Организация научного общества учащихся в начальной школе как одна из форм работы с одарёнными детьми.
Организация научного общества учащихся в начальной школе как одна из форм работы с одарёнными детьми.
«Современная система образования столкнулась с беспрецедентной в своей истории задачей. Темпы и содержание происходящих вокруг изменений необычайно высоки. Современная школа должна готовить своих учеников к жизни в новом мире.
Всегда, начиная с самых древнейших времён, школа была призвана воспитывать человека так, чтобы он мог жить в обществе, стал удачливым и востребованным в нём.
Что сегодня важно в начальной школе кроме простейших знаний по математике и правописанию? Что нужно и можно вложить в сознание младшего школьника?
В настоящее время во всех сферах общественной жизни востребованы люди адаптированные, творческие, активные, мобильные, инициативные. В соответствии с последними исследованиями в области социальной и педагогической психологии, творчество выступает необходимым условием успешной социализации современного человека. Современный человек должен уметь наблюдать, анализировать, вносить предложения, отвечать за принятые решения.
Задача образования - помочь ученикам освоить такие способы действия, которые окажутся необходимыми в их будущей жизни, помочь учащимся этот выбор сделать осознанно, то есть объективно оценить свои силы и возможности, способности, интересы и склонности.
На смену человеку-исполнителю должен прийти человек-творец, человек-исследователь. Что является ведущей деятельностью в творчестве? Поиск» [7]
Всё вышеупомянутое легло в основу создания научного общества в начальных классах МБОУ «Абазинская средняя общеобразовательная школа№49». Своё научное общество мы так и назвали: «Поиск» (Познание, Открытие, Исследование, Совершенствование, Креатив). Эта модель - одна из перспективных организационных форм, содействующих развитию проектно-исследовательской деятельности школьников.
Целью научного общества учащихся является создание в начальной школе образовательной и воспитательной среды, способствующей развитию самостоятельной творческой деятельности с учётом индивидуальных особенностей и склонностей школьников. [2]
Детская потребность в исследовательском поиске обусловлена биологически. Здоровый ребенок рождается исследователем. Жажда новых впечатлений, любознательность, стремление наблюдать и экспериментировать - важнейшие черты детского поведения. Постоянно проявляемая исследовательская активность - естественное состояние ребенка. Он настроен на познание мира и хочет его познавать. Именно внутреннее стремление к познанию через исследование порождает исследовательское поведение и создает условие для исследовательского обучения. Это особенно характерно для одарённых детей. С педагогической точки зрения неважно, содержит ли детское исследование принципиально новую информацию или начинающий исследователь открывает уже известное. Здесь самое ценное - исследовательский опыт. Именно этот опыт исследовательского, творческого мышления и является основным педагогическим результатом и самым важным приобретением ребёнка. [1]
Умения и навыки исследования, полученные в детстве, легко переносятся в дальнейшем во все виды деятельности. Как известно возраст 6-12 лет - очень важный период развития ребёнка. Именно в этот период закладывается основа для подготовки детей к творческому труду. Поэтому важно именно в начальной школе создать психолого-педагогические условия для реализации возрастной потребности в поисковой активности.
Научное общество учащихся начальных классов – добровольное творческое объединение школьников, совершенствующих свои знания в определённой области науки, искусства, техники, развивающих свой интеллект, приобретающих умения и навыки научно – исследовательской деятельности под руководством педагогов.
Работой научного общества руководит педагог, рекомендованный МО учителей начальных классов.
Членами НОУ могут быть учащиеся 1-4 классов на основании желания участвовать в научно – исследовательской работе и результатов диагностических исследований, рекомендаций педагогов.
Работа научного общества была начата с создания инициативной творческой группы учителей, которые желали заниматься с учащимися своего класса проектно-исследовательской деятельностью.
Был проведён обучающий семинар для учителей начальных классов по теме: «Организация проектно-исследовательской деятельности учащихся».
Перед педагогами были поставлены
· задачи: воспитывать интерес учащихся к познанию мира, к углубленному изучению дисциплин; развивать у учащихся навыки научно-исследовательской работы, умения самостоятельно и творчески мыслить, использовать полученные знания на практике; развивать интеллектуальные и творческие способности учащихся; содействовать повышению престижа и популяризации научных знаний.
Следующим шагом стала диагностика участников НОУ, которую педагоги проводили совместно с психологом.
Дальнейшее сотрудничество учеников и педагогов предполагает различные формы работы:
индивидуальная и групповая работа учащихся над проектами под руководством педагогов;
массовая работа НОУ «ПОИСК»:
заседания;
творческие мастерские;
научно-практические конференции;
предметные школьные и муниципальные олимпиады по русскому языку и математике;
международный математический конкурс «Кенгуру»
конкурс «Русский медвежонок – языкознание для всех»
молодёжный математический чемпионат;
молодёжный филологический чемпионат;
молодёжный чемпионат по английскому языку;
молодёжный чемпионат «Старт»;
муниципальный конкурс чтецов;
муниципальный конкурс «Умники и умницы»;
предметные недели.
Заседания НОУ «ПОИСК» проводятся 1 раз в четверть, где ребята в доступной форме знакомятся с постановкой цели и задач исследования, с различными методами исследования, учатся оформлять свои работы.
Заключительным этапом является проведение школьной ученической конференции. Защита - венец исследования. О выполненной работе надо не просто рассказать, ее, как и всякое настоящее исследование, надо защитить. В ходе защиты ребенок учится излагать добытую информацию, сталкивается с другими взглядами на проблему, учится доказывать свою точку зрения. [5]
Ученическая конференция «Первые шаги в исследовательскую деятельность» проводится 1 раз в год. По её итогам победители направляются для участия в городской научно-практической конференции.
План работы научного общества учащихсяначальных классов «ПОИСК»
Месяц
Содержание работы
Ответственный
сентябрь
Проведение диагностики участников НОУ.
Учителя. психолог
октябрь
Проведение заседания НОУ
Тема: «С чего начать свою исследовательскую
работу?»
Руководитель НОУ
ноябрь
Работа учащихся с литературой.
Научные руководители.
декабрь
Проведение заседания НОУ.
Тема: «Методы исследования»
Семинар для учителей «Работа с учащимися над исследовательскими проектами»
Руководитель НОУ, учителя.
январь
Проведение заседания НОУ
Тема: «Оформление научных и творческих работ».
Подготовка к научно-практической конференции школьников.
Руководитель НОУ, учителя.
февраль
Проведение ученической конференции «Первые шаги в исследовательскую деятельность».
Руководитель НОУ, учителя.
март
Участие в предметных олимпиадах.
Участие в конкурсе чтецов.
Руководитель ШМО.
апрель
Участие в городской научно-практической
конференции.
учителя
май
Подведение итогов работы НОУ.
Планирование работы на следующий учебный год.
Руководитель НОУ.
Педагоги уверены, что развивая исследовательское мышление младших школьников, они учат их сомневаться, искать, сравнивать, активно развивать свой творческий и интеллектуальный потенциал, что, без всякого сомнения, очень пригодится ребятам в последующем обучении в средних и старших классах. [6]
Список литературы:
Балакшина Л. Г. Исследовательская деятельность младших школьников.- Фестиваль педагогических идей «Открытый урок», 2007-2008.
Вдовина Е. А. Проект «Первые шаги в науку».- Фестиваль педагогических идей «Открытый урок», 2007-2008.
Иванова О. В. Исследовательская деятельность младших школьников.//Нач. школа плюс До и После.-2007.-№9
Зубова О. А Исследовательская работа в начальной школе.- Фестиваль педагогических идей «Открытый урок», 2007-2008.
Пермякова В. С. Организация учебно-исследовательской деятельности учащихся начальных классов.- Фестиваль педагогических идей «Открытый урок», 2007-2008.
Саломатова О. С. Организация проектно-исследовательской деятельности учащихся.-Абакан,2006.
Яннова И. Г. Организация проектно-исследовательской деятельности младших школьников в форме творческих мастерских.- Фестиваль педагогических идей «Открытый урок», 2007-2008.
15