Классный час на тему «Познай и сделай себя сам»
Классный час на тему «Познай и сделай себя сам»
Человеку недостаточно познать самого себя, нужно найти также способ, с помощью которого он сможет разумно показать, проявить себя и в конце концов изменить себя и сформировать.
Бэкон Ф.Пусть я не знаю смысла жизни, но искание смысла уже дает смысл жизни.
Н. А. Бердяев
Актуальность
В литературных источниках термин "самоопределение" употребляется в различных значениях. Так, говорят о самоопределении культурном, национальном, политическом, религиозном, экономическом и др. Личностное самоопределение определяет развитие самоопределения социального и профессионального.
Личностное самоопределение происходит на уровне ценностей. В сегодняшних нестабильных, быстро меняющихся условиях, человеку приходится нередко перестраивать всю смысловую сферу личности, что драматически проявляет себя в распаде профессионального "Я", в утрате смысла бытия, в чувстве потери себя.
В психологическом плане самоопределившаяся личность - это "субъект, осознавший, что он хочет (цели жизненные планы, идеалы), что он может (свои возможности, склонности, дарования), что он есть (свои личностные и физические свойства), что от него хочет или ждет коллектив, общество; субъект, готовый функционировать в системе общественных отношений. Самоопределение, таким образом, это "относительно самостоятельный этап социализации, сущность которого заключается в формировании у индивида осознания цели и смысла жизни, готовности к самостоятельной жизнедеятельности на основе соотнесения своих желаний, наличных качеств, возможностей и требований, предъявляемых к нему со стороны окружающих и общества".
Профессиональное самоопределение принято рассматривать как выбор и реализацию способа взаимодействия с окружающим миром и нахождение смысла в данной деятельности. Современному обществу нужен профессионал, знающий свое дело, способный самостоятельно принимать решения и нести ответственность за эти решения, за себя, за других, за страну. Переходное состояние экономики обусловило перекос в системе профессиональных ценностей: современный человек (особенно молодой человек) с его личностными особенностями, включающийся в рыночные отношения стремится к достижению материального благополучия наиболее быстрым путем. Необходимость выживания заставляет его изменить своему призванию и выбрать такую профессию, овладение которой обеспечит более высокие материальные возможности. То есть существует сильная мотивация к овладению "доходной" профессией, но зачастую нет необходимых личностных качеств. Также существует и противоречие между мотивацией выбора профессии и отсутствием возможности для обучения (в том числе и материальной). Сегодня наблюдается повышение престижа образования. Статистика показывает, что число абитуриентов, поступающих в вузы в последние несколько лет возрастает в арифметической прогрессии. Престижными считаются сегодня финансовые и юридические специальности. Одновременно исследования института профтехобразования показали, что до 25-30% учащихся к концу обучения теряют интерес к своей профессии, ведь на первых шагах профессионального самоопределения желания и стремления этих людей шли вразрез с их способностями, о которых они сами имели лишь приблизительное представление. Рыночные отношения характеризуются необходимостью приспособления к повышенной динамичности производства, возможной временной безработице, внезапной смены профессии и места работы. В этих условиях для специалиста необходимы профессионализм, высокая квалификация и отличное качество работы, а также он должен обладать для повышения своей конкурентоспособности на рынке труда и такими личностными качествами, как целеустремленность, способность к непрерывному саморазвитию, стрессоустойчивость, способность к риску и другими. Именно профессионализм и компетентность будут определять положение как конкретных граждан в обществе будущего, так и отдельных государств. Именно поэтому требуется сегодня изменить социальные ценности и взгляд на экономику, чтобы сформировать новую позицию и поведение по отношению к природным ресурсам и человеческому труду. В решении данных проблем ведущее место - новым технологиям образования.
Ход классного часа
Цели: дать учащимся представление об основах профессионального самоопределения; расширить представление детей о самопознании, саморазвитии, самоопределении; формировать положительную нравственную оценку таких качеств, как целеустремленность, воля, настойчивость, желание работать над собой; способствовать формированию адекватной самооценки; побуждать детей к анализу своих поступков, мыслей, чувств, к самонаблюдению, самопознанию, самосовершенствованию;
Задачи:
1) Формировать у учащихся активное и ответственное отношение к жизни;
2) Помочь учащимся выявить свою профессиональную направленность;
3) Создать положительную мотивацию выбора профессии;
4) Расширить представление детей о себе путём самопознания, самоопределения (знакомство с собственным «Я»);
5) Способствовать формированию адекватной самооценки; вызвать интерес к себе, побуждать детей к самонаблюдению, самопознанию, самосовершенствованию.
Форма проведения: дискуссия.
Подготовительная работа: учащимся составить самохарактеристики по вопросам анкеты.
Оформление:
- на доске написана тема, эпиграфы;
- для групповой работы начертить на доске таблицу «Самооценка». В колонках признаки указаны неверно. Правильные ответы - в тексте сценария;
Самооценка
Завышенная Заниженная Объективная
Уверенность в себе Вспыльчивость Скромность Трусливость Высокомерие Нахальство Обидчивость Чувство собственного достоинства Пассивность Уравновешенность Самоуверенность Внушаемость
- написать на доске:
Как правильно оценить себя? Что нужно знать для объективной самооценки? Как обрести уверенность в себе?
Оценивайте себя не в сравнении с другими, а с самой собой в раннее время, например какой вы были год назад, что узнали, чего добились, как по вашему, вы стали лучше или съехали по каким-то параметрам и стремитесь вы к тому же, что и ране или к новым вершинам?
Составьте отчёт перед самой собой, похвалите себя за достигнутое и определите новые цели
Судите о себе по делам.
Тот, кто вас критикует - ваш друг.
- Критикует один - задумайтесь.
- Критикуют два - проанализируйте свое поведение.
- Критикуют три - переделывайте себя.
Ход классного часа
I. Вступительное слово «Знаем ли мы себя?»
Каждый день миллионы людей спешат на работу. Чем они занимаются? Любят ли свою работу? Как выбирали они род занятий, повторили бы вновь свой профессиональный путь или предпочли бы иной вид деятельности?.. Выбор профессии относится к одному из самых важных жизненных решений. Поэтому сегодня мы продолжим с вами наш разговор о выборе будущей профессии. Скоро вы окончите 9 классов и вам придется выбирать свой дальнейший путь. Кто-то сделает этот выбор осознанно и самостоятельно. А кто-то пока и сам не знает, чего он хочет. Девятиклассники знают много формул, теорем, правил, законов, могут решать трудные задачи и давать оценку литературным персонажам, но далеко не каждый может ответить на простые вопросы: кто я? какой я? каким я хочу быть? что думают обо мне другие? Сегодня мы будем учиться отвечать на эти вопросы.
Человек более успешен в той деятельности, которая ему по душе. Поэтому, выбирая профессию, нужно обратить внимание на то, чем интересно заниматься, что доставляет удовольствие. Например, если человеку нравится организовывать других людей, быть лидером, скорее всего, ему подойдут профессии, предполагающие умение работать с коллективом (менеджер, педагог).
Способности, здоровье (внутренние возможности и ограничения).
Одного интереса к какому-либо делу мало, нужно ещё, чтобы оно получалось. А для этого необходимы определённые способности. Так, чтобы играть на скрипке, недостаточно любить музыку, нужен ещё и абсолютный музыкальный слух. Возможности человека ограничены также состоянием его здоровья.
Уровень притязаний и самооценка.
Речь здесь идёт о той планке, которую человек сам себе устанавливает, прогнозируя своё будущее. При этом он либо оценивает себя адекватно, либо занижает свои возможности, либо переоценивает их. Самооценка и притязания - важный внутренний регулятор поведения человека в любых жизненных ситуациях, в том числе и в планировании карьеры.
II. Интерактивная беседа по теме «Зачем нужна самооценка?»
Великий немецкий поэт И.В. Гете утверждал: «Умный человек не тот, кто много знает, а кто знает самого себя». Можете ли вы считать себя умными людьми? (Дети отвечают.)
Что можно узнать о себе?
Примерные ответы детей:
- Свои физические возможности, состояние здоровья.
- Свои таланты, способности (умственные, творческие).
- Свой характер, темперамент, волю.
- Свои вкусы, привычки.
- Свои сильные и слабые стороны.
Узнавать себя нужно, чтобы объективно оценить свои способности и возможности. А что это даст? Зачем вообще нужна правильная самооценка?
Примерные ответы детей:
- Узнать призвание, выбрать профессию.
- Избежать ошибок и разочарований.
- Правильно вести себя с окружающими.
- Не браться за невыполнимые дела.
- Правильно определить цель в жизни.
Действительно, человек, который объективно оценивает свои способности и возможности, сможет безошибочно выбрать свое призвание, определить цель в жизни. Такому человеку легче избежать крушений жизненных планов, разочарований, ошибок. И если возникнут неприятности, он будет искать причину не в других, а в себе.
III. Работа в группах по теме «Определение уровня самооценки»
Как можно узнать человека с правильной самооценкой? На доске составлена таблица признаков людей с разной самооценкой. Но кто-то перепутал признаки. Как правильно разместить слова в колонках? Предлагаю обсудить этот вопрос в группах (по рядам, можно объединиться по 2 пары). Нужно собрать по 4 признака людей с разной самооценкой. Первая группа - с завышенной, вторая - с заниженной и третья - с объективной самооценкой. Выбранные признаки вы должны записать на листочках бумаги. Правильные ответы мы прикрепим к таблице. Дополнительное условие - обосновать свой выбор.
(В течение 3-5 минут дети работают.)
Время истекло, слушаем мнения групп.
(Дети заполняют таблицу на доске, обосновывают свой выбор. Правильные ответы прикрепляют скотчем в соответствующие колонки таблицы.)
Ответы детей:
Завышенная Заниженная Объективная
высокомерие, самоуверенность, нахальство, вспыльчивость. пассивность, обидчивость, внушаемость, трусливость уравновешенность, уверенность в себе, скромность, чувство собственного достоинства
Классный руководитель. Что можно посоветовать человеку с завышенной самооценкой? (Быть более самокритичным, научиться видеть свои слабости, не считать себя выше других и т. п.)
- Что можно посоветовать человеку с заниженной самооценкой? (Заняться спортом, победить свою трусость, научиться говорить «нет» и т. п.)
- Что можно посоветовать человеку с объективной самооценкой? (Не терять уверенности в себе, продолжать работать над своими недостатками, не хвастаться своими достоинствами и т. п.)
IV. Проблемная ситуация «Как себя оценить?»
Со стороны легко определить, какая у человека самооценка, а вот самому себя оценить труднее. Вот послушайте рассказ о проблемах одной девятиклассницы Наташи (читает). Бабушка и мама считают, что Наташа - самая умная и красивая девочка в школе. Но все учителя постоянно к ней придираются и занижают отметки, как и ее подружкам Светке и Галке, которых Наташа считает намного глупее себя. Светка и Галка, правда, так не считают, и даже сказали Наташе, что та слишком высокого о себе мнения. То же самое говорил и бывший Наташин дружок Сергей, с которым она поругалась. Наташа теперь с ними со всеми не разговаривает. Наташа считает, что все ей просто завидуют. А вот когда она станет знаменитой на весь мир фотомоделью, тогда им всем докажет, что они ей в подметки не годятся!
К сожалению, героиня рассказа не знакома с правилами, которые записаны на доске - «Как оценить себя?» (читает). Правильно ли оценивала себя Наташа? Какие ошибки она совершила, оценивая себя?
Примерные ответы детей:
- Судила о себе по мнению мамы и бабушки.
- Учебные неудачи объясняла придирками учителей.
- Сравнивала себя не с более сильными, а с более слабыми.
- Требовательно относилась к другим, к себе - снисходительно.
- Не прислушивалась к критике, три человека ей говорили одно и то же, а она не сделала выводов.
- Поругалась с друзьями, которые говорили об ее недостатках.
- Ставила себе нереальные цели.
Методика «Нарисуй человечка»
Дается задание каждому нарисовать человечка (или раздается готовый рисунок).
Все подписывают содержание рисунка согласно тому, как показано на рисунке – образце. Рисунки, выполненные ребятами, собираются, перемешиваются и раздаются детям.
Получив чей – то рисунок, ребенок характеризует его, рассказывает о свойствах этой личности, о том, что она любит или не любит.
Все предполагают, кто бы это мог быть.
Анализ полученной информации позволяет учащимся лучше узнать друг друга, а для классного руководителя это один из способов изучения индивидуальных особенностей детского коллектива.
Итак, можно подвести небольшой итог нашей встречи.
Рефлексия.
2 час
Работа с понятиями: цели, принципы, идеалы
Цели и задачи:1. Обсудить с учащимися понятия: цели, принципы, идеалы.2. Познакомить с закономерностями проявления их в личности человека и в окружающей жизни.3. Привить основы нравственного поведения.Форма проведения: дискуссия.
Анкета «Я и смысл моей жизни»
Учащимся предлагается заполнить бланк анкеты со следующими заданиями и вопросами. Предлагаю каждому подумать о смысле и ценностях жизни человека.
Классный руководитель: Самоопределение неразрывно связано с пониманием себя, своих возможностей и стремлений. Между тем многие старшеклассники не знают, чего они хотят, не могут внятно сформулировать свои цели, принципы, не имеют нравственного идеала, не могут адекватно оценить себя.
Цели
Многие не могут определить свои цели, принципы, идеалы. Мне кажется, они просто плохо представляют себе, что это такое. Давайте разберемся с этими понятиями. Жизненные цели - что это такое? (Это мечта. То, к чему человек стремится.)
Зачем нужно ставить перед собой цели? (Чтобы к чему-то стремиться, чтобы был смысл жизни.)
Сколько целей может быть у человека?
Какие же бывают цели в жизни? (Могут быть краткосрочные, долгосрочные цели.)
Примерные ответы:
- Богатство, слава, власть.
- Стать мастером своего дела, чтобы все тебя уважали.
- Быть просто хорошим человеком, любить людей.
- Создать хорошую семью, построить дом, посадить дерево, вырастить детей.
- Жить для себя: учиться, развиваться, путешествовать.
- Принести пользу людям, жить для людей.
- Найти свою любовь.
- Жить для удовольствия, наслаждения.
- Совершить научное открытие, найти лекарство от неизлечимой болезни.
- Жить для Бога. Не грешить, бороться со своими страстями.
Ученые говорят, что жизненная цель дает человеку силы, он начинает что-то делать для достижения этой цели, и в конце концов его мечты сбываются. Но жизненные цели бывают разные. Одни дают силы на всю жизнь, а другие только на короткий период. Как вы думаете, какие цели могли бы стать целями всей жизни? (Дети отвечают.)
Говорят, что достигнуть цели совсем не трудно: надо просто каждый день делать к этой цели хотя бы один шаг. Иначе эта цель так и останется мечтой.
Принципы
Но даже самая красивая цель может быть человеком отвергнута, если нужно поступаться принципами. Жизненные принципы - это убеждения, взгляд на вещи, жизненные правила. Какие бывают принципы? Прежде всего, это 10 христианских заповедей. Давайте их вспомним. (Дети поднимают руки, отвечают.)
Есть люди, которые руководствуются другими принципами, например: «Человек человеку - волк» (закон джунглей), «Не верь, не бойся, не проси» (тюремный закон), «Бери от жизни все!», «После нас - хоть потоп!» и т. п. Какие еще вы знаете принципы? (Высказывания детей.)
Зачем нужны принципы? Может ли человек изменять свои принципы в течение жизни? Бывают ли люди без принципов? (Дети дают ответы)
В истории много примеров, когда за принципы люди сознательно шли на смерть, если ценой жизни было предательство - веры. Родины или друзей, ведь изменить своим принципам - значило потерять себя как человека, потерять уважение к себе. Можете ли вы привести примеры? (Высказывания детей.)
Идеалы
Идеал - совершенное воплощение чего-то, что составляет высшую цель деятельности, стремлений. Я прочитаю качества идеальных людей. Представьте себе, что нужно выстроить их в порядке убывания. Какие качества вы бы поставили на первое место?
Идеал мужчины: привлекательность, верность, мужественность, деликатность, понимание.
Идеал женщины: обаяние, верность, женственность, хозяйственность, уступчивость, понимание.
Идеал гражданина: коллективизм, патриотизм, национальная честь и достоинство, совесть, мужество, ответственность.
Идеал работника: профессиональная компетентность, высокая работоспособность, организованность и деловитость, деловое сотрудничество и самодисциплина, требовательность к себе и другим, культура труда и бережливость, потребность к самообразованию, самосовершенствованию.
Тест по выявлению направленности личности на себя, на коллектив, на задачуПреобладание суммы баллов за ответы :А - направленность на себя (личная);Б - направленность на коллектив (коллективная);В - направленность на задачу (деловая) .
Тест по выявлению интересов учащихсяПодсчитав по каждому столбцу сумму плюсов, вы можете выяснить область, в которой расположены ваши интересы
Методика «Твои увлечения»
Для того чтобы развивать у ребенка осознание нравственного смысла собственных решений и предпочтений, можно предложить им следующую методику.
Составьте список ваших увлечений – тех занятий, которые кажутся вам особенно интересными, привлекательными (не более 10) и запишите их в столбик.
а) поставьте знак «+» рядом с теми увлечениями, которые приносят пользу окружающим (родителям, друзьям, учителям). Посчитайте общее количество плюсов. Всего плюсов.
б) поставьте знак «+», если ваше увлечение требует участия других людей, жертвы с их стороны(время, деньги, своими интересами, вещами и т.д.). ). Посчитайте общее количество плюсов. Всего плюсов.
в) поставьте знак «+», если ваше увлечение помогает вам стать лучше, способствует вашему развитию и воспитанию. Всего плюсов.
г) поставьте знак «+», если ваше увлечение было осуществлено на практике в течение последних двух недель хотя бы раз. Всего плюсов.
А теперь хорошенько поразмышляйте над результатами анализа и сделайте вывод о том, достаточно ли вы серьезно относитесь к выбору предмета своих увлечений, не мешают ли они близким людям, не являются ли они лишь увлечением в вашем воображении.
2. Составление самохарактеристики
После окончания 9 класса учреждение образования дает выпускникам характеристики. Эти характеристики составляет классный руководитель. Но я решила обратиться к вашей помощи и попросила вас составить самохарактеристики. Для этого прошу вас ответить на вопросы анкеты.
(Учитель читает вопросы анкеты (из дополнительных материалов к сценарию), разъясняет их смысл, дети дают ответы.)
Кто хочет, может оставить анкету у себя. Надеюсь, она поможет вам в вашей самооценке.
(Желающие сдают анкеты.)
3. Игра «Волшебный стул»
4. Заключительное слово
Как известно, все люди уникальные, но осознать эту уникальность многие не могут или не хотят. А для этого нужно всего лишь познать себя, дать себе объективную оценку. Оказывается, это совсем непросто. И даже составить объективную характеристику в конце 9 класса удается немногим. Процесс познания себя у каждого свой, индивидуальный, неповторимый. Он будет длиться всю жизнь. С познания себя начинается и познание других людей, и познание мира, и познание смысла жизни.
5. Подведение итогов (рефлексия)
Что дал вам классный час? Удалось вам узнать что-то новое о себе и других?
Каждому раздаются рекомендации «20 способов повышения самооценки
и обретения уверенности в себе»
Приложение 1
Анкета «Самохарактеристика»
1. Ваш внешний вид. (Довольны ли вы своей внешностью?)
2. Убеждения и идеалы. (Есть ли у вас принципы? К чему вы стремитесь в жизни?)
3. Способности и интересы. (Что вас интересует больше всего, что у вас получается лучше, какие книги вы читаете?)
4. Отношение к труду. (Какую работу вы выполняете с удовольствием, а какую делаете нехотя? Есть ли у вас трудовые обязанности в семье?)
5. Нравственно-волевые качества. (Какие человеческие качества вы считаете самыми ценными; какие самыми отвратительными? Кто ваш любимый герой? Кому и в чем вы хотели бы подражать?
Приложение 2
1120140183515 Методика «Нарисуй человечка»
29146509715500 Что я не люблю видеть
29965651778000018288006667500На что мне нравится смотреть Что я не люблю слышать
27012901492250016002003492500Что мне нравится слышать
275844054610001600200117475001485900317500Что мне нравится нюхать Что мне не нравится нюхать
Что мне не люблю говорить
Что мне нравится говорить
136779059690001485900596900034423355969000
Что я люблю делать Что я не люблю делать
Кого я люблю
Где я не был, куда хочу отправиться
17773652622550029965653429000Где я был в путешествии
Приложение 3
Тест по выявлению направленности личности на себя, на коллектив, на задачуВыберите один из вариантов (А, Б или В) продолжения каждого высказывания и отметьте знаком “+” в листе ответов соответствующую графу. Подсчитайте сумму знаков “+” в каждого из пунктов (А, Б или В) .1. Больше всего мне доставляет удовольствие:А. Положительная оценка моей работы .Б. Сознание того, что находишься среди друзей .В. Сознание того, что работа выполнена хорошо .2. В спорте хотел(а) бы быть:А. Известным игроком .Б. Тренером, который разрабатывает тактику игры .В. Выбранным капитаном команды .3. Лучшими преподавателями являются те, которые:А. Имеют индивидуальный подход к ученикам .Б. Создают в коллективе атмосферу, в которой никто не боится высказать свою точку зрения .В. Знакомят с дополнительным материалом по предмету .4. Мне не нравятся педагоги, которые:А. Не скрывают, что некоторые ученики им не симпатичны .Б. Вызывают у всех дух соперничества .В. Считают, что предмет, который они преподают самый лучший и самый интересный .5. Я рад(а), когда мои друзья:А. Помогают другим, когда для этого предоставляется случай .Б. Всегда верны и надежны .В. Интеллигентны и у них разносторонние интересы .6. Лучшими друзьями считают тех:А. Которые считаются с моим мнением .Б. Которые помогут в трудную минуту .В. Которые знают больше, чем я .7. Я хотел(а) бы быть такими, как те:А. Кто добился профессионального успеха .Б. Отличается дружелюбием и доброжелательностью .В. Может помочь в работе .8. Я хотел(а) бы быть:А. Руководителем предприятия .Б. Рядовым человеком коллектива .В. Квалифицированным специалистом .9. Когда я был(а) ребенком, я любил(а):А. Когда меня хвалили .Б. Игры с друзьями .В. Успехи в учебе .10. Больше всего мне нравится, когда я:А. Встречаю препятствия при выполнении возложенной на меня задачи .Б. Когда в коллективе ухудшаются товарищеские отношения .В. Когда меня критикуют учителя .11. Мне хотелось бы, чтобы школа больше внимания уделяла:А. Развитию индивидуальных способностей .Б. Воспитанию в учениках качеств, благодаря которым они могли бы уживаться с людьми .В. В подготовке учеников к работе по специальности .12. Мне не нравятся коллективы, в которых:А. Строгая дисциплина .Б. Человек теряет индивидуальность в общей массе .В. Невозможно проявление самостоятельности .13. Если бы у меня было больше свободного времени, я бы использовал(а) его для:А. Для беспечного отдыха .Б. Для общения с друзьями .В. Для любимых дел и самообразования .14. Мне кажется, что я способен(а) на многое, когда:А. Мои усилия достаточно вознаграждены .Б. Работаю с доброжелательными людьми .В. У меня работа, которая меня удовлетворяет .15. Я люблю, когда:А. Другие меня ценят .Б. Приятно провожу время с друзьями .В. Чувствую удовлетворение от выполненной работы .16. Если бы обо мне писали в школьной газете, мне хотелось бы, чтобыА. Похвалили меня за мою работу .Б. Сообщили о том, что меня выбрали на руководящую работу .В. Отметили дело, которое я выполнил(а) .17. Лучше всего я учился(лась) бы, если преподаватели:А. Имели комне индивидуальный подход .Б. Организовали дискуссии по интересующим вопросам .В. Сообщали больше информации о профессиональной деятельности взрослых .18. Нет ничего хуже, чем:А. Оскорбления личного достоинства .Б. Потеря друзей .В. Неуспех при выполнении каждой задачи .19. Больше всего я ценю:А. Личный успех .Б. Работу в коллективе .В. Практические результаты .20. Считаю, что большинство людей:А. Стремятся к личному успеху в работе .Б. С удовольствием работают в коллективе .В. Выполняют работу по-настоящему хорошо .21. Я не переношу:А. Ссоры и споры .Б. Людей, ставящих себя выше других .В. Отметание всего нового .22. Я хотел(а) бы:А. Вызывать восхищение других .Б. Помогать другим в общем деле .В. Чтобы окружающие считали меня эрудированным человеком .23. Я люблю, когда учитель:А. Требователен .Б. Доступен для учащихся .В. Пользуется авторитетом .24. В будущей трудовой деятельности я хотел(а) бы:А. Чтобы были условия для профессионального роста .Б. Чтобы решения принимались коллективно .В. Самостоятельно работать над решением проблем .25. Я хотел бы прочитать книгу:А. О жизни известного человека .Б. Об искусстве общения с людьми .В. Какое-нибудь практическое руководство типа “Сделай сам” .26. Если бы у меня были музыкальные способности, я хотел(а) бы бытьА. Солистом .Б. Дирижером .В. Композитором .27. Свободное время с наибольшим удовольствием провожу:А. Смотрю детективные фильмы .Б. В развлечениях с друзьями .В. Занимаюсь своим увлечением (хобби) .28. На школьном вечере я бы с большим удовольствием:А. Выступил(а) бы в конкурсе .Б. Организовал(а) бы конкурс и руководил(а) им .В. Выдумал(а) интересный конкурс .29. Мне важно знать:А. Как достичь намеченной цели .Б. Как привлечь других к достижению своей цели .В. Как определить цели в жизни .30. Человек должен трудиться так, чтобы:А. Выполнять хорошо, прежде всего, работу .Б. Другие были бы довольны .В. Не нужно было переделывать его работу .Подсчитать сумму со знаком “+”; знак “+” = 1 баллу .Преобладание суммы баллов за ответы :А - направленность на себя (личная);Б - направленность на коллектив (коллективная);В - направленность на задачу (деловая) .
Приложение 4
Методика «Твои увлечения»
Для того чтобы развивать у ребенка осознание нравственного смысла собственных решений и предпочтений, можно предложить им следующую методику.
Составьте список ваших увлечений – тех занятий, которые кажутся вам особенно интересными, привлекательными (не более 10) и запишите их в столбик.
а) поставьте знак «+» рядом с теми увлечениями, которые приносят пользу окружающим (родителям, друзьям, учителям). Посчитайте общее количество плюсов. Всего плюсов.
б) поставьте знак «+», если ваше увлечение требует участия других людей, жертвы с их стороны(время, деньги, своими интересами, вещами и т.д.). ). Посчитайте общее количество плюсов. Всего плюсов.
в) поставьте знак «+», если ваше увлечение помогает вам стать лучше, способствует вашему развитию и воспитанию. Всего плюсов.
г) поставьте знак «+», если ваше увлечение было осуществлено на практике в течение последних двух недель хотя бы раз. Всего плюсов.
А теперь хорошенько поразмышляйте над результатами анализа и сделайте вывод о том, достаточно ли вы серьезно относитесь к выбору предмета своих увлечений, не мешают ли они близким людям, не являются ли они лишь увлечением в вашем воображении.
Приложение 5
Анкета «Я и смысл моей жизни»
Учащимся предлагается заполнить бланк анкеты со следующими заданиями и вопросами:
Дорогой друг!
Предлагаем тебе и твоим одноклассникам подумать о смысле и ценностях жизни человека.
Выполни пожалуйста следующие задания:
1. Продолжи, пожалуйста, следующие предложения:
Хорошая жизнь – это…
Счастливый человек – это…
Больше всего я ценю в людях …
Смысл моей жизни заключается в том, что…
2. Укажите, какие из перечисленных ниже целей жизни и качеств человека для тебя являются важным. Обведи кружком ниже каждого выражения одну цифру, которая будет твоим ответом.
Цифры обозначают:
1 – совсем неважно;
2 - почти неважно;
3 - немного важно;
4 - довольно важно;
5 – очень важно.
Самостоятельность как независимость в суждениях и оценках
1 2 3 4 5
Уверенность в себе (свобода от внутренних противоречий, сомнений)
1 2 3 4 5
Материальная обеспеченность (отсутствие материальных затруднений)
1 2 3 4 5
Здоровье (физическое и психическое)
1 2 3 4 5
Удовольствия (жизнь, полная удовольствий, развлечений, приятного проведения времени)
1 2 3 4 5
Интересная работа
1 2 3 4 5
Любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком)
1 2 3 4 5
Свобода как независимость в поступках и действиях
1 2 3 4 5
Хорошие и верные друзья
1 2 3 4 5
Красота ( переживание прекрасного в природе и искусстве)
1 2 3 4 5
Познание ( возможность расширения своего образования, кругозора, интеллектуального развития)
1 2 3 4 5
Счастливая семейная жизнь
1 2 3 4 5
Творчество (возможность творческой деятельности)
1 2 3 4 5
Общественное признание (уважение окружающих, коллектива, товарищей)
1 2 3 4 5
Активная, деятельная жизнь
1 2 3 4 5
Равенство (братство, равные возможности для всех)
1 2 3 4 5
3. Ответь, пожалуйста, на следующий вопрос: где ты можешь в наименьшей мере проявить себя и свои способности (подчеркни перечисленные ниже ответы, которые соответствуют твоему мнению)
На уроке;
В общественных делах;
На занятиях кружка, клуба;
При проведении досуга;
Нигде;
Где еще (допиши)
4. Как ты думаешь, где тебя больше уважают и понимают (подчеркни перечисленные ниже ответы, которые соответствуют твоему мнению)?
Дома;
В классе;
В кружке, клубе, секции;
В компании друзей;
Нигде;
Где еще (допиши)
Спасибо!
Обработка и интерпретация полученных данных. Анализ результатов выполнения первого задания позволит педагогу понять направленность личности учащихся: на реализацию духовных или материальных потребностей, на добро или зло, на пользу себе или окружающим. Ответы учащихся на вопросы второго задания могут быть использованы классным руководителем для определения доминирующих ценностных ориентаций в классном коллективе. В качестве дополнительной информации о самореализации и самоутверждения личности учащихся класса можно рассматривать ответы на третий и четвертый вопросы.
Приложение 6
20 способов повышения самооценки
и обретения уверенности в себе
Это факт, что заниженная самооценка вредна для человека, так как приводит к различным неприятным последствиям, и в этой публикации мы рассмотрим эффективные способы, позволяющие повысить самооценку. Статья будет интересна широкому кругу читателей, так как содержит мудрые советы, которые принесут пользу каждому человеку. Перечисленные ниже способы также помогут обрести уверенность в себе и сделать свою жизнь более позитивной и гармоничной.
Почему самооценка бывает занижена?
Потому что мы живем в эгоистическом обществе, где каждый, стремясь быть лучше другого (или, по крайней мере, выглядеть таким – в глазах других людей или же в своих собственных), склонен «опускать» других.Человек понижает самооценку другого только потому, что у него самого она занижена – и он пытается компенсировать это путем подавления других, используя всевозможные доступные способы, прямые или косвенные. Люди с нормальной самооценкой не станут делать других «ниже» или «хуже»; они понимают, что все мы разные и каждый уникален по-своему, и у каждого свое место и роль в жизни. Идея «я лучше другого» - это признак раздутого эго и невежества, не более того.
Как правильно оценить себя?
Прежде чем мы рассмотрим, как повысить самооценку, следует сказать несколько слов о правильной самооценке в общем. Чтобы правильно себя оценить, нужно отбросить эмоции и посмотреть на ситуацию здраво, подключив разум. А то бывает так, что человек, начитавшись «умных» статей о повышении самооценки с помощью различных способов самовнушения, начинает мнить себя чуть ли не Богом, что, естественно, со стороны выглядит в лучшем случае смешно, а в худшем – создает человеку еще больше проблем.Оценивайте себя здраво. Не думайте, что самовнушением можно обмануть жизнь: хитрость может сработать, но, в конце концов, всё будет сбалансировано – каждый получит по заслугам. Неудачники – это те люди, которые в прошлой жизни оторвали себе жирный кусок пирога, но ведь оторвали они его из своего же будущего, поэтому теперь, когда будущее стало настоящим, остались ни с чем. В народе правильно говорят: на каждую хитрую гайку найдется хитрый болт.Поэтому лучшим способом повышения самооценки, безотказным и надежным средством, является работа над собой: улучшая свои качества характера, совершенствуясь в той или иной деятельности и делая добрые дела, человек реально оценивает себя выше, чем когда говорит и делает всякие глупости, а потому и получает больше, по заслугам. Вывод простой: нужно быть хорошим человеком и творить больше добра, тогда проблем с самооценкой возникать не будет. Идея, что жизнь можно обмануть – совершенно бредовая, и от нее лучше отказаться сразу.Методы, которые перечислены ниже - это крупицы мудрости, собранные в интернете.
Как повысить самооценку: 20 способов
1. Отказаться от любой деструктивной критики и самокритики. Деструктивная критика – это негативная оценка человека, действий или событий, что подразумевает попытку навязать миру свою точку зрения. Навязывание - это насилие, а жизнь не любит насилия, поэтому не тратьте свою энергию на то, что обернется против вас же. Если вы не можете без критики, измените ее с деструктивной на конструктивную, способствующую исправлению ситуации.2. Отказаться от негативных мыслей, перестать терроризировать себя разрушительными установками. Мысли творят наше будущее – о чем думаем постоянно, то и притягиваем. Думаем о плохом – притягиваем плохое, думаем о хорошем – притягиваем хорошее. Подпитывайтесь позитивом и распространяйте его вокруг – это эффективный способ повысить самооценку.3. Перестать винить себя и оправдываться. Если вы сделали что-то неправильно, и вас в этом обвиняют, просто признайте это, как факт. К чему лишние эмоции и оправдания? Да, виноват, да, исправлюсь. Не загоняйте себя в чувство вины и не ищите оправданий – это всё в прошлом. Будьте в настоящем и думайте о будущем творчески и позитивно – такой способ мышления наиболее оптимален для человека.4. Больше общаться с позитивно настроенными и уверенными в себе людьми, которые не пытаются на вас давить или делать «ниже». Выберите или перестройте свой круг общения, так как от этого напрямую зависит ваша самооценка и уверенность в себе. Говорят «С кем поведешься – от того и наберешься».5. Заниматься любимой деятельностью, которая приносит настоящую радость или удовлетворение. Если это не про вашу работу, значит нужно найти хобби, которое будет давать вам ощущение, что жизнь проживается не зря. Делая то, что вам по-настоящему нравится делать, вы обретаете уверенность в себе и, возможно даже, смысл жизни, а это значительно поднимает самооценку. Вы можете пройти бесплатный тест на предназначение, чтобы понять, какая деятельность принесет вам успех и настоящее счастье, и начать заниматься ею. Когда человек знает свое предназначение и занимается любимым делом, он живет счастливо, задействуя свои способности и таланты, и у него просто не возникает проблем с самооценкой.6. Быть терпеливым с самим собой. Меняя себя и внедряя в свою жизнь новую позитивную модель поведения, нам хочется немедленного вознаграждения за свои действия, но следует учитывать, что в материальном мире следствие отделено от причины каким-то количеством времени, и не всегда воздаяние приходит сразу.7. Планировать свое будущее. Поставьте себе реальные (вполне достижимые) цели, распишите реальные шаги по их достижению и регулярно воплощайте их в жизнь – это эффективный способ достижения успеха и обретения уверенности в себе. Не откладывайте на завтра и не позволяйте уму обдумывать больше, чем реально необходимо, так как уму свойственно думать много лишнего, сомневаться и находить оправдания, «почему бы этого не сделать». Если разум (а у женщин - интуиция) говорит «надо» и «лучше вот так», значит надо, и именно так.8. Прекратить жалеть себя и других. Если мы жалеем, значит, соглашаемся, что человек не может справиться с проблемой, что жизнь несправедлива, и что в следующий раз жертвой могу стать я. Если можете помочь человеку – помогите, но не настраивайтесь на негативную волну сочувствия и жалости, потому что сделаете хуже и себе, и другим. Попытки получить жалость и сочувствие (вместо реальной помощи) – это проявление подсознательного желания, «чтобы другим было не лучше, чем мне».9. С благодарностью принимать подарки судьбы. Очень часто люди думают, что слепая судьба посылает блага таким как я - недостойным. Судьба никогда не ошибается – просто существует задержка во времени, и мы не всегда можем отследить, за что нам пришло то или иное благо. Принимая подарки судьбы, продолжайте делать добрые дела, делитесь позитивом с другими, и вам по закону кармы будет возвращаться все больше и больше добра. Такой способ взаимодействия с миром наиболее разумен.10. Не быть самонадеянным: «один в поле не воин». Просить о помощи - это не признак слабости, а свидетельство мудрости. Слабый стесняется и проигрывает, а сильный, когда ощущает, что нуждается в опоре, просит о поддержке, потому что он сам никогда не отказывает в помощи, если это в его силах и не противоречит здравому смыслу. Мы можем решать задачи, которые жизнь ставит перед нами, но никто не говорит, что это нужно делать в одиночку. Наоборот, взаимодействие с окружающим нас миром - это залог успеха. Найдите свою опору - и вы станете во много раз сильнее, обретете уверенность в себе и научитесь доверять окружающему миру.11. Любить свои недостатки и беды. Любые трудности и проблемы делают нас сильнее, если мы их преодолеваем, а не сопротивляемся. Сопротивление ситуации лишь усиливает ее, потому что мы не пытаемся принять её, а отталкиваем. Следовательно, решения нет, а скорректировать ситуацию можно, только приняв её. Справляйтесь с возникающими проблемами и ситуациями, это здорово повысит вашу самооценку.12. Заботиться о своём теле, ведь это не одежда, которую вы можете сменить по желанию в любой момент. Содержите тело в чистоте, лечите и предупреждайте болезни. Больной человек всегда слабее здорового. Зачем создавать самому себе лишние трудности? Устраняйте причины болезней как только их обнаруживаете, не откладывая на потом.13. Доводить все дела до конца, так как незаконченные дела снижают самооценку и уверенность в себе, напоминают нам о поражении и слабости. Никогда не бросайте дела на полпути - тогда вам будет не в чем себя упрекнуть. Это замечательный способ постепенного повышения уверенности в себе.14. Не зацикливаться на обладании. Любая принадлежащая вам вещь, может внезапно исчезнуть или сломаться. И чем она была дороже, тем тяжелее её потеря, и тем больше эта утрата вас ослабит. Также и люди, которых мы пытаемся себе присвоить, в любой момент могут от нас уйти, а зависимость остается. В конечном счете, всё принадлежит Богу, а в нашем пользовании находится только временно, не забывайте об этом. Поэтому будьте благодарны за то, что у вас есть, но не привязывайтесь к этим временным вещам.15. Перестать показывать свою значимость и делать вид, что вы лучше других. Если вы не соответствуете образу, который демонстрируете, окружающие будут ставить вас на место, и вы будете выглядеть смешно. Кроме того, таким поведением вы будете притягивать того, кто захочет помериться с вами тем, чем обычно меряются, и вы можете позорно проиграть, что никак не поспособствует повышению самооценки.16. Преодолеть свои страхи. Страхи - это самый главный разрушитель вашей уверенности в себе. Старайтесь чаще делать поступки, которые боялись делать, но обходитесь без глупостей, никому не нужного геройства и неоправданного риска. Может оказаться, что преодоление страхов – это наилучший способ добиться успеха.17. Помогать людям, приносить пользу обществу и настраивать других на позитивную волну. Это придаст вам уверенности в себе; а когда вы поймете, что приносите людям пользу, уже не будете считать себя неудачником.18. Действовать решительно и целенаправленно, не оглядываясь назад и не переживая о прошлых неудачах.Сконцентрируйтесь на цели и смело идите к ней; и когда вы её достигните, уже не будет необходимости поднимать самооценку.19. Изучать мудрость, пытаясь проникнуть в самые важные тайны жизни («кто я?», «что я здесь делаю?», «как это все устроено?») и получить ответы на эти вопросы. По мере самопознания и духовного роста исчезают комплексы, неуверенность в себе и другие проблемы материального существования.20. Любить себя сейчас и всегда. Вы – уникальный человек, с неповторимым набором качеств и способностей, вы – неотъемлемая часть жизни, у вас уникальная роль и место в жизни. Бог создал вас именно таким; если бы он хотел вас другого – сделал бы другим. Творец принимает вас именно таким, какой вы есть в каждый момент времени, поэтому нет смысла не принимать себя и не любить. Понимание этого сильно улучшает самооценку, не так ли? Поэтому никогда не ждите, что придет тот светлый миг, когда вы заслужите свою же собственную любовь, а то эта минута просто никогда не наступит.Безусловно, есть и другие способы, позволяющие повысить самооценку и обрести уверенность в себе, и их тоже можно успешно применять в своей жизни.