План — конспект к презентации: Искусство славит женщину во все времена
«Искусство славит женщину во все времена»
Литературно- художественный вечер.
Характеристика аудитории.
Данное внеклассное мероприятие проводится с подростками, учащимися 6 го класса. Мероприятие можно использовать как при проведении классного часа, внеклассного мероприятия или как открытый урок изобразительного искусства.
Цели:
- формировать духовный мир подростка, любовь и интерес к искусству через произведения живописцев, композиторов, поэтов разных времен;
- воспитание любви и уважения к женщине - матери, сестре, девушке.
Задачи:
- расширить область знаний по изобразительному искусству, музыке и поэзии;
- развитие сценических навыков;
- воспитание доброты, чувства долга, патриотизма, уважения к женщине.
Оборудование
- презентация на экране;
- баян;
- столы, покрытые скатертью, канделябры со свечами, маленькие цветочные композиции;
- стенд детских работ «Наш портретный вернисаж»;
- стенд репродукций известных художников «Женские образы в разные времена и эпохи»;
- стенд «Литературные строки о женщине - матери, о женщине-герое, участницы в Великой Отечественной Войне».
Зрительный ряд:
1.Демонстрация репродукций Ф. Рокотова «Портрет А.П.Струйской», В. Боровиковского «Портрет М.И. Лопухиной», К. Брюллова «Всадница», К. Васильева «Ожидание», Рафаэлло Санти «Сикстинская Мадонна, И. Зарипова «Дома», К. Петрова- Водкина «В Петрограде»;
- на стенде «Женские образы в разные времена и эпохи» репродукции художников: Леонардо да Винчи «Мона Лиза», Фрагонар «Читающая девушка», Рембрандт Ван Рейн «Богиня Флоры», О.Ренуар «Портрет Жанны Самарии», В. Серов «Девушка, освященная солнцем»Музыкальное сопровождение: Ф. Шуберт «Аве Мария», Луиза Хайрутдинова «Моя мама», произведения Л.В. Бетховена, Моцарта, Д. Хайдена, Сара Садыковой.
Художественное слово: А. Марков «Сикстинская Мадонна», Роберт Минулин «Мама нужна»», Николай Заболоцкий «Любите живопись, поэты!», Яков Полонский «К портрету Лопухиной», Анна Ахматова «Полно мне леденеть от страха», А. С. Пушкин «Красавица», отрывок из пьесы М. Хусаинова « Мамино белое платье».Применяемая методика.
Данное мероприятие проводится как литературно – музыкальный вечер с использованием презентацией в созданной программе Power Point.
Предварительные задания на выбор по желанию:
1. Подготовить короткие сообщения о художниках Рафаэля Санти, И, Зарипова, Ф.Рокотова, В. Боровиковского, К. Брюллова, К. Васильева, К. Петрова-Водкина, об их портретных произведениях;
2. Подготовить стихи, посвященные портретам, вышеназванных художников;
3. Написать сочинение на тему «Мой женский идеал».
4. Подготовить песню «Моя мама» на слова Роберта Минуллина и музыки Луизы Хайрутдиновой.
5.Подготовить сцену из произведения татарского драматурга Мансура Хусаинова «Мамино белое платье».
Содержание внеклассного мероприятия.
1. Значение изобразительного искусства, музыки и поэзии в жизни человека.
2.Выявление образ женщины – матери через произведения С. Рафаэля «Сикстинская Мадонна», Ф. Шуберта «Аве Мария», А. Маркова «Сикстинская мадонна», «Женщина с ребенком на руках», И.Зарипова «Дома», Р.Минуллина «Эни кирэк», пьеса «Мамино белое платье».
3. Выявление образа женщины-матери и женщины –героя в военное время через произведения Э. Делакруа, Самсонова, К.Петрова – Водкина «В Петрограде».
4. Выявление образа женщины и красота через произведения русской живописи ХУ111 и н. Х1Х века Ф. Рокотова «Портрет А.П.Струйской», поэта Николая Заболоцкого «Любите живопись, поэты», В.Л. Боровиковского «Портрет М.И.Лопухиной», Я. Полонского «К портрету Лопухиной», К. П. Брюллова «Всадница», А.С. Пушкина «Красавица», К.А. Васильева «Ожидание», Анны Ахматовой «Полно мне леденеть мне от страха».5. Выдержки из сочинений учеников «Мой женский идеал». Размышления детей о женском образе, своих матерях.
Ожидаемые результаты.
1.Живой, эмоциональный отклик на произведения изобразительного искусства, музыки и поэзии.
2. Отзывчивость, оценка своих взглядов по отношению к матери, сестре, сверстнице.
Ход вечера:
Звучит музыка, зажигаются свечи. Учитель приветствует всех.
Ведущий:
Слайд №1. Здравствуйте! Сегодня, в преддверии 8 го Марта, мы посвящаем мероприятие женскому образу в литературе, живописи и музыке.
Всюду, в любом произведении искусства, будь то поэма, музыкальная пьеса или полотно живописца, мы чувствуем дыхание жизни, познаем различные ее грани. Жизнь открывается нам через изображение, через слово, через мелодию; каждое из этих открытий бывает по – настоящему волнующим, заставляет думать, плакать, смеяться.
Одной из любимых тем в поэзии, музыке и живописи всегда была тема любви к женщине, матери, сестре, любимой.
Слайд№2
Без солнца не цветут цветы,
Без любви нет счастья,
Без женщин нет любви,
Без матери нет ни поэта, ни героя.
Вся гордость мира от матерей!
( М.Горький)
Слайд№3. Первую часть нашего поэтического вернисажа мы посвящаем женщине – матери.
Слайд№4. А начнем мы его с великого мастера эпохи Высокого Возрождения Рафаэля Санти.
Слайд№6. Перед вами самое известное его произведение – «Сикстинская Мадонна».
Внимательно вглядитесь на картину.
1 чтец. Прекрасная молодая женщина с ребенком на руках легко ступает по облакам навстречу своей трагической судьбе: чтобы люди были счастливы, Мария должна отдать им своего сына – маленького Христа на страдание и муку. Она в последний раз любовно прижимает его к себе.
Мария остановилась у границы двух миров – небесного и земного. В ее широко раскрытых глазах тревога. Мария смущена зрелищем неустроенного мира, мира тревог и страданий. Прекрасные глаза матери печальны. Она крепче обнимает сына, предчувствуя его горестную судьбу.
Клубятся облака под ногами Марии. Она видит зарницы надвигающейся грозы. И в глазах ребенка отблески грядущих бед. Ветер растрепал ее волосы. Малыш приник к материнской груди и беспокойно всматривается в толпу. С какой бы стороны мы не смотрели на картину, на нас устремлен пристальный взгляд Марии, в котором читаем вопрос: «Не ты ли тот, кто сделал меня, мать, несчастной?»
Рафаэль славит величие женщины и материнство.
2 чтец. Стихотворение А. Маркова «Сикстинская мадонна».
Я часами глядел на Мадонну,
Что бессмертье дала Рафаэлю,
На глаза…
Не от них ли, бездонных,
Даже черствые души светлели.
Не сводил с нее взгляда,
ПокудаДымку облак, накинув на плечи,
Как пригрезившееся чудо,
Мне шагнула Мадонна на встречу.
Не безгрешная та,
Не богиня,
О которой земные не судят.
Просто мать…
Ведущий. Слайд№7. Художники, композиторы и поэты всего мира и во все времена обращались к изображению матери, вкладывая в этот образ красоту и гармонию мира, самые возвышенные чувства и всю духовную силу человечества.
На свете не существует человека роднее и ближе матери. Ее любовь к детям безгранична. Счастлив тот, кто с детства знает материнскую любовь, ласку, заботу.
Моцарт Вольфанг Амадей Фортепианный концерт №21
Слайд№8. 3 чтец. Ученик читает стихотворение В.Берестова «Женщина с ребенком на руках».
Есть в природе знак святой и вещий,
Ярко обозначенный в веках!
Самая прекрасная из женщин –
Женщина с ребенком на руках.
От любой напасти заклиная
(Ей – то уж добра не занимать!)
Нет, не Богоматерь, а земная,
Гордая, возвышенная мать.
Свет любви издревле ей завещан,
Так вот и стоит она в веках –
Самая прекрасная из женщин –
Женщина с ребенком на руках.
Все на свете метится следами,
Сколько б ты не вышагал путей,
Яблоня украшена плодами,
Женщина – судьбой своих детей.
Пусть ей вечно солнце рукоплещет,
Так она и будет жить в веках –
Самая прекрасная из женщин –
Женщина с ребенком на руках.
Звучит музыка – Р.Еникеева «Ариетта».
Слайд№18. Тема материнства не обошла стороной и творчество татарских мастеров., которыми гордится культура Татарстана. Среди них Ильдар Касимович Зарипов, который на своих полотнах передавал представление об идеалах, традициях татарского народа. Избрав темой будничный сюжет, художник придает ему определенную значтельность. Баки Идрисович Урманче сумел рассказать о целой эпохе в жизни татарского народа, о наиболее драматической странице его истории. Размышления художника «о времени и о себе», поиски непереходящих духовных ценностей сродни чувству прекрасного, соединяются с философией и эстетическим идеалом народа. Поэтому искусство Урманче понятно и близко каждому.
Слайд 19. 4 чтец. На картине известного татарского художника И. Зарипова вы видите обычную татарскую крестьянскую избу. За окном – морозный зимний вечер. А в доме тепло и уютно не только от затопленной печи, а от материнской заботы, от ее ласковых и нежных рук. Хорошо, когда мама дома. Она протягивает руки к сыну, а потом возьмет его на руки, расскажет чудесные сказки о загадочной Су Анасы, о страшном, но глупом Шурале. Это картина очень близка к жизни.
Слайд №20. 5 чтец. Ученица читает стихотворение Роберта Минуллина «Эни кирэк».
Коннэр якты булсын очен,
Йокы татлы булсын очен-
Эни кирэк.
Жил-янгырдан саклар очен,
Усаллардан яклар оченЭни кирэк.
Ашлар тэмле булсын очен,
Донья ямьле булсын оченЭни кирэк.
Голлэр чэчэк атсын очен,
Бэхет – шатлык артсын оченЭни кирэк, эни кирэк.
Ин кадерле Кеше жирдэ –
Эни, димэк!
Ведущий. Слайд 25. Женскому образу и образу матери посвящают свои произведения и драматурги. « Эниемнен ак кульмэге» ( Мамино белое платье) - так называется пьеса Мансура Хусаинова, маленький отрывок которого мы вам предлагаем посмотреть.
Отрывок из пьесы
Ведущий. Слайд №26
- Посмотрев отрывок из пьесы невольно возникает вопрос: Почему эта пьеса называется «Мамино белое платье»?
Ответы:
- Белый цвет во многих народах, в том числе и в татарском народе считался символом чистоты, чести, святости. Мать – это самое святое, что есть на земле.
Ведущий.
- В чем драматизм данной пьесы? Какие проблемы подняты в пьесе?
- Мать, вырастившая 10 детей в самые тяжелые для страны годы, остается одна в ситуации неизлечимой болезни. В пьесе подняты проблемы доброты, гуманности, любви, сопереживания, чувства сыновнего и дочернего долга перед матерью.
Ведущий. Слайд№27. Звучит песня «Моя мама», музыка Луизы Хайрутдиновой, слова Роберта Минуллина. Исполняют сестры Айгуль и Алиса Яруллины.
Ведущий. Слайд№28.
Как бы ни манил вас бег событий,Как ни влек бы в свой водоворот,Пуще глаза маму берегитеот обид, от тягот и забот.
"Священная война” (слова В. Лебедева-Кумача)
Ведущий. Слайд 29. Женщина и война…. Что может быть противоестественнее? Женщина, дарящая жизнь и оберегающая ее, и война, уносящая эту жизнь, единственную и неповторимую…. Эти понятия несопоставимы.
Слайд№30. 6 чтец.В период Великой Отечественной Войны в армии служили 800 тысяч женщин, а просились на фронт еще больше. Наше сознание спокойно воспринимает женщину в роли телефонистки, радистки, связистки, врача или медсестры, повара – т. е. в тех ролях, которые не связаны с необходимостью убивать. Но женщина-летчик, снайпер, стрелок, автоматчик, – это уже нечто иное.
Слайд№31. 7 чтец. За период наступательных боев Валерия Гнаровская спасла жизнь более 300 раненым.Когда война бушевала на Востоке Украины, санитарный инструктор Валерия Гнаровская, спасая раненых подопечных, со связкой гранат бросилась под один из наступавших немецких танков и подорвала его. Звание Героя Советского Союза ей было присвоено посмертно.
Звучит музыка «Вокализ» Сергея Рахманинова
Звучит стихотворение "Смерть девушки” (Мусса Джалиль1942 г.)слайд №32. 8 чтец.
Сто раненых она спасла одна,И вынесла из огненного шквала,Водою напоила их она,И раны их сама забинтовала.
Под ливнем раскаленного свинцаОна ползла, ползла без остановкиИ, раненого подобрав бойца,Не забывала о его винтовке.
Сто жизней молодая жизнь зажглаИ вдруг сама погасла в час кровавый…Но сто сердец на славные делаЕе посмертной вдохновятся славой.
Погасла, не успев расцвесть. Но, как заря рождает день, сгорая, Врагу погибель, принеся, онаБессмертною осталась, умирая. Ведущий. Звучит песня "На всю оставшуюся жизнь” (Слова В. Бахтина и П. Фоменко). Исполняют: Низамов Альфис и Яруллина Алиса.
Сестра, ты помнишь, как из боя Меня ты вынесла в санбат? Остались живы мы с тобою, В тот раз, товарищ мой и брат.На всю оставшуюся жизнь Нам хватит подвигов и славы, Победы над врагом кровавым, – На всю оставшуюся жизньГорели Днепр, Нева и Волга, Горели небо и поля... Одна беда, одна тревога,Одна судьба, одна земля...На всю оставшуюся жизнь Нам хватит горя и печали.Где те, кого мы потеряли На всю оставшуюся жизнь?Сестра и брат... Взаимной веройМы были сильными вдвойне. Мы шли к любви и милосердью В немилосердной той войне.
Слайд№ 34
Ведущий. Сколько прекрасных стихотворений сложено во славу женщины, сколько великих дел освящено ее именем!
Слайд № 48. Следующая часть сегодняшнего вечера о женской красоте - поэтический вернисаж, посвященный женскому образу в русской живописи. А начнем мы его с портретов, созданных в ХУ111 и начале Х1Х века. В ХУ111 веке в русской живописи портрету отводилась ведущая роль. Именно в этом жанре русские художники достигли уровня европейской живописи.
Слайд № 49. 9 чтец. Одним из них был Федор Семенович Рокотов. Происходил художник из крепостных крестьян, но получил вольную. Известность Рокотова была столь велика, что его пригласили написать портрет наследника престола – великого князя Петра Федоровича, а в 1760-е годы он пишет 2 портрета императрицы Екатерины 11.
Слайд №50. Особой одухотворенностью отличаются рокотовские женские портреты, в которых он сумел раскрыть внутренний мир, передать тончайшие переживания человека.
Пленителен образ юной А.П. Струйской (1722). Эти рокотовские глаза, чуть удлиненные, как бы прищуренные, такие загадочные и живые, заставляют вглядываться в портрет вновь и вновь.
Этому портрету уже в ХХ веке посвятил свое стихотворение поэт Николай Заболоцкий.
10 чтец. Звучит стихотворение «Любите живопись поэты».
Любите живопись, поэты!
Лишь ей, единственной, дано
Души изменчивой приметы
Переносить на полотно.
Ты помнишь, как из тьмы былого,
Едва закутана в атлас,
С портрета Рокотова снова
Смотрела Струйская на нас?
Ее глаза – как два тумана,
Полуулыбка, полуплач,
Ее глаза – как два обмана,
Покрытых мглою неудач.
Соединенье двух загадок,
Полувосторг, полуиспуг,
Безумной нежности припадок,
Предвосхищенье смертных мук.
Когда потемки наступают
И приближается гроза,
Со дня души моей мерцают
Ее прекрасные глаза.
Звучит музыка Д.Шостаковича из кинофильма «Овод»
Слайд №51. 11 чтец. Славу русской живописной школы приумножил талантливейший живописец конца ХУ111 – началаХ1Х веков Владимир Лукич Боровиковский (1757-1825). Он создает свой тип женского портрета. Особой красотой и лиризмом проникнут портрет пленительно – загадочной Марии Ивановны Лопухиной (1797)
В этом портрете художник воплотил представление своего времени о женской прелести. Прелести почти неземной и, как оказалось, недолговечной (Лопухина скончалась в возрасте 22 лет). Но пока ничто не омрачает ее прекрасной черт – это подлинно гармоничный человек в рассвете красоты.
Яков Полонский написал проникнутое теплотой стихотворение «К портрету Лопухиной».
Слайд №52. 12 чтец.
Она давно прошла, - и нет уже тех глаз
И той улыбки нет, что молча выражали
Страданье – тень любви,
И мысли – тень печали….
Но красоту ее Боровиковский спас.
Так часть души ее от нас не улетела;
И будет этот взгляд и эта прелесть тела
К ней равнодушное потомство привлекать,
Уча его любить – страдать- прощать- молчать….
Слайд №53. 13 чтец. Историю женского портрета продолжают художники Х1Х века. И одним из первых среди них является Карл Павлович Брюллов (1799-1852). Брюллова называли Карлом Великим, его любили Пушкин, Гоголь, Белинский. Человек в его картинах горд и прекрасен. Перед нами именно такой портрет «Всадница».
Всадница – это Джованни Паччини. Девочка в розовом платье, выбежавшая на террасу и с восхищеньем глядящая на всадницу- Амацилия Паччини. Обе – приемные дочери графини Юлии Павловны Самойловой. Брюллов поставил перед собой задачу написать большой конный портрет, используя мотив прогулки, что позволяет передать фигуру в движении.
Слайд № 54. 14 чтец. Джованни только 14 лет, но у нее бесстрастное лицо, как у настоящей светской дамы. Она полна невыразимого очарования и грации. Передавая прелестные черты юной всадницы, осязаемую красоту животных, пейзажа, тканей, художник воспевает полноту и радость жизни.
Образ очаровательной Джовани Паччини как нельзя лучше соответствует женскому образу, воспетому А.С. Пушкиным в стихотворении «Красавица»:
15 чтец.
Всё в ней гармония, всё диво,
Всё выше мира и страстей;
Она покоится стыдливо
В красе торжественной своей;
Она кругом себя взирает:
Ей нет соперниц, нет подруг;
Красавиц наших бледный круг
В ее сиянье исчезает.
Куда бы ты ни поспешал,
Хоть на любовное свиданье,
Какое б в сердце ни питалТы сокровенное мечтанье,—
Но, встретясь с ней, смущенный, ты
Вдруг остановишься невольно,
Благоговея богомольно
Перед святыней красоты.
Ведущий. Слайд 55.Традиция создания женских образов, являющих собой идеал красоты внешней и внутренней, не прерывается и в искусстве России 20 века. Остановимся на творчестве Константине Алексеевиче Васильева, жившего в пос. Васильево под Казанью..
16 чтец. Талант этого художника при жизни остался невостребованным. Как это часто случается, слава пришла к нему посмертно. Он трагически погиб в расцвете своего необычайного и редкостного творческого дарования, когда ему было всего 34 года и когда впереди, казалось, открывался путь к успеху.
Слайд №56,57. Наследие художника внушительно – 400 живописных, графических работ и эскизов, в которых он воспевает свою особую Русь. Его картины воссоздают мир славянских мифов, преданий, легенд, мир гармонии человека и природы.
Звучит музыка .Свиридова. Пастораль «Метель»
Слайд№58. 17 чтец. Один из самых чарующих женских образов создан Васильевым в картине «Ожидание».
Морозный узор на стекле окна, который обрамляет лицо и грудь девушки, делает ее похожей на загадочную птицу с темной короной на голове и белоснежным крылом. Свет горящей свечи еще более подчеркивает невыразимую тоску в серых глазах девушки. Кого ждет она? Своего любимого? Может быть, сама Судьба постучит к ней в дверь в этот морозный зимний вечер? И, видимо, чувствует ее сердце: не принесет ей счастья эта Судьба….
Ведущий. Неисчерпаема тема женских образов в живописи, литературе, музыке, как неисчерпаема тема для разговора о женской красоте, о женщинах – наших современницах, наших близких – мам, бабушек, учителей, всех, кто сегодня пришел к нам на мероприятие.
Теперь, я хочу предложить, чтобы вы зачитали строчки из своих сочинений.
Ведущий. Женщины… Умные, красивые, талантливые, нежные, любящие и любимые…
Мы приглашаем вас на наш вернисаж 6а класса
20 чтец.
Я верю, что все женщины прекрасны –
И добротой своею, и умом.
Еще весельем, если в доме праздник,
И верностью, когда разлука в нем.
Не их наряды и не профиль римский –
Нас покоряет женская душа.
И молодость ее, и материнство,
И седина, когда пора пришла.
Ведущий. Я благодарю всех участников и зрителей нашего поэтического вернисажа, посвященного женским образам.
До свидания! Мир Вашему дому!