Статья Система работы с одаренными и мотивированными детьми в школе
Система работы с мотивированными и одаренными детьми в массовой школе
Филькова Ирина Владимировна
Директор школы,
учитель математики ГБОУ СОШ № 877
Оглавление
I. Введение
II. Система работы школы с мотивированными и одаренными детьми:
диагностика творческих способностей детей
работа с педагогическими кадрами
работа с учащимися. Форма работы с мотивированными и одаренными детьми
4. психолого-педагогическое сопровождение мотивированных и одаренных детей
5. дополнительное образование как условие создания развивающей среды для обучающихся
работа с родителями детей
III. Заключение
I.Введение
В последнее время актуальность проблемы обучения учащихся мотивированных на обучение и одаренных детей приобрело системный характер, определены основные направления работы с учащимися. Зачем работать с одаренными и мотивированными? Для чего? Что является главным в работе с такими детьми? – вот те вопросы, на которые необходимо было ответить. Для этого необходимо определить цель и задачи работы с мотивированными и одаренными детьми в школе
Формирование и развитие способности к самоактуализации, к эффективной реализации возможностей в будущем, в зрелой профессиональной деятельности. Именно эта задача является основной при работе с мотивированными и одаренными детьми. Ведь чрезмерная любознательность и потребность в познании, опережение сверстников по уровню интеллектуального и творческого развития, выраженное стремление к самостоятельности в процессе познания, независимость мышления вряд ли могут быть в полной мере «учтены» в рамках традиционных учебных программ и методов их преподавания. В результате этого несоответствия происходит быстрое снижение интереса у мотивированных и одаренных детей, что служит препятствием для их дальнейшего развития. Чтобы этого не произошло, необходимо было в школе разработать систему работы с мотивированными и одаренными детьми, создать условия, способствующие максимальному развитию всех учащихся
Работа по этой теме в школе ведется по следующим направлениям:
II. Система работы школы с мотивированными и одаренными детьми:
диагностика творческих способностей детей
Учитывая многообразие, разноликость и индивидуальное своеобразие феномена одаренности, выбор системы работы требует предварительно определить:
- с какими типами одаренности мы имеем дело?
- в какой форме проявления мы ожидаем увидеть одаренность?
- какие задачи работы являются приоритетными?
- какие принципы обучения и развития должен использоваться работе с одаренными учащимися?
Для выявления таких учащихся психолог школы не ограничивается только психодиагностикой, а осуществляет психологическое сопровождение и поддержку детей, психологический мониторинг технологий, применяемых при работе с детьми в урочное и внеурочное время. Ведь судить об одаренности детей необходимо не только по его школьной деятельности, но и по его внешкольным делам, применяя при этом метод наблюдения
Работа с педагогическими кадрами
Ключевой фигурой в создании образовательной среды, способствующей развитию творческой природы детей, является учитель. В свою очередь это предъявляет особые требования к его профессиональной и личностной подготовке.
Для организации и ведения учебно-воспитательного процесса при работе с мотивированными и одаренными учащимся учитель должен обладать не только высокой квалификацией. Владея технологией эффективного управления познавательной деятельностью учащихся, искусством педагогического общения, он должен обладать высоким уровнем сформированности интереса к научно-методическим исследованиям, умением вести творческую исследовательскую работу. А это одно из условий работы с одаренными и мотивированными детьми.
Каковы же критерии готовности педагогов к работе с одаренными детьми?
- Высокая коммуникативная культура, наличие творческих способностей
- Стремление к самообразованию и самосовершенствованию
- Профессиональная компетентность
- Умение найти подход к нестандартным детям
- Доброжелательность, чуткость, педагогический такт
- Знание возрастной психологии
Не все учителя и педагоги дополнительного образования в настоящий момент готовы работать с мотивированными и одаренными детьми, поэтому необходимо вести подготовку педагогов, в процессе которой обеспечить формирование соответствующих умений, но и провести «шлифовку» качеств личности, необходимых для работы с такими детьми. Для включения большинства учителей в эту работу в школе:
- создана система консультирования и тренингов, которая проводится психологом школы;
- система семинаров для учителей «Педагогика для одаренных детей». Цель семинаров: обеспечить психологическую подготовку учителей к учебной и воспитательной работе с одаренными детьми
- были проведены педагогические советы по темам «Как работать с детьми, мотивированными на обучение?», «Творческая личность: как ее формировать?»
Основные направления научно- методического сопровождения деятельности педагогов по развитию одаренности определяют широкий спектр принципов обучения одаренных детей. Анализ потенциальных возможностей образовательного пространства школы и возрастающих потребностей выпускников школы привел к выбору следующих форм, методов и направлений работы:
Сочетание предпрофильного и профильного компонентов;
формирование классов по различным профилям, проведение элективных курсов, спецкурсов
совершенствование системы индивидуализации и дифференциации в обучение
психолого-педагогическое сопровождение детей на разных этапах обучения, на 2-3 ступени обучения в учебный план введен элективный курс «Основы психологии»
применение междисциплинарного подхода;
6. углубленное изучение тех проблем, которые выбраны самими учащимися; Кроме того, можно выделить проблемы педагога, призванного поддержать детскую одаренность в процессе ее социализации. К ним можно отнести профессионально-личностную готовность к работе с одаренными детьми, что подразумевает:
овладение методиками выявления одаренности, технологиями развивающего и личностно-ориентированного обучения, методологией и методикой научного поиска;
психологическая компетентность, широта и гибкость педагогического мышления;
зрелость педагогического самосознания: позитивная «Я - концепция» учителя, ценностные ориентации и установки на саморазвитие и самосовершенствование личности.
изменение массовых способов учебной работы в пользу интеллектуально-ориентированных учебных систем
Анализ проблем традиционной системы обучения и современных концепций работы с одаренными детьми мотивировали методический совет школы к модернизации системы работы с одаренными детьми. Эти факторы привели к изучению и решению проблем детей с высоким интеллектуальным потенциалом, на создание условий для развития природных задатков и самореализации личности.
3. Работа с учащимися. Формы работы с мотивированными и одаренными детьми
В настоящее время проблема превращения детей из пассивных слушателей и созерцателей в активную творческую личность заботит многих учителей. Поэтому раскрытие творческой природы учащихся является одной из ключевых проблем работы с мотивированными и одаренными учащимися. Для этого используется здоровьесберегающие технологии, технологии развивающего обучения. Одной из основных форм обучения мотивированных учащихся в школе является проектно-исследовательская деятельность учащихся. Проектно-исследовательская деятельность учителя и учащегося обеспечивает более высокий уровень системности знания, применение проектных технологий дает возможность выйти за рамки учебного предмета. Методические объединения разных предметов позволяют реализовать совместную исследовательскую деятельность учителей и учащихся через проведение школьных научно-практических конференций, на ежегодных праздниках осени на которых учащиеся защищают свои проекты и исследования
Как показывает практика, достойно подготовить учащихся к выступлению на олимпиадах различного уровня при двух-трех часовой программе невозможно. И не всегда у учителей есть определенная литература и наработки. Поэтому одно из направлений работы с мотивированными и одаренными – подготовка к олимпиадам, марафонам, конкурсам. Для подготовки учащихся каждым учителем – предметникам выделен один час по предмету, на которых решаются нестандартные задания, рассматриваются вопросы, не предусмотренные школьной программой, проводятся предметные консультации для детей. На методических объединениях каждый год рассматриваются олимпиадные задания, и пополняется банк заданий для проведения школьного тура олимпиад.
4.Психолого-педагогическое сопровождение мотивированных и одаренных детей
В школе многие мотивированные и одаренные дети иногда испытывают тяжелые состояния депрессии, вынуждены маскировать от сверстников и взрослых свою одаренность. Одаренные дети испытывают в школе “дискриминацию” из-за отсутствия дифференцированного обучения, из-за ориентации школы на среднего ученика, из-за излишней унификации программ. В связи с этим в школе предусмотрены следующие этапы и направления работы психологической службы школы
Этапы в работе с одаренными детьми:
I. Выявление одаренных детей, которое начинается уже с начальной школы, для этого используются:
а) психологические тесты, например, ШТУР, тест Кеттелла и "Прогрессивные матрицы" Равена. (пример в приложении № 1)
б) наблюдение за детьми на основе признаков одаренности:
- наличие специфических стратегий деятельности. Способы деятельности одаренного ребенка обеспечивают ее особую, качественно своеобразную продуктивность.
- сформированность качественно своеобразного индивидуального стиля деятельности, выражающегося в склонности "все делать по-своему" и связанного с присущей одаренному ребенку самодостаточной системой саморегуляции.
- особый тип организации знаний одаренного ребенка: высокая структурированность; способность видеть изучаемый предмет в системе разнообразных связей; свернутость знаний в соответствующей предметной области при одновременной их готовности развернуться в качестве контекста поиска решения в нужный момент времени; категориальный характер (увлеченность общими идеями, склонность отыскивать и формулировать общие закономерности).
- своеобразный тип обучаемости. Он может проявляться как в высокой скорости и легкости обучения, так и в замедленном темпе обучения, но с последующим резким изменением структуры знаний, представлений и умений.
II. Направления работы с одаренными детьми:
На основе следующих принципов:
Принцип развивающего и воспитывающего обучения.
Принцип индивидуализации и дифференциации обучения.
Принцип учета возрастных возможностей.
Проведение занятий, как в группе, так и индивидуально, на тему: «Психология творчества» и «Психология творческой личности».Развитие и обучение одаренных юношей и девушек на этапе профессионального самоопределения (например, «Творческая личность», «Научное творчество», «Техническое творчество», «Художественное творчество», «Лидерство» и др.) (пример занятия психолога и план работы с мотивированными и одаренными учащимися представлен в приложениях 2,3)
Анализ современных психолого-педагогических трактовок понятия «одаренность» позволил нам выделить следующие виды одаренности:
Общая интеллектуальная (академическая) одаренность
Информационно- коммуникативная одаренность
Творческая одаренность
Социальная одаренность
Спортивная одаренность
Для развития каждого вида одаренности разработана система мероприятий, включенная в образовательную модель школы. При моделировании учтены возрастные особенности, что позволяет детям ориентироваться в образовательном пространстве. Данная система позволяет учащимся выбирать готовую или самостоятельно моделировать свою образовательную траекторию. Система работы по развитию данных видов одаренности представлена в Приложении № 4.
5.Дополнительное образование как условие создания развивающей среды для учащихся
Дополнительному образованию в последние 5 лет в школе уделяется все больше и больше внимания, так как дополнительное образование превратилось в ведущий фактор формирования «образовательной индивидуальности» личности. И учителя и родители постепенно начали осознавать, что основной учебный процесс является необходимым, но далеко не достаточным условием дальнейшего успешного образования и реализации личности. Теперь активная деятельность за пределами основных учебных занятий рассматривается не только как важный фактор усвоения учебных программ, но и как средство воспитания и развития творческой деятельности. Основное внимание уделено формам организации в сфере дополнительного образования. Приоритетным направлением работы в системе блока дополнительного образования является туристко - краеведческая работа в школьном музее «Бирюлево и его окрестности». Такая работа ведется учителем географии давно и систематически. Проведение экскурсий учащимися 8-11 классов, подготовка печатных работ учащихся по краеведению («Исследовать прошлое, знать настоящее, заглянуть в будущее», «Наши земляки на защите южных подступов к столице» и т. д.) мы рассматриваем не только как неотъемлемую часть учебного процесса, но и создаем базу для расширения кругозора учащихся, для развития их творческих способностей. Ежегодно учащиеся 9-11 классов принимают участие в конкурсе «Если бы я был главою управы», конкурсах «Мы рисуем улицу» и т.д.
Работа с родителями
На развитие личности и одаренности детей особую роль играет его семья.
Взаимоотношения в семье в значительной мере формируют личность учащегося. Развитию одаренности таких детей способствуют высокие познавательные интересы самих родителей, которые, как правило, не только заняты и сфере интеллектуальных профессий, но и имеют разного рода интеллектуальные "хобби". «Обучение» родителей, т.е. представление о целях, задачах и способах обучения детей в школе, является частью системы работы с мотивированными и одаренными учащимися. В своей работе мы не раз сталкивались с тем, что несоответствие «теории обучения» родителей может быть одним из значимым фактором развития одаренности учащихся, препятствующим дальнейшему развитию детей. Для решения этой проблемы в школе проводятся консультации для родителей об одаренных детях и их воспитании. Для того чтобы родителям дать конкретные рекомендации для развития способностей детей родителям предлагается заполнить анкету (приложение № 5). Результаты этой анкеты помогают активизировать работу с родителями в данном направлении, подтолкнуть их к изучению интересов и склонностей собственных детей, дать им возможность, по крайней мере, задуматься над этой проблемой. Эти результаты могут быть использованы и как опорная схема для наблюдений за детьми
III.Заключение
Подводя итог вышесказанному, необходимо подчеркнуть, что каждый ребенок должен иметь возможность получить в школе такое образование, которое позволит ему достигнуть максимально возможного для него уровня развития.
Учитывая практическую невозможность обучения всех детей (мотивированных на обучение и одаренных) по специальным программам необходимо готовить учителей для работы с одаренными детьми в условиях обычных классов. Это предполагает знание учителем принципов развивающего обучения, владение нетрадиционными формами и способами работы на уроке. Наибольший успех в обучении и развитии любого ребенка может, быть достигнут тогда, когда учебная программа соответствует его потребностям и возможностям.
Чтобы это реализовать, необходим системный подход к обучению, своевременная диагностика способностей, соответствующее их потребностям программно - методическое обеспечение, а также профессионализм учителя, способного работать с мотивированными и одаренными учащимися. Без атмосферы единства учащихся, учителей и родителей работа немыслима, без коллектива единомышленников система работы не достигнет нужной высоты
Проведя анализ работы, можно сказать, что в школе создана система работы с мотивированными и одаренными учащимися, охватывающая все образовательное поле, сложилась среда, в которой существуют дети с разными способностями, степенью одаренности. Успешно реализуется основная цель развивающего обучения - формирование субъекта своего развития, выработка позиции по вопросу «Чему, как и зачем учиться?
IV.Практическая значимость
Материал курсовой системы может быть использован зам. директора по УВР, директорами для организации работы с одаренными и учащимися, мотивированными на обучение
Использованные источники
Шумакова Н.Б. Обучение и развитие одаренных детей. М: Издательство МПСИ; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2004
А.И.Савенков Одаренные дети в детском саду и школе: учебное пособие для студентов высших педагогических учебных. заведений.
М.: Издательский центр «Академия», 2000
А.А. Лосева Психологическая диагностика одаренности: учебное пособие для вузов. М.: Академический Проект, Трикста,2004
Л.В.Попова Психология одаренности. Дифференциация работы с одаренными. Одаренные школьницы: особенности развития и содействие самореализации. Выпуск 4. М.: МИОО,2006
Отв. редактор Л.Е. Курнешова. Работа с одаренными детьми в образовательных учреждениях Москвы. Серия: «Инструктивно - методическое обеспечение содержания образования в Москве»
М: ГОМЦ «Школьная книга», 2002
Отв. редактор Л.Е. Курнешова Педагогические системы. «Одаренные дети» (из опыта работы образовательных учреждений г. Москвы)
Серия: «Инструктивно - методическое обеспечение содержания образования
в Москве» М: ГОМЦ «Школьная книга», 2000
Приложение №4
Система работы по развитию видов одаренности
№
Содержание работы
Технологии
1
Проведение психолого-педагогической диагностики
Анализ результатов психолого-педагогического исследования, удовлетворение запросов уч-ся с целью корректировки работы и определения направления работы
2.
Создание банка данных уч-ся, имеющих высокий уровень учебно-познавательной деятельности
Анализ успеваемости (по результатам психолого-педагогической диагностики) и успеваемости
3.
Формулировка целей и задач, определение содержания работы с учащимися
Анализ фактической ситуации
4.
Организация консультаций для мотивированных учащихся
Составление графика консультаций
5.
Создание условий тесной взаимосвязи учебных занятий с системой дополнительного образования
Конструирование учебного плана и системы дополнит. образования
6.
Выработка единых требований по работе с учащимися мотивированными и одаренными с целью отработки творческих навыков по предмету
Работа с творческими заданиями Анализ творческих работ
7.
Изучение запросов родителей мотивированных учащихся с целью определения направлений совместной работы учителя, родителей и их детей
анкетирование;
беседа;
психологическое тестирование и его анализ
8.
Выявление потребностей и определение перспектив сотрудничества с Центром психолого - медико-социального сопровождения «Взаимодействие»
собеседование и его анализ;
анкетирование и его анализ
9.
Осуществление сравнительного анализа учебной успеваемости уч-ся, обучающихся на «4 и 5», с определением коррекции работы
Отбор информации, ее систематизация
10.
Осуществление совместной работы учителя и родителей по созданию условий успешности обучения мотивированных и одаренных учащихся;
проведение тестирования, экскурсий, экскурсий профориентационного характера
собеседование;
анализ тестирования
11
Школьные предметные олимпиады, интеллектуального марафона, результаты, промежуточной аттестации учащихся
анализ результатов
Приложение № 2
Пример занятия психолога с одаренными детьми на развитие творческого мышления.
Тема занятия: «Воображение и выразительность»
Ход работы.
1. Приветствие.
2. Введение.
Прочитайте цитату:
«Творчество – это, значит, копать глубже, смотреть лучше, исправлять ошибки, беседовать с кошкой, нырять в глубину, проходить сквозь стены, зажигать солнце, строить замок на песке, приветствовать будущее» (Е. Торренс)
Ребята, а как вы понимаете, что такое творчество? А творческие способности? Зачем оно нам нужно?
Итак, под творческими способностями мы будем понимать характеристики, которые позволяют продуктивно осваивать деятельность, направленную на получение результатов, обладающих новизной.
3. Упражнения
Вначале давайте с вами сделаем сравнительную таблицу на выявление отличий творческого мышления от традиционного:
Традиционное мышление
Творческое мышление
Ориентировано на правильность, корректность порождаемых идей
Ориентировано на «плодовитость» - порождение большого числа идей, даже если не все из них корректны и осуществимы
Целенаправленно, движется в заданном направлении
Возможно «движение ради движения» без четкой цели
Аналитично, внимание уделяется комплексу деталей
Синтетично, ориентировано на интуитивное «схватывание» проблемной ситуации в её целостности
Последовательно, требует правильности каждого шага. При ошибке на одной из стадий общий результат тоже оказывается ошибочным
Осуществляется сразу в нескольких направлениях, не всегда последовательно. Ошибки в конкретных шагах не обязательно ведут к ошибочности общего результата
Поиск решений ведется в наиболее вероятных направлениях, сначала проверяются очевидные гипотезы
Поиск решений ведется в неочевидных, представляющихся маловероятными направлениях, «на периферии» нашего познания
Активно используется отрицание - идеи, признанные ошибочными, исключаются из дальнейшего поиска
Использование отрицания избегается, ведется поиск путей интеграции любых альтернатив, даже представляющихся взаимоисключающими
При верности исходных данных и корректности алгоритма решения проблемы гарантирован конечный результат
Результативность носит вероятностный характер
Продуктивно в ситуациях определенности, при наличии полных исходных данных и способов решения проблемы, когда точно известно, какой результат требуется получить
Продуктивно в ситуациях неопределенности, при неполных исходных данных, когда способы решения проблемы и требуемые результаты известны в недостаточной степени
Упражнение «Оригинально использование»
Описание.
Данное упражнение подразумевает придумывание как можно большего количества разнообразных принципиально осуществимых способов оригинального использования обычных предметов, например:
- бумажных листов
- пустых картонных коробок
- кирпичей
- автомобильных покрышек
- бутылочных пробок
- перегоревших лампочек
- снега, льда
Работа выполняется в командах по 4-5 человек, время – 10 мин.
Представление работ происходит по такой схеме: одна из подгрупп называет (1 балл) демонстрирует (2 балла) один способ использования предмета.
Психологический смысл упражнения.
Упражнение даёт наглядный материал для обсуждения качеств творческого мышления, позволяет тренировать эти качества, уходить от шаблонности в восприятии окружающих предметов и их привычных функций.
Упражнение «Пары слов»
Описание.
Каждый участник придумывает два слова, не имеющих прямой логической связи между собой, и озвучивает их. Сосед, сидящий справа формулирует логически верное предложение, связывающие два слова. Допустим, слова «кружка» и «лопата», пример предложения: «Кладоискатель взял лопату и начал раскапывать курган, но нашёл там разбитую кружку»
Психологический смысл упражнения.
Интеллектуальная разминка, тренировка умения объединять внешне малосвязанные вещи, искать неожиданные аналогии.
Упражнение «Четыре буквы»
Описание.
Водящий называет четыре буквы из числа распространенных в русском алфавите, а каждый из других участников по кругу быстро придумывает и говорит предложение из 4 слов, каждое из которых начинается с названной водящим буквы.
Психологический смысл упражнения.
Интеллектуальная разминка.
Упражнение «Гулливер»
Описание упражнения.
«Представьте себя на месте Гулливера, который попадает в страну лилипутов (там его рост примерно с трёхэтажный дом) и в страну великанов (там его рост примерно с карандаш). Выдвиньте как можно больше идей о том, какие предметы вы смогли бы использовать в каждой из этих стран в качестве:
- шляпы
- дома
- кровати
- постельного белья
- машины
- домашнего животного
Упражнение выполняется индивидуально.
Психологический смысл упражнения.
Упражнение основано на приеме гиперболизации, что способствует появлению новых ассоциаций, развитие умения воспринимать знакомые вещи в новых, неожиданных ракурсах, обращать внимание на такие их свойства, которые в обыденной жизни не замечаются.
4. Итог работы.
Приложение № 3
Планирование работы психолога с мотивированными и одаренными детьми
№
Тема
Количество занятий
1
Знакомство и сплочение
2
2
Творческое мышление (часть 1)
2
3
Творческое мышление (часть 2)
2
4
Необычное в обычном
1
5
Преодоление барьеров
1
6
Воображение и выразительность
1
7
Артистизм
1
8
Порисуем
2
9
Творчество и взаимопонимание
1
10
Командное творчество
2
11
Творчество в бытовых ситуациях
1
12
Креативное решение проблем
1
13
Творчество как стиль жизни
1
14
Подводим итоги
1
15
Заключение
1
Итого: 20 занятий
Приложение № 5
МЕТОДИКИ ДИАГНОСТИКИ ОДАРЕННОСТИ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ И РОДИТЕЛЕЙ
Карта интересов для младших школьников
Выявление интересов и склонностей ребенка - дело очень сложное, как и любая другая психодиагностическая работа. Учитель, воспользовавшись представленной методикой, может получить первичную информацию о направленности интересов младших школьников. Это в свою очередь даст ему возможность более объективно судить о способностях и о характере одаренности ребенка.
При изучении направленности интересов младших школьников следует учитывать, что интересы у большинства детей данного возраста нечетко дифференцированы и неустойчивы. Но это не может стать причиной отказа от их изучения. Без информации о склонностях и интересах ребенка наши педагогические меры могут быть неадекватны.
Важно также и то, что, несмотря на отмечаемое исследователями отсутствие абсолютного совпадения между интересами и склонностями, с одной стороны, и способностями и одаренностью - с другой, между ними существует тесная связь, которая уже на ранних этапах развития личности выражена достаточно определенно. Ребенок интересуется, как правило, той наукой или сферой деятельности, в которой он наиболее успешен, за достижения в которой его часто поощряют взрослые и сверстники. Таким образом, склонности выступают как индикатор способностей и одаренности, с одной стороны, и как отправная точка - с другой.
Чтобы полученная информация была объективна, целесообразно провести по данной методике опрос не только детей, но и их родителей. Для этого необходимо заготовить листы ответов по числу участников - это самая трудоемкая операция. Обследование можно провести коллективно. Инструкции предельно просты и не потребуют больших усилий для изучения. Обработать результаты можно также в течение короткого времени.
Инструкция для детей
В правом верхнем углу листа ответов запишите свое имя и фамилию. Ответы на вопросы помешайте в клетках: ответ на первый вопрос - в клетке под "номером 1, ответ на второй вопрос - в клетке под номером 2 и т.д. Всего 15
вопросов. Если то, о чем говорится, вам не нравится, ставьте знак ( -); если нравится - (+), если очень нравится (++).
Инструкция для родителей
Чтобы дать Вам правильный совет и конкретные рекомендации для развития способностей Вашего ребенка, нам нужно знать его склонности. Вам предлагается 35 вопросов. Подумайте и ответьте на каждый из них, стараясь не завышать и не занижать возможности ребенка. Для большей объективности сравните его с другими детьми того же возраста.
На бланке ответов запишите имя и фамилию. Ответы помещайте в клетках, номера которых соответствуют номерам вопросов. Если то, о чем говорится в вопросе, не нравится (с Вашей точки зрения) ребенку, ставьте в клетке (-); если нравится - (+); очень нравится - (++). Если по какой-либо причине Вы затрудняетесь ответить, оставьте данную клетку незаполненной.
Лист вопросов
Каждый вопрос начинается со слов «Нравится ли...»
1.Решать логические задачи и задачи на сообразительность.
Читать самостоятельно (слушать, когда ему читают) сказки, рассказы, повести.
Петь, музицировать.
Заниматься физкультурой.
Играть вместе с другими детьми в различные коллективные игры.
Читать (слушать, когда читают) рассказы о природе.
Делать что-нибудь на кухне (мыть посуду, помогать готовить пищу).
Играть с техническим конструктором.
9. Изучать язык, интересоваться и пользоваться новыми незнакомымисловами.
10. Самостоятельно рисовать.
11. Играть в спортивные, подвижные игры.
12. Руководить играми детей.
Ходить в лес, на поле, наблюдать за растениями, животными, насекомыми.
Ходить в магазин за продуктами.
Читать (или слушать) книги о технике, машинах, космических кораблях и др.
Играть в игры с отгадыванием слов (названий городов, животных).
Самостоятельно сочинять истории, сказки, рассказы.
Соблюдать режим дня, делать зарядку по утрам.
Разговаривать с новыми, незнакомыми людьми.
Ухаживать за домашним аквариумом, содержать птиц, животных (кошки, собаки и др.).
Убирать за собой книги, тетради, игрушки и др.
Конструировать, рисовать проекты самолетов, кораблей и др.
Знакомиться с историей (посещать исторические музеи).
24. Самостоятельно, без побуждения взрослых, заниматься различными
в идами художественного творчества.
25. Читать (слушать, когда читают) книги о спорте, смотреть спортивные\ телепередачи. 26. Объяснять что-то другим детям или взрослым людям (убеждать, спорить, доказывать свое мнение).
27. Ухаживать за домашними животными и растениями, помогать им, лечить их и др.
28. Помогать взрослым делать уборку в квартире (вытирать пыль, подметать пол и т. п.).
29. Считать самостоятельно, заниматься математикой в школе.
30. Знакомиться с общественными явлениями и международными событиями.
31. Принимать участие в играх-драматизациях, в постановке спектаклей.
32. Заниматься спортом в секциях и кружках.
33. Помогать другим людям.
34. Работать в саду, на огороде, выращивать растения.
35. Помогать и самостоятельно шить, вышивать, стирать.
Лист ответов
Дата ________________Фамилия, имя__________________
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
Вопросы составлены в соответствии с условным делением склонностей ребенка на семь сфер:
Математика и техника
Гуманитарная сфера
Художественная деятельность
Физкультура и спорт
Коммуникативные интересы
Природа и естествознание
Домашние обязанности, труд по самообслуживанию
Обработка результатов
Сосчитайте количество плюсов и минусов по вертикали (плюс и минус взаимно сокращаются). Доминирование там, где наибольшее число плюсов. При подведении итогов и, особенно при формулировании выводов следует сделать поправку на объективность испытуемых. Необходимо учитывать также, что у одаренного ребенка интересы во всех сферах могут быть одинаково хорошо выражены; при этом у ряда детей иногда наблюдается отсутствие выраженных склонностей; в этом случае следует вести речь о каком-либо определенном типе направленности интересов ребенка.
Заголовок 315