Статья на тему: МЕТОДИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТВОРЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ И КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ДРАМАТИЧЕСКИХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЫ
МЕТОДИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТВОРЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ И КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ДРАМАТИЧЕСКИХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЫ
Широкое внедрение информационных компьютерных технологий в образовательный процесс является насущной необходимостью современного этапа развития российской школы. Это один из непременных компонентов целостной системы обучения, не только облегчающий доступ к информации, открывающий возможности вариативности учебной деятельности, ее индивидуализации и дифференциации, но и позволяющий по-новому организовать взаимодействие всех субъектов обучения, построить образовательную систему, в которой ученик был бы активным и равноправным участником образовательной деятельности. В то же время компьютерные технологии – это то учебное средство, использование которого становится в настоящий момент залогом повышенного интереса со стороны учащихся к учебному материалу: наглядность, интерактивность, яркость – все это активизирует познавательную деятельность школьников любого возраста и облегчает восприятие и освоение ими информации, ее прочное закрепление и структурирование. Внедрение компьютерных технологий на уроках литературы позволяет развивать творческое мышление, формировать целостное отношение к информационным знаниям и навыкам информационной деятельности, к образованию и самообразованию с использованием информационных технологий: мультимедиа и Интернет-ресурсов, что обусловливает необходимость использования компьютерных технологий на уроках по изучению драмы, прежде всего в аспекте применения творческих заданий на базе компьютерных технологий. Это облегчит изучение драматических произведений и повысит образовательно-развивающий потенциал занятия в целом. Именно творческие задания могут сыграть роль удивительного, которое так привлекает внимание учащихся, стремящихся открывать новое в уже известном, приходить к своим мини-открытиям собственным путем.
Диапазон творческих заданий с опорой на современные информационные технологии на уроках литературы при изучении драмы очень широк. Рассмотрим лишь некоторые из них.
Во-первых, это может быть самостоятельная поисковая работа учащихся, предполагающая использование Интернет-ресурсов, мультимедиа библиотеки школы, конечным итогом которой может стать написание творческой работы, подготовка сообщения, презентации или фотогалереи. Учитель в данном случае, разбив учащихся на группы, может дать ориентировочные вопросы, направляющие и организующие информационный поиск школьников. Так, при изучении пьесы А. Н. Островского «Гроза» между группами учащихся может распределить следующие темы для поисковой работы: «Жизнь купечества в пореформенной России», «Домострой в русской семье XIX века», «История создания пьесы», «Сценическая история "Грозы"», «Образы Катерины и Кабанихи на сценах российских театров», «Примечания Островского к постановке пьесы» и др.
Во-вторых, к творческим заданиям на основе использования компьютерных технологий относится и работа над сценарием фильма или спектакля по изучаемой пьесе. Еще в 20-е годы ХХ века учителя пробовали на уроках составлять киносценарий по литературному тексту. В последнее время этот прием снова привлек внимание, так как создание киносценария – это своеобразное изучение текста, в ходе которого учащиеся вынуждены пристальнее всматриваться в литературное произведение, вырабатывая навыки вдумчивого и медленного чтения. После написания сценария, начинается процесс видеосъемки. Действующие лица оживают, произведение увлекает учеников, а также их родителей, одноклассников – идет коллективное сотворчество, все учатся решению проблем сообща. В процессе работы создается ситуация успеха: ученики стараются показать все, что знают, умеют и могут. Безусловно, что в работе над таким творческим заданием необходим целый комплекс мультимедийных средств, которыми и располагает современное обучение.
Знакомство с режиссерскими интерпретациями художественных текстов с целью создания видеоролика о сценической истории того или иного литературного персонажа – также весьма эффективный образовательный прием, позволяющий не только расширить общий кругозор учащихся, но и углубить понимание произведения, лучше понять его идею, авторский замысел, многомерность и сложность каждого из созданных писателем характеров, чему содействует знакомство с разными вариантами его кинематографического и сценического «прочтения». Использование фрагментов экранизаций и сценических постановок особенно целесообразно как раз при изучении драмы, что обусловлено спецификой данного рода искусства. Основной отличительный признак драмы заключается в ее способности интегрировать в себе элементы и словесного, и сценического искусства. Ориентируясь не только на словесное, но одновременно и сценическое искусство, драма характеризуется пристальным вниманием к внешней пластике и прочим эффектам подачи изображаемого, что нередко обусловливает гиперболичность, броскость, театральность образов. Текст пьесы, как правило, продолжает «достраиваться» в своих сценических воплощениях, формируя в совокупности новые традиции восприятия произведения и влияя на зрительскую культуру в целом. Поэтому, знакомясь с различными режиссерскими интерпретациями драматического произведения, первыми отзывами театральных критиков, сценической историей отдельных образов и т. д., учащиеся не только «зримее» воспринимают текст пьесы, но и «погружаются» в ту историко-культурную ситуацию, в которую она и была создана. Возможность осмыслить идею драматурга с разных точек зрения его современников и не только, стать соавтором пьесы способствует более полному раскрытию ее идейной глубины, усвоением учащимися той системы ценностей, которую провозглашал автор. Подготовка и включение в содержание уроков соответствующих видеоматериалов также осуществляется при помощи компьютерных технологий.
Кроме того, знакомство с различными интерпретациями того же драматического текста может послужить «отправной точкой» к размышлениям учащихся над проблемным вопросом или проблемной ситуацией, моделью которой может стать приглашение учителя подумать над тем, что бы они предприняли на месте Раневской – героини чеховского «Вишневого сада». Здесь задействуются разнообразные, порой взаимоисключающие точки зрения на личность автора и его героев, с которыми учащиеся знакомятся в ходе сопоставления различных интерпретаций произведения в кино и на сцене. Такая «полилоговость» восприятия литературных персонажей вносит в урок необходимую проблемность, стимулирующую активную познавательную, мыслительную деятельность школьников.
Другой разновидностью творческого задания, выполнение которого предполагает использование информационных компьютерных технологий, является создание рекламных проектов по прочитанному. Создание рекламного ролика на прочитанное произведение – это полифункциональный вид работы, который способствует формированию таких читательских качеств, как творческое воображение, внимательное отношение к художественной детали литературного текста, ассоциативность и логичность мышления. Это вид творческого задания требует предварительной подготовки учащихся. Они получают домашнее задание разбиться на микрогруппы и коллективно создать рекламный ролик на пьесу того или иного автора (А. Н. Островского, А. П. Чехова, А. М. Горького, А. В. Вампилова и др.). Они должны четко продумать цель, адресата, вид ролика. Целесообразно обратить внимание школьников на форму презентации рекламных проектов. Это может быть: 1) инсценизация; 2) словесное описание рекламы произведения на телевидении; 3) реклама произведения, звучащая на радио; 4) реклама произведения в печатном издании; 5) телереклама; 6) комбинированный вид рекламного проекта произведения.
Следует подчеркнуть, что во время презентации рекламных проектов выясняются и важные недостатки читательской рецепции учащихся. Поэтому при изучении литературы, как и других учебных предметов, с целью привлечения внимания школьников не следует пугаться тех форм презентации, которые подсказываются реалиями современной жизни.
Среди других индивидуальных творческих заданий, которые можно предложить учащимся с целью контроля приобретенных знаний, умений и навыков на основе применения компьютерных технологий выделим: 1) составление интерактивных литературных викторин, кроссвордов, ребусов и головоломок по художественному произведению; 2) создание макета иллюстраций к тексту, обложки к книге; 3) создание фотогалереи. Что касается последней разновидности творческого задания – создания фотогалереи – то каждый художественный образ, созданный писателем или поэтом, включает в себя портретную характеристику героя, в которой автор, как правило, акцентирует внимание на основных чертах характера своего героя. На уроках литературы мы часто составляем словесный портрет персонажа, следующий шаг – фотопортрет. Работа выполняется группами по 5-6 человек. Ученики находят цитаты, содержащие информацию о герое, выявляют важнейшие стороны его личности, сопоставляя их с иллюстрациями известных художников к произведению, размещенных на Интернет-сайтах. Так, работая над созданием фотогалереи героев «Вишневого сада» А. П. Чехова, ученики могут сосредоточить свое внимание на художественных деталях, характеризующих персонажей пьесы. Заключительный урок – защита творческих работ, включающий элементы рефлексии: Что удалось? Над чем стоит еще поработать? Что новое удалось увидеть в характере героев?
Как видим, активное использование компьютерных технологий на уроке изучения драмы позволяет усиливать творческую и познавательную активность учащихся, что достигается системой разнообразных заданий продуктивного характера, нацеленных на обобщение и систематизацию изученного, совершенствование литературоведческих компетенций учащихся, развитие у них аналитического и критического мышления.
Литература
1. Исаева, Е. А. Инновационные подходы изучения и преподавания русской литературы в школах Украины / Е. А. Исаева // Современные образовательные технологии в изучении и преподавании русской литературы : сб. ст. – М. : Изд-во МГУ, 2010. – С. 153-155.
2. Исляева, М. Р. Инновационные образовательные технологии процессе обучения литературе в школе / М. Р. Исляева // Современные образовательные технологии в изучении и преподавании русской литературы : сб. ст. – М. : Изд-во МГУ, 2010. – С. 114-117.
3. Матюха, Л. В. Проектно-исcледовательская деятельность учащихся на уроках языка и литературы : [электр. док.] / Л. В. Матюха // http://festival.1september.ru/articles/520619/
Лоскутова О.А.
ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный
педагогический институт им. М. Е. Евсевьева»
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
К вопросу о месте драматических произведений и обучения их интерпретации в современных школьных программах по литературе для старших классов (на материале творчества современных авторов)
В методике обучения старшеклассников литературоведческой интерпретации драматических произведений как объективной художественной реальности (на материале творчества современных авторов) большое значение имеет уровень представленности в современных школьных общеобразовательных программ пьес современных отечественных драматургов.
Анализ современных школьных программ по литературе для базового уровня (под авторством и редакцией В. Ф. Чертова, С. А. Зимина и В. А. Чалмаева, А. Г. Кутузова, В. В. Агеносова и А. Н. Архангельского, М. В. Черкезовой (с родным (нерусским) и русским (неродным) языком обучения), В. Я. Коровиной) и профильного уровня (под авторством и редакцией В. Ф. Чертова, А. Г. Кутузова, Г. А. Обернихиной, М. Б. Ладыгина, В. Я. Коровиной) выявил следующее.
Во-первых, современная драматургия (драматургия второй половины ХХ – начала XXI вв.) в школьных программах представлена очень кратко и поверхностно: как правило, к чтению и изучению учащимися старших классов рекомендуются произведения авторов 1970-80-хх гг.: А. Н. Арбузова, А. В. Вампилова, А. М. Володина, В. С. Розова, М. М. Рощина. Произведения драматургов так называемой «новой волны» (В. Арро («Смотрите, кто пришел»), В. Славкина («Серсо»), А. Галина («Ретро», «Восточная трибуна»), Л. С. Петрушевской («Уроки музыки», «Три девушки в голубом», «Московский хор»), А. Казанцева («Великий Будда, помоги им!»), В. Коркии («Черный человек, или Я, бедный Сосо Джугашвили»), В. Ерофеева («Вальпургиева ночь, или Шаги командора»), В. Войновича («Трибунал») и др.) внесены в содержание достаточно немногих программ: они встречаются главным образом в программе «Русская литература XIX-XX веков» для общеобразовательных учреждений (10-11 классы) В. В. Агеносова, А. Н. Архангельского; отдельные имена (например, Л. С. Петрушевская) внесены в содержание программы Г. А. Обернихиной.
Во-вторых, произведения указанных авторов рекомендованы к изучению, как правило, в XI классе (поскольку в Х классе рассматривается литература XIX – начала ХХ вв.), причем их объем, а также широта и глубина их освоения на базовом и профильном уровнях практически одинаковы.
В-третьих, в целом перечень и объем произведений отечественных драматургов второй половины ХХ – начала XXI вв. в рассмотренных программах варьируется: в рамках монографической темы внимание учащихся обычно сосредотачивается на одной пьесе (например, «А. В. Вампилов «Утиная охота»: проблематика, основной конфликт, своеобразие композиции. Образ Зилова в системе художественных образов пьесы. Смысл финала пьесы» в программе В. В. Агеносова, А. Н. Архангельского). В рамках же обзорной темы круг затрагиваемых произведений заметно расширяется, как это можно увидеть в программе Т. Ф. Курдюмовой: «Русская литература 50-90-х годов ХХ века. Драматургия. Нравственная острота проблематики пьес. А. Володин: «Пять вечеров»; А. Арбузов «Иркутская история», «Жестокие игры»; В. Розов «В добрый час!», «Гнездо глухаря», «Кабанчик»; М. Рощин «Валентин и Валентина»; А. Вампилов «Прошлым летом в Чулимске», «Старший сын» и др.».
В-четвертых, среди обзорных тем, в содержании которых предусмотрено рассмотрение пьес современных отечественных драматургов, часто встречаются следующие: «Русская литература 50-90-х годов ХХ века. Драматургия» (Т. Ф. Кудюмова), «Мир и человек (лирика и драматургия второй половины ХХ века)» (А. Г. Кутузов, профильный уровень), «Современная русская драматургия (обзорное изучение)» (В. В. Агеносов, А. Н. Архангельский), «Общественно-культурная обстановка и основные тенденции развития русской литературы второй половины ХХ века (1950-1990-е годы)» (Г. А. Обернихина), «Драматургия второй половины ХХ века» (М. Б. Ладыгин, профильный уровень), «Литература 50-90-х годов (обзор)» (В. Я. Коровина, базовый и профильный уровни).
Однако обращение к драматическим произведениям указанного периода в ряде программ предусматривается и в рамках обзорной темы, охватывающей более узкий временной промежуток – последние десятилетия. Некоторые авторы конкретно указывают и имена драматургов, и их произведения, которые здесь представляется целесообразным затронуть: «Литература последнего десятилетия ХХ века. Современный литературный процесс (обзор). Обсуждение произведений В. С. Маканина, Л. С. Петрушевской, Л. А. Улицкой (по выбору учителя и учеников). Читательская конференция «Пути развития русской литературы в XXI в.». Произведения для самостоятельного изучения учащихся: А. В. Вампилов «Старший сын», «Прощание в июне» – выдержка из программы М. Б. Ладыгина. Другие же лишь обрисовывают абрис учебного материала. Весьма наглядным примером последнего подхода является выдержка из программы под редакцией В. Ф. Чертова: «Русская литература последнего десятилетия (обзор). Основные тенденции современного литературного процесса. Последние публикации в журналах, отмеченные премиями, получившие общественный резонанс, положительные отклики в печати. Теория литературы. Литературный процесс. Авангардизм. Развитие речи. Рецензия на одно из произведений современной литературы».
Интересно построена обзорная тема, предполагающая более детальное изучение произведений некоторых авторов, в программе В. В. Агеносова, А. Н. Архангельского. Данный раздел охватывает практически все основные моменты в истории развитии отечественной драматургии; указаны и основные имена, основные произведения, относящиеся к данному периоду русской литературы, а также ведущие тенденции, характерные для него: «Современная русская драматургия (обзорное изучение). Многообразие жанрово-стилевых исканий в 60-90-е гг. Развитие социально-психологической драмы. Театр А. Н. Арбузова. Психологический театр В. С. Розова («Вечно живые», «В добрый час!», «В поисках радости», «В день свадьбы») и А. В. Вампилова («Старший сын», «Утиная охота», «Прошлым летом в Чулимске», «Провинциальные анекдоты»). Постижение чеховского реализма, отточенного до символа, в пьесах В. Арро («Смотрите, кто пришел»), В. Славкина («Серсо»), А. Галина («Ретро», «Восточная трибуна»). Сочетание углубленности в бытовые, «черные» подробности с надбытовой, символистской интонацией в творчестве Л. С. Петрушевской («Уроки музыки», «Три девушки в голубом», «Московский хор»). Оживление авангардных тенденций, примет абсурдистской драмы в постперестроечной драматургии (пьеса-притча А. Казанцева «Великий Будда, помоги им!», трагифарс В. Коркии «Черный человек, или Я, бедный Сосо Джугашвили» и др.)».
В-пятых, перспективным направлением в изучении современной отечественной драматургии является ее сопряженное рассмотрение с произведениями русских классиков, а также зарубежных авторов. Однако такой подход к освоению пьес отечественных драматургов второй половины ХХ – начала XXI вв. предусмотрен и обозначен далеко не во всех программах: лишь в программе для гуманитарного профиля Г. А. Обернихиной нам встретились указания на изучение пьесы А. В. Вампилова «Утиная охота» в сопоставлении с драмой Г. Ибсена «Дикая утка» и трагедией У. Шекспира «Гамлет»; пьесы В. С. Розова «В добрый час!» – в сопоставлении с драмами «Горе от ума» А. С. Грибоедова и «Гроза» Островского. Здесь же указаны и межпредметные связи в освоении драматического текста ввиду его синкретичной основы, совмещающей признаки литературного и пластического видов искусства (пьеса А. В. Вампилова и кинофильмы «Старший сын», «Отпуск в сентябре» (реж. В. Мельникова), опера Г. Гладкова «Старший сын»; пьеса В. С. Розова и одноименный кинофильм «В добрый час!» (реж. В. Эйсымонт) и др.). Традиции чеховского театра в поэтике драм «новой волны» предлагается выявить авторами программы курса «Русская литература XIX-XX веков» для общеобразовательных учреждений (10-11 классы) В. В. Агеносовым и А. Н. Архангельским, гоголевские традиции в творчестве А. В. Вампилова предлагает обнаружить Г. Г. Полубинская.
В то же время практически во всех программах предусмотрены творческие работы по прочитанным произведениям, что, безусловно, способствует более глубокому и прочному освоению художественного текста, его интериоризации, осмыслению, в том числе и с точки зрения художественных достоинств и литературной самобытности: рецензия на одно из произведений современной литературы (В. Ф. Чертов), творческий практикум на тему «Что такое постмодернистский текст и как его читать» (А. Г. Кутузов, профильный уровень), исследование и подготовка реферата «Образ молодого человека в русской литературе ХХ в.» (по творчеству В. С. Розова), отзыв о кинофильме или театральной постановке по пьесам А. В. Вампилова (Г. А. Обернихина).
Итак, анализ современных общеобразовательных программ по литературе для старших классов показал отсутствие должного пристального внимания к современной отечественной драматургии (драматургии второй половины XX – начала XXI вв.), прежде всего к произведениям последних десятилетий. В большинстве случаев предлагается обзорное изучение пьес указанного периода с монографическим рассмотрением творчества некоторых драматургов 1970-80-х годов (главным образом А. В. Вампилова, В. С. Розова), как на базовом, так и на профильном уровнях. Драматургия же начала XXI века с учетом всего многообразия литературных направлений практически не рассматривается. Остается практически не разработанным и аспект сопряженного изучения современной драматургии в сопоставлении с творчеством отечественных и зарубежных классиков, а также использование режиссерских интерпретаций произведений в театре и кинематографе (замечания подобного характера в рассмотренных программах по литературе для X-XI классов единичны).
Литература
Программа курса «Русская литература XIX-XX веков» для общеобразовательных учреждений (10-11 классы) / авт. В. В. Агеносов, А. Н. Архангельский // Литература : программы для общеобразовательных учреждений. 5-11 классы / сост. Г. Г. Полубинская. – М. : Дрофа, 2008. – С. 182-223.
Программа по литературе для 10-11 классов (авт.-сост. С. А. Зимин, В. А. Чалмаев) // Программа по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы / авт.-сост. Г. С. Меркин, С. А. Зинин, В. А. Чалмаев. – М. : ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2011. – С. 104-152.
Программы общеобразовательных учреждений : литература : 5-11 классы (базовый уровень) ; 10-11 классы (профильный уровень) / под ред. В. Я. Коровиной. – М. : Просвещение, 2007. – 256 с.
Программы общеобразовательных учреждений (5-11 классы) / под ред. Т. Ф. Курдюмовой // Литература : программы для общеобразовательных учреждений. 5-11 классы / сост. Г. Г. Полубинская. – М. : Дрофа, 2008. – С. 3-98.
Программы общеобразовательных учреждений (5-11 классы ; базовый и профильный уровни) / под ред. А. Г. Кутузова // Литература : программы для общеобразовательных учреждений. 5-11 классы / сост. Г. Г. Полубинская. – М. : Дрофа, 2008. – С. 99-181.
Программа по литературе для школ и классов с углубленным изучением литературы (5-11 классы) / под ред. М. Б. Ладыгина // Литература : программы для общеобразовательных учреждений. 5-11 классы / сост. Г. Г. Полубинская. – М. : Дрофа, 2008. – С. 293-401.
Программа курса «Русская литература для школ и классов гуманитарного профиля (10-11 классы) / под ред. Г. А. Обернихиной // Литература : программы для общеобразовательных учреждений. 5-11 классы / сост. Г. Г. Полубинская. – М. : Дрофа, 2008. – С. 224-292.
Программа курса «Литература» для образовательных учреждений с родным (нерусским) и русским (неродным) языком обучения (4-11 классы) / под ред. М. В. Черкезовой // Литература : программы для общеобразовательных учреждений. 5-11 классы / сост. Г. Г. Полубинская. – М. : Дрофа, 2008. – С. 442-522.
Программы общеобразовательных учреждений. 5-11 классы (базовый и профильный уровни) / под ред. В. Ф. Чертова. – М. : Просвещение, 2007. – 126 с.
13PAGE 15
13PAGE 14115
15