Конспект урока по физике на тему Движение молекул. Диффузия. Температура
Урок по физике для 7 класса
«Движение молекул. Диффузия. Температура»
Цели урока: образовательная – формирование знаний о движении молекул, о явлении диффузии, броуновском движении; развивающая – развитие самостоятельности в приобретении знаний в проблемной ситуации с использованием технологии продуктивного чтения, воспитательная – формирование познавательного интереса к физике и формирование коммуникативных умений.
Задачи урока: учащиеся должны усвоить – 1. Молекулы вещества находятся в непрерывном беспорядочном движении. 2. Доказательством движения молекул являются явление диффузии и броуновское движение. 3. Движение частиц вещества называют тепловым движением. 4. Чем больше энергия движения частиц тела, тем выше его температура.
Учащиеся должны научиться – 1. Распознавать явление диффузии среди других явлений. 2. Объяснять, почему скорость протекания диффузии зависит от агрегатного состояния вещества и температуры.
Учащиеся должны убедиться в том, что – представления о физических явлениях, которые возникают в нашем сознании в результате их изучения, соответствуют действительности, то есть являются отражением объективно существующего мира.
Оборудование: графопроектор, модель броуновского движения, термометры: демонстрационный, лабораторный, электронный, освежитель воздуха, два кусочка пластилина, два стакана с горячей и холодной водой, два пакетика чая, плакаты «Броуновское движение. Диффузия», «Шкалы температур».
Ход урока.
I.Мотивация (5 минут).
Главная задача – вызвать у учащегося желание, мотивацию прочитать текст параграфа. Для этого учитель обращает внимание учащихся на иллюстрацию и японскую пословицу, как эпиграф к параграфу.
Учитель. Рассмотрите иллюстрацию, которая предшествует тексту. Выскажите свои предположения о том, что на ней изображено. [1, с.142]
Учащиеся. На рисунке изображены молекулы двух вещества. Они перемешаны между собой. Между ними есть промежутки.
Учитель. Почему молекулы перемешены?
Учащиеся. Возможно, молекулы движутся.
Учитель. А каков физический смысл в японской пословице, представленной в начале параграфа: «Овощной лавке вывеска не нужна?»
Выслушав ответы учащихся, учитель даёт объяснения: «Овощи, особенно лук, выделяют летучие фитонциды. Мы по одному запаху понимаем, что где-то рядом - лук, лаже если не видим его. То же - с овощной лавкой: она "выдает себя" запахами.
Учитель. Почему распространяются запахи?
Ученики. Потому что молекулы движутся
Учитель. Догадайтесь, о чём пойдёт речь на нашем уроке?
На доске записывается тема урока: «Движение молекул».
В течение урока учащиеся делают записи в тетради [2, с. 25].
§ 30. Движение молекул.
1.Непрерывное и беспорядочное.
2.Никогда не прекращается.
Доказательства движения молекул.
Диффузия Броуновское движение
-явление перемешивания беспорядочно - беспорядочное движение малых частиц,
движущихся частиц соприкасающихся взвешенных в жидкости или газе,
веществ. происходящее под действием ударов
молекул.
c t0C V диффузии
Vгаз > Vжидкость > Vтверое те ло
Движение частиц вещества называют тепловым движением.
с Екин.молекул t0C тела.
Температуру измеряют в градусах Цельсия.
Прибор для измерения температуры – термометр.
II. Изучение нового материала (30 минут).
Проблемная ситуация. Учитель несколько раз брызгает освежителем воздуха у доски. Сначала приятный запах ощущают учащиеся первых парт, а затем аромат распространяется по всему классу.
Учитель. Чем можно объяснить распространение освежителя воздуха в классе, где окна и двери плотно закрыты и нет сквозняка, продувающего помещение?
Учащиеся выдвигают предположения. Затем учитель предлагает прочитать текст параграфа пункт «Частицы вещества движутся». [1, с.143]
После чтения вновь заслушиваются ответы учащихся.
Главная задача - обеспечить углублённое восприятие и понимание текста. Учитель задает вопросы. Далее следуют ответы учащихся и происходит беседа. Её результатом должно стать понимание авторского смысла.
Вопросы учителя:
1.Как ведут себя молекулы веществ.
2.В чем отличие движения молекул газов, жидкостей и твердых тел?
3.Учёными установлено, что молекулы газа движутся со скоростями, которые составляют сотни метров в секунду. Казалось бы, при такой скорости движения молекул запахи должны распространяться практически мгновенно. Но этого не происходит. Почему?
В процессе чтения и беседы учащиеся делают выводы, что во всех веществах молекулы совершают движение. Это движение никогда не прекращается. При движении огромного числа молекул они беспрестанно сталкиваются друг с другом, меняя направление скорости. В итоге, движение частиц не имеет какого- либо определённого направления, молекулы движутся беспорядочно.
Под руководством учителя учащиеся делают записи в тетради.
Учитель. Есть явления, которые доказывают факт движения молекул.
Проблемная ситуация. Учитель одновременно опускает по пакетику чая в стакан с холодной водой и в стакан с горячей водой. Учащиеся наблюдают, что завариваясь в горячей воде, чай окрашивает её бурым цветом, а в холодной воде этого не замечается.
Учитель. Объясните наблюдаемое явление.
Учащиеся выдвигают предположения. Затем учитель предлагает прочитать текст параграфа пункт «Диффузия в природе и технике» [1, с.144] , а после чтения задает вопросы. Далее следуют ответы учащихся и происходит беседа. Её результатом должно стать понимание авторского смысла.
Вопросы учителя.
1.Как в физике называют явление взаимного перемешивания беспорядочно движущихся частиц соприкасающихся веществ? Как с латинского языка оно переводится.
2.Как ученые объясняют тот факт, что диффузия наблюдается и в газах, и в жидкостях, и в твердых телах?
3.Зависит ли скорость протекания диффузии от агрегатного состояния вещества и температуры тела.
4.Приведите примеры проявления диффузии в быту, в природе, в технике.
5.Так как же можно объяснить распространения аромата освежителя в классе?
В процессе чтения учащиеся знакомятся с явлением диффузии, выясняют, что скорость протекания диффузии в газах больше, чем в жидкостях, в жидкостях больше, чем в твердых телах, а также скорость диффузии тем больше, чем выше температура тела, приводят примеры диффузии в природе, быту и технике: обоняние; насыщение воды кислородом из воздуха, который необходим рыбам для дыхания; засолка огурцов; использование приправ в кулинарии; пайка и сварка металлов, при получении сплавов.
Проблемную ситуацию с освежителем воздуха учащиеся объясняют тем, что молекулы освежителя воздуха и молекулы газов, составляющих воздух, беспорядочно движутся и благодаря этому движению происходит перемешивание веществ – освежителя воздуха и самого воздуха.
Под руководством учителя учащиеся делают записи в тетради.
Дополнительные вопросы [3, с.9]:
1.Если бросить в воду кристаллик марганцовки, то через некоторое время вокруг него образуется фиолетовое «облачко». Как объяснить данное явление? (Вещество, растворяясь, диффундирует в воде, окрашивая её фиолетовым цветом).
2.На праздники детские воздушные шарики наполняют гелием. Почему через некоторое время они теряют упругость, сморщиваются и перестают подниматься? (Гелий диффундирует через оболочку шара).
Учитель. Есть ещё одно доказательство движения молекул. Прочитайте пункт «Броуновское движение». [1, с.145]
После чтения учитель задает вопросы. Далее следуют ответы учащихся и происходит беседа. Её результатом должно стать понимание авторского смысла.
Вопросы учителя.
1.Что такое броуновское движение?
2. Как объяснить броуновское движение?
3. Какую возможность дало определить это явление?
Используя графопроектор и модель броуновского движения, учитель демонстрирует броуновское движения.
Учащиеся замечают, что это напоминает футбольный матч, когда по полю из-за ударов ногами футболистов, мяч совершает беспорядочное движение. Мяч - это броуновская частица, а ноги футболистов – это молекулы.
В процессе чтения, демонстрации опытов и последующей беседы, учащиеся знакомятся с броуновским движением, то есть беспорядочным движением малых частиц, взвешенных в жидкостях и газах, происходящих вследствие ударов молекул.
Учитель. Как объяснить, что в горячей воде сахар растворяется быстрее, чем в воде холодной?
Учащиеся выдвигают предположения. Затем учитель предлагает прочитать пункт «Температура. Тепловые явления». [1, с.146]
После чтения учитель задает вопросы. Далее следуют ответы учащихся и происходит беседа. Её результатом должно стать понимание авторского смысла.
Вопросы учителя.
1.Какие явления называют тепловыми?
2.Что характеризует температура тела?
3.Как связана температура тела со скоростью движения его молекул?
4.Чем отличается движение молекул в газах, жидкостях и твердых телах?
5.В каких единицах измеряют температуру?
6.Как называется прибор для измерения температуры?
В процессе чтения, демонстрации опытов и последующей беседы, учащиеся делают выводы:
1.Атомы и молекулы имеют различную скорость беспорядочного непрерывного движения, различную кинетическую энергию.
2.Энергия движения атомов и молекул характеризуется температурой..
3.Движение частиц вещества называют тепловым движением.
4.Чем больше энергия движения частиц тела, тем выше его температура.
5.Прибором для измерения температуры является термометр.
Под руководством учителя учащиеся делают записи в тетради.
III. Подведение итогов (5 минут).
Вопросы учителя.
1. Что нового сегодня вы узнали?
2. Какие существуют доказательства движения молекул?
3. Приведите примеры использования знаний о строении вещества в быту и технике.
IV. Домашнее задание. § 30, ответить устно на вопросы (стр.147).
Литература.
1.Андрюшечкин С.М. Физика 7 кл.: учебн. для общеобразоват. организаций. – М.:Баласс, 2014.- 240 с.: ил.(Образовательная система «Школа 2100»).
2.Марон А.Е. Опорные конспекты и дифференцированные задачи по физике: 7,8,9 кл.: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 2007 г. – 127 с.: ил.- ISBN 5-09-015595-х.
3.Тульчинский М.Е. Качественные задачи по физике.- М.: Просвещение, 2000 г.- 127 с.
4.Сайт «Школа 2100».
Приложения.
Фото 1. Общий вид класса.
Фото 2. Плакат «Броуновское движение. Диффузия».
Фото 3. Модель броуновского движения.
Фото 4. Плакат «Шкала температур».
13 PAGE \* MERGEFORMAT 14215
Изображение 031Рисунок 3C:\Documents and Settings\Учитель\Мои документы\Мои рисунки\Изображение\Изображение 031.jpgРисунок 1