статья Формирование нравственных компетенций младших школьников художественно-эстетическими средствами во внеурочной деятельности
Развитие нравственных компетенций младших школьников во внеучебной деятельности художественно-эстетическими средствами
М.А. Сидельникова, ПиМНО, 5 курс
Научный руководитель: к.пс.н., доцент
Е.В. Неумоева-Колчеданцева
На современном этапе развития образования приоритетным является духовно-нравственное развитие личности [5], а также делается акцент на формировании компетенций.
По своей сути нравственный и эстетический опыт близки друг другу. Многие философы, психологи, педагоги (Цицерон, Бобров Е.А., Бурно М.Е.) отмечали позитивное влияние искусства, творчества на развитие нравственных чувств, представлений, поведения человека. В связи с этим мы считаем возможным развитие нравственных компетенций личности с помощью художественно-эстетических средств, таких как фольклор, авторская, литературная сказка, лепка, рисование и др. Преимуществом же внеучебной деятельности можно считать то, что учащимся предоставляется возможность широкого спектра занятий, направленных на развитие школьника.
Таким образом, проблемой нашего исследования стал вопрос о том, каковы возможности развития нравственных компетенций во внеучебной деятельности художественно-эстетическим средствами. Предметом исследования является развитие нравственных компетенций младших школьников художественно-эстетическими средствами во внеучебной деятельности. Целью исследования является теоретическое обоснование и практическая реализация программы развития нравственных компетенций младших школьников во внеучебной деятельности с использованием художественно-эстетических средств.
В процессе исследования мы исходили из понимания нравственной компетентности как интегративного качества личности, с учетом ее структуры и содержания, уровней и стадий нравственного развития личности. Первым ввел в педагогическую науку понятие «нравственная компетентность» Г.К. Селевко. Он говорил о том, что нравственная компетентность – это готовность, способность и потребность жить по нравственным законам [4]. Опираясь на данное определение, а также на базовые научные подходы к понятию компетентность (Дж. Равен, К.М. Левитан, А.К. Маркова), мы оперируем следующим понятием:
Нравственная компетентность – это интегративное качество личности, формирующееся на основе интериоризации моральных норм и нравственных ценностей, способность и готовность к решению задач, связанных с нравственным выбором [3]. Содержание нравственной компетентности составляют нравственные компетенции личности. К числу нравственных компетенций относятся: владение системой моральных категорий и ориентация в системе моральных ценностей (знаниевый компонент); сочетание мотивов нравственного поведения (мотивационно-ценностный компонент); положительное отношение к нравственной деятельности, соответствующие чувства и способы их проявления (операционально-технический компонент) [2]. Уровни нравственного развития личности описаны Л. Колбергом: 1) доморальный уровень, когда ребенок выполняет установленные правила, исходя из эгоистических соображений; 2) конвенциональная мораль, ориентирующуюся на внешние нормы поведения; 3) автономная мораль, то есть ориентация на внутреннюю, автономную систему принципов [1]. Нормой для младших школьников является достижение второго уровня, что предполагает ориентацию ребенка на одобрение или неодобрение других людей (3-я стадия) и на общепринятые нормы и ценности (4-я стадия).
В ходе экспериментального исследования мы выявили актуальный уровень развития нравственных компетенций младших школьников (констатирующий этап) и верифицировали программу развития нравственных компетенций младших школьников во внеучебной деятельности с использованием художественно-эстетических средств (формирующий и контрольный этапы исследования). В качестве диагностического инструментария были использованы: 1) существенно модифицированная методика «Моральные дилеммы» Л. Колберга (содержание дилемм приближено к актуальным для современных детей проблемам и жизненным ситуациям, диагностическая процедура носит открытый характер проведения – работа с опросным бланком и уточняющая беседа); карта экспертной оценки уровня сформированности нравственных компетенций младшего школьника (разработана на основе описанных структуры и содержания нравственной компетентности [1] и с учетом уровней и стадий нравственного развития).
Диагностическое обследование с использованием методики «Моральные дилеммы» и экспертной карты показало, что наиболее значимыми ценностями для детей являются «щедрость», «уважение», «здоровье». Уровень интериоризации данных ценностей соответствует конвенциональному, а именно 4-й стадии. Менее значимыми являются ценности «терпение» и «честность», их уровень интериоризации соответствует доморальному уровню нравственного развития личности (1 стадия). Уровень интериоризации ценности «учение» несколько выше: соответствует 2-ой стадии доморального уровня (рис. 2). Главным ожидаемым результатом апробированной программы стала ориентация ребенка на общепринятые моральные нормы, вне зависимости от того, вызовет ли его поведение одобрение окружающих, и будет ли иметь для него позитивные последствия, то есть достижение второго уровня 4-й стадии нравственного развития. Принципом отбора художественно-эстетических средств стала их доступность для восприятия детей. Структура программы соответствует структуре нравственной компетентности личности: занятия, направленные на развитие когнитивного, мотивационно-ценностного и операционально-технического компонентов нравственной компетентности. Результаты контрольного исследования позволили выявить положительную динамику развития нравственных компетенций младших школьников: расширился тезаурус нравственных понятий, дети узнали способы нравственного поведения (знаниевый компонент); более выраженной стала ориентация на соблюдение основных правил поведения в школе, общественных местах, повысилась способность к саморегуляции (отсрочиванию удовлетворения актуальных потребностей), дети овладели навыками вежливого, приветливого, внимательного отношения к другим людям (операциональный компонент); более выраженным стало стремление к воспроизведению способов поведения и межличностных отношений, вызывающих позитивную эмоциональную реакцию значимых людей, в процессе формирования – способы понимания эмоционального состояния других людей и проявления нравственных чувств (сострадание, милосердие, забота и др.) (ценностный компонент) (рис. 1).
Рис. 1. Динамика развития нравственных компетенций личности учащихся
Повысился уровень интериоризации таких ценностей как «честность», «терпение», «учение», «помощь», «добро», «дружба», «трудолюбие», что соответствует конвенциональному уровню нравственного развития личности (рис. 2).
Рис. 2. Динамика уровня интериоризации нравственных ценностей
Таким образом, результаты исследования позволяют констатировать, что: если вариативная программа развития нравственных компетенций младших школьников художественно-эстетическими средствами разрабатывается с учетом актуального уровня и стадий нравственного развития личности ребенка, то это обеспечивает положительную динамику развития нравственных компетенций личности, что проявляется в ее переходе к 4-й стадии конвенционального уровня нравственного развития.
Данная программа может быть использована в практике внеучебной деятельности в условиях общеобразовательных учреждений, отдельные компоненты программы могут быть интегрированы в содержание предметов «Литературное чтение», «Окружающий мир», «Технология». В перспективе разработка данной темы может идти по пути дальнейшего отбора содержания и конструирования условий для развития нравственных компетенций младших школьников.
Литература:
Емельянова И.Н., Неумоева-Колчеданцева Е.В. Методические рекомендации по разработке программ духовно-нравственного воспитания школьников. Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2012. – 42 с.
Неумоева-Колчеданцева Е.В. Разработка вариативных программ в образовательных учреждениях. Учебно-методическое пособие для студентов направления 050100.62 Педагогическое образование: профиль подготовки «Начальное образование» (бакалавриат), очной и заочной форм обучения. – Тюмень: Изд-во Тюменского государственного университета, 2012. – 40 с.
Селевко Г.К. – Компетентности и их классификация // Народное образование. – 2004. – № 4. – С. 136 – 144.
Смирнова Е.О. Психология развития. Словарь / Под. ред. А.Л. Венгера // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах / Ред.-сост. Л.А. Карпенко. Под общ. ред. А.В. Петровского. — М.: ПЕР СЭ, 2005. – 176 с.
ФГОС начального общего образования. Утвержден приказом Министерства образования и науки от 06.10.2009. № 373.