкармливания птенцов?
Ответ : 2,5 х 18 = 45 км 45 х 18 = 810 км
- Головоломка «Птицы»
Задание: соберите из кусочков слов названия разных птиц. В каждом названии должно быть девять букв.
аль
ьдш
неп
жав
Нок
ель
тка
кур
бат
Ост
опа
вал
оро
кор
Рос
Ответ: Альбатрос, жаворонок, вальдшнеп, куропатка, коростель.
5. Общие выводы занятия:
Педагог акцентирует внимание учащихся о необходимости бережного отношения человека к птицам, к природе, о правильном поведении учащихся в природе, о рациональном использовании природных богатств, о решении экологических проблем, созданных техническим прогрессом, хозяйственной деятельностью человека.
- Птицы – обязательный компонент практически любого биоценоза. Они играют важное значение в природе и жизни человека. Птиц необходимо охранять! Помочь может и каждый из нас. Для того, чтобы птиц стало больше, нужно готовить искусственные гнездовья, подкармливать птиц зимой, когда им особенно тяжело, охранять дуплистые деревья как необходимые для дуплогнездных птиц. И запомните главное правило : даже если вы ничем не можете помочь, в ваших силах всегда не мешать, а это уже не так мало!
Пусть птицы нам поют без нот,
Пускай поют без слов, -
Я знаю все, о чем поет
Щегол и реполов.
Поет на ветке соловей,
Малиновка и дрозд:
Ты гнезда разорять не смей,
Не трогай птичьих гнезд.
Ты в наши гнезда не смотри,
Не становись на пни.
Яичек теплых не бери, -
Зачем тебе они?
Через неделю или две
Зайди послушать в сад, -
Птенцы в молоденькой листве
Тихонько запищат.
Чтоб накормить своих птенцов,
Набить едою рот,
Найдется много червяков,
Ползущих в огород.
Повсюду птицы полетят, -
Они и там, и тут.
Всех гусениц, что портят сад,
На яблонях найдут.
От кровожадных комаров
Покоя летом нет.
Их пеночка и реполов
Поймают на обед.
Поет щегол и соловей,
Малиновка и дрозд:
Ты гнезда разорять не смей,
Не трогай птичьих гнезд!