Вычисление площадей плоских фигур


Урок по теме« Вычисление площадей плоских геометрических фигур с помощью десятичных чисел».
Проект групповой, краткосрочный
Выбрана подтема проекта «На стройплощадке школы»
Проект выполняет весь класс, разбившись на 7 групп по 4-5 человек.
Цели проекта:
Образовательная: способствовать качественному росту математических компетенций учащихся при изучении тем «Действия с десятичными числами» и обобщения темы «Площади геометрических фигур», формированию умения применять полученные на уроках математические знания при решении нестандартных практических задачах.
Развивающая: способствовать развитию мыслительных операций, речевых навыков.
Воспитательная: способствовать поддержанию интереса к предмету, формированию умения трудиться в коллективе.
Подготовительная работа:
За неделю до этого урока учащиеся класса были разбиты на семь бригад: столяров, плотников, поставщиков, штукатуров-маляров, проектировщиков, дорожников, бухгалтеров. Каждая бригада получила задание по подготовке проекта:
изучить особенности профессии, которую она представляет;
познакомиться с квалификационными характеристиками и обязанностями работников строительного учреждения;
изучить учебный материал по теме урока.
В течение недели каждая бригада собирала в папке материалы, выполненные членами бригады, готовила презентации решения поставленных задач.
Конспект урока по теме «Вычисление площадей плоских геометрических фигур с помощью десятичных чисел».
Тип урока: Комбинированный
Вид урока: Защита проекта
Цель урока: обобщить применение полученных на уроках математических знаний, проверить степень приобретения учащимися компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности по данной теме, показать возможность применения формул площади фигур и правил арифметических действий с десятичными дробями при решении практических задач.
Задачи:
Обучающая: Ознакомиться с решениями поставленных задач для каждой из бригад. Охарактеризовать результаты деятельности каждой бригады и дать им оценку. Обобщить полученные результаты, подвести итоги.
Развивающая: развитие и активизация познавательной деятельности, развитие речевых навыков учащихся, развитие коммуникативных компетенций.
Воспитательная: повышение мотивации к изучению математики, воспитание ответственности, умения работать в коллективе.
Технические средства: Интерактивная доска или проектор, компьютер.
Ход урока.
1. Водно-мотивационная часть.
Учитель: сегодня мы подведём итог нашей работы над проектом «Вычисление площадей плоских геометрических фигур с помощью десятичных чисел».
Некоторое время назад мы с вами решили работать над подтемой «На стройплощадке для школы». Где нужно было произвести все расчёты для завершения строительных работ по ремонту школы. Класс разбился на группы. Каждая группа получила от начальника стройки задание и его выполнила. Сейчас мы выслушаем каждую группу, оценим работу каждого участника, заполнив индивидуальную карту. Напоминаю, что максимальный балл по каждому из критериев от 10 до 15. Критерии указаны в индивидуальной карте.
2. Основная часть урока.
Итак, перед вами строительный объект – школа (на проекторе показан строительный объект). Сегодня вам необходимо выполнить следующие виды работ:
покрасить полы в актовом зале;
оштукатурить стены игровой комнаты;
выполнить необходимые денежные расчеты;
подготовить необходимый стройматериал для работы плотников;
оградить двор;
заасфальтировать часть двора;
подготовить полосу препятствий;
покрыть рубероидом крышу.
И сейчас каждая бригада познакомит нас со своим решением поставленной задачи.
Ученики: (Каждая бригада знакомит со своим решением поставленной задачи, защита сопровождается презентацией.)
Учитель и ученики вместе обсуждают представленные решения задач, дают оценку деятельности каждой из бригад, заполняют индивидуальные карты, обобщают полученные результаты.
Общий вывод: класс успешно справился с ремонтом школы.
3. Рефлексивно-оценочная часть
Итак, все бригады успешно справились с поставленными задачами. Класс успешно завершил ремонт в школе.
Мы показали на реальных ситуациях при решении практических задач насколько необходимо знать правила действия с десятичными дробями, формулы для вычисления площадей плоских геометрических фигур.
Каждый заполнил индивидуальную карту. Итоговую оценку получает каждый ученик.
Чтобы каждый из вас осмыслил в целом свою работу над проектом и подумал о трудностях, над которыми нужно работать в будущем,
прошу каждого ученика заполнить анкету:
1. Нравится ли тебе заниматься проектной деятельностью
А) нравится;
Б) равнодушен;
в) не нравится;
2. Умеешь ли ты ставить цели и задачи проекта:
А) умею;
Б) сомневаюсь;
В) не умею.
3. Умеешь ли ты искать нужную информацию:
А) умею;
Б) не всегда получается;
Г) не умею.
4. Можешь ли ты составить план своей деятельности?
А) могу,
Б) могу с затруднениями;
В) не могу.
5. Легко ли тебе общаться с коллегами по группе?
А) легко;
Б) не очень;
В) трудно.
6. Боишься ли ты публично выступать при защите проекта?
А) боюсь;
Б) сомневаюсь;
В) не боюсь.
Теперь анкеты прошу сдать, результаты анкетирования и их сравнение с предыдущими результатами посмотрим на следующем уроке. Все плакаты, модели, презентации прошу оставить в архиве.
Урок закончен.
Примеры задач, которые могут быть предложены бригадам:
Штукатуры – маляры:
1. Требуется покрасить полы в актовом зале (комната имеет форму прямоугольника, длина которого 13,2 м, а ширина - 9,5м.). По нормативам на покраску 1м пола необходимо 0,2 кг краски. Сколько краски нужно получить у завсклада?
2. Требуется покрасить 3 подоконника, имеющих форму равнобедренных трапеций и следующие размеры. По нормативам на покраску 1м подоконника необходимо 0,2 кг краски. Сколько краски нужно получить у завсклада?
3. Требуется оштукатурить стены игровой комнаты (комната имеет стены прямоугольной формы: две боковые стены имеют размеры 3,4 х 6, а передняя и задняя 3,4 х 7; окна имеют размеры 1,35 х 2,1). Сколько раствора необходимо, если на 1 м стены требуется 2,5 кг раствора?
Столяры:
1. Приготовить четыре прямоугольных бруска для изготовления оконных рам. (т.е. смастерить прямоугольные бруски)
2. Закрыть фанерой круглую дыру в стене. (сделать круг)
3. Проверить годность оконных рам по размерам, подготовленных для столовой.
Плотники:
1. Сделать полосу препятствий в виде круга диаметром 4 м. Сколько понадобится песка, если на 1м требуется 100кг песка?
2.Оградить двор для школы. Зная схему и масштаб 1 : 1000
3.Подобрать бревна одного диаметра из привезённых материалов (работа с кругом).
Проектировщики:
1. Составить схему оптимального расположения объектов на территории школы площадью 217 кв.м и их размеры.( полоса препятствий, игровое поле, основной корпус, цветник, теплица)
Дорожники:
1. Заасфальтировать часть двора, имеющую форму равнобедренной трапеции. Сколько асфальта понадобится, если на 1м двора требуется 0,75т асфальта?
Бухгалтерия:
1. Подсчитать сумму налога на землю, отведенную под школу. Детский сад имеет двор такой формы в масштабе 1 : 1000 :
2.Подсчитать сумму денежных расходов, требующихся для выполнения работ остальных групп
Строители. Какое количество рулонов рубероида уйдёт на покрытие крыши школы, если крыша имеет следующие формы и размеры.
Метод проектов является базовой технологией реализации образовательных стандартов нового поколения, и потому каждый современный учитель в обязательном порядке должен овладеть этим педагогическим инструментом ( слайд 13).
Такое значение проектной исследовательской деятельности обучению придаётся в связи с тем, что в его режиме формируется инновационное поведение личности, подразумевающее готовность к разрешению проблем, технологическую готовность (понимание инструкции, четкое соблюдение алгоритма деятельности), готовность к самообразованию, готовность к использованию информационных ресурсов, готовность к социальному взаимодействию и другие актуальные компетенции.