родительское собрание трудный ребенок
Родительское собрание «Трудный ребенок»
Измени свое мнение о вещах,
которые тебя огорчают, и ты будешь
в полной безопасности от них.
Марк Аврелий
Цель: обсуждение проблемы воспитания в семье трудного ребенка.
Задачи:
Познакомить родителей с причинами, которые приводят к плохому поведению детей.
Развивать умение поиска выхода в сложных ситуациях общения с трудными детьми.
Предварительная подготовка:
Диагностика социально – педагогической запущенности детей (по Р.В.Овчарову). Диагностику проводит классный руководитель, где определяет наличие или отсутствие состояния педагогической запущенности (ПЗ) детей. Используется опросник, состоящий из пяти шкал.
Обработка и интерпретация результатов.
Графический тест «Рисунок семьи».
Провести опросник для родителей.
Подготовка сувениров для родителей.
Подготовка концертной программы (песни, танцы, стихи, эстафеты).
Участники родительского собрания: родители и дети 4 класса.
Ход собрания.
1. Слово классного руководителя:
Что стоит за словами «трудный ребенок»? Какие причины приводят к тому, что ребенок становиться трудным? Как решать проблемы взросления без конфликтов?
Наши дети взрослеют, становятся умнее, и нам с вами хотелось бы, чтобы проблем в общении, во взаимодействии с ними становилось меньше, но так не происходит. Почему? Почему, встречаясь с друзьями, коллегами по работе, родителями класса, учителями, мы испытываем за детей тревогу и беспокойство, волнение и страх? Нас волнует поведение подросших детей и трудности, связанные с этой проблемой. Сегодня мы попытаемся вместе найти причины трудностей в поведении учащихся.
Давайте составим коллаж по теме «Трудный ребенок». Что за этими словами, какой он? Родители говорят, учитель записывает характерные слова на лист ватмана.
Доклад учителя по теме «Трудный ребенок».
-1-
3. Сопоставить доклад с коллажем, который составили родители. Выявить, насколько их представления верны, основываясь на доклад.
4.Выявление причин, которые приводят к тому, что ребенок становится трудным с записью в «Родительский дневник». Родительский дневник ведется родителями на протяжении всего учебного курса, начиная с предшколы, в котором фиксируются записи, заметки, советы, рекомендации различного характера. Делается следующая запись:
Первая причина- борьба за внимание. Непослушание – это тоже возможность привлечь к себе внимание. Внимание необходимо для эмоционального благополучия.
Причина вторая - борьба за самоутверждение. Ребенок объявляет войну бесконечным указаниям, замечаниям и опасениям взрослых. Возможность иметь свое мнение, принимать собственное решение – это возможность приобретать свой опыт, пусть даже ошибочный.
Причина третья – желание мщения. Ребенок может мстить:
- за сравнение не в его пользу со старшими или младшими братьями и сестрами;
- унижение друг друга членами семьи;
-разводы и появление в доме нового члена семьи;
- несправедливость и невыполненные обещания;
- чрезмерное проявление любви взрослых друг к другу.
Причина четвертая – неверие в собственный успех, обусловленное учебными неуспехами, взаимоотношениями в классе и с учителем, низкой самооценкой.
5.Мини – анкета «Общение детей и родителей в лицах».
Представьте себе, ситуацию, что ваш ребенок попал в категорию трудных детей, и сопоставьте, как вы с ним общаетесь. Предлагаю мини-анкету.
Уважаемые папы и мамы!
Внимательно посмотрите на предлагаемые мимические выражения лица и ответьте на следующие вопросы (раздаются листы с изображением лиц):
А) С каким лицом вы чаще всего общаетесь со своим ребенком?
Б) С каким лицом чаще всего общается с вами ваш ребенок?
В) Каким, по вашему мнению, должно быть лицо вашего ребенка во время общения с вами?
На основе анкеты делается вывод, как правильно общаться с детьми.
6.«Узелки на память».
Я готовлю памятку законов для родителей, с помощью которой можно преодолеть трудности в поведении ребенка.
-2-
На основе памятки выводим формулу, где отражены законы воспитания ребенка в семье.
ЗАКОНЫ СЕМЬИ =
ЕД.ТР.(1) +ЗН.ПОХВ.(2) + ТР.УЧ.(3)+ РАЗД.БЛАГ(4)=
Ребенок
Ед.тр= закон единства требований отца и матери, предъявляемых ребенку.
Зн. Похв.= закон значимости похвалы для ребенка.
Тр.уч.= закон трудового участия каждого члена семьи в жизни всей семьи.
Разд благ= закон распределения в равной мере материальных и моральных благ между взрослыми и детьми.
Если эти законы в семье исполняются, если отец и мать оптимисты и друзья своего ребенка, значит, ребенок состоится как человек, как личность.
Игра – тренинг: «Да и нет»
Участники разбиваются на пары: один произносит слово «да», другой - «нет», и голос должен постепенно повышаться. При этом каждый занимает позу, в которой чувствует себя уверенно. Задача – убедить партнера, тем самым выявляется, кто из участников чувствует себя уверенным человеком и, значит, сможет всегда переубедить своего ребенка.
Подведение итогов.
Уважаемые родители! Наше занятие завершилось. Вы очень много узнали про своих детей и про самих себя, а некоторые уже начали разрешать проблемы, связанные с воспитанием. Пусть эти знания в дальнейшем помогают вам, Ведь
очень важно, вырастить детей полноценными и самодостаточными людьми, что бы вы, гордились ими. Это нелегкий, но благородный труд. Удачи вам в нем!
Только вы и прежде всего вы сможете вовремя подставить свои добрые родительские руки, чтобы ваш ребенок, споткнувшись, не упал в пропасть. Только ваше любящее родительское сердце будет светочем на их жизненном пути, ведь авторитет для них именно вы.
Решение собрания.
Научиться разрешать конфликты с детьми без потерь с обеих сторон.
Стараться ограждать ребенка от негативных сторон реальной жизни.
Родители должны помочь ребенку в преодолении возникших перед ним проблем.
Родителям определить возможности для изменения в себе и в своих семьях.
10 Концерт для родителей и вручение сувениров. Групповая фотография на память.
-3-
ПРИЛОЖЕНИЕ
ТРУДНЫЙ РЕБЕНОК.
Почему понятие «трудный ребенок» широко бытует в практике воспитания и обучения. Почему учителя нередко говорят о патологическом упрямстве, лености, жестокости детей, которые только-только пришли в школу? Объяснить это можно тем, что трудновоспитуемость, которая наиболее ярко проявляется в подростковом (11-15 лет) возрасте не возникает вдруг, ни с того ни с сего. Она формируется по крупицам, является результатом длительных нарушений процесса формирования личности. Чаще всего трудным ребенок становиться вследствие педагогической запущенности, т.е. неправильного или вовсе неорганизованного процесса воспитания. Таким образом, если понятие «трудновоспитуемый» говорит о результатах неправильного воспитания, то понятие «педагогическая запущенность» (ПЗ) характеризует историю процесса воспитания, в котором допускаются серьезные просчеты, которые, если их своевременно не устранить, рано или поздно приведут к трудновоспитуемости.
Если своевременно не принять меры по нормализации воспитательной ситуации, то к 6-7 годам у детей могут сформироваться отдельные отрицательные черты характера. Как правило, дети сохраняют доброе расположение к взрослому, стремление быть хорошими, всегда ищут человека, у которого они могли бы заслужить одобрение.
Когда речь идет о детях дошкольного и младшего школьного возраста, мы предлагаем использовать термин ПЗ. Ребенок запущен взрослыми людьми, в первую очередь родителями. Они не сумели или не захотели дать ему все то, что необходимо для его нормального развития; в итоге малышу трудно общаться с педагогами и товарищами по классу. Он часто просто не знает, что тот или иной его поступок плох, а его во всех случаях одергивают, стыдят, наказывают.
ПЗ – это двусторонний процесс – неблагоприятного воздействия на ребенка и накопления последним нежелательных качеств – и одновременно как состояние ребенка, развитее личности, которого уже нуждается в коррекции.
Что же касается содержательной стороны ПЗ, то она может быть разнообразной:
1. Собственно педагогическая запущенность.
2. Задержки психического развития ребенка.
3. Избалованность.
4. Неблагополучные семьи.
5. Педагогически ослабленные семьи.
«Узелки на память»
(ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ)
Нужно учить ребенка соблюдать определенные правила поведения терпеливо и постепенно.
Запеты и требования должны быть гибкими, их не должно быть много.
Требования и запреты не должны вступать в противоречии с важнейшими потребностями ребенка.
Запреты и требования, предъявляемые родителями, должны быть едиными.
Запреты и требования должны разъясняться ребенку.
Запреты и требования должны предъявляться спокойным и доброжелательным тоном.
ЛИТЕРАТУРА
1. Н.И.Дереклеева «Справочник классного руководителя»
Москва 2007.
2. Г.И.Макартычева «Коррекция девиантного поведения»
Санкт-Петербург 2007. стр 357-359
3. Практическая психология. Психодиагностика.стр. 139- 146
Ростов –на- Дону 2006.
4. «Дошкольное воспитание» № 3 1990.
«Открытая школа» № 8 2003.
15