Статья. Из опыта работы. Методические материалы для учителей русского языка и литературы Игровая технология как средство активизации познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы


Статья. Из опыта работы.
Методические материалы для учителей русского языка и литературы
Игровая технология как средство активизации познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы
Сделать учебную работу насколько возможно интересной для ребёнка и не превратить эту работу в забаву –
это одна из труднейших и важнейших задач дидактики.
К.Д.Ушинский В настоящее время педагогическая практика испытывает следующие затруднения:
– учащиеся имеют значительные учебные нагрузки в связи с увеличением объёма содержания образования;
- приоритетными являются репродуктивные методы обучения;
- в силу исторически сложившихся взаимоотношений между учителем и учеником, последний, являющийся одновременно объектом и субъектом, не всегда может проявить свою субъективную сущность.
Игровая деятельность учащихся решает следующие задачи:
-отбор игровых форм и ситуаций, ориентированных на снижение эмоциональной нагрузки обучающихся в пользу более прочного и осознанного усвоения содержания учебного материала;
- обоснование органично интегрированных в активной игровой форме эмоциональных и рациональных видов познавательной деятельности учащихся;
- формулирование принципов организации учебной деятельности в игровой форме;
- разработка игр, ориентированных на новую образовательную модель и партнёрские отношения между учителем и учениками.
Современная российская школа «не балует» учащихся игровыми формами обучения. Я отобрала для объяснения этого несколько причин:
на данный момент существует мало дидактических игр по русскому языку. Но даже среди известных и распространённых «Великолепная семёрка», «Умники и умницы», «Звёздный час» мало действительно интересных и увлекательных игр, или они оказываются слишком сложными в исполнении и требуют немало затрат времени на их подготовку;
недостаточно прописана методика организации и проведения игры как формы обучения;
широко распространено заблуждение по поводу того, что игра – это удел младших школьников, подростки же должны учиться, а не играть. Однако игра органично вписывается в деятельность ученика любого возраста.
Что скрывается за феноменом по имени «игра» в методико-дидактическом аспекте?
Согласимся с мнением ряда учёных (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин) о том, что игра – это занимательная для субъекта деятельность в условных ситуациях. Дидактическая игра – это условная занимательная для субъекта деятельность, направленная на приобретение знаний, формирование умений и навыков. Наиболее значимыми для понимания сущности игры являются следующие компоненты:
- деятельность, понимаемая как важнейшая форма проявления жизни человека, его активного отношения к окружающей действительности. В деятельности развиваются психические процессы личности, формируются умственные, эмоциональные и волевые её качества, её способности и характер;
- условность деятельности, которая осознаётся в игровой ситуации как «понарошку». Важно понимать, что деятельность в игре – не цель, а средство.
В дидактической игре отчётливо прослеживается её двойственный характер: для учащихся важна собственно игра, то есть процесс, для учителя – дидактический результат. Организация игр – не всегда простое занятие. Даже если учитель психологически, методически и технологические готов к использованию игры на уроке, возможны проблемы (дисциплина, недостаток времени, неправильно выбранный этап урока). На собственном опыте убеждена, что уроки-игры можно проводить на уроках разных типов, но наиболее целесообразно – на уроках систематизации и обобщения учебного материала.
Рассмотрим структуру организации игры:
Выбор игры: На этом этапе происходит отбор содержания материала по предмету для игр на основе изучения учителем программы, тематического плана, учебника, методической литературы. Отобрав игры, соответствующие программному материалу, учитель должен чётко представить себе, какие результаты он ожидает получить с тем, чтобы в соответствии с этим выстроить замысел, игровые действия, формулировки правил игры и её ход.
2) Подготовка игры:
-предварительная подготовка учащихся к игре, которая зачастую несёт основную дидактическую нагрузку;
- подготовка непосредственно перед игрой, включающая создание эмоционального игрового настроения, планирования места проведения игры.
3)Введение в игру:
- объяснение правил игры, которые нужно формулировать кратко и конкретно;
- выбор участников игры. Во всех используемых играх задействовать весь класс, т.к. на игровом уроке не должно быть пассивных зрителей. Как правило, лучше организовать командные или парные игры.
4) Ход игры:
- начало игры – этап уточнения нюансов игры, эмоциональный старт игры;
- развитие игрового действа и его кульминация;
- заключительный этап игры.
Учителю необходимо как барометру почувствовать спад напряжения. Нужно научиться вовремя поставить точку, чтобы не только не пропало созданное игрой настроение, но и не пропало направленное на изучаемый учебный материал внимание.
5)Подведение итогов игры .Данный этап включает в себя как дидактический результат (что нового узнали, как справились с заданием, чему научились ), так и собственно игровой (кто оказался лучшим, что помогло достичь победы).
6) Анализ игры проводится в разных формах: анкетирование учащихся, коллективное обсуждение, методика «Ваше настроение». Важно понимать, что проведение этого этапа – залог эффективности игровой деятельности на уроке и уровня методической подготовки учителя.
Поскольку в настоящее время количество игр достаточно велико, ориентироваться в них сложно. Для методически грамотного подбора игр необходимо классифицировать игры, то есть выделить отличительные признаки, характерные для их групп.
Приведу следующую классификацию игровых ситуаций:
по сущностной игровой основе:
- игры с правилами;
- ролевые игры;
- комплексные игровые системы (например, КВН);
2) по дидактическим целям игры:
- игры для изучения нового материала;
- игры для первичного закрепления нового материала;
- обобщающие игры;
- комбинированные уроки с элементами игры;
- релаксационные игры-паузы;
3) по межпредметным связям:
- литературно – исторические;
- русский язык и литература;
- литература и живопись и т.д.
4) по источнику познания:
- игры на основе устного изложения учебного материала;
- игры на основе работы со средствами наглядности;
- игры на основе практической работы учащихся;
5) по количеству участников:
-индивидуальные;
- парные;
- групповые;- массовые.
Я предлагаю фрагмент игры «В княжестве Словообразование», применяемой на уроке русского языка. Эта игра дидактическая, созданная на основе материала, посвящённого словообразованию и изучаемого в 6 классе. Познание правил в такой игре облекается в иные формы, не похожие на обычное обучение: здесь и фантазия, и самостоятельный поиск ответа, возможность выбора и чувство коллективизма, расширение и закрепление имеющихся знаний.
Княжество Словообразование представлено в виде игрового поля на доске. Каждая клетка игрового поля – это определённый вопрос. Ответами являются односложные существительные с нулевым окончанием, причём последняя буква слова является первой буквой нового слова. Такой порядок очень удобен для учащихся, так как он стимулирует их мыслительную деятельность.
Такой урок-игру целесообразно проводить как урок обобщения и систематизации знаний по теме «Словообразование».
Цель урока: обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «Словообразование».
Задачи урока:
обучающая: повторить, закрепить знания, полученные на уроках русского языка;
развивающая: обогащать лексику, развивать память, внимание, логическое мышление, быстроту мысли;
воспитательные: воспитывать взаимопомощь, дружбу, умение работать в коллективе, взаимоуважение, интерес к знаниям, дисциплинированность.
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.
Форма урока: ситуативно-ролевая игра.
Оформление и оборудование:
- на доске написана тема урока;
- на доске размещены игровое поле и таблица, в которую будут записываться заработанные командами баллы.
- на стенах рисунки учащихся по теме урока.

УСЛОВИЯ ПРОВЕДЕНИЯ УРОКА-ИГРЫ
«В КНЯЖЕСТВЕ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ»
Класс делится на две команды (желательно заранее).
Выбирается название команды (любое, связанное со словообразованием).
Команды ходят по очереди. Очерёдность определяется произвольными вопросами.
При неправильном ответе на вопрос одной команды право ответа переходит к другой команде.
За правильный ответ команда получает 1 балл.
По пути встречают опасность: кляксу (нужно ответить на дополнительный вопрос), ответив, команда получает три балла и продолжает ход, не ответив, -пропускает ход.
Пятёрка в клетке означает помощь, команда получает три дополнительных балла.
Игра окончена, если какая-либо команда первой добралась до княжеского дворца, набрав большее количество баллов.
Выигравшая команда получает «5», проигравшая «4».
Ход игры (легенда)
…Однажды к директору фабрики пришла секретарь-машинистка, венгерка по национальности, и сказала, в приёмной сидит человек, который хочет поступить к ним на работу.
- А кто он по специальности? – спросил директор.
- Он… этот … воротник.
-Воротник - это вот что, - рассмеялся директор, показывая на шею.
- Извините, - смутилась женщина, - он…воротарь.
- Вратарь? – обрадовался директор. – Зовите его сюда! Мы как раз создаём свою футбольную команду!
- Простите, - совсем смешалась секретарша. – Он…привратник.
Оказалось, что пришедший предлагал услуги сторожа.
В такой смешной ситуации может оказаться любой, плохо знающий значения русских суффиксов и приставок, которые придают совершенно разный смысл словам.
Итак, вы уже догадались, что перед вами раскинулось княжество Словообразование. И вы, конечно, знаете, что словообразованием называется раздел науки о языке, который изучает строение слов. Образование новых слов тесно связано с Лексикой (ведь они пополняют словарный запас) и с Грамматикой (новые слова должны будут жить в согласии с законами русской грамматики. А закон – вещь серьёзная!) Представьте себе, что вы находитесь у ворот княжества. Чтобы войти, нужно правильно ответить на вопросы.
В путь!
1 2 3 4 5 6 7 8
ВОПРОСЫ:
Способ словообразования.
Значимая часть слова.
Морфема, стоящая перед корнем.
Морфема, стоящая после корня и образующая новые слова.
Слова, имеющие одинаковый корень.
Главная, значимая часть слова.
Часть слова без окончания.
Слова, состоящие из нескольких корней.
Итак, ворота княжества открылись. Смелее пройдём по улочкам!
1 2 3 4 5
17 18 5 19 20 21 30 * 31 32 33 6
16 39 40 41 22 * 29 44 ۩ 34 5 7
15 * 38 5 43 42 * 23 28 37 36 35 8
14 27 26 5 25 24 13 12 11 10 9 5
Вопросы:
1. Волосяной покров на теле животного. 2. Певческий коллектив.3. Пчелиная семья. 4. Медикамент, используемый для дезинфекции ран. 5. Жилище. 6. Старинное холодное оружие. 7. Талон из кассы. 8. Геометрическая фигура, кипятильник (омонимы). 9. Сосновый лес. 10. Невольник. 11. Синоним слова битва. 12. Название согласного звука, изображаемого буквой й. 13. Место для молотьбы. 14. Самое большое по размерам млекопитающее. 15. Музыкальный звук в отличие от шума. 16. Режущий инструмент. 17. Корень слова ожирение. 18. Разговорный синоним слова один при счёте. 19. Синоним слова клич. 20. Корень слова разновидность. 21. Корень слова дымить. 22. Антоним слова война. 23. Синоним слова канава. 24. Грабитель. 25. Один из грамматических признаков изменяемых частей речи.
26. Приспособление для обливания тела водяными струйками. 27. Геометрическое тело. 28. Подводная скала. 29. Задний план изображения. 30. Корень слова перенос. 31. Участок, засаженный деревьями. 32. Портовое сооружение для ремонта судов. 33. Домашнее животное. 34. Этап соревнования, конкурса. 35. Речной родственник краба. 36. Корень слова скомкать. 37. Основной продукт пчеловодства. 38. Дерево, плод которого - жёлудь. 39. Резервуар для жидкости. 40. Синоним слова шифр. 41. Долговременная огневая точка. 42. Помещение для стрельбы. 43. Корень слова радость. 44. Порода собак.
Во дворце нас ждёт новое испытание. Князь Всевед любит проверять своих гостей на смекалку и изгоняет нерадивых и ленивых. Как раз тех, кто не знает законов его княжества.
Решите его задачи.
Заполните клеточки словами с корнями –раст-(ращ-) - -рос-
1
2
3
4
5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 Вопросы:
1. Увеличиваться в росте. 2. Молодые побеги растений. 3. Мальчик или девочка в возрасте от 12 до 16 лет. 4. Специалист по выращиванию растений.5. Высокого роста.6. Наросшее, наслоившееся сверху вещество. 7. Количество лет кому-либо. 8. Синоним слова выращивать. 9. Увеличение, прибавление в количестве. 10. Поросль молодых деревьев. 11. Высота человека, животного. 12. Небольшой лиственный лес.13. Добиваться появления ростков у семян.14. Покрываться растительностью. 15. Густо разросшиеся кустарники, деревья. 16. Отдельная область науки, производства.
Вот и подошло к концу наше путешествие в княжество Словообразование. Вы убедили князя Всеведа в своём почтении к его княжеству, что проявилось в Вашем знании законов княжества.
Подведём итоги. Какие задания вызвали затруднения? Кто оказался лучшим?
Анализ игры. Анкетирование
Интересно было тебе на уроке?
Что хотелось бы добавить?
Что хотелось бы изменить?
Хочется ли проводить подобные игры на других уроках по разным изученным темам?
Всем спасибо за внимание! Новых интересных событий!
Участие в дидактических играх позволяет учащимся смелее проверять свои знания и умения в различных конкурсах и викторинах.