Методический доклад на тему: «Выявление, диагностика музыкально одарённых детей. Методические рекомендации в работе с учащимися».
















Содержание

1. Введение
2. Выявление музыкально одарённых детей
3. Понятия: «одарённость», «одарённый ребёнок»
4. Методические рекомендации в работе с одарёнными учащимися. Диагностика музыкально одаренных детей
5. Заключение
6. Использованная литература











































Слишком много на свете людей, которым никто не
помог пробудиться
А. Экзюпери

Произошедшие в последнее время изменения в системе образования и в общественном сознании, позволили по-новому поставить проблему одарённости детей. Выявление детей, обладающих незаурядными способностями, до сегодняшнего дня, представляет известную трудность.
Спектр исследований одарённости разнообразен. Подвергнуты рассмотрению: умственная, интеллектуальная, творческая, педагогическая, художественно-изобразительная, литературная, социальная, лидерская и др. виды одарённости. В области музыкальной одарённости большой теоретический и эмпирический материал. Решение вопроса структуры музыкальной одарённости, определение индивидуальных и возрастных особенностей музыкально-одарённых детей может способствовать наиболее раннему их выявлению, оптимизации процесса обучения одарённых детей, раскрытию творческого и личностного потенциала художника.





































Опыт современной школы показывает, что существуют различия между учениками. Выделяются дети с более развитым интеллектом, чем у их ровесников, со способностями к творчеству, с умением классифицировать, обобщать, находить взаимосвязи. Они постоянно находятся в поиске ответа на интересующие их вопросы, любознательны, проявляют самостоятельность, активны.
Выявление одарённых детей и развитие их способностей одной из задач цивилизованного общества. Эта задача довольно сложна в её практической реализации, так как найти одарённого человека, а тем более воспитать в соответствии с его индивидуальными особенностями достаточно трудно. Можно выделить две целевые установки процесса развития талантливых детей.
Первая – создание возможности наиболее полной реализации способностей и склонностей одарённого ребёнка. Чтобы достичь этой цели, необходимо провести целый ряд мероприятий, направленных на изучение начальных условий деятельности. К ним можно отнести вычленение критериев одарённости, выявление детей по данным критериям, изучение их интересов и начального уровня развития. Дальнейшая работа с талантливыми учащимися будет включать в себя разработку теоретической основы и практических планов коллективных групповых, индивидуальных занятий, а также действия по анализу и систематизации педагогической деятельности.
Вторая – воспитание уравновешенного интеллигентного представителя общества, который сможет реализовать свой потенциал исходя из его интересов. Данная цель предполагает изучение и развитие индивидуальных личностных качеств ребёнка, а также создание определённых физических и психологических условий для его развития. Подобные действия могут создать благоприятную обстановку для формирования личности с заранее планируемыми качествами. Несмотря на то, что первая установка по некоторым положениям противоречит настоящей, их нельзя разделять или выделять одну за счёт другой – они имеют равное значение для развития одарённого человека.
Педагогические программы развития одарённых детей необходимо строить исходя из того, что обе эти задачи должны решаться одновременно. На построение таких программ оказывают влияние не только общие требования педагогики и психологии, но и личность, характер ребёнка, то есть они в значительной степени должны носить индивидуальный характер.
Одно из главных направлений работы школы – создание условий для оптимального развития одарённых детей, включая тех, чья одарённость в настоящий момент может быть ещё не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьёзная надежда на дальнейший качественный скачок в развитии их способностей.
Понятия «детская одарённость» и «одарённые дети» определяют неоднозначные подходы в организации педагогической деятельности. С одной стороны каждый ребёнок «одарён», и задача педагогов состоит в раскрытии интеллектуально-творческого потенциала каждого ребёнка. С другой стороны существует категория детей, качественно отличающихся от своих сверстников, и, соответственно, требующих организации особого обучения, развития и воспитания.
Одарённость – это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
Одарённость – сложное явление, она имеет свои положительные и отрицательные последствия. К положительным проявлениям одарённости можно отнести хорошие вербальные способности, постоянство, независимость, творческие способности, разнообразие интересов, чувство ценности, хорошую память, настойчивость, абстрактность мышления и т.д. К отрицательным – индивидуализм, различную скорость мышления и письма, нестабильность интересов, проявление диктаторства, повышенную требовательность и нетерпимость.
Учитывая неоднозначность взглядов на одарённость и её проявления, а также тот факт, что одно и то же слово определяет различные понятия в быту и науке, затруднительно дать всеобъемлющее и точно определение этого явления.
Одарённый ребёнок – это ребёнок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности. Одарённый ребёнок – это не всегда «блестящий» ребёнок. По мнению К.Г.Юнга «одарённый ребёнок может иметь даже неблагоприятные характеристики: разбросанность, голова полна шалостей; он – нерадивый, халатный, невнимательный, озорной, своенравный». В своей практике я часто сталкиваюсь с такими детьми, но если найти к ним правильный подход, то можно достичь в развитии их способностей больших успехов. Часто у таких детей возникают конфликтные ситуации с учителями, однако вскоре, они успокаиваются и доказывают своими поступками, что они «намного лучше, чем о них думают». Они всегда готовы помочь организовать любое мероприятие и принять в нём активное участие.
Выявление одарённости зависит от множества факторов, поэтому необходимо использовать все возможные источники информации о ребёнке. Только после сопоставления информации, полученной из различных источников, можно делать какие-либо выводы. В стандартных жизненных ситуациях в качестве источников можно использовать рассказы, замечания и суждения преподавателей, родителей, сверстников и друзей, а также результаты различных тестов. Талантливые дети могут доставить некоторые проблемы при обучении. Прежде всего это связано с их опережающим развитием. Довольно часто одарённые дети не хотят подчиняться общим требованиям в школе, не выполняют домашних заданий, не хотят изучать поэтапно то, что им уже давно известно и т.д. Наравне с этой проблемой существует и другая – рано развившиеся дети думают значительно быстрее, чем пишут. Это приводит к тому, что их работы плохо оформлены, неаккуратны, выглядят незавершёнными. На ранних стадиях работы с одарёнными детьми можно наблюдать и другую неприятную особенность – поверхность знаний. Это объясняется множественностью интересов ребёнка, его желанием заниматься всем, к чему возникает интерес.
Одной из важнейших задач педагога при работе с одарёнными детьми является создание благоприятной обстановки в коллективе. Важно отметить, что гиперопека таланта может привести к печальным последствиям – обожествлению самого себя и унижению других, а также к отказу от дальнейшего самосовершенствования.
Музыкально-одарённые дети – большие любители искусства. «Какого ребёнка считать одарённым?» Ни один одарённый или талантливый ребёнок не похож на другого. В настоящее время с большим интересом идёт изучение детской одарённости. Разрабатываются педагогические вопросы обучения и воспитания незаурядных детей.
Преподавателю необходимо формировать у обучающихся положительную мотивацию к обучению и творчеству. А. А. Никитин – музыкант, психолог, педагог выделил три вида мотиваций в работе с одарёнными детьми: 1) потребность в самореализации и самоактуализации, 2) познавательная мотивация, 3) ориентация на результат, на успех. В последнее время мотив успешности стал занимать центральное место в психологии одарённости и практической деятельности как важнейший её показатель. «Мотив достижений» включён в структуру одарённости и оценивается некоторыми психологами как самый высокий показатель успеха, нежели традиционно его составляющие – знания, интеллект, креативность. «Мотив успешности» является мощным стимулом творчества наряду с познавательной активностью. Успешность – это осознание собственного роста, признание социума, который окрыляет, воодушевляет. Ситуация успеха достигается в процессе активного участия в различного рода конкурсах, олимпиадах. Если ребенку в процессе обучения создать ситуацию успеха, то у него усилится потребность в познании, и она станет настоящим мотором развития его интеллектуальных способностей.

Для успешной работы с одарёнными учащимися нужны определённые условия:
- индивидуальный подход, позволяющий учесть различные возможности одарённых детей;
- подбор наиболее эффективных педагогических методов работы с данным учеником;
- создание мотивации к достижению, готовность идти на творческий риск;
- дополнительные занятия с одарёнными учащимися,
- завышенный уровень программы обучения;
- организация конкурсов на базе школы и участие в конкурсах различных уровней (школьные, зональные, окружные, федеральные олимпиады).
- использование на занятиях заданий повышенной сложности с учётом индивидуальных особенностей одарённых детей;
- выделение одарённых учащихся в отдельную группу развития.


Признаки одаренности в поведении и деятельности

Музыкально одаренные дети отличаются повышенным любопытством в отношении любых звуков и неизвестных тембров. Младенец затихает при звуках музыки, улыбается, а если мелодия нравится, то он активно гулит, как бы подпевает. В зрелом возрасте они вспоминают конкретные звуковые образы как самые яркие впечатления детства.
В 2-3 года они хорошо различают мелодии, которые слышат и к двум годам точно интонируют. Ноты, интервалы, аккорды быстро запоминают, ноты с листа читают свободно, осмысленно и выразительно, с естественной в исполнении нюансировкой.
Одаренные дети концентрируются на музыкальных занятиях, исключают другие, в том числе и общение с окружающими. Такие дети выделяются быстрым и прочным запоминанием музыки. В зрелом возрасте их память называют феноменальной. Рано проявляется способность подбирать по слуху на инструменте, зачастую с гармонизацией. К пяти годам дети стремятся воспроизвести на инструменте все, что слышали.
Легче одаренные дети овладевают двигательной техникой. В 4-5 лет склонны импровизировать за инструментом, а после начала систематических занятий музыкой пытаются сочинять и записывать свои творения.

К 9-10 годам одаренные дети остро чувствуют различие прекрасного и приятного, к этому периоду зреет их эстетическое чувство.
Достоверно говорить об одаренности можно только по результатам обучения, т.к. в процессе занятий выявляется более высокая, по сравнению со сверстниками, восприимчивость к учению и выраженные творческие проявления. А по поведению одаренные дети живые, любознательные, открытые.
В музыкально-педагогической практике известны случаи, когда ребенок с отличными музыкальными данными не достигает в обучении значительных результатов, а ученик со средними показателями – добивается значительных творческих успехов. Поэтому большую роль в выявлении музыкального дарования играют учителя.

Сензитивные периоды в развитии одаренности

Общая длительность периода музыкальной сензитивности по М. С. Старчеусу – от 2 – 2,5 до 11 – 13 лет. Индивидуальность вариантов связана с наследственностью, определяющей интенсивность созревания, условиями музыкальной среды и характером обучения музыке.

Представляется возможным предположить определенную связь между мотивацией к музыкальным занятиям и эмоциональным типом ученика.
Спокойные и эмоционально сдержанные дети иногда бывают достаточно равнодушны к этим занятиям. А интерес появляется позже, в подростковом возрасте и ближе к его концу. Эмоционально неуравновешенные дети с высокой активностью иногда «одержимы» музыкой, имеют сильные внутренние звуковые образы, что заставляют тянуться к инструменту и пробуждают желание заниматься музицированием.
Согласно исследованиям, интенсивность обучения музыке сказывается и на общем уровне развития ребенка. Дети сосредотачиваются лучше и быстрее, более внимательны и выносливы, лучше скоординированы и свободно владеют речью.
По другой точке зрения, музыкальное развитие не совпадает с другими сферами психического развития ребенка. Возможна полноценность первого при отставании в других или наоборот, музыкальность может отставать у полноценно развивающегося в других отношениях человека.
Не подвергается сомнению то, что на одаренность имеет воздействие музыкальная среда и характер обучения. Статистика свидетельствует о том, что в семье, где музыкантами являются оба родителя, вероятность появления музыкально одаренного ребенка 84 -86 %, немузыкального 1 – 2 %; там где музыкален один из родителей – 59 %, а немузыкального – 26 – 36 %; в немузыкальной семье на 25 – 30 % возможно стать родителями музыкально одаренного ребенка и в 59 – 62 % - немузыкального. (По Старчеусу М.С.).

Диагностика музыкальных способностей
Диагностика музыкальных способностей – актуальная проблема в музыкальной педагогике и психологии, связанная с задачами профессионального отбора и индивидуальности обучения.

Музыкальный слух
Предмет диагностики – все виды музыкального слуха: мелодический, гармонический и звуковысотный.
1.
Мелодический.
Чаще всего диагностика этого компонента музыкальности заключена в интонировании голосом заданного материала. Однако надо помнить, что чистая интонация будет тогда, когда отрывок правильно услышан. Но и фальшивое пение не всегда свидетельствует о плохом музыкальном слухе, а может быть связано с недостатками вокального аппарата.
В связи с этим, советуется определять различия в вариантах предлагаемых мелодий путем их сравнительного анализа.
С детьми 5- 6 лет диагностика мелодического слуха по методике В. Е. Кузьмина может быть следующей:
- Ребенка просят определить лад одноголосной мелодии. Предлагается к прослушиванию 5 мелодий в мажоре и миноре, исполненных на меццо-фортэ и в одном темпе.
- Ребенка просят определить лад музыкального отрывка. Это более сложное задание, т.к. мелодия играется с аккордами, но отрывки исполняются ярко, как указано в произведении (с темповыми и динамическими обозначениями).
Для детей 7- 8 лет с некоторым опытом музыкального обучения, сложность исполняемых отрывков возрастает.

2.
Гармонический.
Диагностируется способность определять смену гармонических функций лада.
С детьми 5- 6 лет, не знакомыми с обозначениями аккордов
- Предлагается выявить свои, детские представления об аккордах.
Исполняется какой-либо аккорда, а ребенок определяет его эмоциональный настрой, как звучит – благозвучно или резко (консонанс или диссонанс), сколько звуков содержит.
- Ребенка просят высказаться об аккомпанементе.
Прослушивается несколько вариантов аккомпанемента: правильный и заведомо неправильный, к примеру, в другой тональности, чем мелодия.
Ребенок с хорошим гармоническим слухом определит благозвучность или диссонантность аккордов и аккомпанементов, соответствие их мелодии и эмоциональный настрой гармонии.
С детьми того же возраста, но уже знакомыми с условными обозначениями интервалов и аккордов диагностика следующая (так же по В. Е. Кузьмину):
- Предлагается определить смену гармонических функций лада, предварительно вспомнив главные ступени, пропев их мелодически и гармонически. Дается 4 последовательности из главных ступеней лада – тоники, субдоминанты и доминанты, но всегда начинающихся с тоники.
- Экспериментатор просит определить вид трезвучия (мажорное, минорное, увеличенное, уменьшенное) по той же процедуре обследования.
Для детей 7 – 8 лет сложность последовательностей и аккордов немного увеличивается.

3.
Звуковысотный.

Иерархически восходящие виды звуковысотного слуха:

- относительный звуковысотный

- псевдоабсолютный

- абсолютный пассивный

- абсолютный активный

- синестезический (цветозвуковой и вкусозвуковой).
Но целесообразно диагностику этого компонента ограничить оценкой звуковысотного слуха в целом.
Просим детей 4 – 6 лет спеть небольшие мелодии, доступные голосовым возможностям диапазона испытуемого и в удобной для него тональности, при этом сначала с аккомпанементом, затем только с аккордами, в итоге – без аккомпанемента. (По Тарасовой К.В., Кузьмину В.Е., Исаевой И.Е.).
Песни разучиваются с ребенком до диагностики в индивидуальном порядке.
Для детей 7 – 8 лет с опытом музыкального обучения предлагаем то же задание, но с возросшим уровнем сложности музыкального материала. И в дополнении, следующая ситуация: ребенку необходимо повторить музыкальную фразу не только голосом, но и на инструменте.

Метро–ритмическое чувство

Структура данного компонента диагностики состоит из трех компонентов:

1.
Способность к восприятию ритмического рисунка
2.
Способность к восприятию метра
3.
Способность к восприятию темповых соотношений (по Цагарелли Ю.А.).
1.
Диагностика восприятия ритма.

Ребенку 5 – 6 лет необходимо воспроизвести ритмическую структуру мелодии. К прослушиванию даются коротенькие мелодии (всего два проигрывания), где запоминается, а затем прохлопывается ритм.
Более подготовленным детям предлагаются более сложные ритмические рисунки, возможно использование полиритмии.

2.
Диагностика восприятия метра.

Прослушиваются три музыкальных примера, в которых требуется определить размер (при необходимости объясняется принцип чередования сильных и слабых долей в различных размерах). Ограничиваемся двух-, трех-, четырехдольными размерами и специально не выделяем сильные доли такта.

3.
Диагностика восприятия темпа.

Определяется с помощью проигрывания педагогом несложных по форме музыкальных фрагментов, но богатых в агогическом отношении. (По Цагарелли Ю.А.).
Ребенку нужно обозначить эти музыкальные фрагменты на листе бумаге с помощью букв, где схожие по темповому содержанию части отмечаются одинаковыми буквами. Попутно помечается направление и величина темповых изменений между фрагментами.

Музыкальная память.

Данный параметр представлен двумя компонентами: способность к запечатлению следов звучания (внутренний слух) и способность к их сохранению (собственно память) (По Кирнарской Д.К.).
Детей 5 -6 лет, в том числе 7 – 8 лет просят воспроизвести по памяти только что услышанную несложную попевку. Педагог два – три раза проигрывает и пропевает попевку, после - ребенок воспроизводит ее сам.

Музыкальное мышление

Музыкальное мышление – полноправный компонент структуры музыкальности. К.В. Тарасова считает, что, поскольку главным показателем музыкальной одаренности является способность к музыкальному творчеству, первое, что необходимо диагностировать – это творческое музыкальное мышление (Тарасова К.В., Кузьмин В.Е., Исаева И.Е.).

Музыкальное мышление – способность к созданию, анализу и синтезу мелодических, гармонических, тембровых и ритмических связей и отношений, способность к осмыслению функциональности каждого созвучия и звука, их фонизма (красочности) (Готсдинер А.Л.).

Музыкальное мышление представлено двумя компонентами: репродуктивным и творческим.

1.
Диагностика репродуктивного музыкального мышления.
С детьми 5 – 6 лет диагностика будет идти путем прослушивания ребенком музыкальных отрывков и их анализа (задача - представить о чем музыка рассказывает, что напоминает, определить настроение). Проигрываются педагогом пьесы разного психологического содержания с яркими музыкальными образами. После - проходит беседа с ребенком о его чувствах, переживаниях, мыслях, отмечаются яркие проявления эмоций.
Анализируются высказывания ребенка по трем направлениям (В.Е. Кузьмин – Тарасова К.В., КузьминВ.Е., Исаева И.Е.):
- Восприятие общего настроения музыкального произведения (Понимание общего образа, оригинальность и развернутость высказывания);
- Дифференцированное слышание музыки (средства музыкальной выразительности, использование музыкальных терминов);
- Мера выраженности эмоциональной реакции ребенка на прослушанную музыку.

2. Диагностика творческого музыкального мышления.

С детьми 5 – 6 лет процедура диагностики в этом параметре – это выполнение ребенком задания по импровизации на свободную тему, а затем на заданный сюжет.

Анализ и обработка результатов производится по двум направлениям (В.Е. Кузьмин – Тарасова К.В., Кузьмин В.Е., Исаева И.Е.):
- Художественно - творческое (степень реализации образа, степень увлеченности процессом и степень самостоятельности творческой музыкальной деятельности);
- Конструктивное (ритмомелодическая структура, использование средств музыкальной выразительности, это регистры, фактура, динамика и гармония).


Предложенный блок методик диагностики музыкальной одаренности можно считать достаточным для получения заключения о наличии или отсутствии признаков одаренности у ребенка, выявления индивидуально - психологических особенностей развития и проявления компонентов детской одаренности, которая станет важной для последующего подбора наиболее эффективных педагогических методов работы с данным учеником, а хорошая система воспитания должна соответствовать потребностям ребенка, развивать его потенциал и уменьшать слабости.

«Своевременная качественная диагностика, осуществляемая целым кругом участников образовательного пространства (педагогом-музыкантом, психологом, родителями), способствует раннему раскрытию дарования, доведению индивидуальных достижений ребенка как можно раньше до максимального уровня, а также позволяет застраховать ребенка от ошибки потратить время на приобретение специальности, в которой не удастся достичь больших высот, несмотря ни на какие усилия» - Таллибулина М.Т.





















Завершая свою работу по одной из самых актуальных тем в современном образовании, хочется отметить следующее: преподавателям, работающим в системе дополнительного образования необходимо знать об особенностях работы с одарёнными и талантливыми детьми, уважать личность учеников, поощрять творческие особенности и воображения воспитанников, формировать их положительную самооценку, создавая ситуации успеха. Взаимодействие педагога и одарённого ученика должно быть направлено на оптимальное развитие способностей, на создание положительной мотивации к обучению и творчеству. Преподавателям необходимо учитывать индивидуально-психологические и возрастные особенности талантливых детей. Задача педагогов – понять своих воспитанников и направить все усилия на то, чтобы передать им свой опыт и знания, подлинная цель – увидеть скрытую одарённость, оценить её должным образом и помочь ей раскрыться. Если в раннем возрасте ребёнок начинает проявлять признаки музыкальной одарённости, а эти проявления не поощряются, сдерживаются и подавляются, то чаще всего они и не развиваются.
И в заключение своего доклада приведу слова В. Сухомлинского: «Одарённость человека – это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе огромного внимания. Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним, сделать всё необходимое, чтобы он вырос и дал обильный плод»


































Использованная литература


1. Беликова В. Проблемы диагностики одарённых детей Салехард, 2012
2. Белова Е.С. Одаренность малыша: раскрыть, понять, поддержать. – М., Изд-во Флинта, 1998
3. Богоявленская Д. Психология творческих способностей Москва, 2002
4. Гильбух Ю. Умственно одарённый ребёнок; Психология, диагностика, педагогика
Киев, 1992
5. Кирнарская Д.К. Психология специальных способностей. Музыкальные способности. – М.: Таланты – 21 век, 2004
6.Тарасова К.В., Кузьмин В.Е., Исаева И.Е. Диагностика музыкальной одаренности детей дошкольного возраста. – М., 1994
7. Старчук М. Психология одарённости детей и подростков. Музыкальная одарённость
Москва: Академия, 1996