Конспект логоритмического занятия Сказка про птичку, которая незнала, как её зовут
ОБ СУ СО «Шуйский комплексный цент социального обслуживания населения», детский дом-интернат для умственно отсталых детей.
Конспект
логоритмического занятия
«Сказка про птичку, которая не знала, как её зовут»
Составила: Бугрова А.А.
Логопед,
детский дом-интернат.
Шуя 2017 год.
Тема: «Сказка про птичку, которая не знала, как её зовут»
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
обобщение представлений о птицах и местах их обитания.
расширение, уточнение, актуализация словаря по теме "Птицы"
Коррекционно-развивающие: развитие связной речи, фонематических процессов, речевого слуха, мышления, творческого воображения, общей и мелкой моторики. Улучшение функции дыхания, укрепление дыхательной мускулатуры, выработка глубокого вдоха и длительного плавного выдоха. Развитие мимической мускулатурыКоррекционно-воспитательные задачи: воспитание эмоциональной отзывчивости, инициативности, самостоятельности.Музыкально-ритмические: развитие слухового внимания, музыкального слуха, чувства ритма, певческого диапазона голоса, развитие и коррекция слухо-зрительно- двигательной координации.
Оборудование: слайды или картинки с изображением птиц (ворона, воробей, синица, голубь, сова, дятел); три куба с изображением города, леса, деревни; маски птиц (воробей, ворона, кукушка, сова, петух, гусь, синица, голубь); диск «Звуки природы», «Пение птиц» и мелодия «Колыбельной».
Вводная часть.
Логопед. Сегодня, мы отправимся в сказку. Вы любите сказки? (Да). Нам предстоит далекое и интересное путешествие. Ребята, вы готовы к путешествию? (Да)
1.Упражнение на различные виды ходьбы. (Муз. сопровождение – В.Шаинский, «Медленно минуты убегают вдаль»)
«Дальняя дорога»
Впереди у нас болото,
Здесь земля, как будто тесто,
Все обходят это место.
Здесь осока, кочки, мхи,
Нет опоры для ноги.
(проигрыш с ходьбой в колонне по одному, на пяточках)
Солнце светит высоко,
На пути у нас лесок.
На носочки поднимись,
В чаще леса осмотрись
(проигрыш, ходьба в колонне по одному, на носочках)
Шли мы долго по дорожке,
Ох, устали наши ножки.
Мы идем едва-едва,
Отдохнуть бы нам пора.
(проигрыш, ходьба по одному, обычным шагом)
Упражнение на развитие дыхания – «Солнышко»
(повторить 2-3 раза)
Вот как солнышко встает – Вдох носом, живот в себя (3 раза)
Выше, выше, выше!
К ночи солнышко зайдет – Выдох ртом, живот надуть (3 раза)
Ниже, ниже, ниже.
Хорошо, хорошо Поднимаемся на носочки, вдох
Солнышко смеется, носом.
А под солнышком всем Опускаемся, выдох ртом
Весело поется.
Основная часть.
Логопед. Ребята мы попали с вами в сказочный лес. На экране появляется слайд сказочный лес. В нем происходят чудеса. Звери и птицы здесь умеют разговаривать на человеческом языке. Давайте послушаем звуки леса… (звучит диск «Звуки леса» или «Пение птиц». Что мы слышим? (Как поют птицы). Правильно. Как они поют? (красиво, мелодично, громко…) А каких вы птиц знаете? (ответы детей).
4. Упражнение на развитие артикуляционной моторики и мимических мышц (логопед показывает слайды или карточки с изображением птиц). Дети вначале называют птицу и отвечают на вопрос какая она? Затем повторяют движения за логопедом.
- «Ворона». Поднимание и опускание бровей.
- «Воробей». Сморщивание всего лица и растягивание его в длину с раскрытием рта
- «Синичка». Движение нижней челюсти вперед-назад, вправо - влево при закрытом рте
- «Голубь». Открывание рта с поворотами головы вправо-влево
- «Сова». Губы в улыбке высовывание языка наружу «лопатой». Удерживать 5-10 сек.
- «Дятел». Покусать язык по всей его поверхности, постепенно высовывая и снова втягивая.
Логопед: Посмотрите, ребята. К нам в сказочный лес залетела птичка (воспитатель вносит на руке игрушечную птичку, похожую на воробья). Она о чем-то грустит. Давайте спросим её? «Птичка-невеличка, ты, о чем грустишь?» (логопед подносит птичку к своему уху). Птичка сказала, что она не давно, появилась на свет и не знает, как её зовут. Птичка просит помочь узнать, кто же она? Ребята, поможем птичке? (Да)
- Все птицы на свете разговаривают по-разному. Поэтому их можно узнать даже только по голосу. Ребята, а вы сможете узнать птицу по голосу? (да). Давайте проверим, так ли это.
5. Упражнение на развитие силы голоса – «Крики птиц» (Муз. сопровождение в тональности ре-мажор : ступени лада – 1. 2. 3. 4. 5. 6. 6. 5: 4, 4. 3. 3. 2. 2. 1,). Пропевать, изображая голос птиц: «кар» - ворона, «пи» - цыпленок, «ку» - кукушка и тд.
Логопед: Давайте попросим нашу птичку спеть нам. Тогда мы и узнаем, как её зовут. (Звучит голос воробья). Ребята, вы узнали, чей это голос? (Да, это голос воробья). Правильно это поёт воробей.
- Ребята, давайте нашей птичке расскажем и покажем стишок про неё. Называется он «Где обедал воробей»
Упражнение на координацию речи с движением – «Где обедал воробей?» С. Маршак.
- Где обедал, воробей? Показывают на «клюв»
- В зоопарке у зверей. Сжимают кулачки перед грудью,
имитируя лапки воробья
Пообедал я сперва Показывают «гриву» льва
За решеткою у льва.
Подкрепился у лисицы, Махают «хвостиком»
У моржа попил водицы. «Пьют» из ладошки водицу
Ел морковку у слона, Показывают «хобот» слона
С журавлем поел пшена, Постукивают указательным
пальцем по ладошке
Погостил у носорога, Приставляют кулачки к носу,
Отрубей поел немного. один на другой
Побывал я на пиру Прыгают
У хвостатых кенгуру.
Был на праздничном обеде Имитируют походку медведя
У мохнатого медведя.
А зубастый крокодил Показывают пасть крокодила,
Чуть меня не проглотил. выпрямленные руки с согнутыми
пальцами.
Логопед: - Ребята, все птицы живут в разных местах. Некоторые в лесу, кто-то в городе и деревне, а кто-то далеко-далеко в жарких странах. А вы, знаете, где какая птица живет? (Да) Сейчас проверим.
7. Упражнение на развитие произвольного внимания – «Где живут птицы» (Муз.сопровождение. – диск «Шум леса» или «Звуки родной природы»)
В зале с помощью кубиков обозначается лес, город, деревня. Дети, с масками птиц свободно двигаются по залу. Когда музыка умолкает, каждый занимает свой домик. По возможности объясняет свои действия: «Я голубь, живу в городе».
Логопед: Молодцы! Нам пора прощаться с нашим гостем воробьем. Теперь он найдет свой дом. И больше никогда не потеряется. На прощанье птицы волшебного леса дарят нам свой любимый танец «Кукушка».
8.Танец «Кукушка» (Муз. сопровождение – польская народная мелодия)
Зовет зверей кукушка: «Летают» по кругу, помахивая
«Довольно сони спать! «крыльями».
Зима спешит к нам в гости, Останавливаются, машут правой
Готовиться пора!» и левой рукой.
Ку-ку! Ку-ку! Грозят пальцем, поддерживая
Старается она. второй рукой локоть.
Ку-ку! Ку-ку! Руки на пояс «пружинка» с
Приходит к нам зима! поворотами вправо - влево
Проигрыш «Летают» на месте
Обиженно в берлоге Имитируют поступь медведя.
Ворчит старик-медведь
«Кукушка, помолчи-ка, Машут руками сердито.
Дай мед скорей доесть! Поглаживают себя по животу
Ку-ку, ку-ку, Показывают клювики.
Мешаешь старику. Грозят пальцем.
Ку-ку, ку-ку Машут руками.
Я есть еще хочу!» Поглаживают себя по животу
9. Упражнение с элементами релаксации
Дети ложатся на ковер, закрывают глаза и расслабляются под звучание «Колыбельной».