Статья на тему: Организация работы с одарёнными детьми на уроках руского языка в начальной школе
СТАТЬЯ НА ТЕМУ: «ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ С ОДАРЁННЫМИ ДЕТЬМИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
1.1. Анализ Федерального государственного образовательного стандарта и Примерной основной образовательной программы начального общего образования.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования второго поколения (далее ФГОС НОО) был утверждён 6 октября 2009 года. Введён в действие с 1 января 2010 года. На протяжении 5 лет в стандарт вносились изменения и дополнения на основании изменений в закон «Об образовании в Российской федерации». Последняя редакция ФГОС НОО – 29. 12. 2014 г.
ФГОС НОО состоит из 4 разделов.
В первом разделе «Общие положения» говорится о том, что «федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования представляет собой совокупность требований, обязательных для реализации Примерной основной образовательной программы начального общего образования (далее ПООП НОО)».[21, с. 10.]
Стандарт включает в себя требования:
к результатам освоения ПООП НОО;
к структуре ПООП НОО;
к условиям реализации ПООП НОО.
Требования к результатам, структуре и условиям освоения основной образовательной программы НОО учитывают возрастные индивидуальные особенности обучающихся при получении начального общего образования, самоценность начального общего образования как фундамента всего последующего образования. В новою редакцию стандарта внесены изменения в пункты 2, 3 и 4 первого раздела. В частности, в новой редакции Стандарта говорится о том, что «в целях обеспечения реализации права на образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья применяется настоящий Стандарт с учётом специальных требований к обучающимся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Стандарт является основой объективной оценки соответствия установленным требованиям, образовательной деятельности и подготовке обучающихся, освоивших основную образовательную программу НОО, независимо от формы получения образования и формы обучения.
Начальное общее образование может быть получено:
в организациях, осуществляющих образовательную деятельность (в очной, очно – заочной или заочной форме);
вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в форме семейного образования.
Допускается сочетание различных форм получения образования и форм обучения». [Там же. – С. 11]Стандарт направлен на обеспечение:
равных возможностей получения качественного начального общего образования;
преемственности основных образовательных программ дошкольного, начального общего, среднего общего, профессионального образования;
единство образовательного пространства Российской Федерации.
В основе ФГОС лежит системно – деятельностный подход, который предполагает:
воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества;
учёт индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения для определения целей образования и воспитания и путей их достижения;
разнообразие организационных форм и учёт индивидуальных особенностей каждого обучающегося (включая одарённых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности и др.
Стандарт ориентирован на становление личностных характеристик выпускника («портрет выпускника начальной школы»):
любящий свой народ, свой край и свою Родину;
уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;
владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;
готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьёй и обществом;
доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать своё мнение;
выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.
Во 2 разделе «Требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования» рассматриваются три группы результатов: личностные, метапредметные и предметные, а также предмет итоговой оценки освоения обучающимися основной программы.
Личностные результаты включают готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно – смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально – личностные позиции, социальной компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности.Метапредметные результаты включают освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями.Предметные результаты включают освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению данного знания, его преобразования и применению, а также систему основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира. В этом же разделе подробно раскрываются положения, которые должны отражать личностные и метапредметные результаты.
Предметные результаты освоения образовательной программы начального общего образования раскрываются в содержании предметных областей учебных дисциплин, которые входят в программу начальной школы.
Предметная область «Филология. Русский язык. Родной язык» включает:
формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;
понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения, осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения;
сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека;
овладение первоначальными представлениями о нормах русского и родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета; умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач;
овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач. [Там же. – С. 18]При итоговой оценке качество освоения ПООП НОО в рамках контроля успеваемости должна учитываться готовность обучающихся к решению учебно – практических и учебно – познавательных задач. В итоговой оценке должны быть выделены две составляющие:
результаты промежуточной аттестации обучающихся, отражающие динамику их индивидуальных образовательных достижений;
результаты итоговых работ, характеризующие уровень освоения обучающимися основных формируемых способов действий в отношении к опорной системе знаний, необходимых для получения общего образования следующего уровня.
Итоговая оценка освоения основной образовательной программы проводится организацией, осуществляющей образовательную деятельность.
Результаты итоговой оценки освоения образовательной программы используется для принятия решения о переводе обучающихся для получения основного общего образования.
К результатам индивидуальных достижений обучающихся, не подлежащим итоговой оценке, относятся:
ценностные ориентации обучающихся;
индивидуальные личностные характеристики, в том числе патриотизм, толерантность, гуманизм и др.
Обобщённая оценка этих и других личностных результатов деятельности обучающихся может осуществляться в ходе различных мониторинговых исследований.
В 3 разделе «Требования к структуре основной образовательной программы начального общего образования» говорится о назначении основной образовательной программы, которая определяет содержание и организацию образовательной деятельности при получении общего образования, и которая направлена на формирование общей культуры, духовно – нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся.
В Стандарте указывается, что ПООН НОО должна содержать три раздела: целевой, содержательный и организационный, обеспечивать достижение обучающимися результатов освоения Примерной основной образовательной программы начального общего образования в соответствии с требованиями, установленными Стандартом. Организация образовательной деятельности по Примерной основной образовательной программе начального общего образования может быть основана на дифференциации содержания с учётом образовательных потребностей и интересов обучающихся, обеспечивающих углублённое изучение отдельных предметов, предметных областей ПООП НОО.
В структуре требований к ПООП НОО также имеются требования к разделам Примерной основной образовательной программы начального общего образования, которые состоят из пояснительной записки; планируемых результатов и учебного плана начального общего образования; программы формирования универсальных учебных действий у обучающихся при получении начального общего образования; программы отдельных предметов, курсов; программы духовно – нравственного развития, воспитания при получении начального общего образования и т.д.
В новой редакции ФГОС НОО в таблице представлены все предметные области и раскрываются основные задачи реализации содержания. Так, предметная область «Филология» включает следующие задачи: «формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания. Развитие диалогической и монологической устной и письменной речи, коммуникативных умений, нравственных и эстетических чувств, способностей к творческой деятельности». [Там же. – С. 28]В 4 разделе «Требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования» говорится о том, что в целях обеспечения реализации ПООП НОО должны создаваться условия, обеспечивающие возможность:
достижения планируемых результатов освоения ПООП НОО всеми обучающимися;
выявление и развитие способностей учащихся через систему клубов, секций и кружков, организацию полезной деятельности;
работы с одарёнными детьми, организации интеллектуальных и творческих соревнований, научно – технического творчества и проектно – исследовательской деятельности.
В новой редакции Стандарта включена статья 28 «Психолого – педагогические условия реализации основной образовательной программы начального общего образования». В ней раскрываются основные положения о психолого – педагогическом сопровождении обучающихся с учётом специфики их возрастного психофизического развития. Говорится о том, что педагогические административные работники, а также родители (законные представители) обучающихся должны иметь психолого – педагогические компетентности для сохранения и укрепления психофизического здоровья детей, осуществлять дифференциацию и индивидуализацию обучения. Педагоги должны вести мониторинг возможностей и способностей обучающихся, выявлять и поддерживать одарённых детей, детей с ограниченными возможностями здоровья; формировать коммуникативные навыки в разновозрастной среде и среде сверстников.
В этой же статье указывается на вариативность форм психолого – педагогического сопровождения участников образовательных отношений (профилактика, диагностика, консультирование, коррекционная работа, развивающая работа, просвещение, экспертиза). [Там же. - С. 46]В соответствии с требованиями ФГОС НОО разработана Примерная основная образовательная программа начального общего образования, которая была одобрена решением Федерального учебно – методического объединения по общему образованию в 2015 году.
Примерная основная образовательная программа состоит из трёх разделов: целевой раздел, содержательный раздел, организационный раздел. Раскрытию этих разделов предшествует небольшая пояснительная записка «Общие положения».
В «Общих положениях» даётся указание на соответствие ПООП НОО ФГОС. Содержание основной образовательной программы отражает требования ФГОС. Раскрываются структура разделов и обязанности образовательной организации, реализующей основную образовательную программу.
«Целевой раздел» начинается с пояснительной записки, в которой указывается цель основной образовательной программы, условия достижения этой цели и раскрываются условия реализации основной образовательной программы, в основе которой лежит системно – деятельностный подход.
«Цель реализации основной образовательной программы – обеспечение выполнения требований ФГОС НОО.
Достижение поставленной цели предусматривает решение следующих основных задач:
обеспечение доступности получения качественного начального общего образования;
выявление и развитие способностей обучающихся, в том числе лиц, проявивших выдающиеся способности;
предоставление обучающимся возможности для эффективной самостоятельной работы;
разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого обучающегося (в том числе лиц, проявивших выдающиеся способности, и детей с ОВЗ), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм учебного сотрудничества и расширение зоны ближайшего развития». [37, с. 6]
В параграфе 1.2. данного раздела рассматриваются планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы.
Результатами освоения программы являются: формирование универсальных учебных действий; умение учащихся работать с текстом (метапредметные результаты); формирование ИКТ – компетентности обучающихся. Далее рассматриваются планируемые результаты по основным учебным дисциплинам программы начальной школы.
Содержательная линия «Система языка» раскрывает результаты освоения образовательной программы по разделам образовательной области «Филология». В каждом разделе конкретно указывается, чему выпускник научится и получит возможность научится.
«Целевой раздел» заканчивается параграфом 1.3. «Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы». В этом параграфе раскрываются критерии оценки, функции оценки, ориентация на образовательную деятельность, а также указывается, что система оценки предполагает комплексный подход к оценке результатов образования, который включает оценку личностных, метапредметных и предметных результатов.
При оценке личностных результатов обращается внимание на сформированность таких универсальных учебных действий, как самоопределение, смыслообразование, морально – этическая ориентация. В планируемых результатах, описывающих эту группу, отсутствует блок «Выпускник научится». Это означает, что личностные результаты выпускников при получении начального общего образования в полном соответствии с требованиями ФГОС НОО не подлежат итоговой оценке. [Там же. – С. 83]Оценка метапредметных результатов представляет собой оценку достижения планируемых результатов через освоение регулятивных, коммуникативных, познавательных универсальных учебных действий. Эти УУД составляют метапредметные результаты, которые предполагают совокупность способов действий, обеспечивающих способность обучающихся к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этой деятельности.
Оценка предметных результатов представляет собой оценку достижения обучающимися планируемых результатов по отдельным предметам. Предметные результаты содержат в себе, во – первых, систему основополагающих элементов научного знания, которая выражается через учебный материал различных курсов, и, во – вторых, систему формируемых действий с учебным материалом, которые направлены на применение знаний, их преобразование и получения нового знания. [Там же. – С. 88]На итоговую оценку на уровне начального общего образования выносятся только предметные и метапредметные результаты, описанные в разделе «Выпускник научится» в каждом учебном предмете программы начальной школы.
«Содержательный раздел» включает программу формирования универсальных учебных действий, программы отдельных учебных предметов и курсов, программы духовно – нравственного развития обучающихся, программу формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни и программу коррекционной работы.
В программе формирования универсальных учебных действий конкретизируются требования ФГОС НОО к личностным и метапредметным результатам освоения ПООП, дополняется содержание образовательно – воспитательных программ и указывается на то, что формирование универсальных учебных действий служит основой для разработки примерных программ учебных предметов.
В программе даётся характеристика универсальных учебных действий, раскрывается понятие УУД и их функции, и даётся перечень личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных УУД. Программа указывает на связь универсальных учебных действий с содержанием учебных дисциплин.
В программе отдельных учебных предметов раскрывается значение начальной школы как самоценного, принципиально – нового этапа в жизни ребёнка. Образование в начальной школе является базой, фундаментом всего последующего обучения. Начальное общее образование призвано решать свою главную задачу: «Закладывать основу формирования учебной деятельности ребёнка, включающую систему учебных и познавательных мотивов, умения принимать, сохранять, реализовывать учебные цели, планировать, контролировать и оценивать учебные действия и их результат». [Там же. – С. 132]Примерные программы по учебным предметам разработаны в соответствии с требованиями к результатам освоения ПООП НОО. Учебная дисциплина «Русский язык» раскрывает основное содержание учебного предмета по разделам: виды речевой деятельности, обучение грамоте, систематический курс, развитие речи.
Примерные программы служат ориентиром для авторов рабочих учебных программ по разным системам обучения в начальной школе.
«Организационный раздел» ПООП включает примерный учебный план начального общего образования, план внеурочной деятельности, систему условий реализации основной образовательной программы. В этом разделе описываются материально – технические условия реализации основной образовательной программы, информационно – методические условия, а также механизмы достижения целевых ориентиров в системе условий.
Достижение планируемых результатов освоения ПООП НОО всеми обучающимися, в том числе детьми, проявившими выдающиеся способности, будет зависеть от организационно – методической системы работы учителя по учебной дисциплине. Особенности организационно – методической системы будут раскрыты в параграфе 1.2.
1.2. Организационно – методическая система работы с одарёнными детьми на уроках русского языка.
Детский возраст — период становления способностей и личности. Это время глубоких интегративных процессов в психике ребёнка на фоне ее дифференциации. Уровень и широта интеграции определяют особенности формирования и зрелость самого явления — одарённости. Поступательность этого процесса, его задержка или регресс определяют динамику развития одарённости.
Исходя из этого, в практической работе с детьми учитель должен знать понятия «одарённый ребёнок», использовать понятие «признаки одарённости ребёнка» (или «ребёнок с признаками одарённости»), знать виды одарённости для правильной организации учебного процесса на уроке.
Признаки одарённости проявляются в реальной деятельности ребёнка и могут быть выявлены на уровне наблюдения за характером его действий. [3]
Анализ проблемы развития способностей и одарённости во многом будет определяться тем содержанием, которое вкладывается в эти понятия.
В толковом словаре С. И. Ожегова «одарённый» трактуется так: «одарённый то же, что и талантливый.
Талантливый обладающий талантом, проявляющий талант.
Талант – (1 прям.) Дарование, выдающиеся природные способности: музыкальный талант.
(2 перен.) Талантливый человек: молодые таланты.» [38, с. 1158]
В Российской педагогической энциклопедии говорится, что «одарённость – это системно развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми». [24]
Рассмотрим взгляд на понятие «одарённость» отечественными учёными 20-21 века:
Л.С. Выготский: «Одарённость как генетически обусловленный компонент способностей, развивающийся в соответствующей деятельности или деградирующий при её отсутствии»;
А.В. Хуторской: «Качественно своеобразное сочетание способностей, от которых зависит возможность достижения большего или меньшего успеха в выполнении той или иной деятельности»;
А.А. Бодалевский, С.Л. Рубинштейн: «Одарённость как потенциал человека, определяющий его готовность к осуществлению разных видов деятельности, а также возможный уровень их продуктивности»;
Д.Б. Богоявленская: «Это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми». [24]
По мнению А.М. Матюшкина, творческого ребёнка можно считать одарённым, так как у него преобладает познавательная мотивация и исследовательская активность деятельности. Одарённые дети, согласно концепции А.М. Матюшкина, имеют высокий творческий потенциал «Одарённость – это творческий потенциал, раскрывающийся в любой из областей человеческой деятельности в процессе постановки и нахождения оригинальных решений разного рода проблем: научных, технических и духовных» [3, 11]. [Там же. – 24]
Виды одаренности
Систематизация видов одарённости определяется критерием, положенным в основу классификации. В одарённости можно выделить как качественный, так и количественный аспекты.
Среди критериев выделения видов одарённости можно назвать следующие:
1.Вид деятельности и обеспечивающие ее сферы психики.
2.Степень сформированности.
3.Форма проявлений.
4.Широта проявлений в различных видах деятельности.
5.Особенности возрастного развития.
По критерию «вид деятельности и обеспечивающие её сферы психики» выделение видов одарённости осуществляется в рамках основных видов деятельности с учётом разных психических сфер и соответственно степени участия определённых уровней психической организации (принимая во внимание качественное своеобразие каждого из них).
По критерию «степень сформированности одарённости» можно дифференцировать:
•актуальную одарённость;
•потенциальную одарённость.
Актуальная одаренность — это психологическая характеристика ребёнка с такими наличными (уже достигнутыми) показателями психического развития, которые проявляются в более высоком уровне выполнения деятельности в конкретной предметной области по сравнению с возрастной и социальной нормами.Потенциальная одарённость — это психологическая характеристика ребёнка, который имеет лишь определенные психические возможности (потенциал) для высоких достижений в том или ином виде деятельности, но не может реализовать свои возможности в данный момент времени в силу их функциональной недостаточности.
По критерию «форма проявления» можно говорить о:
•явной одарённости;
•скрытой одарённости.
Явная одарённость обнаруживает себя в деятельности ребёнка достаточно ярко и отчётливо (как бы «сама по себе»), в том числе и при неблагоприятных условиях. Учитель может адекватно оценить «зону ближайшего развития» и правильно наметить программу дальнейшей работы с таким «перспективным ребёнком».
Скрытая одарённость проявляется в атипичной, замаскированной форме, она не замечается окружающими. Причины, порождающие феномен скрытой одарённости, кроются в специфике культурной среды, в которой формируется ребёнок, в особенностях его взаимодействия с окружающими людьми, в ошибках, допущенных взрослыми при его воспитании и развитии.
По критерию «широта проявлений в различных видах деятельности» можно выделить:
общую одарённость;
специальную одарённость.
Общая одарённость проявляется по отношению к различным видам деятельности и выступает как основа их продуктивности.
Специальная одарённость обнаруживает себя в конкретных видах деятельности и обычно определяется в отношении отдельных областей (поэзия, математика, спорт, общение и т.д.).
По критерию «особенности возрастного развития» можно дифференцировать:
раннюю одарённость;
позднюю одарённость.
Решающими показателями здесь выступают темп психического развития ребёнка, а также те возрастные этапы, на которых одарённость проявляется в явном виде. Необходимо учитывать, что ускоренное психическое развитие и соответственно раннее обнаружение дарований (феномен «возрастной одарённости») далеко не всегда связаны с высокими достижениями в более старшем возрасте. В свою очередь, отсутствие ярких проявлений одарённости в детском возрасте не означает отрицательного вывода относительно перспектив дальнейшего психического развития личности.
Примером ранней одарённости являются дети, которые получили название «вундеркинды». Вундеркинд (буквально «чудесный ребенок») — это ребёнок, как правило, дошкольного или младшего школьного возраста с чрезвычайными, блестящими успехами в каком-либо определенном виде деятельности. [3]
В работе с одарёнными детьми целесообразно положить следующие принципы педагогической деятельности:
принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;
принцип возрастания роли внеурочной деятельности;
принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
принцип создания условий для совместной работы обучающихся при минимальном участии учителя;
принцип свободы выбора обучающимися помощи, наставничества.
Таким образом, все перечисленные принципы в полной мере находят отражение в основополагающих идеях новых федеральных стандартов. [35]
В начальную школу приходят дети, которых можно отнести к категории одарённых. Эти дети имеют более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления; доминирующую активную, ненасыщенную познавательную потребность; испытывают радость от добывания знаний, умственного труда. Исходя из этого, выявление одарённых детей, развитие степени их одарённости должно начинаться уже в начальной школе.
В учебной деятельности работа с одарёнными детьми основывается на дифференцированном подходе, что способствует расширению и углублению образовательного пространства предмета. Поэтому работа с одарёнными детьми должна состоять как из урочной, так и из внеурочной деятельности. [36]
Уже в начальной школе можно встретить таких учеников, которых не удовлетворяет работа со школьным учебником, им неинтересна работа на уроке, они ищут ответы на свои вопросы в различных областях знаний, читают словари и специальную литературу. Поэтому именно в школе важно выявить всех, кто интересуется различными областями науки и техники, помочь претворить в жизнь их планы и мечты, вывести школьников на дорогу поиска в науке, в жизни, помочь наиболее полно раскрыть свои способности. Поддержать и развить индивидуальность ребёнка, не растерять, не затормозить рост его способностей – это особо значимая задача обучения одарённых детей.
Целью работы с одарёнными детьми является:
- выявление таких детей;
- создание условий для их оптимального развития.
Младший школьный возраст — период впитывания, накопления и усвоения знаний. Успешность работы с одарёнными детьми во многом зависит от того, как организована работа с этой категорией обучающихся в начальной школе. При выявлении одарённых детей учитываются их успехи в какой - либо деятельности: учебной, художественной, физической и др.
Перед учителями начальных классов стоит основная задача – способствовать развитию каждой личности. Поэтому важно установить уровень способностей и их разнообразие у детей, но не менее важно уметь правильно осуществлять их развитие. У одарённых детей чётко проявляется потребность в исследовательской и поисковой деятельности – это одно из условий, которое позволяет обучающимся погрузиться в творческий процесс обучения и воспитывает в них жажду знаний, стремление к открытиям, активному умственному труду, самопознанию. Учебный процесс должен быть построен таким образом, чтобы он способствовал развитию творческого начала ребёнка, процессу его самореализации. Учитель должен способствовать тому, чтобы ученик раскрывался постепенно, как цветок. При этом педагог обязан быть личностью. О.В. Касперская утверждает, «что учитель становится для обучающегося авторитетом только тогда, когда сам является интересной, увлеченной своей работой личностью. Это предполагает знание педагогом принципов развивающего обучения, включая владение специальными умениями применения дифференцированных программ для одарённых детей, а также владение эффективными формами и способами работы на уроке (групповые формы работы, исследовательские проекты)». [Цит. по ст.: 6]
Педагогическое сопровождение одарённых обучающихся начинается на уроке. Методы и формы работы с одарёнными детьми сочетаются с методами и формами работы со всеми обучающимися в классе и в то же время отличаются определенным своеобразием. Развитие исследовательских умений и творческой активности проходят в форме реферативной работы, лингвистической задачи и творческого зачёта. Для развития интеллектуальных способностей обучающихся используются тематические и проблемные мини-курсы, «мозговые штурмы», уроки-конференции, работа в клубе «Умники и умницы» во всех вариантах и т.п.
Главное в системе работы с одарёнными детьми – личностное развитие ученика и его самореализация. Способности могут только усиливаться, наращиваться с течением времени, если для этого создаются особые условия. Поэтому характер и стиль взаимодействия учителя и ученика предполагает демократичность, открытость, диалогичность.
Работая с одарёнными детьми, необходимо предусмотреть тщательную организацию их учебной деятельности, подбор заданий высокой трудности, соответствующих их высоким познавательным возможностям.
Стимулирование личностного развития обучающихся проявляется в использовании оригинальных объяснений, в пересмотре имеющихся сведений, в поиске новых смыслов и альтернативных интерпретаций, что, в конечном счете, способствует формированию у детей личностного подхода к изучению различных областей знаний. Как правило, такие программы не существуют как самостоятельные (учебные, общеобразовательные). На помощь приходят вопросы и задания олимпиад по русскому языку разного уровня сложности по основным разделам программы. Содержательный и разнообразный материал с элементами занимательности помогают в проведении различных работ на уроке.
Работа с одарёнными детьми на уроке осуществляется при повторении, закреплении и (в определённых случаях) при объяснении нового материала. Перед обучающимися ставится единая познавательная задача, к решению которой они идут путями, соответствующими их познавательным возможностям.
Выбираются такие формы работы, через которые информационное поле ребёнка насыщается позитивными образами, расширяющими горизонт его знаний и побуждающими к созидательной деятельности.
Работу с одарёнными детьми можно разделить на четыре основных этапа:
1-й этап – организационный
Основной задачей на этом этапе является изучение методик, концепций и исследований отечественных и зарубежных психологов.
Б. М. Теплов условно делит одарённых детей на 4 группы:
дети с высокими показателями по специальным тестам интеллекта;
дети с высоким уровнем творческих способностей;
дети, достигшие успехов в каких-либо областях деятельности (юные музыканты, художники, математики, шахматисты и т. д.). Эту категорию чаще называют талантливыми;
дети, хорошо обучающиеся в школе (академическая одаренность).
2-й этап - этап предварительного поиска
На этом этапе собирается предварительная информация о ребёнке, поступающем в 1 класс.
В сборе информации учителю могут помочь воспитатели, родители, врачи и сами дети. Для это посещаются занятия в детском саду с целью наблюдения за способностями каждого ребёнка, проводятся беседы с воспитателями. Для родителей на первых родительских собраниях используются методики: "Карта одарённости", "Интеллектуальный портрет" и др. Врач представляет карту физического развития первоклассника. Участие детей в диагностиках собственной одарённости на этом этапе сводится к выполнению тестовых заданий. Собранная таким образом информация позволяет учителю создать первое представление о каждом поступившем в первый класс ребёнке.
3-й этап - оценочно-коррекционный
Этот этап ориентирован на создание условий для оптимального развития одарённых детей, чья одарённость на данный момент может быть ещё не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьёзная надежда на качественный скачок в развитии их способностей.
Успешность работы с одарёнными детьми на этом этапе во многом зависит от того, как организована работа с этой категорией обучающихся на уроках в начальной школе.Этот этап характеризуется тем, что дети охотно осваивают навыковое содержание учения под руководством учителя и самостоятельно. На этом этапе организуется урочная и внеурочная деятельность как единый процесс, направленный на развитие творческих, познавательных способностей обучающихся.
4-й этап – заключительный
Выпуская детей из 4 класса, учитель составляет характеристику на каждого ученика, проводит индивидуальную оценку познавательных, творческих возможностей и способностей ребёнка через различные виды деятельности образовательного процесса. Полученная информация позволяет с большей долей уверенности говорить о степени одарённости и способности детей и, что особенно важно, служит довольно надёжным основанием для построения прогноза развития каждого из них.
Данная характеристика передаётся классному руководителю 5 класса. [5]
Одной из приоритетных социальных задач современного общества является создание условий, обеспечивающих выявление и развитие одарённых детей и реализацию их потенциальных возможностей. Поэтому неслучайно в национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» отмечена необходимость развития творческой среды для выявления особо одарённых ребят в каждой общеобразовательной школе.
Осознавая значимость данного направления, перед учителями ставятся следующие задачи:
создать систему целенаправленного выявления и отбора одарённых детей;
организовать работу с одарёнными детьми через систему учебной и внеурочной деятельности;
способствовать развитию творческой одарённости учащихся через систему дополнительного образования.
Предполагаемый результат:
- раскрытие творческого потенциала личности;
- развитие познавательных и творческих способностей обучающихся с различным уровнем одарённости.
Работая в данном направлении, учителя руководствуются следующим программно-методическим обеспечением:
Устав школы;
Образовательные программы;
Программы деятельности классных коллективов;
Отбор и постоянное пополнение методической литературы по данной теме;
Использование медиаресурсов и возможностей Интернета.
Уже на этапе предшкольной подготовки педагогом-психологом проводится первичная диагностика. По полученным результатам проходит собеседование с учителями-предметниками, классным руководителем и родителями о потенциальных возможностях детей, предлагаются рекомендации учителям и родителям по особенностям работы с конкретным ребёнком.
Работа с одарёнными детьми на уроках включает:
Дифференцированный и индивидуальный подход;
Использование современных образовательных технологий (проблемное обучение, деятельностный метод, проектная деятельность, технология организованного общения младших школьников);
Работа в режиме «консультант» (способные обучающиеся в определенной образовательной области курируют остальных, осуществляя взаимообучение и помощь учителю в учебном процессе);
Возможность выбора заданий повышенного уровня сложности в ходе выполнения контрольных, проверочных и самостоятельных работ по разным предметам.
Индивидуальные домашние задания должны носить творческий и поисковый характера (приветствуется собственная инициатива детей).
Развитие творческой одарённости через систему дополнительного образования
Взаимодействие и сотрудничество с социальными партнёрами, использование программ дополнительного образования.
Система дополнительного образования используется для мотивации обучающихся к познанию и творчеству, развитию их способностей в различных видах деятельности. Она направлена на создание условий для развития личности каждого школьника.
Работа с родителями в данном направлении включает:
- проведение тематических родительских собраний («Проблема детской одарённости», «Какого ребенка считать одарённым?», «Развитие творческого потенциала младших школьников» и т.п.);
- консультации для родителей и индивидуальные встречи;
- открытые уроки и внеклассные мероприятия;
- привлечение родителей и других лиц, заинтересованных в судьбах одарённых детей, к организации кружков, клубов;
- проведение совместной с родителями научно-практической конференции по теме «Воспитание и развитие одарённости в ребёнке»;
- творческие отчёты перед родителями и местным сообществом.
Работу педагогов с одарёнными детьми составляют:
- отслеживание уровня развития, обученности и воспитанности школьников;
- диагностика индивидуальных особенностей каждого ребёнка;
- систематическое отслеживание результативности участия одарённых детей в мероприятиях различного уровня (каждая четверть);
- создание банка данных «Одарённые дети»;
- организация работы научного общества обучающихся и подготовка детей к участию в малой научно-практической конференции обучающихся;
- проведение цикла семинаров по теме «Творческое развитие обучающихся»;
- содействие созданию портфолио обучающегося;
- проведение в конце каждого учебного года интеллектуально-творческих марафонов (смотров достижений обучающихся за год), парадов лучших творческих работ;
- проведение школьного смотра методического мастерства учителей «Таланты может воспитать учитель, если сам талантлив», обобщение опыта работы по развитию детской одарённости.
Одарённые дети поощряются грамотами и дипломами, книгами, подарками из школьного и благотворительного фонда родителей, поездками, бесплатным посещением различных мероприятий. Награждение проходит торжественно на общей линейке обучающихся начальной школы, что является особо значимым таких детей. [36]
Если дети – национальное достояние любой страны, то одарённые дети – её интеллектуальный творческий потенциал. Чем раньше учитель обнаружит незаурядные способности в своих учениках и сумеет создать для них условия для обучения, тем больше надежд на то, что в будущем эти дети составят гордость и славу своего Отечества.
Работа с одарёнными детьми рассматривается как возможность перехода на другой, более качественный уровень образования, как поиск, как практическая деятельность, как опыт, посредством которого ученик осуществляет в самом себе преобразования, необходимые для саморазвития, самосовершенствования, внутреннего роста, достижения истины, помогает оценить свои силы, чтобы принять самое главное в жизни решение - кем и каким быть. [34]Изучив материалы 1 главы, можно сделать следующий вывод.
Учёные сегодня единодушны в том, что каждый человек владеет огромным множеством возможностей, хранящихся в нём в виде задатков. Поэтому задача педагогов состоит в том, чтобы создать условия, при которых любой ребёнок мог и умел бы воспользоваться этими возможностями, мог продвигаться по пути к собственному совершенствованию, был способным адаптироваться к меняющимся условиям, коммуникабельным и конкурентоспособным.
В начальную школу приходят дети, которых можно отнести к категории одарённых. Эти дети имеют более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления; доминирующую активную, ненасыщенную познавательную потребность; испытывают радость от добывания знаний, умственного труда. Исходя из этого, выявление одарённых детей, развитие степени их одарённости должно начинаться уже в начальной школе.
Федеральный государственный образовательный стандарт направлен на обеспечение условий для эффективной реализации и освоения обучающимися основной образовательной программы НОО, в том числе обеспечение условий для индивидуального развития всех обучающихся, в особенности тех, кто в наибольшей степени нуждается в специальных условиях обучения, - одарённых детей и детей с ОВЗ.В «Портрете выпускника начальной школы» акцентируется внимание на личностную характеристику выпускника: владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности.
Стандарт ориентирует учителя на выявление и поддержку одарённых детей и разработку вариативных направлений сопровождения таких учащихся в образовательном процессе.
В Примерной основной образовательной программе указывается, что достижение образовательных результатов у одарённых детей возможно через различные формы обучения, а также систему внеурочной деятельности и организацию общественно полезной деятельности обучающихся. Учитель может разнообразить индивидуальные образовательные траектории для обучающихся, проявивших выдающиеся способности, обеспечивать рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащать формы учебного сотрудничества и расширять зону ближайшего развития.Программа определяет овладение обучающимися учебными действиями, расширяющими и углубляющими систему опорных знаний, а также знаний и умений у одарённых детей, которые являются основой для дальнейшего обучения.
Основная цель обучения одарённых детей – предоставить возможность продемонстрировать овладение более высокими (по сравнению с базовым) уровнями достижений образовательных результатов.
В начальной школе в результате изучения всех предметов у детей формируется группа универсальных учебных действий.
При формировании личностных УУД у одарённых детей проявляется более широкая мотивационная основа учебной деятельности и повышенный учебно – познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи.С точки зрения регулятивных УУД у этой группы обучающихся формируются умения преобразовывать практическую задачу в познавательную, самостоятельно действовать в новом учебном материале и проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.
Познавательные УУД у одарённых детей проявляются в осуществлении выбора наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий, построения логического рассуждения, включающего установление причинно – следственных связей.
Одарённые дети особо отличаются высоким уровнем сформированности коммуникативных УУД: существование у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с их собственной; аргументация своей позиции и координация её с позициями партнёров в сотрудничестве; учитывать цели коммуникации достаточно точно для того, что последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия.Зная требования ФГОС И ПООП НОО каждый учитель разрабатывает собственную методическую систему работы с одарёнными детьми. Практическая деятельность учителя начинается с определения понятия «одарённые дети».
Изучив эти понятия в различных словарях, справочниках, энциклопедиях мы пришли к общему определению: одарённый ребёнок – это ребёнок, который выделяется яркими очевидными достижениями в том или ином виде деятельности.
На уроках русского языка одарённые дети проявляют активный познавательный интерес, расширяют знания по предмету через исследовательскую деятельность, творческую работу, самостоятельный поиск решения поставленных задач.
Учитель должен организовывать работу с одарёнными детьми в системе. Данную систему предлагает внедрять в учебный процесс Б. М. Теплов. Четыре этапа данной системы могут дать положительный результат, если учитель будет знать характеристику отдельной группы одарённых детей.
На первом этапе учитель должен определить эти группы через различные диагностики и методики исследования. Учёные предлагают следующие группы одарённых детей: дети с высокими показателями интеллекта, с высоким уровнем творческих способностей и хорошо обучающийся в школе. Последнюю группу детей характеризует академическая одарённость.
Организуя работу с одарёнными детьми на уроке учитель должен использовать дифференцированный и индивидуальный подход, различные современные образовательные технологии, привлекать одарённых детей к работе в группах в качестве консультантов и давать возможность выбора заданий повышенного уровня сложностей в ходе выполнения контрольных, проверочных и самостоятельных работ.
Большое внимание в работе с одарёнными детьми уделяется и работе с родителями. Планируя родительские собрания, учитель определяет их тематику, организует индивидуальные встречи с родителями, приглашает их на открытые уроки и внеклассные мероприятия, проводит творческие отчёты перед родителями и представляет результаты диагностики особенностей каждого ребёнка и уровня развития обученности и воспитанности школьников.
Перед педагогическим сообществом (учителя школы, администрация школы и города) учитель представляет свои материалы на смотр методического мастерства учителей и публикует в средствах массовой информации опыт работы по развитию детской одарённости.
Большое значение для одарённых детей имеет оценка их деятельности на общешкольных линейках, собраниях, участие их в олимпиадах, конкурсах, фестивалях различного уровня (от муниципального до международного), и торжественно награждение их грамотами и дипломами, а также подарками из школьного и благотворительного фонда родителей.Правильно – организованная работа с одарёнными детьми даёт возможность каждому ребёнку осуществлять в самом себе преобразования необходимые для саморазвития и самосовершенствования.
Обучение одарённых детей – задача, требующая совместных действий многих специалистов. Одарённые дети нуждаются в поддержке своих талантов. Будущее одарённого ребёнка, в отличии от одарённого взрослого ещё не определено, поэтому важно создавать среду для его полноценного развития.
Детская одаренность: признаки, виды, особенности личности одаренного ребенка. http://old.school.msk.ort.ru/integration/index.php?p=roditel_grupp_kinder_3_dopvolor .
Примеры работ. История изучения одаренности. http://graf.3dn.ru/publ/raboty_po_psikhologii/istorija_izuchenija_odarennosti/6-1-0-31 .
Социальная сеть работников образования nsportal.ru. Из опыта работы с одаренными детьми в начальной школе. Автор: Чичикина Инна Васильевна, учитель начальных классов I кв. категории МОАУ "СОШ № 71" г. Оренбурга. http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-mo/2014/12/27/iz-opyta-raboty-s-odarennymi-detmi-v-nachalnoy-shkole .
Богоявленская, Д.Б., Рабочая концепция одарённости / Богоявленская, Д.Б., Брушилинский, А.В., Холодная, М.А., Юдариков, В.Д. – 1988, ИЧП «Издательство Магистр», 1988.
Одаренные дети: выявление - обучение – развитие. http://www.soido.ru/ru_6.doc . 19.01.16 г.
Ильин, Е.П., Психология творчества и креативности / Е.П. Ильин, - М.: Питер; СПб., 2009. – 434С.
ФГОС НОО, с.13, с.18, с. 46.
http://минобрнауки.рф/documents/922/file/227/poop_noo_reestr.docПОНЯТИЕ «ОДАРЕННОСТЬ» В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ. http://cyberleninka.ru/article/n/ponyatie-odarennost-v-psihologo-pedagogicheskoy-literature . 14.03.16 г.
Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка. Около 100000 слов, терминов и фразеологических выражений [Текст]/С. И. Ожегов; Под ред. проф. Л. И. Скворцова. – 27-е изд.; испр. – М.: ООО «Изд. Оникс», 2011. – 1360 с.