Выступление на тему Роль учителя в работе с детьми с повышенной мотивацией в обучении


Почему в наше время, в век компьютерных технологий и их широкого применения в образовательном процессе, дети относятся к учёбе совершенно безразлично?Я попыталась разобраться в этом вопросе. В настоящее время у учащихся мотивация к обучению не только слабо выражена, но и продолжает падать с каждым годом. Причин этому множество.
Снижение мотивации объясняется
- перегруженностью программ,
- оторванностью изучаемого материала от жизни, от потребностей учащихся.
При изучении мотивации встаёт вопрос, что является её движущей силой, что, в свою очередь, её формирует. Эта проблема актуальна не только для школьного возраста, но и для других периодов жизни человека. Как формируется мотивация у людей? Как она меняется и от чего эти изменения зависят? 
Мотивы определяются
убеждениями,
идеалами,
установками,
потребностями,
интересами.
Все эти психические образования взаимосвязаны и влияют друг на друга. 
Задача педагога – диагностировать мотивацию детей и в случае необходимости направлять её в нужное русло.
Всю работу учителя по формированию мотивации достижения можно свести к следующим моментам:
- ориентация на реалистический уровень притязаний;
- развитие чувства ответственности (поиск причин происходящего в себе);
- поддержка уверенности ученика в своих силах через формирование позитивной самооценки.
Каким образом?
ориентирую учеников на самооценку деятельности.
Провожу индивидуальные беседы для обсуждения достижений и неудач, интересуюсь отношением ученика к процессу и результату своей деятельности. 
Учащиеся приходят в школу с разным уровнем развития мотива достижения. Для «сильных» учащихся готовлю дополнительные задания. Ученикам, которые стремятся к избеганию неудач, даю задания посильные.
В начале изучения темы сообщаю о том, чему дети должны научиться и какие формы работы и проверки знаний могут быть использованы.  Даю разноуровневые тесты.
Предлагаю всем ученикам выбрать приемлемый для них уровень сложности заданий.
Каждый учащийся ведёт Портфолио, где фиксируются его успехи и достижения. 
Помогаю ученикам увидеть связь между их усилиями и результатами труда. После выполнения задания прошу рассказать, что было особенно трудно и как они с этим справились. Обсуждаю причины не только неудач, но и успехов.
Стараюсь создать ситуацию успеха на уроке (атмосфера доверия, обращение по имени, доброжелательный визуальный контакт, постоянно проявление интереса к ученику, сопереживание ему). Помогаю ученику снять чувство страха,
Авансом оценка , и он прилагает максимум усилий, чтобы оправдать данную ему характеристику. Стараюсь сделать ситуацию успеха достижимой, выбирая такие задания.
Одна из составляющих мотивации – умение ставить цель, определять зону ближайшего развития, понимать, зачем нужно писать грамотно. В начале года я прошу ребят ответить на ряд вопросов: 
Какую отметку ты хотел бы иметь по предмету? 
Что тебе нужно сделать, чтобы это было так?
Чья помощь и в какой форме тебе нужна?
Как ты поймёшь, что результат достигнут?
 
Записать не менее шести ответов на вопросы:
- Чего не случится, если я буду писать грамотно?
- Чего не случится, если я не буду писать грамотно?
- Что случится, если я буду писать грамотно?
- Что случится, если я не буду писать грамотно?
Эти опросники провожу в начале года и в конце. Иногда предполагаемые итоговые отметки ребята выставляют карандашом сразу в дневник. Некоторых это стимулирует.
Безусловно, освобождение от домашнего задания, зачёта и других форм контроля – сильное мотивирующее действие. Заблаговременно сообщаю о критериях оценивания результатов изучения темы и оговариваю, что нужно сделать, чтобы освободить себя от «тяжкого испытания».
Наглядность на уроке
Правильное использование наглядности на уроках русского языка в школе способствует формированию четких представлений о правилах и понятиях, содержательных понятий, развивает логическое мышление и речь, помогает на основе рассмотрения и анализа конкретных явлений прийти к обобщению, которые затем применяются на практике. Для предмета русский язык значимы элементы наглядно-изобразительного материала, такие как предметные картинки (для уроков обучения грамоте и работы над словами из орфографического словаря на уроках русского языка), картинки для уроков обучения грамоте и развития речи, которые используются при составлении предложений и текстов различных типов речи, таблицы по пунктуации и орфографии, портреты писателей и поэтов, иллюстративный материал к изучаемым произведениям.Оратор.
За одну минуту убедите своего собеседника в том, что изучение этой темы просто необходимо.
Автор. 
- Если бы вы были автором учебника, как бы вы изложили ученикам эту тему?
Фантазёр.
На доске записана тема урока. Назвать 5 способов применения знаний, умений, навыков по этой теме в жизни.
Очень важно не только записать на доске тему урока, но и вызвать у детей эмоциональный отклик, отношение к этой теме. Делаю это через признание личности подростка, опираюсь на его жизненный опыт.
- Что вы уже знаете по этой теме?
- Подберите слова на эту тему.
- Вот видите! В вашей памяти это хранится! Значит, это нужно!
Профи.
Исходя из особенностей будущей профессии, ответить на вопрос, зачем нужно изучение этой темы.
Связь с жизнью – необходимое условие поднятия интереса учащихся к изучению грамматики. Эта связь осуществляется через языковой материал, используемый в упражнениях, основу  которого составляют произведения великих русских писателей. Как показывает практика, задания, составляемые из не связанных между собой предложений, являются одной из причин равнодушия детей к изучению родного языка. Через используемый материал на уроках мы можем воспитывать у детей интерес к труду, науке, к людям, к Родине. Жизненный материал обычно воспринимается ими как менее трудный
Проведение различных литературных конкурсов способствует поднятию интереса учащихся к изучению языка и литературы, развивает речь учащихся, сближает классный коллектив учеников и учителя.
Работа с учащимися, имеющими высокую мотивацию обучения, требует от педагога усиленной подготовки, каждодневного кропотливого труда по развитию личности ребёнка. При работе с учащимися, имеющими высокую мотивацию обучения, учитель использует личностно-ориентированный, дифференцированный подходы в обучении, вовлекает учащихся в исследовательскую работу, побуждает выдвигать идеи, анализировать литературу и материалы сети Интернет. В основе построения уроков русского языка и литературы должен доминировать деятельностный подход (вовлечение детей в познавательную деятельность: самостоятельные, проблемно-поисковые, исследовательские, творческие и практические работы, конкурсы и т.д.).
При проведении уроков русского языка и литературы необходимо учитывать характерное для учащихся с повышенной мотивацией умение мыслить логически, их любознательность и развитый дух соперничества и использовать широкий спектр информации. Помимо традиционных уроков провожу инновационные уроки: уроки с использованием ИКТ, проекты, круглый стол, заочные экскурсии, диспуты, пресс-конференции, интегрированные уроки.
важно сделать почти ежедневные встречи с фонетикой, морфологией, синтаксисом не скучными и обыденными, а радостными и интересными. Вот здесь на помощь  приходят уроки – игры: «Подскажи словечко» (восстанавливаем рифму таким образом, чтобы пропущенное слово содержало изучаемую орфограмму),  «Тритий лишний» (развитие логического мышления), загадки (текст загадки должен содержать изучаемую орфограмму или пунктограмму), работу с сигнальными карточками дети тоже воспринимают как игровой момент, содержащий дух соревновательности. Разумно и уместно используя подобного рода уроки наряду с традиционными формами, учитель увлекает детей и тем самым создаёт почву для лучшего восприятия большого и сложного материала.
Я убедилась, что на таких уроках ученики работают более активно. Особенно радует, что  те ученики, которые учатся неохотно, на таких уроках работают с большим увлечением. Если же урок построен в форме соревнования, то, естественно, у каждого учащегося возникает желание победить, а для этого они должны иметь хорошие знания (ученики это понимают и стараются лучше подготовиться к уроку). После каждого подобного урока я слышу от детей фразу: « Давайте ещё поиграем», что свидетельствует об успешности урока.
Эффективным является закрепление знаний в виде заполнения сравнительных таблиц, построение логических схем, определение основных понятий. В таких условиях ребята с высокой познавательной активностью учатся свободно ориентироваться в огромном потоке информации, анализировать, обобщать, творчески перерабатывать её. Применяя основные логические операции, выделяют главное, учатся сравнивать, классифицировать, устанавливать взаимосвязи, искать ответы на необычные вопросы, подбирать аргументы, делать выводы. А это и есть творческое мышление, успешное овладение которым ещё сильнее мотивирует ученика к познанию.
Итак, основными методами и формами работы с учениками с повышенной мотивацией на уроках являются:
проблемное обучение,
самостоятельные, творческие работы,
работа со словарями различных типов, с дополнительными источниками информации,
работа со статьями литературных критиков,
нестандартные проблемные темы сочинений,
а также благоприятная, доброжелательная атмосфера на уроках.
В качестве домашних заданий предлагаю детям подготовить тематические презентации к урокам русского языка; к урокам литературы презентации по творчеству писателя или поэта не только с использованием ресурсов ИКТ, но и книг . Презентации Power Point позволяют оживить урок, внести игровые моменты и в объяснение нового материала, и даже в опрос. Изготовление собственных презентаций процесс очень интересный и важный
Как показывает практический опыт, работа с одарёнными учащимися не может ограничиваться лишь временем уроков. Внеурочная работа служит продолжением учебной деятельности и направлена на более глубокое образование учеников и развитие у них творческих способностей.
Во внеурочной работе с учениками с повышенной мотивацией придерживаюсь следующих основных принципов :- прививать стремление к приобретению знаний;
- поощрять инициативу детей,  их самостоятельность в учебе и развитии.
- создание для ученика ситуации  уверенности в своих знаниях;
- сотрудничество учителя и ученика;
- гарантирование ученику права на повышение оценки;
- Вести исследовательскую деятельность с учётом интересов ученика.
- разные виды творческих работ с учётом жизненного опыта детей и имеющегося материала;
      - применение разноуровневых заданий, тестов;
      - участие в кружках, факультативах;
     - работу над проектами;
     - участие во Всероссийской олимпиаде школьников;
     - обязательное поощрение.
-разнообразие форм деятельности с преобладанием активных направлений;
-создание и пополнение «базы данных» (олимпиадных заданий) на бумажных и электронных носителях;
-систематическая самостоятельная подготовка учащихся.
Особое место в работе с учащимися с высоким уровнем мотивации занимает научно-исследовательская деятельность, которая позволяет каждому участвующему в ней школьнику испытать, испробовать, выявить и актуализировать хотя бы некоторые из своих дарований. Задача учителя - создать и поддержать творческую атмосферу в этой работе. Учащиеся в процессе научно-исследовательской деятельности изучают важнейшие методы научного познания, знакомятся с методикой обработки экспериментальных данных.
Я считаю, что стратегия учителя заключается не только в использовании новых технологий обучения, но и в переориентации сознания учащегося: учение из каждодневной принудительной обязанности должно стать частью общего знакомства с окружающим миром. Именно тогда познание и любая деятельность, связанная  с ним, вырастают в человеческую потребность в постоянном самообразовании и самосовершенствовании. «Учение с увлечением – счастливая жизнь. Таков закон!»- считал С. Л. Соловейчик.