Доклад«Воспитание экологического сознания детей дошкольного возраста в процессе специальных занятий и бесед, в свободной деятельности».
«Воспитание экологического сознания детей дошкольного возраста в процессе специальных занятий и бесед, в свободной деятельности».
2016 г. «На красоту ребенок сам не обратит внимания, если ему не показать, не рассказать о ней. Дети понимают идею лишь тогда, когда она воплощена в ярких образах»
/В.Сухомлинский/
Формирование экологической культуры населения, начало ее становления падает на первые семь-восемь лет жизни ребенка. Дошкольное детство - ответственный период жизни человека: закладываются основы правильного отношения к окружающему миру (природе, вещам, людям), ценностной ориентации в нем. Работа по экологическому воспитанию детей этого возраста обладает большими возможностями и перспективой.
Взаимодействие человека с природой - чрезвычайно важный аспект экологии, ставший основой бурно развивающихся отраслей - социальной экологии и экологии человека - не может остаться в стороне от познания ребенком окружающего мира.
Цель экологического воспитания детей - формирование начал экологической культуры, что позволит в дальнейшем, успешно усваивать в совокупности практический и духовный опыт взаимодействия человека с природой, который обеспечит его выживание и развитие. Эта цель согласуется с концепцией дошкольного воспитания, которая, ориентируясь на общечеловеческие ценности, ставит задачу личностного развития ребенка: заложить в дошкольном детстве фундамент личностной культуры, гуманистические качества в человеке, красота добро, истина в четырех ведущих сферах действительности - в природе, рукотворном мире, окружающих людях и себе самом - это те ценности, на которые ориентируется дошкольная педагогика нашего времени. Формирование начал экологической культуры - это становление осознанно-правильного отношения непосредственно к самой природе во всем ее многообразии, к людям, создающим на ее основе материальные богатства или духовные ценности. Это также отношение к себе, как части природы, понимание ценности жизни и здоровья и их зависимости от состояния окружающей среды. Это осознание своих умений созидательно взаимодействовать с природой.
Первоначальные элементы экологической культуры складываются на основе взаимодействия детей под руководством взрослых с предметно-природным миром, который их окружает: растениями, животными, их средой обитания, предметами, изготовленными людьми из материалов природного происхождения.
Содержание экологического воспитания включает два аспекта: передачу экологических знаний и их трансформацию в отношение. Знания являются обязательным компонентом процесса формирования начал экологической культуры, а отношение - конечным его продуктом. Экологические знания формируют осознанный характер отношения и дают начало экологическому сознанию. Отношение, построенное вне понимания закономерных связей в природе, социоприродных связей человека с окружающей средой, не может быть стержнем экологического сознания, ибо оно игнорирует объективно существующие процессы и опирается на субъективный фактор. Биоцентрический подход к вопросам экологического образования, ставящий в центре внимания природу и рассматривающий человека как ее часть, выдвигает необходимость изучения закономерностей, которые существуют в самой природе. Только знание позволяет человеку правильно взаимодействовать с ней и самому жить по ее законам. Изучение законов природы может быть начато в дошкольном детстве в рамках экологического воспитания. Возможность и успешность этого процесса доказана многочисленными психолого-педагогическими отечественными исследованиями. Вот поэтому я решила взять данную тему для системной проработки данного вопроса.
Первые восемь лет жизни ребенка - это период бурного, чрезвычайно интенсивного его развития, непрерывного совершенствования физических возможностей, психики и становления личности. Ребенок в эти годы овладевает телом и основными движениями, на основе быстро развивающейся сенсорики и двигательной координации формируются и совершенствуются процессы восприятия. Ребенок овладевает речью, а интеллект его проходит основные стадии развития - от наглядно-действенного до логического. Быстро накапливается жизненный опыт, расширяется круг представлений, и эмоциональность ребенка становится управляемой. Появляется самосознание, понимание своего места в кругу близких и знакомых людей. Ребенок начинает осознанно ориентироваться в окружающем предметно-природном мире, вычленять его ценности. Возникает вопрос: доступно ли дошкольникам усвоение знаний о различных взаимосвязях в природе? Можно ли в этом возрасте начать экологическое образование, экологическое воспитание? Практикой дошкольного воспитания выявлено: элементарные, наглядно представленные зависимости природных явлений доступны уже детям младшего дошкольного возраста. Педагогическими исследованиями, проведенными в Москве, Санкт- Петербурге, установлено также, что дошкольники понимают зависимость жизни растений от таких факторов, как влага, свет, тепло, хорошая почва, с интересом относятся и понимают явление приспособленности диких животных к среде обитания. Экспериментальными работами показано, что при специальной организации старшие дошкольники могут прослеживать и понимать цепочки биоценологических связей в некоторых биотопах, например, связи внутри сообщества лесных растений; связи между обитателями луга (растениями, насекомыми). Важным содержательным элементом экологического воспитания в первые восемь лет является формирование у детей первоначального понимания специфики живого организма, его самоценности и неповторимости.
Дети поступают в школу-интернат в течение всего года. Контингент детей трудный - поступают в основном дети из неблагополучных семей, которые имеют и отставание психического развития и отклонения в здоровье: дефекты речи, энурез, часто болеют простудными заболеваниями. Основная группа здоровья у ребят - вторая? Поэтому усилия нашего коллектива и персонала направлены создание благоприятного психологического климата, на общее укрепление и оздоровление дошкольников, на создание домашней обстановки.
Воспитательное значение природы трудно переоценить. Природа оказывает огромное влияние на формирование личности, ее умственное, нравственное, эстетическое, трудовое, физическое воспитание. Общаясь с животными, растениями, человек становится чище, добрее, мягче. В нем пробуждаются самые лучшие человеческие качества. Мы знаем, что человек живет и развивается за счет природы, но тысячелетия мы покоряли её, беспощадно убивали животных, вырубали леса, загрязняли реки, моря и озера. Сейчас пробил тот час, когда надо остановиться. Человеку нужен чистый воздух, кристально чистая вода, экологически чистые овощи и фрукты. На смену нам идет новое поколение и наша главная задача - прививать любовь к природе, навеки бережного отношения к ней. Ведь встав взрослыми, мы часто вспоминаем детство. Много, конечно, забывается, но то, что связано с природой, навсегда остается в памяти. Разве можно забыть, то чудное ощущение, которое мы испытывали, когда подкармливали прямо из рук зимующих птиц, когда попадали в сказочный зимний лес. Осмыслив актуальность этой проблемы, мной были изучены различные программы по экологическому воспитанию детей, например «Мы земляне», «Семицветик», «Юный эколог» и др. и самой приемлемой для меня оказалась программа «Юный эколог» разработанная С.Н. Николаевой, так как именно эта методика наиболее выпукло и объемно дает необходимый запас экологических знаний, умений и навыков. Программа привлекла меня тем, что в ней хорошо сбалансирована система научных знаний с уровнем развития дошкольника: экскурсии на природу; знакомство с живыми объектами; игра; уход за растениями; животными - все это позволяет приобщить ребенка к правильному восприятию и осознанию своего места и роли в окружающей среде. Мир огромен, а ребенок еще мал и опыт его ограничен. Поэтому нужно знакомить его с природой постепенно. Создавать условия, чтобы у ребенка формировалось правильное представление о ней. Исходя из особенностей восприятия природы детьми я выделила основные задачи:
Дать детям соответствующие их возрасту знания об окружающей природе.
Сформировать гуманное отношение к природе: научить беречь и защищать окружающий мир.
Научить правильно вести себя в природном окружении.
Привить необходимые навыки труда в природе.
Научить детей наблюдать, развивать у них внимание, способность замечать свойства предметов и явлений, делать простейшие выводы на основе сравнения знакомого и незнакомого.
На основании этих задач составила план работы, который в процессе выполнения изменялся и добавлялся. Составила экологическую тропу вокруг детского дома и за территорией, расписала маршрут. Для каждого выхода подбирала материал для беседы, стихи, пословицы, поговорки, небольшие рассказы. Всю работу по экологическому воспитанию распределила по таким видам деятельности:
а) занятие
б) чтение художественной литературы
в) наблюдение в группе и на прогулке
г) экскурсии
д) экскурсии-походы
е) викторины, КВНы
ё) труд в уголке природы, на участке, в огороде
Я с желанием взялась за дело. Занятия проводила программные и брала из журнала «Дошкольное воспитание». Было проведено необычное занятие «Приход доктора Айболита». Доктор осматривал детей, советовал принимать витамины, а витамины - это овощи и фрукты. Еще несколько раз к детям приходил этот доктор. Он осматривал растения в уголке, давая детям советы, как надо за ними ухаживать. После занятия дети замечали изменения у растений, чаще рыхлили почву, поливали, убирали сухие листья, опрыскивали растения. Провела цикл интересных бесед и занятий о воде и снеге. Дала детям понять, что воду надо беречь, что она может быть твердой, сладкой, кислой, соленой, а может превратиться в пар. Дети с большим интересом, сами проводили опыты с водой, снегом.
После бесед об овощах провела итоговое занятие «Ах картошка, картошка». С детьми закрепила знания о картошке, как продукте питания, а также продукте необходимом для лечения некоторых заболеваний.
Провела занятия «черепаха». Прочитали и рассмотрели книгу «Рептилии». Всегда интересно проходили занятия с живым объектом. Рассматривали с детьми кролика, бычка в поле. Так закрепили знания о домашних животных. Была организована экскурсия в библиотеку, где дети познакомились с писателем В.Бианки. Мы прочитали сказку «Чей нос лучше». Знакомство с творчеством этого писателя я сопровождаю весь учебный год. Прочитала все главы «Мышонок Пик». Дети очень полюбили мышонка. Они делали свои рисунки, очень забавные, но с большой любовью. Все приключения отображались в этих работах, мышонок плывущий на корабле, встреча мышонка с лягушкой, возвращение мышонка домой. Много рассказов прочитали из «Лесной газеты». После чтения о мышонке, мы рассмотрели хомячка, сравнивали его со сказочным героем. Продолжали и продолжаем читать произведения В.Бианки. Детям очень нравятся эти сказки. После всех прочитанных рассказов у нас проходили бурные беседы. Ребята очень переживали за героев.
Чтобы лучше с детьми запомнить 12 месяцев прочитали сказку «Синичкин календарь». Сделали птицу-синицу Зиньку, старого Воробья и синичку Зиньзивер. Каждый месяц читали главу из книги, вносила синицу Зиньку, а иногда старого Воробья. Дети долго не могли привыкнуть к бумажной птице, говорили «Она не живая». Я им объяснила, что птица сделана из бумаги, она прилетела к нам из сказки В.Бианки. Так постепенно дети привыкли к этим птицам. Провела комплексное занятие «Осень» с использованием календаря природы, иллюстраций, музыки П И. Чайковского из цикла «Времена года», стихов Пушкина «Унылая пора, очей очарование». Дети рисовали осень, лепили овощи, фрукты, грибы.
В процессе всех проводимых занятий, бесед. Я замечала, что дети в ходе конкретных наблюдений легко могли установить связь между различными природными явлениями. Например, наблюдая за птицами, дети могли связать их прилет весной, с температурой воздуха, таяния снега, вскрытием водоемов, появлением насекомых. Ребята разбирались в том, что до тех пор, пока не появляются насекомые - птицы не прилетают, пока речка не «тронется» - не прилетают водоплавающие пернатые (гуси, утки). Таяние же снега, вскрытие рек, появление насекомых связано с повышением температуры.
«Пустая голова не рассуждает: чем больше опыта, тем более способная она рассуждать», писал известный психолог П. Л. Блонский, чтобы «наполнить головы» детей интересным содержанием, я проводила с ними различные опыты и наблюдения. Очень много наблюдений провели за мать-и-мачехой, одуванчиками. Первое наблюдение провела в солнечную погоду. Цветов было много, дети на вопрос, «что растет на лужайке?» отвечали так:
Одуванчики и мать-и-мачеха, первые цветы.
Похоже на золотой луг.
Это первые весенние цветы.
Они похожи на желтых цыплят.
Когда однажды вечером дети увидели, что цветы закрыты - и на вопрос «почему они закрыты?» дети отвечали:
Они спать хотят.
На другой день погода стояла пасмурная. Когда, выйдя на улицу, мы заметили, что цветы остались закрытыми. На вопрос «почему не раскрылись цветы?» дети отвечали:
Солнышка нет, они не хотят раскрываться.
Таким образом, мы с детьми установили, по каким причинам не раскрываются цветы:
когда им холодно;
когда дождь,
когда солнца мало.
Однажды весной на прогулке после дождя рассматривали дождевых червей. Объяснила им, что эти черви хорошие, они рыхлят землю, и этим делают хорошо растениям. Дети сказали: «Мы их будем закапывать в землю, они боятся, когда на них смотрят. Червяки очень красивые, очень интересно ползают». Еще провела ряд бесед о насекомых, рассказала какой вред и какую пользу они приносят.
На черемухе рассмотрели с детьми тлю. Рассказала, что тля может уничтожить весь урожай и тут же рассмотрели божью коровку, и отметили, что этот маленький жучок поедает этих вредителей.
Ребята постепенно учились беречь насекомых, они уже не наступали на них, а рассматривали и отпускали. Чтобы дети отличали живое от неживого, я решила уточнить признаки организма: живое дышит, питается, размножается, растет, развивается, двигается.
С этой целью мы с детьми проводили различные опыты, в частности с луком, растущим в разных условиях. Здесь мы выявили зависимость изменения зелени лука от степени освещения, температуры, воздуха, наличия и отсутствия воды и земли.
Такие наблюдения позволяли детям сделать вывод, что с уменьшением солнечного освещения, тепла, воды, земли, начинает изменяться окраска «перышек» лука или они отсутствуют вовсе. Наблюдения проводили в течение нескольких недель, заданы были разные условия выращивания. Одна баночка с водой в тепле, на свету; вторая - без воды, в тепле, на свету; третья с водой в холоде, на свету; четвертая - с водой, в тепле, в темном месте; пятая - с землей, на свету, в тепле. Каждый день дети наблюдали, как растет лук, появились ли корешки, выросли ли «перышки». Ребята принимали участие в этом опыте с огромным интересом. При посадке дети отметили, что из луковицы-репки, можно вырастить зеленый лук. Он очень полезен взрослым и детям, особенно зимой и весной, т.к. в нем много витаминов, которые убивают микробов. Ребята говорили, что луковицам будет хорошо, если будет вода, солнышко, свет, тепло, то лук быстро вырастет.
Каждое утро дети подходили к баночкам с луковицами, с большим вниманием осматривали, приговаривали:
Здесь корешки большие, а без воды не растут, а в темноте очень длинные.
Длинные и все закрутились, в банке места мало.
Дети постоянно сравнивали луковицы между собой, находили различия. Артем говорит: «Лук растет по-разному, потому что в разных местах: на солнышке луку хорошо, а в темноте «перышки» пожелтели». В итоге мы сравнили все 5 луковиц и сделали вывод: что в 4-х баночках появились перья, не изменилось в баночке, где нет воды. Дети отметили, что «перышки» хорошие у той луковицы, которая находилась в самых хороших условиях: и в воде, и в земле, в тепле, и на свету. Аналогичные опыты проводились с ветками тополя, и смородины т.к. здесь прослеживалось нарастание корневой системы. Ветки рассматривались и сравнивались. Вели наблюдение за птицами во дворе, старшие школьники сделали кормушки. Дети приносили корм, наблюдали, кто прилетал. Проводила цикл наблюдений за водой, снегом и льдом. Дети в группу приносили снег; растапливали его в тарелке и убеждались в том, что снеговая вода грязная. Дети с большим желанием дежурили в уголке природы, отмечали погоду. В процессе этих наблюдений, опытов, дежурств, я замечала какие изменения происходили в самих детях. Они становились более внимательными друг к другу. Сглаживался их эгоизм, стала появляться забота о слабых. Чаще в речи стали мелькать выражения «растению больно», «оно просыпается», «его надо подкармливать».
Природа обогащает человека духовно. Задача воспитателя состоит в том, чтобы помочь ребенку увидеть ее красоту, уметь ценить и пользоваться увиденным. Чтобы увидеть красоту природы, необходимо быть к ней ближе. Для этого я проводила экскурсии. На экскурсии ходили по маршрутам экологической тропы.
Первые шаги мы сделали по двору детского дома. С детьми составили такие маршруты:
Цветы в нашем цветнике.
Деревья вокруг нас.
Кустарники.
Лечебные травы.
На каждом маршруте мы делали остановки, например: «Деревья вокруг нас», «Русская красавица», «Рябинушка красная» и т.д. Название остановок зависело от времени года. Весной остановка около черноплодной рябины «Рябинушка душистая», летом «Что нам рябинушка подарит». За территорией д/д использовала маршрут «Парк». По дороге в парк на площади остановка у голубых елей, сравнивали с нашей зеленой елочкой, которая растет на площади.
В парке делали остановки у различных деревьев. Парк находится недалеко и поэтому мы ходили туда часто и в разное время года. Наблюдали какие изменения происходят с деревьями, травами, общим видом парка. Провела такие экскурсии: «Листопад, листопад листья желтые летят», «Золотые сказки осени», «Зимняя сказка», «На деревья, на лужок, тихо падает снежок» и т.д. Очень много собрали листьев для занятий по ИЗО, для игр.
Чем дети становились старше, тем наш маршрут стал удлиняться. Сквер около бани, где много растет американского и русского клена, собирали листья, сравнивали их друг с другом. Затем мы с детьми открыли уголок на улице Пионерской. Здесь очень много разных деревьев (клен, акация, липа, береза), с большим интересом рассматривали кору деревьев, играли в игры «От какого дерева лист», «Кто первый до дерева». Учились вести себя в окружении природы.
В одну из экскурсий мы нашли гриб-подберезовик. После этой экскурсии провела беседу о съедобных и несъедобных грибах. Рассказала, какую пользу приносят для диких зверей мухоморы.
Дальше наш путь лежал в поле и в овраги за ул. Свердлова. Дети раз от раза открывали себе новый мир, получали более глубокие знания о деревьях, они знали, что лес наше богатство, а деревья, кустарники, трава - частица родной природы. Например, всюду растет наша русская белоствольная береза, так ласково воспетая народом. С детьми мы вспоминали стихи и песни. Дарили ей «ленты в косы». Очень много стихов, песен и загадок вспоминали, приходя в лес. Сравнивали деревья, определяли цвет, форму, сравнивали листья, хвою. По дороге собирали растения для гербария.
Кроме задушевных бесед, веселых игр вместе с детьми, пытались ответить на вопрос: какую пользу приносит лес и в частности деревья. Дети говорили «Очищают воздух, дают кислород, дом для птиц и других животных, пищу для них. Ребята узнали, что из деревьев человек делает многое: бумагу, мебель, посуду и т.д. Нужно много труда и времени, чтобы вырос такой красивый и богатый лес. А это значит, необходимо охранять лес и всю природу. Во время этих экскурсий знакомила детей с лесными ярусами, какое растение для каждого яруса. Объясняла детям, что все лесные звери и птицы живут только на своем этаже. Я учу, чтобы дети видели не только красивое, но и следы грубого отношения людей к природе. Дети с болью в сердце отмечали, сколько много срубленных, сломанных веток. В зимнее время проводила экскурсии по экологической тропе, чтобы дети сравнивали лес в разное время года. Много радости и удивления доставляло детям показ травы, зимующей под снегом (осторожно раскопав снег, можно увидеть пожелтевшую траву, зеленые листики). По дороге дети рассказывали, как надо вести себя в лесу, мы всегда брали «знаки» на тропу. Дети говорили перебивая друг друга «не шуметь», ходить друг за другом, по тропинке, летом не разорять муравейники, гнезда, не брать из леса животных домой. А какие интересные праздники и развлечения проводили на тропе «Праздник живой елочки», «Здравствуй лесовичок», «Лето красное», «Встреча с лесовичком» и т.д. Лесовичок стал постоянным гостем. Дети вместе с ним рассматривали пещеру откуда появился старичок-лесовичок, искали ягоды, грибы, шишки. Играли с лесовичком в игры, пели песни для него, читали стихи. В заключении праздников он угощал детей лесными сладостями. Роль старичка выполняла я Зимой еще раз мы встретились с лесовичком на празднике «Здравствуй зимушка». Дети принесли для лесных жителей угощение. Для птиц- семена, зерна, хлебные крошки, для зайцев моркови, для белочек орехов. Лесовик пригласил детей покататься с горки, показал красоту зимнего леса. Дети прочитали стихи о зиме, пригласили лесовичка на новогоднюю елку, а лесовичок обещал подарить на новый год детям елку и от лесовичка дети получили мешочек с лекарственными травами. Траву передали медикам и всю зиму пили чай с лекарственными травами. Детям также развлечения очень нравятся.
За лето и за осень мы заготовили много природного материала, в свободное время и во время занятий делами различные поделки. Провела конкурс поделок среди детей. Первое место заняла Настя. Для закрепления впечатлений, полученных на экскурсиях. В группе проводила экологический досуг «Прогулка в лес», «Мой край родной», «Земля наш общий дом». Углубленная работа по экологическому воспитанию убедила меня в необходимости изготовления дидактических игр и пособий экологического содержания, так как их отсутствие мешает правильно осуществлять работу с детьми.
На 23 картинках, которые предъявлялись детям, было представлено большое разнообразие объектов: животные, растительные формы, неодушевленные предметы, человек. Детям предлагалось выбрать «живые существа», объяснить, как они их узнали. Результаты показали: у детей имеются правильные представления о живых существах. Обнаруживалась определенная тенденция в характере знаний детей разного возраста: дети пятого года жизни путают живые и неживые объекты, старшие дошкольники их четко различают, но содержание представлений о живом неполно: оно включает в себя главным образом животных и человека. Большинство ребят средней группы молчали. Правильно объяснили свой выбор несколько человек. На вопрос «Как вы узнали, что все это живое?» Отвечали: «Потому что все растет и ходит». Подавляющее большинство детей назвали один значимый признак живых существ - их перемещение в пространстве. В детских объяснениях это звучало таким образом: «Потому что они двигаются, шевелятся», «Потому что они живут - это значит, сами летают, ползают, ходят». Объяснения выявили важные признаки живого организма: их видимого перемещения в пространстве, необходимость питания, чувствительность, специфика строения.
Итак, практикой и исследованиями доказано, что первые семь-восемь лет - это период становления личности человека, развития в нем ценностей ориентации в окружающем мире. Доказано, что возможности ребенка этого возраста (физические, психические, интеллектуальные) позволяют целенаправленно формировать в нем начало экологической культуры, закладывать основы нравственного взаимодействия с окружающей природой.
Экологические знания стали включаться в такие занятия, как обучение рассказыванию, рисование, математика. С детьми проводила целевые прогулки с эстетическим содержанием, например: «Апрель голубой», «Золотые сказки осени», «Зимняя сказка» на которых учила детей всматриваться в окружающую природу другими глазами, замечать ее красоту. При наблюдении на прогулках опираюсь на народный календарь, широко использую народные загадки, пословицы.
Эта работа не только развивает наблюдательность детей, но и побуждает детей делать выводы о тех или иных явлениях происходящих в живой и неживой природе, развивая логическое мышление и разговорную речь ребенка.
Если в начале моей работы дети выступали в роли зрителей, наблюдателей, то сейчас, в результате целенаправленной работы, произошли существенные изменения в их поступках и поведении, в отношении к природе. Дети очень любят поливать комнатные цветы, деревья и кустарники во дворе. С интересом наблюдают за трудом старших школьников. Наличие животных (кошек, собак) позволяет детям наглядно видеть результаты труда при их кормлении, которое доставляет большое удовлетворение и радость. Беседы о добрых делах способствует тому, что у ребят возникло желание совершать добрые поступки, у них появилось чувство собственного достоинства. Так шаг за шагом я стремлюсь привить детям бережное, любовное отношение к окружающему миру.
ТЕМАТИЧУСКИЙ ПЛАН НА ГОД
Сентябрь
О матушке природе. Что такое природа, о ее значении. Выставка работ «Красота природы». Планета Земля – общий дом. О нашем доме, городе, планете, стране. О разнообразии царств природы, наблюдения. Иллюстрированный материал о народах мира, странах. Легенды «Самая старая сказка», «Ноев ковчег». Лепка, аппликация, рисунок. Небо. Космос. Что мы знаем о небе. Есть ли у неба конец, что живет в далеких глубинах неба, о солнечной системе. Как небо связано с землей. Начальные экологические знания.
Времена года. Встреча осени. Наблюдения в природе признаков осени, изменения в различных царствах природы. Музыка осени и осенние настроения. Осень в изобразительном искусстве. Картины: Левитан «Золотая осень», Шишкин «В дубовом лесу». Рассказы и сказки «Серая шейка», Ушинский – детям. Рисунок, лепка, аппликация.
Октябрь.
Прощание с цветами, листьями, птицами. Наблюдения за последними цветами, листьями, отлетом птиц, иллюстрированный материал о цветах и птицах. Беседа о пользе и красоте этих царств природы, об их взаимосвязи. Украшение трафаретов , поделок цветами и листьями, рисунок, лепка, аппликация.
Ноябрь
Русский лес, предзимье, «Лесная газета» Бианки, М Пришвин «Времена года». Иллюстрированный материал о лесе , его обитателях, кто и как к зиме готовится. Первый снег и первые морозы. Зимние превращения. Наблюдения за изменениями в природе. О круговороте воды в природе и ее превращениях. Народные приметы оснеге. Беседы о значении снежного покрова для земли и царств природы. Рисунок, лепка, аппликация.
Сострадание и взаимопомощь. Беседы о помощи друг другу, ее значении и необходимости. Рассказы и сказки о том, как животные помогали людям и наоборот. Рисунок, лепка, аппликация на темы «Мой друг», «Хоровод друзей», «Чем я могу помочь».
Декабрь
Месяц зимних сказок. Зимний лес, зимняя природа в изображении, декоративном прикладном искусстве. Музыка зимы. Сказка «Госпожа метелица». Сказка «Двенадцать месяцев». Обсуждение сказки. Рисунок. Подготовка к новогодней елке . Изготовление новогодних костюмов. Встреча нового года.
Январь
Рождество. О смысле и значении рождении человека, о том, зачем жил Христос, что Он хотел сделать для людей и что сделал.
Люди и звезды. Наблюдение за звездным небом, ориентиры по звездам.
Горы героев. Горы как символ духовного подвига. О героях всего мира, их общей цели. Фрагменты из сказаний, легенд и сказок.
Февраль
Масленица. Зазывание солнца и весны, изготовление чучела ,символизирующего все, что должно быть сожжено. Праздник Масленицы, сжигание чучела.
Март
Сердце матери. День женщин всего мира. Изготовление подарков любимым женщинам. Стихи песни о женщинах.
День рождения весны. Вестник весны. Наблюдение за перелетными птицами. Изготовление птичек из пластилина, бумаги. Конкурс рисунка «Птица-Весна». Весенние рассказы, сказки, стихи о весне.
Появление живой воды. Вода на планете. Наблюдения за снеготаянием, первые лужи . О значении воды в природе и в жизни человека.
Апрель
Месяц превращений. Превращения в природе, сказках, в игре. Наблюдения за происходящими превращениями в природе. Волшебные сказки «Финист-ясный сокол», «Иван-царевич и серый волк». Викторина «Угадай сказку». Беседа о бесконечном обновлении природы и возможностях человека.
Рождение мира . Легенда о сотворении мира. Бабочки-символ возрождения.
Возрождение природы. Пасха. Встреча с цветами, листьями, птицами, жуками. Изготовление экологического журнала «Друг Природы».
Семейный праздник. Наблюдение за появившимися представителями животного царства. Сказки и рассказы «Весна в лесу», «Кто о чем поет», игры-театрализации по сказкам.
Май
Праздник весны и труда. День Победы. Праздник труда и чистоты у себя дома. О Гербе России. Рассказы о героях-победителях.
Город Будущего. Планета Будущего. Беседа о городе Будущего, каким его представляем. Что самое лучшее возьмем в будущее? Что поселим на планете Будущего? Рисунок, аппликация, лепка города и планеты Будущего. Каким должен быть человек будущего? Необыкновенные города в сказках и легендах.
,