Рабочая программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики». Модуль « Основы светской этики» (ОРКСЭ) для 4 класса
« РАССМОТРЕНО» « РАССМОТРЕНО» «УТВЕРЖДАЮ»
на МО учителей на методсовете школы Директор МБОУ начальных классов протокол №1 от 28.08.2013 «Тетюшская СОШ № 2»
протокол № 1 руководитель методсовета __________ / Ф.Ф. Гаффаров/
от « 26 »августа 2013 г ____________Н.Г.Вахтурова Приказ № 95 о/д от 29.08.2013
Руководитель МО
_______ Дружинина Т.М.
Рабочая программа
по курсу «Основы религиозных культур и светской этики.
Модуль « Основы светской этики» (ОРКСЭ) для 4 класса
начального общего образования
Королевой Алены Анатольевны,
учителя начальных классов высшей квалификационной категории
2013-2014 учебный год
Пояснительная записка
Общие положения
Нормативно-правовой основой разработки и введения в учебный процесс общеобразовательных школ комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» является Поручение Президента Российской Федерации от 2 августа 2009 г. (Пр-2009 ВП-П44-4632) и Распоряжение Председателя Правительства Российской Федерации от 11 август 2009 г. (ВП-П44-4632).
В образовательном учреждении МБОУ «Тетюшская СОШ №2» на основе образовательных, культурных и религиозных потребностей обучающихся 4А класса и их родителей (законных представителей), а также возможностей организации образовательного процесса определены модули учебного курса ОРКСЭ в 2013-2014учебном году, предлагаемые для изучения: Основы православной культуры; Основы светской этики.
Учебный курс ОРКСЭ является единой комплексной учебно-воспитательной системой. Все его модули согласуются между собой по педагогическим целям, задачам, требованиям к результатам освоения учебного содержания, достижение которых обучающимися должен обеспечить образовательный процесс в границах учебного курса, а также в системе содержательных, понятийных, ценностно-смысловых связей учебного предмета с другими гуманитарными предметами начальной и основной школы.
Учебный курс ОРКСЭ является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10-11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним.
В современном мире особое значение приобретают духовно-нравственное воспитание школьников, развитие у детей таких качеств как толерантность и уважение к другим культурам, готовность и способность к диалогу и сотрудничеству, что подразумевает овладение знаниями об особенностях национальных культур, культуроведческих основах, социальных явлений и традиций.
Основой для данного курса является Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Данная программа реализует содержание одного из 6-и модулей – модуль «Основы светской этики».
Программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта (основного) общего образования, учебной программы курса «Основы религиозных культур и светской этики» (автор М,Т Студеникин). Она рассчитана на 35 часов, в неделю – 1 час. Рабочая программа составлена на основе:
1. Требований Стандарта (п. 12.4);
2. Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. [А.Я.Данилюк, А.М.Кондаков, В.А.Тишков] – М.Просвещение, 2010 г. (Стандарты второго поколения).
3. Примерной основной образовательной программы образовательного учреждения. Начальная школа [сост. Е.С.Савинов].—2-е изд., перераб. — М. Просвещение, 2010. — п.5.2.6 — (Стандарты второго поколения).
4. Примерной программы по курсу «Основы религиозных культур и светской этики». [Составители: учёные Российской академии наук, Российской академии образования, Федерального института развития образования, Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования, представители религиозных конфессий].
Нормативно-правовой основой разработки и введения в учебный процесс общеобразовательных школ комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» является Поручение Президента Российской Федерации от 2 августа 2009 г. (Пр-2009 ВП-П44-4632) и Распоряжение Председателя Правительства Российской Федерации от 11 августа 2009 г. (ВП-П44-4632).
Модуль «Основы светской этики» является единой комплексной учебно-воспитательной системой. Модуль согласуется педагогическими целями, задачами, требованиями к результатам освоения учебного содержания, достижение которых обучающимися должен обеспечить образовательный процесс в границах учебного модуля, а также в системе содержательных, понятийных, ценностно-смысловых связей учебного предмета.
Вопросы, связанные с введением в школьную программу информации об основах
религиозных культур, рассматриваемых в рамках культурологического подхода, имеют сегодня важное значение, поскольку характер светской школы определяется в том числе и её отношениями с социальным окружением, религиозными объединениями, признанием свободы вероисповедания и мировоззрения участников образовательного процесса. Запрос на современное образование, решающее, помимо прочего, задачи духовно-нравственного воспитания граждан России, достаточно высок, чтобы остаться без ответа.
В то же время преподавание основ религиозной и нерелигиозной культуры вобщеобразовательной школе приводит к необходимости решения труднейшихкультурологических, этических, правовых, психологических, дидактических и воспитательных проблем.
В этой связи актуальным становится включение в школьную программу курса «Основы
религиозных культур и светской этики», имеющего комплексный характер, знакомящего
школьников с основами различных мировоззрений и опирающегося на нравственные ценности, гуманизм и духовные традиции.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО КУРСА
Цель комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» —
формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению,
основанному на знании культурных и религиозных традиций многонационального народа России и уважении к ним, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений. Учебный курс является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10—11
лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним. Основные культурологические понятия учебного курса — «культурная традиция», «мировоззрение», «духовность (душевность)» и «нравственность» — являются объединяющим началом для всех понятий, составляющих основу курса (религиозную или нерелигиозную).
Новый курс призван актуализировать в содержании общего образования вопрос совершенствования личности ребёнка на принципах гуманизма в тесной связи с религиозными и общечеловеческими ценностями. Курс должен сыграть важную роль как в расширении образовательного кругозора учащегося, так и в воспитательном процессе формирования порядочного, честного, достойного гражданина.
Основной принцип, заложенный в содержании курса, — общность в многообразии, многоединство, поликультурность, — отражает культурную, социальную, этническую, религиозную сложность нашей страны и современного мира.
Общая духовная основа многонационального народа России формируется исторически и
основывается на ряде факторов:
общая историческая судьба народов России;
единое пространство современной общественной жизни, включающее развитую систему межличностных отношений, налаженный веками диалог культур, а также общность социально-политического пространства.
Учебный курс является единой учебно-воспитательной системой. Все его модули согласуются между собой по педагогическим целям, задачам, требованиям к результатам освоения учебного содержания, достижение которых обучающимися должен обеспечить образовательный процесс, осуществляемый в пределах отведённого учебного времени с учётом образовательных возможностей младших подростков.
Учебный курс имеет комплексный характер и включает 6 модулей: «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы мировых религиозных культур», «Основы светской этики».
Образовательный процесс в границах учебного курса и сопутствующей ему системы межпредметных связей формирует у обучающихся начальное представление о религиозных культурах и светской этике посредством:
ориентации содержания всех модулей учебного курса на общую педагогическую цель воспитание нравственного, творческого, тветственного гражданина России;
педагогического согласования системы базовых ценностей, лежащих в основе содержания всех модулей учебного курса;
системы связей, устанавливаемых между модулями учебного курса, а также между ними и другими учебными предметами (окружающий мир, русский язык, литература, история и др.);
ориентации учебного содержания на совместное осмысление педагогами, обучающимися и их родителями актуальных проблем развития личностной ценностно-смысловой сферы младших подростков;
единых требований к результатам освоения содержания учебного курса.
Учебно-воспитательный процесс, осуществляемый в границах учебного курса и системы межпредметных связей, педагогически моделирует и содержательно раскрывает основы религиозных и светских культурных традиций. Сама национальная духовность с учётом многообразия и глубины её составляющих не может исчерпываться содержанием этого курса.
Место комплексного учебного курса в учебном плане.
В рамках апробации комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» изучается в объёме 1 ч в неделю.
Основные содержательные модули курса:
Основы православной культуры
Основы исламской культуры
Основы буддийской культуры
Основы иудейской культуры
Основы мировых религиозных культур
Основы светской этики
Каждому обучающемуся в рамках освоения содержания учебного курса с его согласия и повыбору его родителей (законных представителей) предлагается для изучения один из шести учебных модулей.
Образовательное учреждение на основе определения образовательных потребностей обучающихся и их родителей (законных представителей), а также собственных возможностей организации образовательного процесса самостоятельно определяет перечень модулей учебного курса. При этом выбор родителей (законных представителей) является приоритетным для организации обучения ребёнка по содержанию того или иного модуля.
В процессе изучения курса предусмотрена подготовка и презентация творческих проектов на основе изученного материала. Проекты могут быть как индивидуальными, так и коллективными. В ходе подготовки проекта учащиеся получают возможность обобщить ранее изученный материал, освоить его в творческой, деятельности форме. Подготовка и презентация проекта (уроки 31—34) могут проводиться по решению школы всем классом.
Основные задачи комплексного учебного курса:
знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики;
развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных
обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;
развитие способностей младших школьников к общению в политичной и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.
Учебный курс создаёт начальные условия для освоения обучающимися российской культуры как целостного, самобытного феномена мировой культуры; понимания религиозного, культурного многообразия и исторического, национально-государственного, духовного единства российской жизни.
Освоение школьниками учебного содержания каждого из модулей, входящих в учебный курс, должно обеспечить:
понимание значения нравственности, морально ответственного поведения в жизни человека и общества; формирование первоначальных представлений об основах религиозных культур и светской этики; формирование уважительного отношения к разным духовным и светским традициям; знакомство с ценностями: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, и их понимание как основы традиционной культуры многонационального народа России; укрепление средствами образования преемственности поколений на основе сохранения и развития культурных и духовных ценностей.
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА
Обучение детей по программе курса «Основы религиозных культур и светской этики» должно быть направлено на достижение следующих личностных, метапредметных и предметных результатов освоения содержания.
Требования к личностным результатам:
- формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину;
- формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
- развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;
— воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Требования к метапредметным результатам:
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления;
- формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учётом характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
- адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;
- умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;
- овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
- готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
— определение общей цели и путей её достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Требования к предметным результатам:
- знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России;
- знакомство с основами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе;
- формирование первоначальных представлений о светской этике, религиозной культуре и их роли в истории и современности России; осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ КУРСА «ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ»
Учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» представляет собой единый комплекс структурно и содержательно связанных друг с другом шести учебных модулей: «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы мировых религиозных культур», «Основы светской этики».
Каждый учебный модуль, являясь частью курса, имеет логическую завершённость по отношению к установленным целям и результатам обучения и воспитания и включает в себя такой объём материала по предмету, который позволяет использовать его как самостоятельный учебный компонент.
Содержание каждого из шести модулей учебного курса организовано в рамках четырёх
основных тематических разделов (уроков). Два из них (уроки 1 и 30) являются общими для всех учебных модулей. Содержательные акценты первого тематического раздела — духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества. Четвёртый тематический раздел представляет духовные традиции многонационального народа России. Второй и третий тематические разделы (уроки 2—29), изучаемые соответственно в 4 классах, дифференцируют содержание учебного курса применительно к каждому из учебных модулей. Учебный модуль «Основы светской этики»
Требования к результатам обучения
Обучение детей по программе модуля «Основы светской этики» направлено на достижение следующих личностных, метапредметных и предметных результатов освоения содержания.
Требования к личностным результатам:
формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину;
формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов;
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;
воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Требования к метапредметным результатам:
овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления;
формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учётом характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;
умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;
овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
определение общей цели и путей её достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Требования к предметным результатам:
знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России;
знакомство с основами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе;
формирование первоначальных представлений о светской этике, религиозной культуре и их роли в истории и современности России;
осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.
Основное содержание курса (35 часов)
Россия − наша Родина. Духовный мир человека. Культурные традиции.
Светская этика и её значение в жизни человека. Мораль и нравственность.
Культура и мораль. Происхождение морали. Высшие нравственные ценности, идеалы, принципы морали.
Особенности морали. Правила морали. Кто должен заботиться о соблюдении моральных норм в обществе.
Добро и зло. Почему нужно стремиться к добру и избегать зла.
Как менялись представления о добре и зле в ходе истории.
Добродетель и порок. Кто такой добродетельный человек.
Как понимал добродетель древнегреческий философ Аристотель. Какое чувство важно сохранять при стремлении к добродетели.
Что такое свобода. Как связана свобода с моральным выбором.
В каких ситуациях морального выбора чаще всего оказывается человек.
Что такое ответственность. При каких условиях возможно ответственное поведение.
Что такое моральный долг. В чем особенности морального долга. Какие моральные обязанности есть у человека.
Что такое справедливость. По каким признакам можно судить о справедливости. Какие моральные правила нужно соблюдать, чтобы быть справедливым.
Что такое альтруизм. Что такое эгоизм. Что значит быть «разумным эгоистом».
Какие отношения существуют между людьми. Что такое дружба. Чем дружеские отношения отличаются от других отношений.
Как светская этика отвечает на вопрос «Что значит быть моральным?»
Подготовка и защита творческих работ и проектов. Методика создания морального кодекса в школе. Образование как нравственная норма.
Род и семья – исток нравственных отношений. Что такое род, семья. Как возникли некоторые фамилии. Что такое родословная.
Что такое поступок в этике. Что такое нравственный поступок. Какие признаки имеет нравственный поступок. Что значит быть нравственным в наше время?
Почему появилось золотое правило нравственности. Как формулируется золотое правило нравственности. Как применять золотое правило нравственности в жизни.
Что такое стыд. Что такое чувство вины. Когда принято извиняться. Методы нравственного самосовершенствования.
Что такое честь. Что такое достоинство.
Что такое совесть.
Чем различаются понятия «Стыд» и «совесть».
Нравственные идеалы. Смелые и сильные защитники Отечества – богатыри. Правила честного поединка.
Кто такие рыцари, джентльмены и леди. Какими качествами должен обладать истинный рыцарь и джентльмен. Что значит быть настоящей леди.
Образцы нравственности в культурах разных народов. Образцы нравственного поведения в культуре России. Трудовая мораль. Нравственные традиции предпринимательства.
Наши знаменитые земляки – труженики, патриоты, воины, коллективисты.
Что такое этикет. Одежда и этикет. Значение речи для этикета. Какие правила этикета должен знать каждый.
Праздники как одна из форм исторической памяти. Когда и как появились праздники. Какое значение имеют праздники. Что такое подарок и как его выбирать.
Жизнь человека – высшая нравственная ценность.
Любовь и уважение к Отечеству. Государство и мораль гражданина. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.
Используемый учебно-методический комплект
Учебная
программа Учебники,
учебные пособия Методические
материалы Дидактические
материалы Материалы
для контроля
Программа комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики». М.: Просвещение, 2011. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики. М.Т. Студеникин. 4 класс: учебник для общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2012. Основы религиозных культур и светской этики. Книга для учителя. Справочные материалы для общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2011.
Основы религиозных культур и светской этики. Книга для родителей. – М.: Просвещение, 2011. Основы светской этики. Электронное пособие к учебному пособию. – М.: Просвещение, 2011. Проектные задачи в начальной школе: пособие для учителя / А.Б.Воронцов, В.М.Заславский, С.Е.Егоркина и др.; под ред. А.Б.Воронцова. – М.: Просвещение, 2011. – (Стандарты второго поколения).
Контрольно-измерительные материалы – критерии оценивания проектных и творческих работ, составленные учителем
Календарно-тематическое планирование курса ОРКСЭ
Дата план Дата
факт Темы
по ОРК и СЭ Кол- во часов Тип урока Характеристика деятельности Вид контроля на уроке Планируемый результат Домашнее задание
I. Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества 1
Россия - наша Родина .1 Урок введения новых знаний Знакомятся с общественными нормами нравственности и морали. Творческая работа «Составление предложений со словами Россия, Отечество, патриот, президент, духовные ценности» Знать, понимать и принимать ценности: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России. Рассказать членам семьи об известных людях.
II. Основы религиозных культур и светской этики.
Часть I. 16 Что такое светская этика? 1 Урок введения новых знаний Знакомятся с общественными нормами нравственности и морали. Творческая работа «Составление предложений со словами культура». Иметь представления о светской этике и её роли в истории и современности России. Прочитать статью пособия, обсудить с родителями её содержание.
Мораль и культура. 1 Урок введения новых знаний Знакомятся с историей развития представлений человечества о морали и нравственности. Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку Знакомство с основами светской морали, понимание ее значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе. Прочитать статью из пособия, ответить на вопросы.
Особенности морали. Вежливость. 1 Урок введения новых знаний Самостоятельная работа «Выписать из пособия основные особенности морали как вида духовно-нравственной культуры» Готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию. Подготовить рассказ об особенностях морали как особого вида духовной культуры
5-6 12.10 Добро и зло. 2 Урок введения новых знаний Знакомятся с основными определениями понятий этики, культуры, морали. Самостоятельная работа «Выписать 2-3 предложения, которые показались особенно важными» Понимать и сопереживать чувствам других людей. Подготовить рассказ с примерами из истории представлений человека о добре и зле.
7 19.10 Добродетели и пороки. 1 Урок введения новых знаний Самостоятельная работа «Найти в тексте два определения добродетели, подчеркнуть их» Уметь уважительно относиться к иному мнению, истории и культуре других народов. Рассказать членам семьи и друзьям, что такое добродетель и порок.
8-9 26.10
0211 Свобода и моральный выбор человека. 2 Урок введения новых знаний Знакомятся с взаимосвязями между культурными, моральными традициями и поведением людей. Самостоятельная работа «Выписать из текста пособия, что предполагает свободный выбор». Уметь осуществлять информационный поиск для выполнения учебной задачи. Подготовить рассказ с примерами поступков, предполагающих свободный выбор человека.
10 16.11 Свобода и ответственность. 1 Обобщение Самостоятельная работа «Выписать из текста пособия, что входит в отношения ответственности» Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе. Подобрать примеры из литературы, в которых описывается ответственное поведение человека.
11 23.11 Моральный долг. 1 Урок введения новых знаний Анализируют моральные и этические требования, предъявляемые к человеку в светской культуре и различных культурных, в том числе религиозных традициях. Самостоятельная работа «Составить предложение со словом долг» Уметь осознавать ценности человеческой жизни. Подобрать пословицы, в которых говорилось бы о долге человека.
12 30.11 Справедливость. 1 Урок введения новых знаний Самостоятельная работа «Составить план статьи из пособия» Становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести. Придумать рассказ о справедливом и несправедливом человеке.
13 Альтруизм и эгоизм. 1 Урок введения новых знаний Самостоятельная работа «Найти и выписать определения альтруизма и эгоизма» Уметь адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. 14 Что значит быть моральным? 1 Урок введения новых знаний Самостоятельная работа «Продолжить предложение «Быть моральным – это значит …» Развитие этических чувств, как регуляторов морального поведения. Подготовиться к
сочинению «Что такое
добро и зло».
15 Дружба и порядочность. 1 Урок введения новых знаний Анализируют человеком важность соблюдения человеком нравственных и моральных норм. Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку Осознавать ценности нравственности и духовности в человеческой жизни. 16 Творческие работы учащихся. 1 Самостоятельная работа учащихся по составлению плана будущей творческой работы. Уметь слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и право каждого иметь свою собственную. Редактирование, обсуждение с родителями, подбор иллюстративного материала.
17 Презентация творческих работ. 1 Выступления учащихся, презентация творческих работ и их обсуждение. 18. Род и семья – исток нравственных отношений 1 Урок изучения нового материала.
Комбинированный урок. Род, фамилии, семья. Работа с текстом, выполнение поставленных задач. Стр. 38,39. Уметь осуществлять информационный поиск для выполнения учебной задачи. Подготовить рассказ с примерами поступков, предполагающих свободный выбор человека.
19. Семейные традиции 1 Урок изучения нового материала.
Комбинированный урок. Поступок, нравственный поступок. Работа с текстом, выполнение поставленных задач. Стр. 40,41. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе. Подобрать примеры из литературы, в которых описывается ответственное поведение человека.
20. Сердце матери. Золотое правило нравственности 1 Комбинированный урок. Золотое правило нравственности Работа с текстом, выполнение поставленных задач. Стр. 42, 43. Уметь осознавать ценности человеческой жизни. Подобрать пословицы, в которых говорилось бы о долге человека.
21. Стыд, вина и извинения 1 Урок изучения нового материала.
Комбинированный урок. Стыд, вина. Работа с текстом, выполнение поставленных задач. Стр. 44,45. Становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести. Придумать рассказ о справедливом и несправедливом человеке.
22. Честь и достоинство 1 Урок изучения нового материала.
Комбинированный урок. Честь, достоинство. Работа с текстом, выполнение поставленных задач. Стр. 46,47. Уметь адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. 23. Совесть 1 Урок изучения нового материала.
Комбинированный урок. Совесть Работа с текстом, выполнение поставленных задач. Стр. 48, 49. Развитие этических чувств, как регуляторов морального поведения. Подготовиться к
сочинению «Что такое
добро и зло».
24. Правила твоей жизни. 1 Урок изучения нового материала.
Комбинированный урок Богатыри, правила честного поединка. Работа с текстом, выполнение поставленных задач. Стр. 50, 51. Осознавать ценности нравственности и духовности в человеческой жизни. 25. Нравственные идеалы 1 Комбинированный урок Рыцари, джентльмены, леди. Работа с текстом учебника, заданиям, стр.52, 53. Уметь слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и право каждого иметь свою собственную. Редактирование, обсуждение с родителями, подбор иллюстративного материала.
26. Образцы нравственности в культуре Отечества 1 Комбинированный урок Труженик, патриот, воин, активист. Работа с текстом, выполнение поставленных задач. Стр. 54, 55. Уметь осуществлять информационный поиск для выполнения учебной задачи. Подготовить рассказ с примерами поступков, предполагающих свободный выбор человека.
27. Праздники народов России 1 Урок изучения нового материала.
Комбинированный урок Этике, об одежде , о значении речи в этикете, правила этикета. Работа с текстом, выполнение поставленных задач. Стр. 56, 57. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе. Подобрать примеры из литературы, в которых описывается ответственное поведение человека.
28. Защитники Отечества 1 Урок изучения нового материала.
Комбинированный урок Праздники, возникновение праздников. Работа с текстом, выполнение поставленных задач. Стр. 58, 59. Уметь осознавать ценности человеческой жизни. Подобрать пословицы, в которых говорилось бы о долге человека.
29. Жизнь человека – высшая нравственная ценность 1 Урок изучения нового материала.
Комбинированный урок Жизнь человека. Работа с текстом, выполнение поставленных задач. Стр. 60, 61. Становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести. Придумать рассказ о справедливом и несправедливом человеке.
30. Подведение итогов.
Любовь и уважение к Отечеству 1 Комбинированный урок Учебник стр. 62, 63. Уметь адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. 31-35 Итоговая презентация творческих проектов
учащихся 4 Итоговый урок Участвуют в диспутах
учатся слушать собеседника и излагать своё мнение Развитие этических чувств, как регуляторов морального поведения. Подготовиться к
сочинению «Что такое
добро и зло».
Ресурсное обеспечение
Для учителя
1. Основы религиозных культур и светской этики. Книга для учителя. 4-5 классы: справ. Материалы для общеобразовательных учреждений; под ред. Тишкова В.А., Шапошниковой Т.Д. – М.: Просвещение, 2010 – 239 с.
А.Я.Данилюк. Основы религиозных культур и светской этики, программы общеобразовательных учреждений 4 – 5 кл.- М.: Просвещение, 2011
2. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России
3. Основы духовно – нравственной культуры народов России. Основы светской этики: учебник для общеобразовват.учреждений.- М.: Просвещение, 2012
4. Основы религиозных культур и светской этики. Книга для учителя.- М.: Просвещение 2011
5. Электронное приложение к курсу «Основы религиозных культур и светской этики» М. Просвещение. 2011
6. презентации на электронном носителе*
Дополнительная литература.
Андерсен Г.Х., Снежная королева.
Губарев В.Г., Королевство кривых зеркал.
Гайдар. А.П., Тимур и его команда.
Кун Н.А., Легенды и мифы Древней Греции.
Лагин Л.И., Старик Хоттабыч.
Линдгрен А. Малыш и Карлсон.
Маршак С.Я., Двенадцать месяцев
Погорельский А., Чёрная курица или Подземные жители.
Пушкин А.С., Сказка о попе и его работнике Балде.
Пушкин А.С., Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях
Перро Ш., Золушка.
Толстой А.Н., Золотой ключик, или приключения Буратино.
Интернет - ресурсы
- http://fcior.edu.ru/
- http://school-collection.edu.ru/
- Интернет-портал «ProШколу.ru» - материалы, разработанные апробаторами курса ОРКСЭ
Для родителей
Основы религиозных культур и светской этики. Книга для родителей. – М. : Просвещение, 2010. – 32 с.