Рабочая программа по предмету «Технология» по направлению «Индустриальные технологии» 5 классы
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №117
Утверждаю
Директор школы_____ /_Л.В.Карасева/
Приказ № 01-08/80 от 31.08.2016г.
Рабочая программа
по предмету «Технология»
по направлению «Индустриальные технологии»
5 классы
на 2016-2017 учебный год
(основное общее образование)
Составитель программы: Сибогатулин Р.Г.,
учитель технологии высшей категории
Учитель, реализующий программу: Сибогатулин Р.Г.,
учитель технологии высшей категории
Снежинск – 2016
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по учебному предмету "Технология" для учащихся 5 класса составлена в соответствии с нормативно-правовыми документами:
1.Закон «Об образовании в Российской Федерации» (29.12. 2012 г. № 273 – Ф3);
2.Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (приказ Министерства образования Российской Федерации от 17.12.2010г. №1897);
3.Федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования (приказ МО и Н РФ от 17.12.2014г. №23739/14);
4.Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа/{сост. Е.С. Савинов}.- М.: Просвещение, 2011.-342с.- (Стандарты второго поколения);
5. Примерные программы по учебным предметам. Технология. 5-9 классы: - М.: Просвещение, 2010. – 96с. – (Стандарты второго поколения).
6. Методическое письмо Министерства образования и науки Челябинской области «О преподавании предмета «Технология» в 2016-2017 учебном году»
7. Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ СОШ №117 (приказ директора от ______2015 г.;
8. Положение о программе учебного предмета, курса педагога, реализующего ФГОС ООО МБОУ СОШ №117 (приказ директора от ________2015 г. №___)
9. Приказ директора МБОУ СОШ №117 об утверждении учебного плана, тарификационных списков № 01_______ от 31.08.2016г.
10. Приказ директора МСБОУ СОШ №117 об утверждении перечня учебников на 2016-2017 учебный год №01______ от 31.08.2016г.
Учебный предмет «Технология» является необходимым компонентом общего образования школьников. Его содержание предоставляет обучающимся возможность войти в мир искусственной, созданной людьми среды техники и технологий, называемой техносферой и являющейся главной составляющей окружающей человека действительности.
Основная цель учебного предмета «Технология»:
формировать представления о составляющих техносферы, современном производстве и распространенных в нем технологиях;
приобретать практический опыт познания и самообразования, основанного на приобретенных знаниях, умениях и способах практико-ориенитированной и исследовательской деятельности;
подготовка учащихся к осознанному профессиональному самоопределению, к самостоятельной трудовой жизни в условиях рыночной экономики.
Основные задачи:
формировать политехнические знания и технологической культуры учащихся;
прививать элементарные знания и умения по ведению домашнего хозяйства и расчёту бюджета семьи;
знакомить с основами современного производства и сферы услуг;
развивать самостоятельность и способность решать творческие, исследовательские и изобретательские задачи;
обеспечивать изучения мира профессий, выполнения профессиональных проб с целью профессионального самоопределения;
воспитывать трудолюбие, предприимчивость, коллективизм, человечность и милосердие, обязательность, честность, ответственность и порядочность, патриотизм, культуру поведения и бесконфликтное общение;
овладевать основными понятиями рыночной экономики, менеджмента и маркетинга и уметь применять их при реализации собственной продукции и услуг;
развивать эстетическое чувство и художественную инициативу, оформлять потребительские изделия с учётом требований дизайна и декоративно-прикладного творчества для повышения конкурентоспособности при реализации.
Технология как учебный предмет способствует профессиональному самоопределению школьников в условиях рынка труда, формированию гуманистически и прагматически ориентированного мировоззрения, социально обоснованных ценностных ориентаций.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Основное предназначение учебного предмета «Технология» в системе общего образования заключается в формировании технологической грамотности, компетентности, технологического мировоззрения, технологической и исследовательской культуры школьника, включающей технологические знания и умения, воспитание трудовых, гражданских и патриотических качеств его личности, профессиональное самоопределение в условиях рынка труда, формирование гуманистически ориентированного мировоззрения.
Технологическая грамотность включает способность понимать, использовать и контролировать технологию, умение решать проблемы, развивать творческие способности, сознательность, гибкость, предприимчивость. Технологическая компетентность связана с овладением умениями осваивать разнообразные способы и средства преобразования материалов, энергии, информации, учитывать экономическую эффективность и возможные экологические последствия технологической деятельности, определять свои жизненные и профессиональные планы.
Технологическая культура предполагает овладение системой понятий, методов и средств преобразовательной деятельности по созданию материальных и духовных ценностей. Она предусматривает изучение современных и перспективных энергосберегающих, материалосберегающих и безотходных технологий в сферах производства и услуг, методов борьбы с загрязнением окружающей среды, планирования и организации трудового процесса, обеспечения безопасности труда, компьютерной обработки документации, психологии человеческого общения, основ творческой и предпринимательской деятельности.
Технологическая культура содержит ряд составляющих, учитывая, что в обществе человек выполняет функции гражданина, труженика, собственника, семьянина, потребителя и учащегося:
культура труда - включает планирование и организацию трудового процесса, как репродуктивного, так и творческого; выбор инструментов и оборудования, организацию рабочего места, обеспечение безопасности труда, технологической и трудовой дисциплины, контроль качества продукции, необходимые для выполнения социальных функций труженика;
графическая культура - знания, умения и готовность использовать графические, в том числе чертежные средства для обеспечения технологического процесса;
культура дизайна - знания, умения и готовность использовать принципы эргономики, эстетики, дизайна и художественной обработки материалов для обеспечения конкурентоспособности продукции;
информационная культура - знания, умения и готовность использовать принципы сбора, хранения, обработки и использования информации из различных источников для реализации трудовой деятельности;
предпринимательская культура - знания, умения и готовность анализировать потребности людей (рынка), организовывать и управлять небольшим человеческим коллективом для обеспечения этих потребностей, рекламировать свою продукцию;
культура человеческих отношений - знания, умения и готовность осуществлять бесконфликтное (доброжелательное) взаимодействия с людьми как на производстве, так и в семье, на улице, в транспорте;
экологическая культура включает в себя экологические знания, понимание, что природа является источником жизни и красоты, богатство нравственно-эстетических чувств и переживаний, порожденных общением с природой и ответственность за ее сохранение, способность соизмерять любой вид деятельности с сохранением окружающей среды и здоровья человека, глубокую заинтересованность в природоохранной деятельности, грамотное ее осуществление;
культура дома - знания и умения украшения дома, создание семейного уюта, здорового образа жизни и продуманного ведения домашнего хозяйства, выполняя социальные функции семьянина;
потребительская культура - знания, умения и готовность продуманно вести себя на рынке товаров и услуг, выполняя социальные функции потребителя;
проектная и исследовательская культура - знания, умения и готовность самостоятельного определения потребностей и возможностей деятельности при выполнении проекта, получения, анализа и использования полезной для выполнения проекта информации, выдвижения спектра идей выполнения проекта, выбора оптимальной идеи, исследования этой идеи, планирования, организации и выполнения работы по реализации проекта, включая приобретение дополнительных знаний и умений, оценки проекта и его презентации.
ОПИСАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Согласно учебному плану школы на изучение предмета "Технология" в 5 классе отводится в объёме 70 часов, из расчета 2 часа в неделю.
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы общего образования Федерального государственного образовательного стандарта обучение на занятиях по предмету «Технология» направлено на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Технология»:
воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувство гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, традиционных ценностей многонационального российского общества;
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
формирование целостного мировоззрения, учитывающего культурное, языковое духовное многообразие современного мира;
формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, многообразию, культуре; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности;
осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
№
Группы универсальных учебных действий
Планируемые личностные результаты
Методы, технологии, виды и формы развития УУД
Базовый уровень (выпускник научится, у выпускника будут сформированы)
Повышенный уровень (выпускник получит возможность научиться, получит возможность для формирования)
1.
Личностные
-
Самоопределение
Формирование чувства патриотизма, любви уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, традиционных ценностей многонационального российского общества;
Сформированность целостного мировоззрения, учитывающего культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
готовности к самообразованию и самовоспитанию;
компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности
Технология сотрудническтва
позволяет сделать учение осмысленным, обеспечивает значимость решения учебных задач, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями,
Метод проектов
положительное отношение к учению, к познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся, способность осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению, осваивать новые виды деятельности; развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности; овладение правилами научной организации труда; способность к самооценке своих действий, поступков; становление самоопределения в выбранной сфере будущей профессиональной деятельности; бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам; готовность к рациональному ведению домашнего хозяйства; самооценка готовности к предпринимательской деятельности в сфере технического труда.
Проблемно-диалогическое обучение позволяют сделать учение осмысленным, обеспечивают значимость решения учебных задач, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями,
-
Развитие Я-концепции
Уважение к личности и её достоинствам, уважение к ценностям семьи, доброжелательное отношение к окружающим.
Позитивная моральная самооценка.
Потребность в самовыражении и признании
Адекватной позитивной самооценки и Я-концепции.
Потребности участия в общественной жизни школы и социума.
-
смыслообразование
Готовность и способность к выполнению правил и требований школьной жизни,
Умение строить жизненные планы,
Устойчивый познавательный интерес;
Экологическая культура
Способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций всех её участников;
Осознанного понимания необходимости уважать чувства других и помогать им
-
мотивация
Ответственное отношение к учению, готовность к саморазвитию и построению дальнейшей траектории образования
Выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации, опыта участия в социально-значимом труде
-
Нравственно-этическое оценивание
Основы толерантного отношения к людям, ценностям других народов;
Готовность и способность вести диалог и достигать в нём взаимопонимания;
Осознанного отношения к своим поступкам;
Коммуникативных компетентностей при взаимодействии со сверстниками и учителями
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности. В структуру метапредметных результатов входит достижение обучающимися планируемых результатов четырёх междисциплинарных программ:
«Программа развития универсальных учебных действий»;
«Основы учебной исследовательской деятельности»;
«Основы смыслового чтения и работа с текстом»;
«Формирование ИКТ-компетентности обучающихся
№
Группы универсальных учебных действий
Планируемые метапредметные результаты
Методы, технологии, виды и формы развития УУД
Базовый уровень (выпускник научится, у выпускника будут сформированы)
Повышенный уровень (выпускник получит возможность научиться, получит возможность для формирования)
1.
Регулятивные:
-
целеполагание
Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе, в познавательной и творческой деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
Способности ориентироваться в мире современной культуры;
самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи .выделять альтернативные способы их достижения
Технология сотрудничества
использование личностных возможностей для более полного развития личности обеспечивают возможность управления познавательной и учебной деятельностью.
Метод проектов
обеспечивает возможность управления познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей, алгоритмизированное планирование процесса познавательно- трудовой деятельности; определение способов решения учебной или трудовой задачи; поиск новых решений возникшей технической или организационной проблемы; проявление инновационнго подхода к решению учебных и практических задач в процессе моделирования изделия или технологического процесса; оценивание своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм и эстетических ценностей.
3. Проблемно-диалогическое обучение способствует поиску способа отбора и структурирования необходимой информации, моделирование изучаемого содержания,
4. Исследовательская деятельность последовательный переход к самоуправлению и саморегуляции в учебной деятельности позволяет обеспечить базу будущего профессионального образования и самосовершенствования .
5. Игровые технологии направлены на усвоение общественного опыта через развитие саморегуляции, коррекции.
-
планирование
Умение приобретать самостоятельный творческий опыт, предопределяющий способность к самостоятельным действиям в планируемой ситуации;
При планировании достижения целей самостоятельно и адекватно учитывать условия и средства их достижения, самостоятельно действовать в ситуации неопределенности;
-
прогнозирование
Основам прогнозирования как предвидения будущих событий и развития процесса
-
контроль
Осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль освоения художественной культуры как сферы материального выражения духовных ценностей, выраженных в пространственных формах;
Умению самостоятельно осуществлять превентивный контроль по результату и способу действия
-
коррекция
Адекватно самостоятельно оценивать понимание эмоционального и аксиологического смысла визуально-пространственной формы;
Осуществлять познавательную рефлексию в отношении решения учебных задач
-
оценка
Умение воспринимать осмысленное и эмоционально ценностное ощущение визуальных образов реальности и произведений искусства;
-
саморегуляция
Уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им
Основам саморегуляции в учебной и познавательной деятельности в форме осознанного управления своей деятельностью
2.
Коммуникативные:
-
планирование совместной деятельности
Организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. Работать в группе
Умению эффективно обсуждать и обеспечивать обмен знаниями при планировании совместной деятельности
Технология сотрудничества
Коммуникативная составляющая даёт возможность коррекции своих действий и оценки успешности усвоения программного материала.
Метод проектов
согласование и координация совместной познавательно-трудовой деятельности с другими её участниками; обоснование идеи изделия; аргументированная защита своего выбора объекта, имеющего потребительскую стоимость.
3. Проблемно-диалогическое обучение способствует активному использованию речевых средств диалогической речи
Игровые технологии
направлены на освоение диалектики общения, усвоение единых социально-культурных ценностей.
-
постановка вопросов и задач
Формулировать вопросы. необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества
В совместной деятельности чётко формулировать цели и позволять участникам корректировать их
-
разрешение конфликтов и управление поведением
Аргументировать, спорить и отстаивать свою позицию, сравнивать различные мнения не враждебным для оппонентов образом
Учитывать и координировать отличные от собственной позиции мнения в сотрудничестве. Продуктивно разрешать конфликты
-
умение точно выражать свои мысли
Чётко формулировать собственное мнение и позицию, используя адекватные языковые средства
Умению точно, последовательно, полно передавать информацию
-
владение монологической и приёмами диалогической речи
Адекватно использовать речевые средства. Владеть устной и письменной речью, строить монологическое высказывание
Следовать морально-этическим принципам сотрудничества, оказывать помощь, свободно владея орфографическими и синтаксическими нормами языка
3.
Познавательные:
-
умение осуществлять поиск решения проблем и задач
Осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения проблем и задач в зависимости от конкретных условий
Самостоятельно ставить проблему и аргументировать её актуальность
Технология сотрудничества
включает познавательные действия и операции выстраивания нескольких способов решения задач.
Метод проектов
выбор для решения познавательных задач через различные источники информации, включая энциклопедии, словари, интернет-ресурсы и др. базы данных; виртуальное и натуральное моделирование технологических объектов и процессов; выявление потребностей, проектирование и создание объектов, имеющих потребительскую стоимость и использование для этого дополнительной информации.
3. Проблемно-диалогическое обучение способствует развитию умения выбирать основания и критерии для указанных логических операций.
4. Исследовательская деятельность формирует действия исследования, поиска, отбора и структурирования необходимой информации, моделирование изучаемого содержания, логические действия и операции, способы решения задач, направляет на осознание исследования и принятие жизненных ценностей и смыслов.
5. Игровые технологии направлены на, усвоение единых социально-культурных ценностей.
-
умение находить, обрабатывать и преобразовывать информацию
Осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурса библиотек и Интернета;
Основам ознакомительного. Изучающего и поискового чтения;
Структурировать тексты, выделять главное
Работать с информацией из разных источников, понимать переносный смысл выражений, понимать и употреблять обороты речи, построенные на образном сближении слов
-
освоенность логических действий и операций
Строить логическое рассуждение, включающее установку причинно-следственных связей
Самостоятельно делать умозаключения и выводы на основе аргументации
-
умение сравнивать, анализировать, обобщать и оценивать
Осуществлять сравнение . сериацию и классификацию, с помощью учителя выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
Обобщать понятия , осуществлять логические операции.
Самостоятельно осуществлять сравнение, анализ, обобщение и оценку , устанавливать причинно-следственные связи
-
проектные умения
Создавать и преобразовывать модели, схемы, таблицы, алгоритмы;
Проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя;
Составлять план проекта или работы под руководством учителя
Самостоятельно проводить исследование на основе применения методов наблюдения и эксперимента;
Выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, явлений.
Самостоятельно выполнять учебный проект и представлять продукт работы
-
исследовательские умения
Объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования;
Строить классификацию на основе отрицания;
Формулировать и обосновывать гипотезу под руководством учителя
Организовывать исследование с целью проверки гипотез
Предметные результаты
Выпускник научится:
Выпускник получит возможность научиться:
Раздел «Технологии обработки конструкционных материалов»
находить в учебной литературе сведения, необходимые для конструирования объекта и осуществления выбранной технологии;
читать технические рисунки, эскизы, чертежи, схемы;
выполнять в масштабе и правильно оформлять технические рисунки и эскизы разрабатываемых объектов;
осуществлять технологические процессы создания или ремонта материальных объектов.
грамотно пользоваться графической документацией и технико-технологической информацией, которые применяются при разработке, создании и эксплуатации различных технических объектов;
осуществлять технологические процессы создания или ремонта материальных объектов, имеющих инновационные элементы.
Раздел «Технологии исследовательской, опытнической и проектной деятельности»
планировать и выполнять учебные технологические проекты: выявлять и формулировать проблему; обосновывать цель проекта, конструкцию изделия, сущность итогового продукта или желаемого результата; планировать этапы выполнения работ; составлять технологическую карту изготовления изделия; выбирать средства реализации замысла; осуществлять технологический процесс; контролировать ход и результаты выполнения проекта;
представлять результаты выполненного проекта: пользоваться основными видами проектной документации; готовить пояснительную записку к проекту; оформлять проектные материалы; представлять проект к защите.
организовывать и осуществлять проектную деятельность на основе установленных норм и стандартов, поиска новых технологических решений; планировать и организовывать технологический процесс с учётом имеющихся ресурсов и условий;
И осуществлять презентацию, экономическую и экологическую оценку проекта, давать примерную оценку стоимости произведённого продукта как товара на рынке; разрабатывать вариант рекламы для продукта труда.
Раздел «Электротехника»
разбираться в адаптированной для школьников технико-технологической информации по электротехнике и ориентироваться в электрических схемах, которые применяются при разработке, создании и эксплуатации электрифицированных приборов и аппаратов, составлять простые электрические схемы цепей бытовых устройств и моделей;
осуществлять технологические процессы сборки или ремонта объектов, содержащих электрические цепи, с учётом необходимости экономии электрической энергии.
составлять электрические схемы, которые применяются при разработке электроустановок, создании и эксплуатации электрифицированных приборов и аппаратов, используя дополнительные источники информации (включая Интернет):
осуществлять процессы сборки, регулировки или ремонта объектов, содержащих электрические цепи с элементами электроники.
Раздел «Современное производство и профессиональное самоопределение»
планировать варианты личной профессиональной карьеры и путей получения профессионального образования на основе соотнесения своих интересов и возможностей с содержанием и условиями труда по массовым профессиям и их востребованностью на региональном рынке труда.
планировать профессиональную карьеру;
рационально выбирать пути продолжения образования или трудоустройства;
ориентироваться в информации по трудоустройству и продолжению образования;
оценивать свои возможности и возможности своей семьи для предпринимательской деятельности
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
Направление «Индустриальные технологии»
Раздел 1. Технологии обработки конструкционных и поделочных материалов
Тема 1. Технологии ручной обработки древесины и древесных материалов
Теоретические сведения. Древесина как природный конструкционный материал, её строение, свойства и области применения. Пиломатериалы, их виды, области применения. Виды древесных материалов, свойства, области применения.
Понятия «изделие» и «деталь». Графическое изображение деталей и изделий. Графическая документация: технический рисунок, эскиз, чертёж. Линии и условные обозначения. Прямоугольные проекции па одну, две и три плоскости (виды чертежа).
Столярный верстак, его устройство. Ручные инструменты и приспособления для обработки древесины и древесных материалов.
Последовательность изготовления деталей из древесины. Технологический процесс, технологическая карта.
Разметка заготовок из древесины. Виды контрольно-измерительных и разметочных инструментов, применяемых при изготовлении изделий из древесины.
Основные технологические операции ручной обработки древесины: пиление, строгание, сверление, зачистка деталей и изделий; контроль качества. Приспособления для ручной обработки древесины. Изготовление деталей различных геометрических форм ручными инструментами.
Сборка деталей изделия из древесины с помощью гвоздей, шурупов, саморезов и клея. Отделка деталей и изделий тонированием и лакированием.
Правила безопасного труда при работе ручными столярными инструментами.
Лабораторно-практические и практические работы. Распознавание древесины и древесных материалов.
Чтение чертежа. Выполнение эскиза или технического рисунка детали из древесины.
Организация рабочего места для столярных работ.
Разработка последовательности изготовления деталей из древесины.
Разметка заготовок из древесины; способы применения контрольно-измерительных и разметочных инструментов.
Ознакомление с видами и рациональными приёмами работы ручными инструментами при пилении, строгании, сверлении, зачистке деталей и изделий. Защитная и декоративная отделка изделий.
Изготовление деталей и изделий по техническим рисункам, эскизам, чертежам и технологическим картам. Соединение деталей из древесины с помощью гвоздей, шурупов (саморезов), клея. Выявление дефектов в детали и их устранение. Соблюдение правил безопасной работы при использовании ручных инструментов, приспособлений и оборудования. Уборка рабочего места.
Тема 2. Технологии ручной обработки металлов и искусственных материалов
Теоретические сведения. Металлы и их сплавы, область применения. Чёрные и цветные металлы. Основные технологические свойства металлов. Способы обработки отливок из металла. Тонколистовой металл и проволока. Профессии, связанные с производством металлов.
Виды и свойства искусственных материалов. Назначение и область применения искусственных материалов. Особенности обработки искусственных материалов. Экологическая безопасность при обработке, применении и утилизации искусственных материалов.
Рабочее место для ручной обработки металлов. Слесарный верстак и его назначение. Устройство слесарных тисков. Инструменты и приспособления для ручной обработки металлов и искусственных материалов, их назначение и способы применения.
Графические изображения деталей из металлов и искусственных материалов. Применение ПК для разработки графической документации.
Технологии изготовления изделий из металлов и искусственных материалов ручными инструментами. Технологические карты. Технологические операции обработки металлов ручными инструментами: правка, разметка, резание, гибка, зачистка, сверление. Особенности выполнения работ. Основные сведения об имеющихся на промышленных предприятиях способах правки, резания, гибки, зачистки заготовок, получения отверстий в заготовках с помощью специального оборудования.
Основные технологические операции обработки искусственных материалов ручными инструментами.
Точность обработки и качество поверхности деталей. Контрольно-измерительные инструменты, применяемые при изготовлении деталей из металлов и искусственных материалов.
Сборка изделий из тонколистового металла, проволоки, искусственных материалов. Соединение заклёпками. Соединение тонколистового металла фальцевым швом.
Способы отделки поверхностей изделий из металлов и искусственных материалов.
Профессии, связанные с ручной обработкой металлов.
Правила безопасного труда при ручной обработке металлов.
Лабораторно-практические и практические работы. Ознакомление с образцами тонколистового металла и проволоки, исследование их свойств.
Ознакомление с видами и свойствами искусственных материалов.
Организация рабочего места для ручной обработки металлов. Ознакомление с устройством слесарного верстака и тисков. Соблюдение правил безопасного труда. Уборка рабочего места.
Чтение чертежей. Графическое изображение изделий из тонколистового металла, проволоки и искусственных материалов. Разработка графической документации с помощью ПК.
Разработка технологии изготовления деталей из металлов и искусственных материалов.
Правка заготовок из тонколистового металла и проволоки. Инструменты и приспособления для правки.
Разметка заготовок из тонколистового металла, проволоки, пластмассы. Отработка навыков работы с инструментами для слесарной разметки.
Резание заготовок из тонколистового металла, проволоки, искусственных материалов.
Зачистка деталей из тонколистового металла, проволоки, пластмассы.
Гибка заготовок из тонколистового металла, проволоки. Отработка навыков работы с инструментами и приспособлениями для гибки.
Получение отверстий в заготовках из металлов и искусственных материалов. Применение электрической (аккумуляторной) дрели для сверления отверстий.
Соединение деталей из тонколистового металла, проволоки, искусственных материалов.
Отделка изделий из тонколистового металла, проволоки, искусственных материалов.
Изготовление деталей из тонколистового металла, проволоки, искусственных материалов по эскизам, чертежам и технологическим картам. Визуальный и инструментальный контроль качества деталей. Выявление дефектов и их устранение.
Тема 3. Технологии машинной обработки металлов и искусственных материалов
Теоретические сведения. Понятие о машинах и механизмах. Виды механизмов. Виды соединений. Простые и сложные детали. Профессии, связанные с обслуживанием машин и механизмов.
Сверлильный станок: назначение, устройство. Организация рабочего места для работы на сверлильном станке. Инструменты и приспособления для работы на сверлильном станке. Правила безопасного труда при работе на сверлильном станке.
Изготовление деталей из тонколистового металла, проволоки, искусственных материалов по эскизам, чертежам и технологическим картам.
Лабораторно-практические и практические работы. Ознакомление с механизмами, машинами, соединениями, деталями.
Ознакомление с устройством настольного сверлильного станка, с приспособлениями и инструментами для работы на станке.
Отработка навыков работы на сверлильном станке. Применение контрольно-измерительных инструментов при сверлильных работах.
Тема 4. Технологии художественно-прикладной обработки материалов
Теоретические сведения. Традиционные виды декоративно-прикладного творчества и народных промыслов при работе с древесиной. Единство функционального назначения, формы и художественного оформления изделия.
Технологии художественно-прикладной обработки материалов. Выпиливание лобзиком. Материалы, инструменты и приспособления для выпиливания. Организация рабочего места. Приёмы выполнения работ. Правила безопасного труда.
Технология выжигания по дереву. Материалы, инструменты и приспособления для выжигания. Организация рабочего места. Приёмы выполнения работ. Правила безопасного труда.
Лабораторно-практические и практические работы. Выпиливание изделий из древесины и искусственных материалов лобзиком, их отделка. Определение требований к создаваемому изделию.
Отделка изделий из древесины выжиганием. Разработка эскизов изделий и их декоративного оформления.
Изготовление изделий декоративно-прикладного творчества по эскизам и чертежам. Отделка и презентация изделий.
Раздел 2 Технологии домашнего хозяйства
Тема 1. Технологии ремонта деталей интерьера, одежды и обуви и ухода за ними
Теоретические сведения. Интерьер жилого помещения. Требования к интерьеру помещений в городском и сельском доме. Прихожая, гостиная, детская комната, спальня, кухня: их назначение, оборудование, необходимый набор мебели, декоративное убранство.
Способы ухода за различными видами напольных покрытий, лакированной и мягкой мебели, их мелкий ремонт. Способы удаления пятен с обивки мебели.
Технология ухода за кухней. Средства для ухода за стенами, раковинами, посудой, кухонной мебелью. Экологические аспекты применения современных химическиx средств и препаратов в быту. Технологии ухода за одеждой: хранение, чистка и стирка одежды. Технологии ухода за обувью. Профессии в сфере обслуживания и сервиса.
Лабораторно-практические и практические работы. Выполнение мелкого ремонта одежды, чистки обуви, восстановление лакокрасочных покрытий на мебели. Удаление пятен с одежды и обивки мебели. Соблюдение правил безопасного труда и гигиены.
Изготовление полезных для дома вещей (из древесины и металла).
Тема 2. Эстетика и экология жилища
Теоретические сведения. Требования к интерьеру жилища: эстетические, экологические, эргономические. Оценка и регулирование микроклимата в доме. Современные приборы для поддержания температурного режима, влажности и состояния воздушной среды. Роль освещения в интерьере.
Подбор на основе рекламной информации современной бытовой техники с учётом потребностей и доходов семьи. Правила пользования бытовой техникой.
Лабораторно-практические и практические работы. Оценка микроклимата в помещении. Подбор бытовой техники по рекламным проспектам.
Разработка плана размещения осветительных приборов. Разработка планов размещения бытовых приборов.
Изготовление полезных для дома вещей (из древесины и металла).
Тема 3. Бюджет семьи
Источники семейных доходов и бюджет семьи. Потребительские качества товаров и услуг.
Тема 4. Технологии ремонтно-отделочных работ
Виды ремонтно-отделочных работ.
Тема 5. Технологии ремонта элементов систем водоснабжения и канализации
Схемы горячего и холодного водоснабжению.
Виды инструментов для технических работ.
Раздел 3 Электротехника
Тема 1. Электромонтажные и сборочные технологии
Общие понятия об электрическом токе, напряжении, сопротивлении. Приёмы монтажа проводов.
Тема 2. Электротехнические устройства с элементами автоматики
Работа счётчика электроэнергии. Способы определения электроэнергии.
Тема 3. Бытовые электроприборы
Применение электрической энергии в промышленности, быту.
Раздел 4 Современное производство и профессиональное образование
Тема 1. Сферы производства и разделение труда.
Тема 2. Профессиональное образование и профессиональная карьера.
Раздел 5 Технологии исследовательской и опытнической деятельности»
Тема 1. Исследовательская и созидательная деятельность
Теоретические сведения. Понятие творческого проекта. Порядок выбора темы проекта. Выбор тем проектов на основе потребностей и спроса на рынке товаров и услуг. Формулирование требований к выбранному изделию.
Обоснование конструкции изделия. Методы поиска информации в книгах, журналах и сети Интернет. Этапы выполнения проекта (поисковый, технологический, заключительный).
Технические и технологические задачи при проектировании изделия, возможные пути их решения (выбор материалов, рациональной конструкции, инструментов и технологий, порядка сборки, вариантов отделки).
Подготовка графической и технологической документации. Расчёт стоимости материалов для изготовления изделия. Окончательный контроль и оценка проекта.
Портфолио (журнал достижений) как показатель работы учащегося за учебный год.
Способы проведения презентации проектов. Использование ПК при выполнении и презентации проекта.
Практические работы. Обоснование выбора изделия на основе личных потребностей. Поиск необходимой информации использованием сети Интернет.
Выбор видов изделий. Определение состава деталей. Выполнение эскиза, модели изделия. Составление учебной инструкционной карты.
Изготовление деталей, сборка и отделка изделия. Оценка стоимости материалов для изготовления изделия. Подготовка пояснительной записки. Оформление проектных материалов. Презентация проекта.
Варианты творческих проектов из древесины и поделочных материалов: предметы обихода и интерьера (подставки для ручек и карандашей, настольная полочка для дисков, полочки для цветов, подставки под горячую посуду, разделочные доски, подвеска для отрывного календаря, домики для птиц, декоративные панно, вешалки для одежды, рамки для фотографий), стульчик для отдыха на природе, головоломки, игрушки, куклы, модели автомобилей, судов и самолётов, раздаточные материалы для учебных занятий и др.
Варианты творческих проектов из металлов и искусственных материалов: предметы обихода и интерьера (ручки для дверей, подставки для цветов, декоративные подсвечники, подставки под горячую посуду, брелок, подставка для книг, декоративные цепочки, номерок на дверь квартиры), отвёртка, подставка для паяльника, коробки для мелких деталей, головоломки, блёсны, наглядные пособия и др.
Распределение учебных часов по разделам программы
Разделы и темы программы
Количество часов
Технологии обработки конструкционных материалов (50 ч)
Технологии ручной обработки древесины и древесных материалов
Технологии машинной обработки древесины и древесных материалов
Технологии ручной обработки металлов и искусственных материалов
Технологии машинной обработки металлов и искусственных материалов
Технологии художественно-прикладной обработки материалов
50
20
-
22
2
6
Технологии домашнего хозяйства (6 ч)
1. Технологии ремонта деталей интерьера, одежды и обуви и ухода за ними
2. Эстетика и экология жилища
6
4
2
Технологии исследовательской и опытнической деятельности (12 ч)
Исследовательская и созидательная деятельность
14
14
Всего:
70
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С ОПРЕДЕЛЕНИЕМ ОСНОВНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 5 класс
№
п/п
Дата
Тема урока
Кол-во часов
Основные виды учебной деятельности обучающихся
Примечание (корректировка)
План.
Факт.
Раздел Технологии обработки конструкционных материалов (50 ч)
Тема «Технологии ручной обработки древесины и древесных материалов)(20 ч)
1
Введение. Правила безопасности труда. НРК
1 ч.
Соблюдать правила безопасности труда.
Координировать совместную познавательно-трудовую деятельность с другими ее участниками.
2
Оборудование рабочего места
1 ч.
3
Свойства древесины как конструкционного материала.
1 ч.
Планировать процесс познавательно-трудовой деятельности.
Оценивать технологические свойства сырья, материалов и областей их применения.
4
Изучение образцов пиломатериалов и древесных материалов.
1 ч.
5
Графическое изображение деталей и изделий. Технический рисунок
1 ч.
Решать учебную и трудовую задачи на основе заданных алгоритмов. Читать технические рисунки, эскизы, чертежи, схемы, выполнять в масштабе и правильно оформлять технические эскизы объектов.
6
Выполнение и чтение чертежа (эскиза) детали из дерева.
1 ч.
7
Линии и условные обозначения.
Прямоугольные проекции па одну, две и три плоскости (виды чертежа).
1 ч.
Моделировать изделие.
Планировать процесс познавательно-трудовой деятельности
8
Разработка технологической карты
1 ч.
9
Технологическая операция (разметка) и способы её выполнения.
1 ч.
Решать учебную и трудовую задачи на основе заданных алгоритмов.
10
Разметка деталей столика для выпиливания
1 ч.
11
Технологическая операция (пиление) и способы её
выполнения.
1 ч.
Проявлять инновационные подходы к решению учебных и практических задач.
Моделировать изделие.
12
Изготовление кубиков для детского конструктора
1 ч.
13
Технологическая операция (выпиливание лобзиком) и способы её выполнения.
1 ч.
Планировать процесс познавательно-трудовой деятельности.
Осуществлять поиск новых решений возникшей проблемы.
14
Выпиливание контура фигурок животных, сказочных персонажей НРК
1 ч.
15
Технологическая операция (строгание) и способы её выполнения. НРК
1 ч.
Решать учебную и трудовую задачи на основе заданных алгоритмов.
16
Строгание заготовок для изготовления школьных указок
1 ч.
17
Технологическая операция (сверление) и способы её выполнения.
1 ч.
Решать учебную и трудовую задачи на основе заданных алгоритмов.
Решать учебную задачу.
18
Сборка изделий из древесины
1 ч.
19
Отделка деталей и изделий тонированием и лакированием.
1 ч.
Самостоятельно ставить проблему и аргументировать её актуальность.
Самостоятельно выполнять учебный проект и представлять продукт работы.
20
Выявление дефектов в детали и их устранение
1 ч.
Тема «Технологии ручной обработки металлов и искусственных материалов» (22 ч.)
21
Металлы и их сплавы, область применения. Основные технологические свойства металлов.
1 ч.
Выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, явлений.
22
Соблюдение правил безопасного труда при ручной обработке металлов
1 ч.
23
Виды и свойства искусственных материалов. Особенности обработки искусственных материалов.
1 ч.
Решать учебную задачу.
Координировать совместную познавательно-трудовую деятельность с другими ее участниками.
24
Ознакомление с видами и свойствами искусственных материалов»
1 ч.
25
Экологическая безопасность при обработке, применении и утилизации искусственных материалов.
1 ч.
Осуществлять экономическую и экологическую оценку проекта.
26
Ознакомление с образцами тонколистового металла и проволоки, исследование их свойств»
1 ч.
27
Рабочее место для ручной обработки металлов. Инструменты и приспособления для ручной обработки металлов.
1 ч.
Планировать варианты личной профессиональной карьеры на основе соотнесения своих интересов и возможностей с содержанием и условиями труда
28
Организация рабочего места для ручной обработки металлов
1 ч.
29
Слесарный верстак и его назначение. Устройство
слесарных тисков.
1 ч.
Самостоятельно выполнять учебный проект и представлять продукт работы.
Осуществлять поиск новых решений возникшей проблемы.
30
Ознакомление с устройством слесарного верстака и тисков
1 ч.
31
Графические изображения деталей из металлов и искусственных материалов.
1 ч.
Читать технические рисунки, эскизы, чертежи, схемы, выполнять в масштабе и
правильно оформлять технические рисунки и эскизы разрабатываемых объектов.
Чтение чертежей. Графическое изображение изделий из тонколистового металла, проволоки и искусственных материалов
1 ч.
32
33
Технологии изготовления изделий из металлов и искусственных материалов ручными инструментами. Технологические карты.
1 ч.
Планировать и выполнять учебные технологические проекты: выявлять и формулировать проблему; обосновывать цель проекта, конструкцию изделия, сущность итогового продукта или желаемого результата; планировать этапы выполнения работ; составлять технологическую карту изготовления изделия; выбирать средства реализации замысла.
34
Разработка графической документации с помощью ПК
1 ч.
35
Технологические операции обработки металлов ручными инструментами: правка, разметка, резание, гибка, зачистка, сверление.
1 ч.
36
Разработка технологии изготовления деталей из металлов и искусственных материалов
1 ч.
37
Точность обработки и качество деталей. Контрольно-измерительные инструменты.
1 ч.
Контролировать ход и результаты выполнения проекта.
Обобщать понятия, осуществлять логические операции.
38
Правка заготовок из тонколистового металла и проволоки. Инструменты и приспособления для правки
1 ч.
39
Сборка изделий из тонколистового металла,
проволоки, искусственных материалов.
1 ч.
Реализовывать замысел, осуществлять технологический процесс.
40
Изготовление деталей из тонколистового металла, проволоки, пластмассы.
1 ч.
41
Способы отделки поверхностей изделий из металлов и искусственных материалов.
1 ч.
Самостоятельно ставить проблему и аргументировать её актуальность.
Самостоятельно выполнять учебный проект и представлять продукт работы.
42
Отделка изделий из тонколистового металла, проволоки, искусственных материалов.
1 ч.
Тема «Технологии машинной обработки металлов и искусственных материалов» (2 ч.)
43
Понятие о машинах и механизмах. Профессии, связанные с обслуживанием машин и механизмов
1 ч.
Выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, явлений.
44
Ознакомление с механизмами, машинами, соединениями, деталями.
1 ч.
Тема «Технологии художественно-прикладной обработки материалов» (6 ч.)
45
Традиционные виды декоративно-прикладного творчества и народных промыслов при работе с древесиной.
1 ч.
Осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, выбирая основания и критерии для указанных логических операций.
46
Разработка эскизов изделий и их декоративного оформления
1 ч.
47
Единство функционального назначения, формы и художественного оформления изделия.
1 ч.
Самостоятельно выполнять учебный проект и представлять продукт работы.
Осуществлять поиск новых решений возникшей проблемы.
48
Изготовление изделий декоративно-прикладного творчества по эскизам и чертежам
1 ч.
49
Технологии художественно-прикладной обработки материалов.
1 ч.
Пользоваться основными видами проектной документации; готовить пояснительную записку к проекту; оформлять проектные материалы.
50
Отделка и презентация изделий
1 ч.
Раздел «Технологии домашнего хозяйства» (6 ч)
Тема «Технологии ремонта деталей интерьера, одежды и обуви и ухода за ними» (4 ч.)
51
Интерьер жилого помещения. Способы ухода за жильём
1 ч.
Выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, явлений.
52
Соблюдение правил безопасности при уборке помещения
1 ч.
53
Технологии ухода за одеждой: хранение, чистка и стирка
1 ч.
Осуществлять технологические процессы создания или ремонта материальных объектов.
одежды.
54
Выполнение мелкого ремонта одежды
1 ч.
Тема «Эстетика и экология жилища» (2 ч.)
55
Источники семейных доходов и бюджет семьи.
1 ч.
Самостоятельно проводить исследование на основе применения методов наблюдения и эксперимента.
56
Определение потребительских качеств товаров и услуг
1 ч.
Раздел «Технологии исследовательской и опытнической деятельности» (14 ч)
57
Понятие творческого проекта. Порядок выбора темы проекта. Выбор тем проектов на основе потребностей и спроса на рынке товаров и услуг.
1 ч.
Пользоваться основными видами проектной документации; готовить пояснительную записку к проекту; оформлять проектные материалы.
Находить в учебной литературе сведения, необходимые для конструирования объекта и осуществления выбранной технологии.
Формулировать и обосновывать гипотезу под руководством учителя
58
Формулирование требований к выбранному изделию
1 ч.
59
Методы поиска информации. Этапы выполнения проекта.
1 ч.
60
Поиск необходимой информации.
1 ч.
61
Технические и технологические задачи при проектировании изделия, пути их решения.
1 ч.
Проявлять инновационные подходы к решению учебных и практических задач.
Объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования.
62
Выполнение эскиза, модели изделия
1 ч.
63
Технические и технологические задачи при проектировании изделия, пути их решения.
1 ч.
Проявлять инновационные подходы к решению учебных и практических задач.
Объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования.
64
Выполнение эскиза, модели изделия
1 ч.
65
Подготовка графической и технологической документации.
1 ч.
Строить классификацию на основе отрицания.
Решать учебную и трудовую задачи на основе заданных алгоритмов.
66
Составление учебной инструкционной карты
1 ч.
67
Расчёт стоимости материалов для изготовления изделия.
1 ч.
Координировать совместную познавательно-трудовую деятельность с другими ее участниками.
Давать примерную оценку стоимости произведённого продукта как товара на рынке; разрабатывать вариант рекламы для продукта труда.
68
Оценка стоимости материалов для изготовления изделия
1ч.
69
Окончательный контроль и оценка проекта.
1 ч.
Представлять результаты выполненного проекта, представлять проект к защите.
70
Презентация проектов
1ч.
ОПИСАНИЕ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Дидактическое и методическое обеспечение
Дидактическое обеспечение
Методическое обеспечение
Технология. Индустриальные технологии. 5 класс. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждении./ А.Т. Тищенко. В.Д.Симоненко.- М.: Вентана - Граф, 2013.
1. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа/{сост. Е.С. Савинов}.- М.: Просвещение, 2011.-342с.- (Стандарты второго поколения).
2. Примерные программы по учебным предметам. Технология. 5-9 классы: - М.: Просвещение, 2010. – 96 с. – (Стандарты второго поколения).
Материально-техническое обеспечение
Печатные пособия
1
Таблицы (плакаты) по безопасности труда ко всем разделам технологической подготовки
1
2
Таблицы (плакаты) по основным темам всех разделов каждого направления технологической подготовки учащихся
1
3
Раздаточные дидактические материалы по темам всех разделов каждого направления технологической подготовки учащихся
Средства обучения
1
Аудиторная доска с магнитной поверхностью
и набором приспособлений для крепления таб-
лиц и репродукций
2
Персональный компьютер
3
Проектор
4
Экран
5
Аптечка
1
6
Очки защитные
5
7
Верстак столярный в комплекте
15
8
Набор для выпиливания лобзиком
15
9
Набор столярных инструментов школьный
15
10
Наборы сверл по дереву и металлу
1
11
Прибор для выжигания
3
12
Набор инструментов для резьбы по дереву
3
13
Наборы контрольно-измерительных и разметочных инструментов по дереву и металлу
5
14
Стусло поворотное
1
15
Струбцина металлическая
5
16
Колода
1
17
Верстак слесарный в комплекте
15
18
Набор слесарных инструментов школьный
15
19
Набор напильников школьный:
20
Комплект инструментов для санитарно- технических работ
21
Комплект инструментов для ремонтно-отделочных работ
22
Фартуки
23
Ученический набор чертежных инструментов
2
24
Прибор чертежный
2
25
Набор чертежных инструментов для выполнения изображений на классной доске
Информационно-коммуникативные средства
1
DVD-фильмы
2
Собственные презентации
3
Интернет-ресурсы:
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
http://school-collection.edu.ru
Дополнительные информационные материалы для учителя
1
Б.А. Журавлёв. Столярное дело. М.: Просвещение, 1998.
2
И.А. Карабанов. Технология обработки древесины. М.: Просвещение, 1995.
3
М.Б. Павлова и др. Технология. Метод проектов в техническом образовании школьников. М.: Вентана-Граф, 2008
4
Справочник по трудовому обучению / И.А. Карабанов и др.
М.: Просвещение, 2002.
Планируемые результаты изучения учебного предмета
Личностные результаты:
воспитание патриотических чувств, чувства гордости за свою Родину, многонациональный народ России, освоение древних корней искусства своего народа; воспитание бережного отношения к рукотворным памятникам старины, к поликультурному наследию нашей страны, осознание себя гражданами России, ответственными за сохранение народных художественных традиций, спасение культурных ценностей;
Система оценки планируемых результатов освоения основной образовательной программы
основного общего образования по предмету «Технология»
Задачи
Уровни
Базовый «3»
Повышенный «4»/
Высокий «5»
Пониженный «2»
Учебно-познавательные задачи
1.Формирование и оценка умений и навыков, способствующих освоению систематических знаний по учебному предмету:
- освоение общенаучных и базовых для данной области знаний, стандартных алгоритмов и процедур;
- выявление и осознание сущности и особенностей изучаемых объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета,
-создание и использование моделей изучаемых объектов и процессов, схем;
- выявление и анализ существенных и устойчивых связей и отношений между объектами и процессами.
2.Формирование и оценка навыка самостоятельного приобретения, переноса и интеграции знаний:
- использование знако-символических средств и/или логических операций сравнения, анализа, синтеза, обобщения, интерпретации, оценки, классификации;
- построение рассуждений, соотнесение с известным; требующие от учащихся более глубокого понимания изученного и/или выдвижения новых для них идей, иной точки зрения;
- создание или исследование новой информации, преобразование известной информации, представление её в новой форме, перенос в иной контекст.
- владение алгоритмами и методами решения организационных и технико-технологических задач;- распознавание видов, назначения материалов, инструментов и оборудования, применяемого в технологических процессах;- применение элементов прикладной экономики при обосновании технологий и проектов;
- подбор материалов с учетом характера объекта труда и технологии;
- присутствует желание учиться и трудиться в промышленном производстве для удовлетворения текущих и перспективных потребностей;- показывает готовность к рациональному ведению домашнего хозяйства;- соблюдает нормы и правила безопасности познавательно-трудовой деятельности и созидательного труда;- может классифицировать виды и методы получения и преобразования материалов, энергии, информации, объектов живой природы и социальной среды, а также соответствующих технологий промышленного производства;
- становление у школьников целостного представления о современном мире и роли техники и технологии в нем; умение объяснять объекты и процессы окружающей действительности природной, социальной, культурной, технической среды, используя для этого технико-технологические знания;
- применение общенаучных знаний по предметам естественно-математического цикла в процессе подготовки и осуществления технологических процессов для обоснования и аргументации рациональности деятельности;
- владение способами научной организации труда, формами деятельности, соответствующими культуре труда и технологической культуре производства;- проявляет технико-технологическое и экономическое мышление при организации своей деятельности;- ищет новые решения возникшей технической или организационной проблемы;- самостоятельно выполняет различные творческие работы по созданию технических изделий;
- использует дополнительную информацию при проектировании и создании объектов, имеющих личностную или общественно значимую потребительную стоимость;соблюдение норм и правил культуры труда в соответствии с технологической культурой производства;- владеет кодами и методами чтения и способами графического представления технической, технологической и инструктивной информации;- проводит необходимые опыты и исследования при подборе сырья, материалов и проектировании объекта труда;
- не сформировано владение алгоритмами и методами решения организационных и технико-технологических задач;
- не сформированы навыки познавательно-трудовой деятельности и созидательного труда
Учебно-практические задачи
1.Формирование и оценка навыка разрешения проблем/проблемных ситуаций, требующих принятия решения :
- присутствует определение адекватных имеющимся организационным и материально-техническим условиям способов решения учебной или трудовой задачи на основе заданных алгоритмов;
- отмечается комбинирование известных алгоритмов технического и технологического творчества в ситуациях, не предполагающих стандартного применения одного из них; - проявляет инновационный подход к решению учебных и практических задач в процессе моделирования изделия или технологического процесса;
- может обосновать пути и средства устранения ошибок или разрешения противоречий в выполняемых технологических процессах;
- не сформирован навык разрешения проблем/ проблемных ситуаций, требующих принятия решения :
- выбор или разработка оптимального либо наиболее эффективного решения;
- создание объекта с заданными свойствами;
- установление закономерностей или «устранение неполадок».
- оценка эффнективно-технологических свойств сырья, материалов и областей их применения;- ориентация в имеющихся и возможных средствах и технологиях создания объектов труда;
- рациональное использование учебной и дополнительной технической и технологической информации для проектирования и создания объектов труда;
- выбор профиля технологической подготовки в старших классах полной средней школы или профессии в учреждениях начального профессионального или среднего специального обучения;
- не сформировано умение выбора или разработки оптимального либо наиболее эффективного решения;
2 Формирование и оценка навыка сотрудничества:
- работа в парах или группах с распределением ролей/функций и разделением ответственности за конечный результат;
- умение воспринимать и терпимо относиться к другой точке зрения, другому техническому решению, другому восприятию мира;
формирование толерантных отношений и экологически целесообразного поведения в быту и трудовой деятельности;
- планирование технологического процесса и группового процесса труда;
– не сформировано умение воспринимать и терпимо относиться к другой точке зрения, другой технологии, другому восприятию мира;
3. Формирование и оценка навыка коммуникации:
-создание письменного или устного текста/высказывания с заданными параметрами: коммуникативной задачей, темой, объёмом, форматом (например, сообщения, комментария, пояснения, призыва, инструкции, текста-описания или текста-рассуждения);
- формулировка и обоснование гипотезы, устного или письменного заключения, отчёта, оценочного суждения, аргументированного мнения.
- отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;
- выбор для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, интернет-ресурсы и другие базы данных;
- формирование рабочей группы для выполнения проекта с учетом общности интересов и возможностей будущих членов трудового коллектива;
- согласование и координация совместной познавательно-трудовой деятельности с другими ее участниками;
- приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов по обоснованию технико-технологического и организационного решения;
- умение формулировать обоснование потребностей, проектирования и создания объектов, имеющих потребительную стоимость;
– отсутствие опыта восприятия и аргументированной оценки результатов своей деятельности как основы формирования навыков коммуникации
Универсальные учебные действия (комплекс задач)
1.Формирование и оценка навыка самоорганизации и саморегуляции:
- планирование этапов выполнения работы,
- отслеживание продвижения в выполнении задания,
-соблюдение графика подготовки и предоставления материалов, поиска необходимых ресурсов, распределения обязанностей и контроля качества выполнения работы.
- приобретение базовых трудовых навыков ручного и умственного труда; навыка измерений, навыка сотрудничества, безопасного обращения с веществами в повседневной жизни;
- развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности;
- проявление познавательных интересов и активности в данной области предметной технологической деятельности;
- становление самоопределения в выбранной сфере будущей профессиональной деятельности;
- планирование образовательной и профессиональной карьеры;
- приобретение опыта созидательной и творческой деятельности, опыта познания и самообразования; навыков, составляющих основу ключевых компетентностей и имеющих универсальное значение для различных видов деятельности;
- не сформирован навык и отсутствие оценки самоорганизации и саморегуляции;
2.Формирование и оценка навыка рефлексии:
- самостоятельная оценка или анализ собственной учебной деятельности.
- самооценка умственных и физических способностей для труда в различных сферах с позиций будущей социализации и стратификации;- оценивание своей познавательно-трудовой деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей по принятым в обществе и коллективе требованиям и принципам;
- оценка технологических свойств сырья, материалов и областей их применения;
- объективное оценивание вклада своей познавательно-трудовой деятельности в решение общих задач коллектива;
- осознание необходимости общественно полезного труда как условия безопасной и эффективной социализации;- самооценка готовности к предпринимательской деятельности в сфере технического труда.
- обоснование критериев и показателей качества промежуточных и конечных результатов труда;
– не сформировано умение оценки, отсутствие навыка рефлексии
3.Формирование ценностно-смысловых установок:
- выражение ценностных суждений и/или своей позиции по обсуждаемой проблеме, аргументация и доказательство своей позиции
- овладение установками, нормами и правилами организации умственного и физического труда;- бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам;- готовность к рациональному ведению домашнего хозяйства;- алгоритмизированное планирование процесса познавательно-трудовой деятельности;- соблюдение трудовой и технологической дисциплины;
- формирование системы социальных ценностей: понимание ценности технологического образования, значимости прикладного знания для каждого человека, общественной потребности в развитии науки, техники и технологий, отношения к технологии как возможной области будущей практической деятельности;- диагностика результатов познавательно-трудовой деятельности по принятым критериям и показателям;
- отсутствие ценностных суждений и/или своей позиции по обсуждаемой проблеме, аргументации и доказательства своей позиции
4. Формирование и оценка ИКТ-компетентности обучающихся в нахождении и обработке информации.
– уметь ориентироваться и самостоятельно находить необходимую информацию по технологическим процессам в информационных ресурсах;
- владение компьютерными средствами, позволяющими виртуально моделировать технические объекты и технологические процессы;
- владение компьютерными средствами, позволяющими
сканировать технические объекты и др. необходимую информацию.
- публичная презентация и защита проекта изделия, продукта труда или услуги с использованием ИКТ.
- не сформирована ИКТ-компетентность в нахождении и обработке информации.
Календарно-тематический план 5 класс (70 часов)
№
п/п
Дата
Тема урока
Кол-во часов
Основные виды учебной деятельности обучающихся
Примечание (корректировка)
План.
Факт.
Раздел Технологии обработки конструкционных материалов (50 ч)
Тема «Технологии ручной обработки древесины и древесных материалов)(20 ч)
1
Введение. Правила безопасности труда. НРК
1 ч.
Соблюдать правила безопасности труда.
Координировать совместную познавательно-трудовую деятельность с другими ее участниками.
2
Оборудование рабочего места
1 ч.
3
Свойства древесины как конструкционного материала.
1 ч.
Планировать процесс познавательно-трудовой деятельности.
Оценивать технологические свойства сырья, материалов и областей их применения.
4
Изучение образцов пиломатериалов и древесных материалов.
1 ч.
5
Графическое изображение деталей и изделий. Технический рисунок
1 ч.
Решать учебную и трудовую задачи на основе заданных алгоритмов. Читать технические рисунки, эскизы, чертежи, схемы, выполнять в масштабе и правильно оформлять технические эскизы объектов.
6
Выполнение и чтение чертежа (эскиза) детали из дерева.
1 ч.
7
Линии и условные обозначения.
Прямоугольные проекции па одну, две и три плоскости (виды чертежа).
1 ч.
Моделировать изделие.
Планировать процесс познавательно-трудовой деятельности
8
Разработка технологической карты
1 ч.
9
Технологическая операция (разметка) и способы её выполнения.
1 ч.
Решать учебную и трудовую задачи на основе заданных алгоритмов.
10
Разметка деталей столика для выпиливания
1 ч.
11
Технологическая операция (пиление) и способы её
выполнения.
1 ч.
Проявлять инновационные подходы к решению учебных и практических задач.
Моделировать изделие.
12
Изготовление кубиков для детского конструктора
1 ч.
13
Технологическая операция (выпиливание лобзиком) и способы её выполнения.
1 ч.
Планировать процесс познавательно-трудовой деятельности.
Осуществлять поиск новых решений возникшей проблемы.
14
Выпиливание контура фигурок животных, сказочных персонажей НРК
1 ч.
15
Технологическая операция (строгание) и способы её выполнения. НРК
1 ч.
Решать учебную и трудовую задачи на основе заданных алгоритмов.
16
Строгание заготовок для изготовления школьных указок
1 ч.
17
Технологическая операция (сверление) и способы её выполнения.
1 ч.
Решать учебную и трудовую задачи на основе заданных алгоритмов.
Решать учебную задачу.
18
Сборка изделий из древесины
1 ч.
19
Отделка деталей и изделий тонированием и лакированием.
1 ч.
Самостоятельно ставить проблему и аргументировать её актуальность.
Самостоятельно выполнять учебный проект и представлять продукт работы.
20
Выявление дефектов в детали и их устранение
1 ч.
Тема «Технологии ручной обработки металлов и искусственных материалов» (22 ч.)
21
Металлы и их сплавы, область применения. Основные технологические свойства металлов.
1 ч.
Выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, явлений.
22
Соблюдение правил безопасного труда при ручной обработке металлов
1 ч.
23
Виды и свойства искусственных материалов. Особенности обработки искусственных материалов.
1 ч.
Решать учебную задачу.
Координировать совместную познавательно-трудовую деятельность с другими ее участниками.
24
Ознакомление с видами и свойствами искусственных материалов»
1 ч.
25
Экологическая безопасность при обработке, применении и утилизации искусственных материалов.
1 ч.
Осуществлять экономическую и экологическую оценку проекта.
26
Ознакомление с образцами тонколистового металла и проволоки, исследование их свойств»
1 ч.
27
Рабочее место для ручной обработки металлов. Инструменты и приспособления для ручной обработки металлов.
1 ч.
Планировать варианты личной профессиональной карьеры на основе соотнесения своих интересов и возможностей с содержанием и условиями труда
28
Организация рабочего места для ручной обработки металлов
1 ч.
29
Слесарный верстак и его назначение. Устройство
слесарных тисков.
1 ч.
Самостоятельно выполнять учебный проект и представлять продукт работы.
Осуществлять поиск новых решений возникшей проблемы.
30
Ознакомление с устройством слесарного верстака и тисков
1 ч.
31
Графические изображения деталей из металлов и искусственных материалов.
1 ч.
Читать технические рисунки, эскизы, чертежи, схемы, выполнять в масштабе и
правильно оформлять технические рисунки и эскизы разрабатываемых объектов.
Чтение чертежей. Графическое изображение изделий из тонколистового металла, проволоки и искусственных материалов
1 ч.
32
33
Технологии изготовления изделий из металлов и искусственных материалов ручными инструментами. Технологические карты.
1 ч.
Планировать и выполнять учебные технологические проекты: выявлять и формулировать проблему; обосновывать цель проекта, конструкцию изделия, сущность итогового продукта или желаемого результата; планировать этапы выполнения работ; составлять технологическую карту изготовления изделия; выбирать средства реализации замысла.
34
Разработка графической документации с помощью ПК
1 ч.
35
Технологические операции обработки металлов ручными инструментами: правка, разметка, резание, гибка, зачистка, сверление.
1 ч.
36
Разработка технологии изготовления деталей из металлов и искусственных материалов
1 ч.
37
Точность обработки и качество деталей. Контрольно-измерительные инструменты.
1 ч.
Контролировать ход и результаты выполнения проекта.
Обобщать понятия, осуществлять логические операции.
38
Правка заготовок из тонколистового металла и проволоки. Инструменты и приспособления для правки
1 ч.
39
Сборка изделий из тонколистового металла,
проволоки, искусственных материалов.
1 ч.
Реализовывать замысел, осуществлять технологический процесс.
40
Изготовление деталей из тонколистового металла, проволоки, пластмассы.
1 ч.
41
Способы отделки поверхностей изделий из металлов и искусственных материалов.
1 ч.
Самостоятельно ставить проблему и аргументировать её актуальность.
Самостоятельно выполнять учебный проект и представлять продукт работы.
42
Отделка изделий из тонколистового металла, проволоки, искусственных материалов.
1 ч.
Тема «Технологии машинной обработки металлов и искусственных материалов» (2 ч.)
43
Понятие о машинах и механизмах. Профессии, связанные с обслуживанием машин и механизмов
1 ч.
Выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, явлений.
44
Ознакомление с механизмами, машинами, соединениями, деталями.
1 ч.
Тема «Технологии художественно-прикладной обработки материалов» (6 ч.)
45
Традиционные виды декоративно-прикладного творчества и народных промыслов при работе с древесиной.
1 ч.
Осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, выбирая основания и критерии для указанных логических операций.
46
Разработка эскизов изделий и их декоративного оформления
1 ч.
47
Единство функционального назначения, формы и художественного оформления изделия.
1 ч.
Самостоятельно выполнять учебный проект и представлять продукт работы.
Осуществлять поиск новых решений возникшей проблемы.
48
Изготовление изделий декоративно-прикладного творчества по эскизам и чертежам
1 ч.
49
Технологии художественно-прикладной обработки материалов.
1 ч.
Пользоваться основными видами проектной документации; готовить пояснительную записку к проекту; оформлять проектные материалы.
50
Отделка и презентация изделий
1 ч.
Раздел «Технологии домашнего хозяйства» (6 ч)
Тема «Технологии ремонта деталей интерьера, одежды и обуви и ухода за ними» (4 ч.)
51
Интерьер жилого помещения. Способы ухода за жильём
1 ч.
Выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, явлений.
52
Соблюдение правил безопасности при уборке помещения
1 ч.
53
Технологии ухода за одеждой: хранение, чистка и стирка
1 ч.
Осуществлять технологические процессы создания или ремонта материальных объектов.
одежды.
54
Выполнение мелкого ремонта одежды
1 ч.
Тема «Эстетика и экология жилища» (2 ч.)
55
Источники семейных доходов и бюджет семьи.
1 ч.
Самостоятельно проводить исследование на основе применения методов наблюдения и эксперимента.
56
Определение потребительских качеств товаров и услуг
1 ч.
Раздел «Технологии исследовательской и опытнической деятельности» (14 ч)
57
Понятие творческого проекта. Порядок выбора темы проекта. Выбор тем проектов на основе потребностей и спроса на рынке товаров и услуг.
1 ч.
Пользоваться основными видами проектной документации; готовить пояснительную записку к проекту; оформлять проектные материалы.
Находить в учебной литературе сведения, необходимые для конструирования объекта и осуществления выбранной технологии.
Формулировать и обосновывать гипотезу под руководством учителя
58
Формулирование требований к выбранному изделию
1 ч.
59
Методы поиска информации. Этапы выполнения проекта.
1 ч.
60
Поиск необходимой информации.
1 ч.
61
Технические и технологические задачи при проектировании изделия, пути их решения.
1 ч.
Проявлять инновационные подходы к решению учебных и практических задач.
Объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования.
62
Выполнение эскиза, модели изделия
1 ч.
63
Технические и технологические задачи при проектировании изделия, пути их решения.
1 ч.
Проявлять инновационные подходы к решению учебных и практических задач.
Объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования.
64
Выполнение эскиза, модели изделия
1 ч.
65
Подготовка графической и технологической документации.
1 ч.
Строить классификацию на основе отрицания.
Решать учебную и трудовую задачи на основе заданных алгоритмов.
66
Составление учебной инструкционной карты
1 ч.
67
Расчёт стоимости материалов для изготовления изделия.
1 ч.
Координировать совместную познавательно-трудовую деятельность с другими ее участниками.
Давать примерную оценку стоимости произведённого продукта как товара на рынке; разрабатывать вариант рекламы для продукта труда.
68
Оценка стоимости материалов для изготовления изделия
1ч.
69
Окончательный контроль и оценка проекта.
1 ч.
Представлять результаты выполненного проекта, представлять проект к защите.
70
Презентация проектов
1ч.
13PAGE 15
13PAGE 142415
hj Заголовок 1Заголовок 2Заголовок 3Заголовок 715