Решение ситуационных задач по физике при подготовке квалифицированных рабочих

Фимина Наталья Владимировна,
преподаватель ОГАПОУ
«Ульяновский авиационный колледж – МЦК»,
г. Ульяновск


РЕШЕНИЕ СИТУАЦИОННЫХ ЗАДАЧ ПО ФИЗИКЕ ПРИ ПОДГОТОВКЕ КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ РАБОЧИХ


Качество современного образования раскрывается через его результаты и условия, созданные для достижения этих результатов. Сформировать в каждом выпускнике систему личностных качеств, которые ему необходимы для овладения профессией можно лишь одновременно с их качественной, направленной в единое русло общеобразовательной и профессиональной подготовкой. Поиск путей подготовки квалифицированных рабочих позволил сделать вывод, что не так важно дать сумму знаний, как уметь раскрыть творческий потенциал, развить мышление, научить гибкому подходу в решении проблем и задач. Важнейшим ресурсом обновления содержания образования являются ситуационные задачи, позволяющие обучать студентов решать профессиональные и жизненные проблемы с помощью предметных знаний за счет усвоения разных способов деятельности, методов работы с информацией. Этого требуют образовательные стандарты нового поколения.
Важным фактором современного учебного занятия становится активизация мыслительной деятельности студента с помощью постановки преподавателем ситуационных задач профессионального содержания. Они позволяют студенту последовательно осваивать интеллектуальные операции в процессе работы с информацией: ознакомление – понимание – применение - анализ-синтез-оценка. Специфика ситуационной задачи заключается в том, что она носит ярко выраженный практикоориентированный характер, но для ее решения необходимо конкретное знание по учебной дисциплине.
Учебная физическая задача – это ситуация, требующая от студента мыслительных и практических действий, основанных на знании им понятий и законов физики и направленных на закрепление, углубление и развитие этих знаний; формирование умений применять их на практике и развитие научного мышления. Решение ситуационных задач с профессиональным содержанием на учебных занятиях способствует ознакомлению студентов с принципом устройства, действия механизмов и машин, передачи и преобразования энергии, технологии промышленного производства, средств управления, умению применять физические знания к объяснению действия технических объектов. Решая такие задачи, студенты глубже и прочнее усваивают изучаемые физические понятия, явления и их закономерности, получают сведения о новых достижениях и проблемах науки и техники, о специфике профессий. Разнообразие задач по содержанию и форме их выполнения помогает реализовать межпредметные связи, поддерживает необходимый уровень работоспособности студентов на занятии, формирует интерес к учебной дисциплине, усиливает ориентацию студентов на их будущую профессиональную деятельность.
Результатом работы в данном направлении явилось рассмотрение в учебной и внеучебной деятельности качественных задач, задач на вычисление, графических, экспериментальных, комбинированных задач. Многие задачи рассчитаны на то, что при их выполнении студенты должны самостоятельно находить нужные сведения в учебной и справочной литературе. Содержание задач соответствует разделам в рабочей программе учебной дисциплины. При решении таких задач студенты последовательно, осмысленно и рационально выполняют все этапы решения задачи: от анализа условий и требований задачи до анализа выполненного решения.
Приведу примеры некоторых задач:
1. Почему разрывается трос при резком подъеме тяжелого груза и не разрывается при медленном подъеме? Подъемный кран равномерно поднимает груз весом 2 т. Мощность двигателя крана 7,4 кВт. Определите скорость подъема груза, если КПД установки 60%.
2. На дуге сварочной машины поддерживают напряжение 40 В. Сила тока 750 А. Определить энергию, затрачиваемую на сварку 240 погонных метров шва, при скорости сварки 0,01 м/с.
3. Мастерская освещается четырьмя электрическими лампами сопротивлением 220 Ом каждая и двумя лампами сопротивлением 100 Ом каждая. Напряжение сети 120 В. Определить общую мощность, потребляемую лампами. [ 1]
Увидеть задачу, сформулировать ее и предложить для решения в виде, выявляющем нужные связи, совсем не простое дело. Путь к овладению таким умением – самостоятельное составление ситуационных задач с профессиональным содержанием студентами.
Составление таких задач, разработка алгоритмов их решения способствует формированию у обучающихся устойчивого умения решать любые задачи, развитию навыков самоорганизации деятельности, формированию умения объяснять явления действительности, ориентации в ключевых проблемах современной жизни.
Систематическое решение ситуационных задач с профессиональным содержанием на учебных занятиях позволяет постепенно и ненавязчиво сформировать у студентов убеждение, что в настоящее время физика составляет теоретический фундамент всех технических специальностей и профессий. В этих условиях образовательный процесс обеспечивает, с одной стороны, более прочное и осознанное усвоение основных физических понятий и законов, а с другой – позволяет наиболее эффективным образом использовать знания основ физической науки при освоении профессии. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Абанкина, Д.М. Сборник задач и упражнений по физике для подготовки рабочих металлообрабатывающих профессий [Текст] / Д.М. Абанкина. – М.: Высшая школа, 1990. – 295 с.
2. Клычева, Н.М. Усиление практической направленности уроков химии // Среднее профессиональное образование. – 2013. – № 3. – С. 113-117.
15