Модель реализации программы Работа с одарёнными и мотивированными к обучению детьми
КГУ «Больше-Чураковская средняя школа отдела образования акимата Алтынсаринского района»
Модель реализации программы по работе с одарёнными и мотивированными к обучению детьми.
2017 ГОД.
Пояснительная записка Таланты трудно распознать, Не всякий может в них поверить. Таланты надо воспитать, Их надо развивать, в них верить. Простую истину признать Сумеет всякий... кто понятлив: Таланты может воспитать Учитель, если сам талантлив
1. Роль и место модели программы
Данная модель программы по работе с одарёнными и мотивированными к обучению детьми способствует сохранению и развитию одарённости, как одного из уникальных явлений в социальном мире.
2. Адресат
Модель рекомендуется для сопровождения и поддержки педагогов, работающих с одарёнными и перспективными детьми начальных классов.
3. Нормативная база.
Модель разработана на основе: Конституция РК от 30 августа 1995г (изменения и дополнения от 21.05.2007г ст. 30) Закон об образовании от 27.07.2007г №319-III изменениями и дополнениями на 09.04.2016г (ст. 3 п.6) Конвенция о правах ребёнка (резолюция 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20.11.1989г, вступила в силу 02.09.1990г ст.29 п.1 ) Закон РК о правах ребёнка от 08.08.2002г №345-II ст.6 п.1 РНПЦ «Дарыны» (Постановление правительства РК №256 от 24.03.1998г – структура деятельности) Учебные программы образовательных областей «Познание мира», «Математика», «Русский язык»,
«Литературное чтение», «Физическая культура» (Министерство образования и науки Республики Казахстан национальная академия образования имени Ы. Алтынсарина), которая разработана в соответствии с Государственным общеобязательным стандартом среднего образования (начального, основного среднего, общего среднего образования), утвержденным постановлением Правительства Республики Казахстан от 23 августа 2012 года №1080.
4. Актуальность модели программы
В настоящее время все более приоритетной становится работа с одаренными детьми. Это связано с задачами сохранения и развития интеллектуального потенциала страны и ее духовного возрождения. Актуальность работы с одаренными детьми определяется несколькими обстоятельствами: осознанием обществом «человеческого потенциала» как важнейшей предпосылки и основного ресурса своего развития; ускорением динамики жизни, увеличением информационной и эмоциональной нагрузок на человека, множеством проблем, решение которых требует огромных интеллектуальных усилий; требованиями социума к профессиональной деятельности личности, которая должна быть творческой, активной, социально ответственной, с развитым интеллектом, высокообразованной и др. Особое место в формировании такой личности занимает психолого-педагогическая работа с одаренными детьми. 5. Цели и задачи Цель программы: - выявление, обучение, развитие, воспитание и поддержка одарённых детей; создание условий для оптимального развития одарённых детей, чья
одарённость на данный момент может быть ещё не проявилась, а так же способных детей в отношении которых есть серьёзная надежда на развитие способностей. Задачи: Выявить уровень творческих и индивидуальных возможностей, личностные качества, а также интересы и способности ученика на этапе обучения в начальной школе. Произвести отбор среди различных систем обучения тех методов и приёмов, которые способствуют развитию самостоятельности мышления, инициативности и творчества Предоставлять возможности совершенствовать способности в совместной урочной и внеурочной деятельности со сверстниками, родителями, учителем, через самостоятельную работу. Воспитывать целеустремлённость, активность учащихся в выдвижении перед собой целей, настойчивость и последовательность в их воплощении Поддерживать талантливого ребёнка в реализации его интересов в школе и семье совместно с родителями
6. Структура модели программы
Модель включает в себя рабочие зоны: Организационная зона олимпиады: Создание информационно - мотивационной среды Рабочая зона психолога Цель: выявление направленности интересов и склонностей младших школьников Функции: Подготовка диагностических материалов. Диагностическое исследование. Анкетирование родителей.
Организация и проведение развивающей работы с учащимися . Рабочая зона учителя Цель: составить план работы по созданию развивающей среды для реализации индивидуальных способностей каждого ребёнка. Функции: Организует индивидуальной работы с одарёнными детьми. Отбирает методы и приёмы, которые способствуют самостоятельности мышления, инициативности и творчества. Проводит подготовку учащихся к олимпиадам, конкурсам, викторинам, конференциям различного уровня. Отбирает и оформляет в течение года достижения одарённых детей. Представляет опыт работы с одарёнными детьми в виде творческого отчёта на различных уровнях. Создаёт в учебных кабинетах картотеки материалов повышенного уровня сложности. Консультирует родителей одарённых и мотивированных детей по вопросам развития способностей их детей. Рабочая зона родителя Цель: создать условия для формирования у ребёнка положительной мотивации для полной реализации потенциальных возможностей Функции: Участие родителей в организации и проведении мероприятий различного направления. Создать условия для положительного микроклимата в семье.
Рабочая зона ученика Цель: реализация индивидуальных способностей с целью повышения уровня мотивационно-потребностной сферы одаренного ребенка. Функции: Использует разные информационные источники, осваивает различные виды учебной деятельности на уроках. Учатся видеть, слышать и переживать увиденное и услышанное. Организуют свою самостоятельную деятельность. Анализируют и развивают индивидуальные способности. Рабочая зона класса Цель: создание условий для развития положительного эмоционально - психологического состояния «неординарных», талантливых, одарённых учеников. Функции: Обеспечить благоприятную психологическую атмосферу в классном коллективе. Поощрять ребёнка за оригинальные идеи. Не сдерживать инициативу детей и не делать за них то, что они могут сделать самостоятельно. Рабочая зона администрации Цель: координация действий по разработке и реализации программы. Функции: Планировать в годовом плане отдельный раздел по работе с одарёнными детьми и контролировать его выполнения участниками образовательного процесса. Регулировать и корректировать образовательные процессы, связанные с реализацией данного положения.
Рабочая зона мониторинга Цель: создать систему мониторинга личностного развития одарённых детей. Функции: Отследить и обобщить результаты развития одарённых детей. Анализировать мониторинг достижений каждого учащегося. Анализировать деятельность учителей по работе с одарёнными детьми. Выявить проблемы модели программы и определить пути их решения.
7. Содержание модели программы
Рабочая зона администрации Контроль выполнения плана по работе с одарёнными детьми. Организация и проведение семинаров по проблемам работы с одарёнными детьми. Координация действий учителей, работающих с одарёнными детьми. Сбор банка данных по одарённым детям. Рабочая зона психолога - для учителей Консультации для классных руководителей по выявлению познавательной и творческой одаренности учащихся и совместное создание и уточнение «базы данных» с учетом творческих способностей учащихся. Изучение уровня воспитанности учащихся. Консультации для педагогов по итогам диагностик, - для родителей Консультации для родителей «Если ваш ребенок одарен». Рекомендации по организации режима учебных и
внеучебных нагрузок для одаренных учащихся. - для учащихся Занятия по развитию познавательной и творческой мотивации учащихся первой ступени обучения. Коррекционно-развивающие занятия по снятию эмоционального напряжения, формированию навыков саморегуляции. Посещение уроков с целью наблюдения за учащимися. Изучение мотивационно - потребностной сферы одаренного ребенка. Изучение микроклимата в коллективе с целью исследования межличностных отношений. Организационная зона олимпиады Символика – флаг (5 олимпийских колец, цвет которых соответствует уровню достижения каждого учащегося по итогам дня). Эмблема - «Тапкырбек - Знайка» Макет олимпийского огня – 5 языков пламени, которые символизируют 5 олимпиадных дней . Календарь – дата, день недели, область знания (математика, русский язык, познание мира, литературное чтение, физическая культура) Торжественное открытие (закрытие) олимпиады – сценарии. Рабочая зона учителя. Рабочая зона ученика. Учитель работает в тесной связи с учеником. Разработка олимпиадных заданий учителем «Что в конверте?»: - тест по математике (15 заданий) - тест по русскому языку (15 заданий) - тест по познанию мира (15 заданий) - художественное чтение (самостоятельный подбор
учеником стихотворения по теме), с последующим изданием сборника - президентские тесты по физической культуре (прыжок в длину с места, метание мяча в цель, челночный бег) Разработка структуры оценивания учителем: Оценочный лист (буклет) содержит в себе информацию о критериях оценивания предложенного задания и фиксирование результата в личном дневнике достижений (учеником) Буклет для учащихся содержит: подробное описание предметной олимпиады для учащихся и родителей мой дневник достижений: Ученик ставит полученный балл за выполненные задания - определяет цвет кольца и закрашивает его Красное кольцо – 15 – 13 баллов 3елёное - 12 - 11 баллов Жёлтое - 10 - 9 баллов Чёрное - 8 - 7 баллов Синее - 6 – 0 баллов которые соответствуют цвету колец олимпийского флага. Сертификат: Личные достижения учащихся каждый день подтверждаются именным сертификатом. Дневник олимпиады (рабочая зона класса): На основе сертификата учащиеся ежедневно самостоятельно фиксируют свой успех в дневнике олимпиады класса, прикрепляя фото в олимпийское кольцо по критериям. Макет олимпийского огня – победители дня «зажигают олимпийский огонь» (язык пламени соответствует
одному дню олимпиады, на котором отражены лучшие результаты (фото) по итогам дня в каждом классе) Рабочая зона родителей Организуют режим дня умело совмещая время учёбы и отдыха. Создают традицию семьи: круглый стол «События дня» Помогают ребёнку в поиске и отборе необходимой дополнительной информации. Постоянно углубляют свои знания по воспитанию, мотивированию и всестороннему развитию своего ребёнка. Рабочая зона мониторинга Фиксирование результата ученика и выявление лидера дня (сертификаты, оценочный лист, дневник олимпиады ). Фиксирование результатов недели выявление лидера недели. Отслеживание личного роста достижений детей, создание банка данных одарённых и мотивированных детей и выход на олимпиады, творческие и интеллектуальные конкурсы, спортивные состязания, научные конференции различных уровней.
8. Ожидаемые конечные результаты модели
Учащиеся Повысят уровень владения общепредметными и социальными компетенциями. Повысят уровень индивидуальных достижений в тех областях, к которым у них есть способности. Получат удовлетворение от своей деятельности и выйдут на новый уровень саморегуляции. Учителя: Повысят профессиональную компетентность в работе с одарёнными и мотивированными детьми по принципу
«Учитель – ученик - родитель». Усовершенствуют существующую в школе практику работы с одарёнными и мотивированными детьми. Создадут систему мониторинга личностного развития одарённых и мотивированных детей через «портфолио». Обеспечат функционирования системы комплексной поддержки одарённых и мотивированных детей. Родители Могут учитывать одарённость как сложное явление. Осознают основные позиции системы обучения и развития в отношении своих детей. Создадут благоприятный семейный микроклимат, для повышения образовательного уровня семьи «Успешный ребёнок – успехи семьи».
15