КРАТКОСРОЧНЫЙ ПЛАН УРОКА ГЕОГРАФИИ В 6 КЛАССЕ НА ТЕМУ: Гидросфера, понятие о круговороте воды
Урок 29 Дата проведения:
Тема урока Гидросфера, понятие о круговороте воды
Общая цель Создание условий для формирования знаний учащихся о единстве водной оболочки Земли – гидросфере, её роли в жизни человека.
Ожидаемые результаты Знает общие представления о водной оболочке Земли – гидросфере
Умеет объяснять строение гидросферы, значение круговорота вершин
Тип урока Изучение нового материала
Методы и методические приемы Беседа, рассказ, иллюстрация, анализ и составление схем, фронтальный опрос
Задания Работа с картой, со схемой
Оборудование Карта полушарий, картины с изображением морских пейзажей, рек.
Ход урока
Этапы урока Действие учителя Действие ученика
1. Организационный момент Приветствие. Психологический настрой. Ребята, скажите, для чего нам нужны глаза? Правильно, видеть красоту природы, окружающего мира, людей. Наши глаза видят и тех, кто нуждается в нашей помощи: голодную птицу, упавшего товарища. Они помогают совершать нам добрые поступки. Приветствуют друг друга.
2.Актуализация опорных знаний Мозговой штурм. Задает учащимся вопрос: «Для чего нужна вода?»
После проведения мозгового штурма учитель делает акцент на том, что вода нужна и растениям, и животным, и людям. Учащиеся по кругу отвечают. Варианты ответов:
- Для питья;
- Для полива растений;
- Чтобы дождь шел;
- Чтобы было не так жарко и т.д.
3. Изучение нового материала Объяснительная беседа Слушают, отвечают на вопросы
4. Разминка Проводят музыкальную разминку
5. Закрепление нового материала. Первая группа будет рассматривать Мировой океан, вторая – поверхностные воды суши, третья – подземные воды, четвертая – ледники.
Всем четырем группам дает одно и то же задание:
1) Рассказать о значении своего вида водных ресурсов.
2) Как используется этот ресурс человеком?
3) Какие проблемы существуют?
4) Предложить пути решения данной проблемы.
Учащимся дается время на подготовку.
2. Работа в группах кооперативного обучения.
Класс разбивается на 4 группы по принципу:
- море;
- река;
- родник;
- ледник.
Защита проектов. Каждая группа представляет свой проект об использовании воды, ее значении, проблемах, если таковые существуют и предлагаю свои пути решения эти проблем.
6. Домашнее задание § 34 Записывают в дневник
7. Рефлексия Использует прием «Комплимент»
Учащиеся оценивают вклад друг друга в урок и благодарят друг друга и учителя за проведенный урок.
Вода играет огромную роль в нашей жизни, она постоянная наша спутница. На гербе водного царства можно написать девиз: “Никому не уступлю” .Смысл его – великая роль воды в жизни Земли. Ни на одной планете нет такого количества воды, как на Земле.
Вода – самый удивительный минерал на Земле. Удивительный потому, что она создает условия для роста и развития многообразных форм жизни. Водные массы оказывают благотворное влияние на климат континентов, водные потоки формируют поверхность нашей планеты: в одних местах они разрушают горные породы, в других создают обширные низменности.
? Найдите на карте такие низменности.
Вода не только размывает и разрушает горные породы, стенки оборудования и т.д. Она играет роль великого созидателя. Проникая в глубины Земли, вода задерживается там. Соединяясь с другими веществами, вода создает загадочный и прекрасный минерал – опал, вобравший в себя всю гамму светло-серых тонов и их тончайших переходов.
Различные породы, в естественных условиях взаимодействуя с водой, принимают форму гидратов, создавая при этом интереснейшие минералы сложного химического состава. Эта область представляет большой интерес для геологов и химиков, поскольку еще многое остается неясным при изучении обнаруженных в природе образований.
О роли воды в природе ярко и точно сказал академик И.В. Петряков:
“… Разве вода – это только та бесцветная жидкость, что налита в стакан? Покрывающий почти всю нашу планету, всю чудесную Землю Океан, в котором миллионы лет назад зародилась жизнь, - это вода. Тучи, облака, туманы, несущие влагу всему живому на земной поверхности, - это ведь тоже вода.
Бескрайние ледяные пустыни полярных областей, снеговые покровы, застилающие почти половину планеты, - и это вода.
Прекрасно, невоспроизводимо бесконечное многообразие красок солнечного заката, его золотых и багряных переливов; торжественны и нежны краски небосвода при восходе солнца. Эта обычная и всегда необыкновенная симфония цвета обязана рассеянию и поглощению солнечного спектра водяными парами в атмосфере.
Это великий художник природы – вода.
Горные цепи сложены гигантскими толщами сотен различных горных пород, и геологи знают, что большинство из них создано величайшим строителем природы – водой. Непрерывно изменяется облик Земли. На месте, где возвышались высочайшие горы, расстилаются бескрайние равнины, их создает великий преобразователь – вода.
Безгранично многообразие жизни. Она всюду на нашей планете. Но жизнь есть только там, где есть вода. Нет живого существа, если нет воды.”
Может быть, именно наличием воды наша планета отличается от других планет Вселенной.
Вода незаменима. Нет такого вещества во Вселенной, которое могло бы заменить этот удивительный минерал. С каждым годом человечество использует все больше пресной воды.
Воды на Земле очень много. Посмотрите на глобус или карту полушарий. Большая часть нашей планеты покрыта водной оболочкой. На нее приходится 71 % площади земного шара. Суша словно паутиной во всех направлениях прорезана сотнями тысяч рек и ручьев. Кроме того, на суше значительное количество воды содержится в озерах и водохранилищах, созданных руками человека, в болотах и ледниках, под землей; незначительную долю составляют пары атмосферы. Большая часть воды (96%) на нашей планете находится в океанах и морях. На воды суши приходится менее 2%. Эти 2% пресных вод суши и использует пока человечество для всех своих нужд (в промышленности и сельском хозяйстве, в быту).
Итак, водная оболочка Земли называется гидросферой.
ГИДРОСФЕРА – водная оболочка Земли, включает воды Мирового океана и воды суши.
Пресная вода 0,6 % (реки, пресные озера, частично подземная вода).
МИРОВОЙ КРУГОВОРОТ ВОДЫ В ПРИРОДЕ.
Пресной воды на Земле не так уж много. Такого количества хватило бы человечеству всего на несколько лет. А между тем воды в наших реках и озерах не убывает год от года. Кто же сделал наши пресные водоемы неиссякаемыми? Оказывается, солнце. Ибо под действием солнечных лучей происходит круговорот воды в природе.
Первоисточник воды на нашей планете – Мировой океан. Преодолевая силу тяжести, мощная тепловая машина, приводимая в движение энергией Солнца, ежегодно поднимает с поверхности всего земного шара в атмосферу 86% всей влаги (511 тыс. куб. км воды), причем вода испаряется – пресная. 411 тыс. куб. км поднимается с одной только поверхности океана; из них примерно 2/3 возвращается в виде атмосферных осадков обратно в океан. Это малый круговорот воды на Земле.
Оставшаяся часть испарений уносится ветрами на сушу. Она присоединяется к водяным парам, поднимающимся в атмосферу с растительного покрова, из почвы и водоемов суши. 1/3 – это, кажется не так уж много. Но если бы океан этой третью не пополнял убыль воды, стекающей в него с суши, материки давно превратилась бы в пустыни.
КАКИЕ КОМПОНЕНТЫ СВЯЗЫВАЕТ КРУГОВОРОТ ВОДЫ В ПРИРОДЕ ?Представим круговорот воды в природе в виде замкнутой цепи и разобьем ее на отдельные составные части.
Воды Мирового океана.
Почва.
Подземные воды.
Реки.
Озера.
Растения и животные.
Человек.
Атмосфера.
Лед.
Откуда берется вода
Вода появляется из ручейка,Ручьи по пути собирает вода река,Река полноводно бежит на просторе,Пока, наконец, не вливается в море.
Моря пополняют запас океана:Сгущается влага над ним как сметана,Она поднимается выше… ПокаНе превращается в облака.
А облака, пролетая над нами,Дождем проливаются, сыплют снегами.Снега превратятся весной в ручейки,Ручьи побегут до ближайшей реки…
Все это и зовут в народе:КРУГОВОРОТ ВОДЫ В ПРИРОДЕ.
Воду дают не одни родники,тают весною в горах ледники. (Андрей Усачев)
МИРОВОЙ КРУГОВОРОТ ВОДЫ В ПРИРОДЕ.
Закрепление нового материала.
Работа в группах кооперативного обучения.
Класс разбивается на 4 группы по принципу:
- море;
- река;
- родник;
- ледник.
Первая группа будет рассматривать Мировой океан, вторая – поверхностные воды суши, третья – подземные воды, четвертая – ледники.
Всем четырем группам дается одно и то же задание:
1) Рассказать о значении своего вида водных ресурсов.
2) Как используется этот ресурс человеком?
3) Какие проблемы существуют?
4) Предложить пути решения данной проблемы.
Учащимся дается время на подготовку.
4. Защита проектов
Каждая группа представляет свой проект об использовании воды, ее значении, проблемах, если таковые существуют и предлагаю свои пути решения эти проблем.
Домашнее задание: § 34