Конспект урока музыки в 6 классе на тему Жамбыл и Дина- великие мастера слова и музыки


Тақырыбы
Тема:    Великий акын Жамбыл и легендарная кюйши Дина.
Сабақтың мақсаттары
Цели урока:
Білімдік/Обучающие: познакомить с жизнью и творчеством Жамбыла и Дины Нурпеисовой, расширить знания об их кюях и исполнительском мастерстве.
Дамытушылық/Развивающие: развивать умение слушать и анализировать музыку, продолжать развивать вокально-хоровые навыки.
Тәрбиелік/Воспитывающие: воспитывать слушательскую и певческую культуру, уважение к творчеству казахский композиторов.
САБАҚТЫҢ БАРЫСЫ
ХОД УРОКА
I Ұйымдастыру кезеңі
Организационный момент: СәлемдесуПриветствие.
 
IIҮй тапсырмасын тексеру
Проверка домашнего задания.
Что такое кюй?
Кого называют кюйши?
III Тірек білік, дағдыларын көкейтестілендіру
Актуализация опорных знаний, умений и навыков:
Сабақтың тақырыбын хабарлау және сабаққа мақсатты бағыттау
Сообщение темы урока и целевая установка на уроке;
Сұрақ-жауап, көкейтестілігі
Опрос – актуализация
Оқушылар мотивациясы
Мотивация учащихся.
IV Жаңа материалдарды үйрену
Изучение нового материала:
Традиционная музыка казахского народа – богатейшая сокровищница духовного наследия. Выдержавшая испытания веками, воплотившая в себе всю творческую одаренность и мудрость народа, в третьем тысячелетии она приобрела особую историческую значимость, особую ценность - и художественную и культурную.
Казахская степь веками жила одухотворенной поэзией, метким красноречием, зажигательными кюями и проникновенными песнями. Музыкой была пронизана вся жизнь казаха – она звучит на праздниках, в обрядах и ритуалах, в повседневном труде и т.д. Казахский народ отличается необыкновенной музыкальной одаренностью, практически в любой семье найдется человек, который прекрасно поет или талантливо играет на народных музыкальных инструментах. В народе говорят: «Бог вложил в душу каждого казаха частицу кюя с момента его рождения».
Жамбыл Жабаев – акын-импровизатор, один из самых знаменитых поэтов Казахстана. Жамбыл родился 28 февраля 1846 года в семье бедного кочевника Жабая из рода Шапрашты (Старшего жуза). По семейному преданию, мать Жамбыла Улдан родила его в то время, когда аул Истыбая (деда Жамбыла) в очередной раз спасался от набегов. Это случилось возле горы Жамбыл (что по-китайски значит крепость), на северо-востоке от нынешней станции Отар, в верховьях реки Чу. Мальчика нарекли в честь горы именем Жамбыл. Творчество Жамбыла Жабаева на протяжение восьмидесяти пяти лет было тесно связано с жизнью казахского народа. Известный акын выступал носителем неисчерпаемого богатства народного творчества, в котором веками запечатлевалась историческая жизнь казахов.Жамбыл рос в бедной семье кочевников-скотоводов, не имея возможности даже научиться грамоте. Но еще в детстве он увлекался стихами и песнями. В той среде, где рос будущий акын, славился знаменитый Суюмбай. Мастерство исполнения песен и поэм, импровизация, искусство красноречия, виртуозная игра на домбре, неожиданный отпор соперникам остроумными стихами на айтысах - все это высоко оценивалось современниками Суюмбая. Молодой Жамбыл часто отдавал свои песни на суд старшего товарища и учителя, который ценил поэтическое дарование своего ученика и говорил ему: "Старайся создавать такие песни, чтобы запоминались надолго. Пусть песни твои станут достоянием всего нашего народа". Жамбыл, учитывая все замечания и советы Суюмбая, стремился воспринять и продолжать его лучшие традиции.На Жамбыла оказывало влияние и творчество других крупных акынов старшего поколения: Шоже, Бактыбая, Жаныса... Услышанные от них и заученные песни и сказания, мелодии и кюи, сказки и легенды явились неиссякаемым творческим родником для Жамбыла Жабаева. Учился акын и непосредственно у самой жизни.В песнях Жамбыла, в перезвоне его домбры звучит правдивый голос казахского народа. "Я - зоркий сокол, я - напев моей страны", "Я - ваш Жамбыл", - обращается акын к слушателям. В его песнях коллективное гармонически сливается с личным, составляет основу искусства Жамбыла. Он поет о народе, для народа, окруженный народом. Мысли и чувства народные Жамбыл заключает в заново отшлифованные им самоцветы казахского народного поэтического слова.
Нурпеисова Дина (1861-1955)- выдающийся представитель традиционного искусства, композитор и исполнитель, ученица великого Курмангазы, народная артистка КазССР. Творчество Дины смыкает прошлое с современностью.
В этом смысле ее творческий путь представляет собой своего рода переходный этап, связующее звено между классическим прошлым и современным состоянием домбровой музыки. Данный переходный этап характеризуется сложностью и противоречивостью, он отмечен крупными событиями в общественно-политической жизни народа (освободительное движение 1916 года, революция, Великая Отечественная война, послевоенный восстановительный период).
Дина, начав свою деятельность в окружении любимых учителей и наставников, прошла через все эти испытания, и в мирное послевоенное время как бы из рук в руки передала великое достижение классиков домбрового искусства. В своих интерпретациях Дина точно сохраняла темы кюев, все особенности формы, но в то же время она драматизировала все музыкальные образы и исполняла кюи в присущей ей яркой, виртуозной, психологически напряженной манере, ломая присущую кюям у равновешенность, делая их ритмически-обостренными, темпово-неустойчивыми, с более активным развитием.
Долгую и трудную жизнь прожила Дина. Но никакие лишения не могли сломить эту гордую и мужественную женщину. Несмотря на трудности, Дина никогда не оставляла своего “старого друга” - домбру. Всю жизнь она совершенствовала свою игру, достигнув того высочайшего мастерства, которое позволяет по словам очевидцев, говорить о ее непревзойденной домбровой технике. Сочинения Дины стали классикой казахской домбровой музыки: кюи “Булбул”, “Коген туп”, “Байжума”, “16 жыл”, “Асем коныр”, “Той бастар”, “Наказ матери”, “Сауыншы”,“8 Марта” и другие. В главе “Легенды” рассказана удивительная история создания кюя “16 жыл” (“16 год”).
Слушание: кюй Д.Нурпеисовой «Женіс». (анализ произведения, повторное слушание с использованием пластического интонирования)
V  Исполнение попевок и упражнений.
Знакомство с песней «Александра»
VI Өткен материалдарды жалпылау
Обобщение пройденного материала: 
С творчеством каких композиторов мы сегодня познакомились?
Много ли в Казахстане композиторов- женщин?
Какие объекты в Казахстане носят имя Жамбыла Жабаева?
VII Үй тапсырмасы
Домашнее задание:
Выполнить творческое задание на стр.10. Учить текст песни.
Рефлексия: составить синквейн по теме урока.
Vlll сабақты қорытындылау
Подведение итогов.