Рабочая программа учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» модуль: «Основы мировых религиозных культур» 4 класс

Принят педагогическим советом 07.06.2010 протокол №5

УТВЕРЖДАЮ
Директор школы
Жменя А.А.
Приказ от 11.06.2010 №51-01-10

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Ютановская средняя общеобразовательная школа
Волоконовского района Белгородской области»





Принята экспертным советом
Председатель экспертного совета: ________Пашнев А.Н.
Протокол №2
от 16.06.2015 г.

СОГЛАСОВАНО
Заместитель
директора
________ Пашнев А.Н.

от 16.06.2015 г.

УТВЕРЖДАЮ
Директор школы
___________Жменя А.А.

Приказ №61-01-10
от 28.08.2015 г.





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного курса
«Основы религиозных культур
и светской этики»
модуль:
«Основы мировых религиозных культур»
4 класс

Разработчик: А.Н. Пашнев


2015



Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Основы религиозных культур и светской этики», модуль: «Основы мировых религиозных культур» в 4 классе, составлена на основе авторской программы: А. Л. Данилюк Основы религиозных культур и светской этики. Программы 4-5. М.: Просвещение, 2012», требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, программы формирования универсальных учебных действий.
В состав учебно-методического комплекта входят:
Основы религиозных культур и светской этики. Основы мировых религиозных культур» Учебное пособие для 4-5 классов общеобразовательных учреждений / А. Л. Беглов, Е. В. Саплина, Е. С. Токарева, М.: Просвещение, 2010.
Электронное приложение к учебному пособию «Основы религиозных культур и светской этики. Основы мировых религиозных культур» учебное пособие для 4-5 классов общеобразовательных учреждений / А. Л. Беглов, Е. В. Саплина, Е. С. Токарева, А. А. Ярлыкапов. М.: Просвещение, 2010.
Цель комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основаному на знании культурных и религиозных традиций многонационального народа России и уважении к ним, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
Задачи курса:
обеспечение условий для усвоения обучающимися приоритетных традиционных морально-нравственных идеалов, базовых национальных ценностей, моральных норм;
знакомство обучающихся с культурно-историческими основами традиционных религий и светской этики в России;
развитие представлений младшего подростка о значении нравственности и морали в жизни личности, семьи, общества;
обобщение знаний, понятий и представлений о духовности, нравственности, морали, полученных обучающимися в младшей школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы.
Общая характеристика учебного курса
Учебный курс является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10-11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним. Основные культурологические понятия учебного курса «культурная традиция», «мировоззрение», «духовность (душевность)» и «нравственность» - являются объединяющим началом для всех понятий, составляющих основу курса (религиозную или нерелигиозную).
Курс призван актуализировать в содержании общего образования вопрос совершенствования личности ребёнка на принципах гуманизма в тесной связи с религиозными и общечеловеческими ценностями. Курс должен сыграть важную роль как в расширении образовательного кругозора учащегося, так и в воспитательном процессе формирования порядочного, честного, достойного гражданина.
Описание места учебного предмета, курса в учебном плане
Комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» изучается в объёме 1 ч в неделю в 4 классе, 34 часа в учебном году.
Конкретный содержательный модуль курса определяется решением участником образовательных отношений до начала учебного года.
Описание ценностных ориентиров содержания курса
Основной принцип, заложенный в содержании курса, общность в многообразии, многоединство, поликультурность, отражает культурную, социальную, этническую, религиозную сложность нашей страны и современного мира.
Общая духовная основа многонационального народа России формируется исторически и основывается на ряде факторов:
общая историческая судьба народов России;
единое пространство современной общественной жизни, включающее развитую систему межличностных отношений, налаженный веками диалог культур, а также общность социально-политического пространства.
Учебный курс является единой учебно-воспитательной системой. Все его модули согласуются между собой по педагогическим целям, задачам, требованиям к результатам освоения учебного содержания, достижение которых обучающимися должен обеспечить образовательный процесс, осуществляемый в пределах отведённого учебного времени с учётом образовательных возможностей младших подростков.
Освоение школьниками учебного содержания учебного содержания Основы мировых религиозных культур», должно обеспечить:
понимание значения нравственности, морально ответственного поведения в жизни человека и общества;
формирование первоначальных представлений об основах религиозных культур;
знакомство с ценностями: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, и их понимание как основы традиционной культуры многонационального народа России;
- укрепление средствами образования преемственности поколений на основе сохранения  и развития культурных и духовных ценностей.
Учебный курс имеет комплексный характер и включает 6 модулей: «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы мировых религиозных культур», «Основы светской этики».
Образовательный процесс в границах учебного курса и сопутствующей ему системы межпредметных связей формирует у обучающихся начальное представление о религиозных культурах и светской этике посредством:
ориентации содержания всех модулей учебного курса на общую педагогическую цель воспитание нравственного, творческого, ответственного гражданина России;
педагогического согласования системы базовых ценностей, лежащих в основе содержания всех модулей учебного курса;
системы связей, устанавливаемых между модулями учебного курса, а также между ними и другими учебными предметами (окружающий мир, русский язык, литература, история и др.);
ориентации учебного содержания на совместное осмысление педагогами, обучающимися и их родителями актуальных проблем развития личностной ценностно-смысловой сферы младших подростков;
единых требований к результатам освоения содержания учебного курса.
Учебно-воспитательный процесс, осуществляемый в границах учебного курса и системы межпредметных связей, педагогически моделирует и содержательно раскрывает основы религиозных и светских культурных традиций.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного курса Требования к личностным результатам:
Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину;
Формирование образа мира как единого и целостного при  разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов;
Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
Развитие этнических чувств как регуляторов морального поведения;
Воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;
Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
Наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Требования к метапредметным результатам:
овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления;
формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учётом характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;
умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;
овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения классификации, установление аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
определение общей цели и путей её достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Требования к предметным результатам:
знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России;
знакомство с основами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе;
формирование первоначальных представлений о религиозной культуре и их роли в истории и современности России;
осознание ценности нравственности духовности в человеческой жизни.
Согласно федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования (Утвержден Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373) п. 12. и п. 12.4. заявленные предметные результаты согласованы с учетом специфики содержания учебного курса и отражают:
1) готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;
2) знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;
3) понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества;
4) формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России;
5) первоначальные представления об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности;
6) становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести; воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России;
7) осознание ценности человеческой жизни.
Содержание учебного предмета
Россия наша Родина.
Введение в православную духовную традицию. Особенности восточного христианства. Культура и религия. Во что верят православные христиане. Добро и зло в православной традиции. Золотое правило нравственности. Любовь к ближнему. Отношение к труду. Долг и ответственность. Милосердие и сострадание. Православие в России. Православный храм и другие святыни. Символический язык православной культуры: христианское искусство (иконы, фрески, церковное пение, прикладное искусство), православный календарь. Праздники. Христианская семья и её ценности.
Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.









































Тематическое планирование


Наименование разделов и тем
Основные виды учебной деятельности
Электронные (цифровые) образовательные ресурсы

1
Россия - наша Родина


Знакомятся с историей возникновения и особенностями мировых религиозных культур
Изучают основы разных религиозных традиций
Дают определения разных понятий религиозной культуры
Учатся устанавливать взаимосвязь между религиозной культурой и поведением людей
Знакомятся с описанием священных книг, священных сооружений, религиозных праздников и святынь
Учатся сравнивать различные религиозные традиции, явления духовной культуры
Излагают своё мнение по поводу религиозных традиций в жизни людей, общества
Знакомятся с развитием различных религиозных культур в истории России
Учатся анализировать жизненные ситуации, выбирать нравственные формы поведения, сопоставляя их с нормами религиозной культуры разных традиций
Учатся толерантному отношению к представителям разных мировоззрений и культурных традиций
Учатся приводить примеры явлений разных религиозных традиций и светской культуры и сравнивать их
Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий
Участвуют в диспутах, учатся слышать собеседника и излагать своё мнение
Готовят сообщения по выбранным темам (теме)

Электронное приложение к учебному пособию «Основы религиозных культур и светской этики. Основы мировых религиозных культур» учебное пособие для 4-5 классов общеобразовательных учреждений / А. Л. Беглов, Е. В. Саплина, Е. С. Токарева, А. А. Ярлыкапов. М.: Просвещение, 2010.


2
Культура и религия. Что такое религия



3
Культура и религия. Что такое культура



4
Древнейшие верования.



5
Религии мира и их основатели.



6
Входящая проверочная работа в форме теста




7
Священные книги религий мира: Веды, Типитака



8
Священные книга мира: Тора, Библия, Коран



9
Хранители предания в религиях мира



10
Человек в религиозных традициях мира



11-12
Священные сооружения.



13-14
Искусство в религиозной культуре




15-16
Добро и зло. Возникновение зла в мире. Понятие греха, раскаяние и воздаяние. Рай и ад



17
Промежуточная проверочная работа в форме теста



18
Презентация творческих работ учащихся




19
Религии России. Православное христианство в истории России




20
Религии России. Другие христианские исповедания, иудаизм, ислам, буддизм




21
Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира




22
Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира



23
Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды в христианстве




24
Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды в иудаизме, исламе, буддизме



25
Религиозные ритуалы в искусстве



26
Календари религий мира.



27
Праздники в религиях мира



28
Семья и семейные ценности



29
Долг, свобода, ответственность, учение и труд





30
Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь, социальные проблемы общества и отношение к ним разных религий



31
Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России



32
Подготовка творческих работ учащихся



33
Презентации творческих работ учащихся



34
Итоговая проверочная работа в форме теста





Описание материально-технического обеспечения образовательной деятельности
Реализация о
·бозначенной цели курса ставит перед учителем задачи, решения которых можно добиться при соответствующем материально-техническом обеспечении.


Наименование
Обеспеченность, %
Потребность, %

1
ученические столы
100
-

2
ученические стулья
100
-

3
учительский стол
100
-

4
шкафы для хранения учебных пособий
100
-

5
классная доска
100
-

6
компьютер
100
-

7
мультипроектор
100
-

8
принтер
100
-

9
сканер
100
-

10
телевизор
100
-

11
экранно-звуковые пособия
100
-

12
электронное пособие
100
-

13
учебно-методические комплекты
100
-

14
книгопечатная продукция
100
-

15
нормативные документы
100
-

16
специальные дополнительные пособия
100
-

17
научно-популярные книги
100
-

18
хрестоматийные материалы
100
-

19
документальные источники
100
-

20
энциклопедическая литература
100
-

21
справочная литература
100
-

22
религиозная литература
100
-

23
иллюстративные материалы
100
-


Методические материалы
Перечень учебных и методических средств обучения
Литература основная:
1.Основы религиозных культур и светской этики. Основы мировых религиозных культур» Учебное пособие для 4-5 классов общеобразовательных учреждений / А. Л. Беглов, Е. В. Саплина, Е. С. Токарева, М.: Просвещение, 2010.
2. Электронное приложение к учебному пособию «Основы религиозных культур и светской этики. Основы мировых религиозных культур» учебное пособие для 4-5 классов общеобразовательных учреждений / А. Л. Беглов, Е. В. Саплина, Е. С. Токарева, А. А. Ярлыкапов. М.: Просвещение, 2010.
Литература дополнительная:
1. Алексеев С.В. Все религии мира: энцикл. справ. / С. В. Алексеев, Г. А. 2. Елисеев. - М.: Вече, 2007. - 587 с.: ил. - (Открой для себя весь мир!).
3. Ализаде А. Исламский энциклопедический словарь / А. Али-заде. - М.: 4. Ансар, 2007. - 396 с. - (Золотой фонд исламской мысли).
5. Армстронг К. История Бога: 4000 лет исканий в иудаизме, христианстве и исламе / К. Армстронг; пер. с англ. [К. Семенов]. - 2-е изд. - М.: Алпина нон-фикшн, 2010.
7. Альбедиль М. Ф. Буддизм / М.Ф. Альбедиль. - СПб : Питер, 2006. - 206 с.: ил.- (Религии мира).
8. Богомолов А. И. Религии мира: новейший словарь / А. И. Богомолов. - Ростов н/Д: Феникс, 2005. - 667 с. - (Словари).
9. Борисова А. В. История мировых религий: христианство: учеб. пособие для студентов / А. В. Борисова, О. В. Трофимова, Е. В. Спиридонова ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Федер. агентство по образованию, Яросл. гос. ун-т им. П. Г. Демидова. - Ярославль: ЯрГУ, 2007. - 107 с.
10. Бородина А. В. Основы православной культуры : пособие для учителей / А. В. Бородина. - изд. 3-е, испр. - М.: Основы православной культуры, 2007. - 261 с. - (История религиозной культуры).
11. Буддизм: энциклопедия / [сост., общ. ред. и предисл. Кирилла Королева]. - М.: Эксмо; СПб: Мидгард, 2008. - 397 с. : ил., карты. - (Тайны древних цивилизаций).
12. Васильев Л.С. История религий: учебное пособие / Л.С. Васильев. - М.: Университет, 2008. - 791 с.
13. Горелов А. А. История мировых религий : учеб. пособие / А. А. Горелов ; Рос. акад. образования, Моск. психол.-соц. ин-т. - 2-е изд., испр. - М.: Флинта, 2006. - 355 с.
14. Ислам классический : энциклопедия / [сост., общ. ред. и предисл. К. Королева]. - М.: Эксмо; СПб.: Мидгард, 2005. - 410 с. : ил. - (Тайны древних цивилизаций).
15. История религий в России: учебник / Л.А. Баширов; под ред. Н.А.Трофимчука; Рос.акад.гос.службы при Президенте Рос.Федерации. - М.: Изд-во РАГС, 2002. - 591 с.
16. Леонидов Ф. Введение в вероучения народов мира: справ. пособие: учеб.-метод. пособие / Ф. Леонидов ; Рос. акад. образования, Моск. психол.-соц. ин-т. - М.: Флинта, 2005. - 122 с. - (Библиотека студента).
17. Пилкингтон С. М. Иудаизм / С. М. Пилкингтон; [пер. с англ. Е. Г. Богдановой]. - М.: Гранд: Фаир-пресс, 2002. - 397 с.: ил. - (Религии мира).
18. Телушкин Р. Й. Еврейский мир: Важнейшие знания о еврейском народе, его истории и религии / Р.Й. Телушкин. - М.: Лехаим; Иерусалим: Гешарим, 1998. - 574 с.: портр.
19. Ястребов Г. Введение в иудаизм: учеб. пособие / Г. Ястребов. - М.:
Система оценки достижения планируемых результатов
Система оценки достижения планируемых результатов освоения рабочей программы образования проводится в соответствии с Положением о школьной системе оценки качества образования по трем группам результатов образования: личностных, метапредметных и предметных:
предметные результаты (знания и умения, опыт творческой деятельности и др.);
метапредметные результаты (способы деятельности, освоенные на базе одного или нескольких предметов, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях);
личностные результаты (система ценностных отношений, интересов, мотивации учащихся и др.)
Оценка предметных результатов осуществляется в соответствии с образовательной программой начального общего образования, Положением о формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации учащихся (регулирует правила проведения аттестации учащихся, применение единых требований к оценке знаний, умений и навыков учащихся по различным предметам (дисциплинам), в том числе при выставлении итоговых оценок. Положение основано на Законе Российской Федерации "Об образовании в Российской Федерации", Уставе школы). Выставление отметок по предмету не предусмотрено. Качество освоения содержания рабочей программы позволяют промежуточная проверочная работа в форме теста, презентации творческих работ учащихся и итоговая проверочная работа в форме теста. Итоговая проверочная работа оценивается в форме «зачёт/незачёт»
Примерные оценочные материалы предметных результатов представлены в рабочей программе.
Оценка метапредметных результатов представляет собой оценку достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы, представленных в разделах «Регулятивные учебные действия», «Коммуникативные учебные действия», «Познавательные учебные действия» программы формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования, а также планируемых результатов, представленных во всех разделах междисциплинарной программы «Чтение. Работа с информацией». Основное содержание оценки метапредметных результатов на ступени начального общего образования строится вокруг умения учиться, т. е. совокупности способов действий, которые обеспечивают способность обучающихся к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.
Основным объектом оценки метапредметных результатов служит сформированность у обучающегося регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных действий - т. е. таких умственных действий обучающихся, которые направлены на анализ и управление своей познавательной деятельностью.
Оценка метапредметных результатов проводится в ходе различных процедур таких, как решение задач творческого и поискового характера, учебное проектирование, итоговые проверочные работы, комплексные работы на межпредметной основе, мониторинг сформированности основных учебных умений.
Метапредметные диагностические работы проводятся 1-2 раза в год посредством специфического (для каждого предмета и учителя) оценочного и методического инструментария. Примерные оценочные материалы и их методическое и (или) дидактическое обеспечение представлены приложением к рабочей программе (так же эти материалы представлены в электронном виде на электронном носителе информации).
Оценка личностных результатов представляет собой оценку достижения обучающимися планируемых результатов в их личностном развитии, представленных в разделе «Личностные учебные действия» программы формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования. Основным объектом оценки личностных результатов служит сформированность универсальных учебных действий, включаемых в следующие три основные блока: самоопределение, смыслоообразование, морально-этическая ориентация. Внутренней оценкой является оценка личностного прогресса ученика. Формой оценки личностных результатов является портфель достижения (Портфолио), способствующий формированию у учащихся культуры мышления, логики, умений анализировать, обобщать, систематизировать, классифицировать. Результаты оценивания и достижения хранятся в Портфолио ученика. Оценка этих результатов образовательной деятельности осуществляется в ходе внешних неперсонифицированных мониторинговых исследований.
Диагностические материалы и их методическое и (или) дидактическое сопровождение представлены в приложении к рабочей программе (так же эти материалы представлены в электронном виде на электронном носителе информации).

Итоговая оценка выпускника и её использование при переходе от начального к основному общему образованию
Предметом итоговой оценки является способность обучающихся решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи.
Итоговая оценка выпускника формируется на основе накопленной оценки, зафиксированной в портфеле достижений, по всем учебным предметам и оценок за выполнение итоговых работ.
При этом накопленная оценка характеризует выполнение всей совокупности планируемых результатов, а также динамику образовательных достижений обучающихся за период обучения. А оценки за итоговые работы характеризуют, как минимум, уровень усвоения обучающимися опорной системы знаний по русскому языку и математике, а также уровень овладения метапредметными действиями.
На основании этих оценок по каждому предмету и по программе формирования универсальных учебных действий делаются следующие выводы о достижении планируемых результатов:
1) Выпускник овладел опорной системой знаний и учебными действиями, необходимыми для продолжения образования на следующей ступени, и способен использовать их для решения простых учебно-познавательных и учебно-практических задач средствами данного предмета.
Такой вывод делается, если в материалах накопительной системы оценки зафиксировано достижение планируемых результатов по всем основным разделам учебной программы, как минимум, с оценкой «зачтено» (или «удовлетворительно»), а результаты выполнения итоговых работ свидетельствуют о правильном выполнении не менее 50% заданий базового уровня.
2) Выпускник овладел опорной системой знаний, необходимой для продолжения образования на следующей ступени, на уровне осознанного произвольного овладения учебными действиями.
Такой вывод делается, если в материалах накопительной системы оценки зафиксировано достижение планируемых результатов по всем основным разделам учебной программы, а результаты выполнения итоговых работ свидетельствуют о правильном выполнении не менее 65% заданий базового уровня и получении не менее 50% от максимального балла за выполнение заданий повышенного уровня.
3) Выпускник не овладел опорной системой знаний и учебными действиями, необходимыми для продолжения образования на следующей ступени.
Такой вывод делается, если в материалах накопительной системы оценки не зафиксировано достижение планируемых результатов по всем основным разделам учебной программы, а результаты выполнения итоговых работ свидетельствуют о правильном выполнении менее 50% заданий базового уровня.
Педагогический совет образовательного учреждения на основе выводов, сделанных по каждому обучающемуся, рассматривает вопрос об успешном освоении данным обучающимся основной образовательной программы начального общего образования и переводе его на следующую ступень общего образования.
Решение о переводе обучающегося на следующую ступень общего образования принимается одновременно с рассмотрением и утверждением характеристики обучающегося, в которой:
отмечаются образовательные достижения и положительные качества обучающегося;
определяются приоритетные задачи и направления личностного развития с учётом как достижений, так и психологических проблем развития ребёнка;
даются психологопедагогические рекомендации, призванные обеспечить успешную реализацию намеченных задач на следующей ступени обучения.
Все выводы и оценки, включаемые в характеристику, должны быть подтверждены материалами портфеля достижений и другими объективными показателями.
Основной формой организации учебного процесса является урок в сочетании с различными формами работы: групповой, фронтальной, индивидуальной, коллективной. Преобладающей формой текущего контроля является опрос учащихся в сочетании с проверочными работами, тестами.
Формы и средства контроля:
В процессе изучения курса предусмотрена подготовка и презентация творческих проектов на основе изученного материала. Проекты могут быть как индивидуальными, так и коллективными. В ходе подготовки проекта учащиеся получают возможность обобщить ранее изученный материал, освоить его в творческой, деятельностный форме. Подготовка и презентация проекта (уроки 3134) могут проводиться по решению школы всем классом.
Формы и средства контроля
- анализ продуктов деятельности (рисунки, поделки, сочинения);
- урок контроля знаний;
- самостоятельная работа;
Виды контрольных заданий
- вставьте пропущенные слова:
- выбери понятия и названия, которые относятся только к христианской православной традиции:
- дайте определение понятия:
- дайте характеристику поступкам:
- допишите предложения:
- дополните ряд:
- заполните пропуски и определите понятия:
- выделите и расставьте их в последовательности:
- назовите:
- приведите пример:
- напишите о:
- нарисуйте:
- перескажите:
- объясните смысл:
- перечислите:
- подберите понятия противоположные по значению следующим:
- подчеркните слова, которые относятся к предмету:
- приведите обоснование утверждения:
- продолжите предложение:
- раскройте основное содержание:
- раскройте взаимосвязь понятий:
- расставьте номера, которые будут обозначать последовательность:
- укажите характерные особенности:
- сопоставьте:
- дайте буквальный перевод слова:
- составьте рассказ:

Примерные оценочные материалы

Творческие работы, презентации, статьи
Тематика:
Язычество;
Христианство;
Православной христианство;
Ислам;
Буддизм;
Иудаизм;
Библия;
Коран;
Типитака;
Танах;
Традиции моего народа;
Моя родина – Россия;
Моя малая родина;
Обряды нашего села;
Церковь нашего села.



Промежуточная работа




Определите, к каким религиям относятся эти предметы






Определите, к каким религиям относятся эти сооружения






Итоговая проверочная работа в форме теста

Контрольные материалы «Электронного приложения к учебному пособию «Основы религиозных культур и светской этики. Основы мировых религиозных культур» учебное пособие для 4-5 классов общеобразовательных учреждений / А. Л. Беглов, Е. В. Саплина, Е. С. Токарева, А. А. Ярлыкапов. М.: Просвещение, 2010.




















 в части учебного плана, формируемой решением участников образовательных отношений, в 2015-2016 учебном году в 4 классе осуществляется изучение модуля «Основы мировых религиозных культур»
 (при отсутствии возможности использования медиатехники, возможно обеспечение контрольными и тренажёрными оценочными и методическими материалами на бумажном носителе посредством тиражирования заданий










13 PAGE \* MERGEFORMAT 14215






13 EMBED MS_ClipArt_Gallery 1415



Копия Открытие_0001Копия Копия Открытие_0001Root Entry