А. А. Фет «Учись у них – у дуба, у берёзы…». Природа как естественный мир истинной красоты, как мерило нравственности


Дата: 16. 12. 2016
Предмет: литература
Класс: 6- А
Учитель: Мироненко С. В.
Тема урока: А. А. Фет «Учись у них – у дуба, у берёзы». Природа как естественный мир истинной красоты, как мерило нравственности
Цели урока:

Образовательная: познакомить с художественным миром поэта, со стихотворением А. А. Фета «Учись у них – у дуба, у берёзы», продолжить обучение выразительному чтению, комментированию, словесному рисованию, формирование навыков анализа лирического произведения.

Развивающая: развивать умения анализировать лирическое произведение через решение познавательных задач и проблемных вопросов, развивать речь учащихся, навыки работы в парах, исследовательской работы, ассоциативное мышление.

Воспитательная: увидеть и понять нравственные уроки стихотворения, проникнуться любовью к родной природе.

Задачи:
Образовательные:
познакомиться со своеобразием лирики А. А. Фета;
проанализировать, как А. А. Фет использует выразительные средства языка для создания пейзажных зарисовок, философских размышлений.
Воспитательные:
воспитывать уважение к художественному слову.
воспитывать трудолюбие, терпение при разных видах деятельности, любовь к родной природе.
Развивающие:
развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для социализации и самореализации;
совершенствовать навыки выразительного чтения учащихся.
Планируемые результаты:
Предметные: знать содержание стихотворения А. А. Фета «Учись у них – у дуба, у берёзы», определять его тему и идею, владеть элементами анализа лирического произведения.
Метапредметные: определять и выполнять учебную задачу урока, находить и обрабатывать информацию из различных источников, включая Интернет; создавать собственные тексты, представлять свои суждения по поводу прочитанного.
Личностные: проявлять интерес к поэзии, уметь соотносить свои поступки с этическими принципами, использовать опыт общения с художественным произведением в повседневной жизни, в учебной деятельности.
Тип урока: комбинированный
Оборудование: презентации к уроку «Анализ стихотворения А. А. Фета «Учись у них», «Берёза- символ России», « Дуб – символ силы, могущества и долголетия», карточки- опоры, учебник «Литература. 6 класс» под ред. В.Я.Коровиной – часть 1
Межпредметные связи: русский язык, музыка, изобразительное искусство.
Ход урока

Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся, УДД (Личностные, регулятивные, познавательные, общеучебные, логические, коммуникативные)

I. Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности
( 1-2 мин.)

1.Приветствие учителя.
-Прочитайте тему нашего урока. (Слайд 1) Какие слова из темы урока вам знакомы? ( А. А. Фет)
-Какие слова в теме урока вам непонятны? ( Естественный, мерило, нравственность)
Естественность- это натуральность, простота, неподдельность.
Мерило- мера, критерий.
Нравственность- система правил поведения личности, необходимых для жизни в обществе. ( «Толковый словарь» С. И. Ожегова)

Готовятся к работе. Находят знакомые слова. Пробуют объяснить остальные слова.
Установление связи между учебной деятельностью и её мотивом (Л). Пользуются словарём (П)
Инициативное сотрудничество (К)

II. Актуализация знаний и пробное учебное действие.
( 4-5 мин.)
- Что вам известно о А. А. Фете?
1. Проведём интерактивное упражнение «Микрофон».







-А с какими стихотворениями А. А. Фета вы знакомы? Сможете узнать их?
2.Викторина.

Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора-
Весь день стоит, словно хрустальный,
И лучезарны вечера


Мороз и солнце- день чудесный

Какая ночь! На всём такая нега!
Благодарю, родной полночный час

Белая берёза под моим окном
Принакрылась снегом, точно серебром


Чьи это стихотворения?
- О чём эти стихотворения? (О природе)
- К какому виду лирики принадлежат стихотворение? ( К пейзажной).
- Что такое пейзаж? (От фр. страна, местность, картина природы).

Каждый учащийся, получивший микрофон, сообщает о каком- то событии из биографии поэта.
Излагают содержание прочитанного в учебнике материала. (П)

Осознанное и произвольное построение высказывания. (П)








Осуществляют анализ прослушанных отрывков стихотворений. (П)
Высказывают обоснованную точку зрения (К)
Воспринимают тексты художественного стиля (О)








Пользуются словарём (П)





III. Постановка учебной задачи.
( 3- 4 мин)

- Прочитайте название стихотворения А. А.Фета, как вы думаете, о чём оно?
- Да, это стихотворение о природе, но не только о природе. Знакомство с этим стихотворением поможет вам обрести нравственные ориентиры в жизни, выработать вкус к эстетическому знанию и умению.

1. Упражнение «Ассоциации»
- Начальная строка стихотворения: «Учись у них – у дуба, у берёзы» Какие у вас возникают ассоциации? Чему можно научиться у дуба и берёзы? Какие качества мы можем перенять у них? Напишите на листе бумаги.
- А какие цели и задачи вы ставите перед собой сегодня на уроке?

Извлекают информацию (П)
Формулируют собственное мнение и позицию (К)







Ставят цели, соотнося, что знают и не знают (Р)

IV. «Открытие нового знания»
( 7-8 мин)

1.Презентация.
-Прочитаем стихотворение « Учись у них - у дуба, у берёзы»
-Стихотворение «Учись у них» было написано Фетом 31.12.1883 года. Это был тяжёлый период в жизни поэта. Он подводит итоги, на пороге Нового года идёт осмысление жизненного пути. ( Слайд 3)

-О чём стихотворение? ( О природе, о любви к ней, о человеческих переживаниях, о дубе и берёзе во время студёной зимы.)
-Совпали ваши ожидания с тем, о чем пишет поэт в стихотворении?
Сравните ваши листочки с текстом.
2.Словарная работа
- Какие слова вам непонятны?
Выступление учащегося с сообщением о слове «гений».
Гений – в древнеримской мифологии это «дух», покровитель человека, позже – вообще олицетворение добрых или злых сил. «Добрый гений» - тот, кто помогает кому либо.
3. Анализ стихотворения.
- Давайте определим жанр данного стихотворения. Это элегия. ( Слайд 5)
-О чём это стихотворение? Какие вопросы задаёт нам и себе автор? (Слайд 6)
- Каким настроением проникнуто стихотворение? Что чувствует лирический герой?
-Сделайте вывод: о чём это произведение? Только ли о природе? (Слайд 6)
- Как построено произведение? Какова его композиция? Какой прием использует поэт? ( Антитезу). (Слайд 7)

Извлекают информацию (П)
Анализируют с целью выделения признаков (Лог.)













Формулируют собственное мнение (К)






Ищут и выделяют необходимую информацию (О) Пользуются словарём (П)


Учитывают разные мнения и координируют свои позиции (К). Формулируют своё мнение и позицию, аргументируют её (К)

Отвечают на вопросы (К)


V.Динамическая пауза
(1 мин)

Все встали, представили, что вы – деревья. Потянулись к солнцу – встали на цыпочки, руки подняли вверх. Покачались, представив, как ветер качает деревья Потрясли кистями рук, как листья трепещут на деревьях. Сделали глубокий вдох – выдох. Опустили руки. Садитесь.


Выполняют упражнения (Л)


VI. Первичное закрепление.
( 7-8 мин.)

1. Самостоятельная работа над художественно-изобразительными средствами
– У мастеров различных видов искусств есть свои изобразительно-выразительные средства. У художника – краски, ракурс, свет, у композитора – ритм, мелодия, голос. А поэт? Как поэту удаётся создать словесные картины? ( При помощи выразительных средств).
-Какие выразительные средства (тропы) вам известны?
Обратимся к Словарю литературоведческих терминов.

Задание:
- Исследовать изобразительные средства картин природы в стихотворении, можете работать парах.
1 вариант: найти эпитеты.
2 вариант: найти олицетворения.
Определить, с какой целью автор использует художественно – изобразительные средства. Приступайте.
2.Прослушивание ответов учащихся.
- Для чего автор использует выразительные средства? ( Слайд 9)
3. Знакомство с литературоведческими терминами.
- Сегодня мы познакомимся ещё с одним видом выразительных средств - звукописью (ассонансом и аллитерацией. (Слайд 10)
-На основе представленной таблицы приведите примеры ассонанса и аллитерации.
-Какие слова являются основными в стихотворении? ( Терпение, стойкость)
- В каких ситуациях человеку нужно иметь терпение, быть стойким? ( Во время обучения, при выполнении любой работы, в отношениях с людьми. Терпение должно быть неотъемлемым качеством характера человека, потому что оно необходимо для успеха в жизни, для здоровья).

Осуществляют анализ, строят рассуждения (П). Сотрудничают с товарищами в поиске и сборе информации (К). Выражают свои мысли в соответствии с задачами (К)



Пользуются словарём (П)

Выражают свои мысли, строят высказывание в соответствии с учебной задачей (К)
Оценивают результаты работы (Р)



Осознанно и произвольно строят высказывание (О)
Оценивают результаты работы (Р)
Ищут и выделяют необходимую информацию (О). Выражают свои мысли в соответствии с условиями коммуникации (К)

Ищут и выделяют необходимую информацию (О). Выражают свои мысли в соответствии с условиями коммуникации (К)


VII. Обобщение нового знания
(7-8 мин.)
-Какие пословицы созвучны с идеей стихотворения?
(Терпение даёт умение. На хотенье есть уменье. Терпя в люди выходят. Час терпеть, а век жить. Терпи, казак, атаманом будешь. Бог терпел, да и нам велел. Всякое дело терпеньем одолеть можно. Терпение приносит спасенье. Есть терпенье – будет и уменье. Не везде сила: где уменье, а где и терпенье. К большому терпенью придёт и уменье. ( Русские пословицы).
Терпеливость – ограда умного. Терпенье – ключ к победе. Терпение горько, но плод его сладок. Несдержанность – глупость, терпение – мудрость. У кого разум, у того и терпение. Кто терпеть умеет, тот и плов ест. (Татарские пословицы).
- Какие выводы можете сделать?
( Пословицы и поговорки учат терпению. И стихотворение показывает, что живые явления природы близки душе человека. Поэт говорит, что человек – часть природы и должен понимать, что преодолевая трудности, мы становимся мудрее и сильнее. Мы слышим призыв и совет А. А. Фета как нужно поступать в жизни.)

2. Творческая работа.
1 группа: составьте синквейн на основе ключевых слов стихотворения:
1. Природа, зима, весна, дуб, гений
2. Два прилагательных или причастия
3. Три глагола
4. Фраза из 4-х слов
5. 1 слово или словосочетание
2 группа: составьте предложения или словосочетания на тему: «Чему можем научиться у дуба, у берёзы?»
Устанавливают причинно- следственные связи. Строят логическую цепочку рассуждений (Лог.) Выражают свои мысли в соответствии с задачами коммуникации (К)









Ищут и выделяют необходимую информацию. Осознанно строят речевое высказывание (О)
Оценивают изучаемый материал (Р)


Самостоятельно решают задачи творческого характера (Лог)




VII. Реализация построенного проекта.
(5-6 минут)
4. Работа над проблемным вопросом.
- А почему поэт советует учиться именно у берёзы и дуба, анне у других деревьев?
Об этом задумались учащиеся вашего класса и подготовили презентации.
Выступление учащихся с презентациями «Берёза – символ России», «Дуб – царь деревьев».

Ищут и выделяют необходимую информацию. Осознанно строят речевое высказывание (О)


IX. Рефлексия деятельности (итог урока).
(2-3 минуты)

Вопросы:
- Итак, какую задачу мы с вами ставили? Удалось ли ее решить?
- Как вы оцениваете результаты своей деятельности? (Слайд 11)
- На доске нарисованы деревья. Сейчас зима, они без листьев. Оценивая свою деятельность, если урок был вам интересен, полезен, прикрепите листочки к веткам деревьев.

-Посмотрите, деревья оделись листвой, хотя за окном зима. Произошло чудо! Как будто в класс к нам заглянула весна! Благодаря чему это произошло? ( Терпению, стойкости, которым научились у деревьев, у природы.)

Осознают результаты своей УД (учебной деятельности), оценка результатов деятельности своей и всего класса (Р)

Домашнее задание
Выучить наизусть стихотворение А. А. Фета «Учись у них – дуба, у берёзы».
Творческое задание: составить синквейн на тему « Природа» или написать мини – сочинение на тему: «Чему можем научиться у дуба, у берёзы?» ( По желанию)



























































13PAGE 15


13PAGE 14215




Заголовок 1 Заголовок 315