Мастер-класс Работа с одарёнными и мотивированными детьми в начальной школе
Один мудрец искал способного и талантливого ученика. Он решил собрать всех учеников. Собралось множество его последователей. Мудрец сказал им:
- У меня возникла проблема. Видите - в стене позади меня находится самая большая, тяжелая и массивная дверь в городе. Кто из вас сможет открыть ее без посторонней помощи?
Некоторые из учеников просто опустили голову: проблема казалась неразрешимой. Другие обсудили возможность использования рычага и особенности материала и пришли к выводу, что решить эту задачу невозможно. Только один ученик подошел к двери и подверг ее тщательному исследованию. Он проверил ее, используя свои глаза и руки. Ученик глубоко вздохнул, сосредоточился и мягко толкнул дверь. Дверь с легкостью и без малейшего сопротивления открылась. Мудрец нашел себе преемника.
Тема моего выступления «Работа с одаренными и мотивированными детьми в начальной школе».
Во всех стратегических документах федерального уровня последних лет поддержка "талантливого ребенка" провозглашается приоритетной государственной задачей.Проблема одаренности в настоящее время становится всё более актуальной. Это, прежде всего, связано с потребностью общества в неординарной творческой личности. Неопределённость современной окружающей среды требует не только активности человека, но и его умения, способности нестандартного поведения.
Выявление, педагогическая поддержка и сопровождение одарённого и мотивированного ребёнка – одна из приоритетных задач современной школы. Ведущая роль в развитии таких обучающихся принадлежит учителю. Раннее выявление, обучение и воспитание одарённых и талантливых детей составляет одну их главных задач совершенствования системы образования.
Учитель является координатором усилий для оптимального развития одарённых и способных детей.
Цель: Создание условий для выявления, поддержки, обучения, воспитания и развития индивидуальных задатков одарённых и мотивированных детей в начальной школе. К основным общим принципам обучения одарённых и мотивированных обучающихся, как и вообще всех детей школьного возраста, относятся следующие:
Принцип индивидуализации и дифференциации обучения.
Принцип развивающего и воспитывающего обучения.
Принцип учёта возрастных возможностей.
Теоретическую основу опыта составляют труды известных отечественных и зарубежных учёных, таких, как Л.С. Выготский, Б.М. Теплов, Ю.Д. Бабаева, Дж. Гилфорд и др. Одарённый ребёнок - это ребёнок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями в том или ином виде деятельности. На сегодняшний день большинство психологов признаёт, что уровень, качественное своеобразие и характер развития одарённости - это всегда результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и социальной среды.
Категории одарённых детей Вы видите на экране.
Сущность опыта. Основная задача – так построить весь учебно-воспитательный процесс и его психологическое обеспечение, чтобы любые индивидуальные особенности детей, таящие в себе зерно опережающего развития в той или иной сфере, не прошли мимо нашего внимания, реализовывались и выращивались в нашей педагогической деятельности с этими детьми.
В начальной школе работа с одаренными детьми и детьми с повышенной мотивацией к обучению у меня строится в двух направлениях:
1. через учебный процесс и внеурочную деятельность ;
2. по интересам самих учащихся.
Работа с мотивированными детьми в учебном процессе осуществляется мною через обучение по программе «Школа 2100», которая соответствует требованиям ФГОС.
В стремлении реализовать идеи авторов этой программы, я пришла к выводу, что личностно- ориентированный подход к обучению является средством для формирования основ учебной самостоятельности младших школьников, способствует проявлению их индивидуальных способностей.
Каждый ребенок талантлив, но талантлив по-своему. Как найти заветный ключик к каждому, к его внутреннему миру, вызвать неподдельный интерес к происходящему в первом классе и удержать этот интерес до окончания начальной школы? И решение пришло само собой – надо приобщать детей к творческому процессу, чтобы они были не только слушателями, исполнителями, но и творцами.
Урок – это та учебная ситуация, та «сценическая» площадка, где не только излагаются знания, но и раскрываются, формируются и реализуются личностные особенности учащихся. На уроках литературного чтения я веду диалог с учащимися, открывая для них тайны человеческой души, подталкивая их к размышлению. Очень любят дети работать в парах и группах.
Результат такой работы вся наша внеклассная работа: праздники, интеллектуальные игры, турниры. Некоторые ученики любят читать сказки и стихотворения. Активно участвуют в конкурсе чтецов не только на школьном уровне, но и на городском.
Для привития интереса к математике использую задачи повышенной сложности, готовлю и провожу олимпиады, знакомлю с историей математики, решаю с детьми старинные задачи и головоломки. Учу детей правильно выходить из нестандартных ситуаций и критически мыслить. Например, в процессе игры на уроке математики незаметно для себя учащиеся выполняют различные упражнения, где им приходится сравнивать множества, выполнять арифметические действия, тренироваться в устном счете.
Предлагаю и Вам побывать в роли детей и поиграть в игру, которая называется "Пальцы". Нам потребуется 7 человек. Прошу выйти желающих.
Правила игры таковы:
Игроки становятся в линию. Первый и второй игроки друг к другу лицоми прячут одну руку за спиной.
Ведущий говорит: «На старт, внимание, пальцы!» На слове «Пальцы!»игроки выбрасывают спрятанные руки вперед, показывая один, два, три, четыре, пять или ни одного пальца.
3. Оба игрока перемножают количество пальцев на обеих руках. Тот, кто первым выкрикнет правильный ответ, получает букву «п», первую букву в слове «пальцы».
4. После этого, оставшийся игрок поворачивается к третьему игроку и снова продолжают игру. Оба игрока перемножают количество пальцев на обеих руках. Тот, кто первым выкрикнет правильный ответ, получает следующую букву в слове «пальцы».
Игра продолжается, пока не соберут все буквы слова «пальцы». Один игрок остаётся без буквы.
Уважаемые коллеги, спасибо за игру! Прошу занять свои места в зале. Игра ставит ученика в условия поиска, пробуждает интерес к победе, а отсюда – стремление быть быстрым, собранным, находчивым, уметь четко выполнять задания, соблюдать правила игры.
Авторы курса русского языка по этой программе также предусмотрели множество возможностей для реализации личностно-ориентированного и дифференцированного подхода к обучению младших школьников. На уроках использую дифференцированные задания трех разных уровней сложности. Например:
1группа: находят в предложении только главные члены;
2 группа: задание 1группы и находят второстепенные члены;
3 группа: задание 1 и 2 групп и определяют части речи. Работа по таким дифференцированным заданиям позволяет учитывать особенности восприятия, осмысления и запоминания учебного материала учащихся разных психофизиологических групп и способствует лучшему усвоению программы, развитию детей, формированию умения анализировать, сравнивать, делать выводы – умению учиться.
На уроках окружающего мира мои ученики всегда наиболее раскованы и активны, стремятся поделиться своими наблюдениями и с увлечением подбирают дополнительный материал из разных источников.
В стремлении создать условия для успешного познания окружающего мира учащимся с разным типом восприятия я предоставляю возможность более самостоятельно «открывать» новые знания, новые способы взаимодействия с учебным материалом. Большую роль в реализации такого подхода играют практические работы, экскурсии и организованные наблюдения. По результатам собственных наблюдений и с помощью дополнительной литературы дети составляют проекты, пишут рефераты и сообщения, проводят мини- исследования, рисуют рисунки. Я побуждаю учащихся к творческому поиску вариантов решения учебных задач, к высказыванию умозаключений, выдвижению предположений и их проверки. Одна из форм работы с одарёнными детьми – научно-исследовательская деятельность учащихся, которая способствует развитию и индивидуализации личности, а также формированию мотивации к получению новых знаний. Принимая участие в школьной научно-практической конференции, учащиеся имеют возможность проявлять не только свои интеллектуальные способности, но и умение грамотно представлять свою работу, выступать перед аудиторией, отстаивать свою точку зрения.
-Уважаемые коллеги, а сейчас я хочу предложить Вам самим поучаствовать в проектной работе. Но сначала давайте познакомимся. А поможет нам в этом вот этот мешочек с конфетами.
-Берите конфетку и называйте свое имя и качество характера, которое начинается на первую букву вашего имени. Начнём с меня -Олеся -отзывчивая.( Я прохожу и всем подаю мешочек).
-Спасибо! А сейчас проведём маленькое исследование с вашими именами. Для этого нам нужно разделиться на 2 группы. В первой группе будут работать коллеги, которые взяли жёлтую конфету. Во вторую группу проходят коллеги с коричневой конфетой.
Давайте выясним « Влияет ли имя на характер человека?"
Первая группа будет проводить своё исследование с женским именем, которое встречается чаще всего, используя печатные материалы и свой жизненный опыт..
Вторая группа проведёт своё исследование с женским именем, которое, по их мнению, встречается реже всего, используя печатные материалы.
План вашей работы:
поставить цель и наметить задачи по решению проблемы;
выдвинуть гипотезу и, используя предложенные материалы, подтвердить или опровергнуть свои гипотезы;
сделать вывод по представленной проблеме..
-Так как мы не можем провести полного исследования с использованием всех необходимых методов, сделайте вывод, исходя из полученной информации из своего жизненного опыта. Прошу приступить к работе.
Пока наши коллеги работают, мне бы хотелось рассказать о результативности своей работы. Следует подчеркнуть, что работа с индивидуальностью каждого ученика ставит учителя в новую позицию – быть одновременно и учителем, и психологом, умеющим осуществлять комплексное педагогическое наблюдение за каждым учеником в процессе его индивидуального возрастного развития и личностного становления.
Как правило, мотивированные ребята имеют неплохие результаты и в олимпиадах разного уровня, таких как «Эдукон», «Лучший ученик», «Совёнок», «Инфоурок». И что замечательно, учащиеся сами интересуются о дате проводимого конкурса, вовлекают и других детей. Не это ли познавательная активность?
Мне очень помогают в работе с мотивированными детьми интересы и склонности учащихся, которые реализуется через занятия по собственному выбору ребенка в рамках дополнительного образования. Музыкальная школа, художественная школа, занятия танцами, спортивные секции.
Но для этого иногда приходится поработать с родителями. Предлагаю родителям определить малыша либо в школу дополнительного образования, либо в кружок, секцию и т. д. Здесь важно сотрудничество с родителями, оказание им помощи в развитии ребенка.
Кроме того, я решаю и другую задачу: вовлекаю родителей к сотрудничеству.
Результативность опыта. Наиболее важным результатом работы, проводимой с одарёнными и способными детьми, является высокая мотивация учебной деятельности, наличие адекватной положительной самооценки, способность к рефлексии, стремление к познанию и проявлению своих возможностей. У учащихся наблюдается стремление к интеллектуальному самосовершенствованию и саморазвитию, развитие творческих способностей, навыков проектно–исследовательской деятельности, повышение степени самостоятельности учащихся в добывании знаний и совершенствовании умений, смелость в отступлении от общепринятого шаблона, поиск нового способа решения, развитие навыков работы с научно-популярной, учебной и справочной литературой.
Кроме того, повысилась познавательная активность детей, их участие в различных конкурсах, олимпиадах и соревнованиях.
О результатах проведённой работы свидетельствуют следующие данные:
Имеются позитивные результаты участия детей в предметных олимпиадах и конкурсах, в научно-практических конференциях, в конкурсах творческой направленности.
-Уважаемые коллеги, продолжаем работать. Итак, пожалуйста, первая группа представьте результат своей работы. Презентация работы второй группы.
Итог занятия.
Вывод: Наше исследование – это лишь маленькая частичка большого проекта Чтобы оно было полным, нам необходимо наблюдать, опрашивать людей и носителей данного имени, изучить литературу о знаменитых людях и сравнивать черты, характерные для конкретного имени.
Но даже такие маленькие исследования позволяют заинтересовать детей и формируют потребность в новых открытиях.
Обобщая всё вышесказанное, могу сделать вывод, что работа с одарёнными и способными детьми в начальной школе – важная и необходимая часть деятельности педагога. Кто как не учитель может помочь детям раскрыть свои таланты? Поэтому в перспективе я планирую продолжать работу с одарёнными детьми, а также буду отслеживать их успехи и в дальнейшем. Мне и моим ученикам интересен сам путь к познанию. Как говорил Лев Николаевич Толстой: “Знание только тогда знание, когда приобретено усилиями своей мысли, а не памятью!”
Рисунок 115