Брэйн-ринг по русскому зыку для учащихся старших классовя
Брэйн-ринг по русскому языку для учащихся старших классов общеобразовательных школ.
1. Цели и задачи:
расширение кругозора учащихся;
выявление одарённых, творчески мыслящих школьников;
воспитание уважительного отношения к родному языку и культуре; а также к другим языкам и культурам;
углубление знаний учащихся по предмету «русский язык»;
развитие школьного содружества.
2. Организаторы игры: методическое объединение учителей русского языка и литературы.
3. Участники игры: к игре допускаются несколько команд школьников 9-11 классов. Состав команды –7 человек.
4. Порядок проведения игры:
Вопросы касаются этимологии слов, устойчивых оборотов речи, пословиц и поговорок. Игра проходит по общим правилам брэйн-ринга. На обсуждение вопроса даётся 1 минута. Команды могут отвечать только после слов «Время». Фальстарт лишает команду права на ответ. В случае неправильного ответа другие команды получают 10 секунд для обдумывания вопроса. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл. Команда-победитель определяется по наибольшему количеству баллов.
Вопросы для проведения игры:
1.Плод это один, а названий у него много. Если он высушен в целом виде, с косточкой, – это урюк. Если перед сушкой у него выдавили косточку,– это кайса. Высушенный плод, разрезанный по борозде, называют курагой. А как это плод называется в свежем виде? (абрикос)
2. Впервые знаки препинания были названы и систематизированы М. В. Ломоносовым в «Российской грамматике». До наших дней дошли неизменными точка, запятая, точка с запятой. А вот названия некоторых знаков изменились. Догадайтесь, как эти знаки называются сейчас: «удивительный знак», «вместительный знак», «единительный знак»? (восклицательный знак, скобки, знак переноса)
3. Как известно, шарада – это игра-загадка, в которой загаданное слово делится на части, имеющие самостоятельное значение. Каждая часть и целое слово образно описываются. Разгадайте шараду:
Начало слова – лес,
Конец – стихотворение,
А целое растёт,
Хотя и не растение.
(борода)
4. Блиц-вопрос:
1.) какое местоимение спрятано в алфавите?
2.) какие местоимения нужны, чтобы руки стали чистыми?
3.) какие местоимения встречаются на плохих дорогах?
(Я, ВыМыТы, ЯМы)
5. Японская пословица гласит: «Дурнушка зеркало не любит». А что в этом случае говорит русская пословица?
(«на зеркало неча пенять, коли рожа крива»)
6. Отыщите корень в слове обувь. Подсказка6 подберите однокоренные слова.
(от корня в слове осталась только одна гласная у, да и та слилась с суффиксом)
7. Блиц-вопрос: угадайте, что говорит русский в том случае, когда житель Германии скажет:
1.) «без прилежания нет награды»
2.) «кто любит лизать мёд, не должен бояться пчёл»
3.) «четыре глаза видят больше, чем два»
( «без труда не выловишь и рыбку из пруда», «волков бояться – в лес не ходить», «один ум хорошо, а два лучше»)
8. Люди, покой, слово – всё это?
(названия букв древнерусского алфавита)
9. С португальского языка это слово переводится так: «рыба с большой головой». Назовите эту рыбу.
(кашалот)
10. Скажите по-японски «волна в бухте», если эта волна ну очень большая.
(цунами)
11. Англичане его называют «пыльным дьяволом», американцы – «торнадо». А как называем его мы, русские? (смерч)
12. В переводе с греческого это слово означает «идущий на цыпочках». Для этого человеку требуется сила, ловкость и терпение. Назовите слово.
(акробат)
13. Островой писал: «У слова есть корни. И есть родня. Они не подкидыш под сирым кустом. И когда я слышу: Защити меня ! – это значит: спрячь меня за»…За чем?
(за щитом)
14. Какая часть речи сопричастна имени и глаголу?
(причастие)
15. Название какого цветка произошло от латинского слова «виола»?
(фиалка)
16. Полосу пахотной земли шириной в 2 сажени в старину размечали кольями. Как тогда говорили о тех, кто лишился даже этого средства к существованию?
(ни кола, ни двора)
17. Мандарин – язык официальных приёмов, деловых бумаг. Им владеют по крайней мере 650 млн. человек. А где говорят на этом языке?
(в Северном Китае)
18. Судя по названию, это небольшое стихотворение всегда «наготове».
(экспромт)
19. Переведите с греческого языка «чтение», «письмо», т.е. запись букв.
(грамота)
20. У арбуза он мужской, у сливы – женский, у яблока – средний. Что это?
(род)
21. Продолжите поговорку: От корма кони не рыщут…
(от добра добра не ищут)
22. Скажите по-английски «мягкий человек»
(джентельмен)
23. В греческом алфавите 24 буквы. А эта находится между дзетой и тетой. Назовите букву.
(эта)
24. Это слово в переводе с латыни означает «в другом месте». При помощи этого можно доказать свою невиновность. Назовите слово.
(алиби)
25. Восстановите первую часть поговорки: …конный пешему не попутчик?
(гусь свинье не товарищ)
Литература:
1. Баландин Б. 10 000 вопросов для очень умных, М. 2005.
2. Деркач О., Быков В. Как увеличить свой IQ, М. «АСТ-ПРЕСС», 2010
3. Уразов И. Почему мы так говорим М, «Правда», 1962.