Урок развития речи .Подготовка к сочинению-миниатюре по музыкальной пьесе П.И.Чайковского «Февраль.Масленица».

Конспект урока русского языка в 6 классе .
Тема урока :
Урок развития речи .Подготовка к сочинению-миниатюре по музыкальной пьесе П.И.Чайковского «Февраль.Масленица».

Цели : 1.Обучение уч-ся написанию сочинения по впечатлениям от музыкального произведения , умению выразить в нём своё настроение и чувства ;
2.Развитие творческих способностей уч-ся , образного мышления .
3.Расширять словарный запас учащихся.
4.Воспитывать у ребят интерес и любовь к традиционным русским праздникам. Вспомнить , как отмечали Масленицу по старому русскому обычаю.

Оборудование : репродукция картины Б.М.Кустодиева «Масленица» и др. , компьютер ,экран , диск с музыкой П.И.Чайковского , карточки для учащихся.

Ход урока.
I.Активизация учащихся на урок.
Выразительное чтение подготовленными учащимися стихотворений о Масленице.
А мы Масленицу повстречали ,
Сыром гору набивали ,
Маслом гору поливали ,
На широк двор зазывали
Да блинами заедали.
2)Дорогая наша гостья Масленица ,
Авдотьюшка Изотьевна .
Коса длинная , триаршинная ,
Лента алая , двуполтинная ,
Платок беленький , новомодненький..
3)А мы Масленицу прокатали ,
На каталищах побывали ,
Наша Масленица обманила ,
На велик пост посадила
4) А мы масленицу прокатали ,
В ямочку закопали.
Лежи, Масленица , до налетья ,
А на лето раскопаем.

II.Тема урока , целеполагание
– Ребята , как вы думаете , почему мы начали наш урок стихами о Масленице ?

- Да , действительно , вот и осталось до конца зимы всего несколько дней. Скоро наступит старинный славянский праздник проводов зимы , от которого сохранился обычай печь блины и устраивать различные увеселения.
Этот праздник отразили в своём творчестве замечательный художник Б.М.Кустодиев и великий русский композитор П.И.Чайковский.
Сегодня у нас необычный урок развития речи . Скажите , навыком написания каких творческих работ вы уже владеете? ( изложения , сочинения по картине ,описания природы).Обратите внимание на тему урока. Сегодня у нас необычный урок развития речи. К какому виду творческой работы мы будем готовиться? (Мы будем готовиться к сочинению-миниатюре по музыкальной пьесе П.И.Чайковского «Февраль.Масленица»).
- В каких жизненных ситуациях вы обычно слушаете музыку ? (на каком-либо празднике , на уроке музыки , на концерте , просто когда хорошее настроение).
- А для чего служит музыка? (поднимает настроение , в ней выражаются наши чувства).
- Следовательно , первая цель урока состоит в том , чтобы научиться С помощью опорных слов сформулируйте цель сегодняшнего урока (на доске опорные слова : впечатления , выразить , передать чувства )
- Чтобы создать текст сочинения , нужно владеть определенной лексикой, сформулируйте вторую цель урока.
Но наша цель не только научиться писать сочинение по впечатлениям от музыкального произведения , чтобы уметь выразить в нём своё настроение и чувства , но и расширить ваш словарный запас , а также вспомнить , как отмечали Масленицу на Руси по старому обычаю.

III.Запись уч-ся темы урока , эпиграфа.

Скоро Масленицы бойкой
Закипит широкий пир.
П.Вяземский.
-Почему П.И.Чайковский предпослал музыкальной пьесе «Февраль. Масленица.» слова поэта ХIХ в. П.И.Вяземского? Можете ли вы сразу дать ответ на этот вопрос? Ваша задача ответить на него с помощью картины Бориса Михайловича Кустодиева «Масленица».
- А вот почему композитор выбрал именно эти строки , мы ответим после прослушивания пьесы.
- Вы готовили устные рассказы по своим наблюдениям и впечатлениям о том , как отмечается Масленица в вашем классе или городе , а может быть , и дома.

IV. Проверка домашнего задания. Звучат 2-3 рассказа учащихся.

V.– Так отмечаем Масленицу мы сейчас. А как отмечалась она в старину ? Представить это , а также почувствовать пьесу П.И.Чайковского нам поможет репродукция картины Б.М.Кустодиева «Масленица».
Но вначале несколько слов о замечательном художнике.
Индивид. задание – рассказ о Кустодиеве.

Кустодиев Борис Михайлович (1878 – 1927 ) – выдающийся русский живописец.
Он был блестящим портретистом («Портрет Ф.И.Шаляпина») , театральным художником («Гроза» Н.А.Островского ) , иллюстратором («Шинель» Н.В.Гоголя) , писал исторические и жанровые картины – сцены мещанского и купеческого быта ( «Чаепитие» , «Купчиха с покупками» , «Голубой домик») . Богато представлена в творчестве Кустодиева тема народа , причём он обратился не к тяжёлым будням народной жизни , как это делали многие художники , а к праздничной её стороне . Вот названия только некоторых его полотен : «Ярмарка» , «Троицын день» , «Праздник в деревне» , «Гулянье на Волге», «Хоровод» , «Сельский праздник» , «Балаганы» , «Карусель» , «Масленица».
Искусство Кустодиева весёлое , жизнерадостное . И это при том , что судьба его была трагичной . Он прожил всего 49 лет ; из них последние 12 были годами мучительной болезни , затворничества в мастерской из-за полного паралича ногКак не восхищаться мужеством такого Человека !
Рассказ сопровождается показом на интерактивной доске изображения художника и его картин «Ярмарка» , «Троицын день» , «Голубой домик » , «Масленица».

VI - Рассмотрим репродукцию картины .
Подготовленный учащийся зачитывает выразительно текст Н.Надеждиной об этой картине (Р.Р. упр. 91 стр.78).
- Ваша задача отметить устаревшие и непонятные слова .
-Что помог увидеть вам в картине автор текста ?
-Какие слова вы отметили
Возница перламутр
армяк палевый
балаган
маковники
возок
-Чтобы понять значение некоторых устаревших слов , мы отправляемся на заочную экскурсию в музей , где выставлены картины Б.М.Кустодиева. Слушайте внимательно экскурсовода, чтобы понять значение устаревших слов? Будьте внимательны! Значение одного из них не будет дано. Какое это слово?
VII Инсценировка
- И пошла Варя в зал , где собраны картины Кустодиева. Смотрит на одну картину , на другую
А вот «Масленица».Ну и красота ! Деревья все в инее , снег пышный , разноцветный. А на улицах – ни одной машины ! Сани мчатся , а везут их лошади в узорных уздечках. А сани-то расписные , с коврами да накидками , чтоб седоки не замёрзли. А впереди сидят те самые извозчики в синих пальто с широким поясом , то есть в армяках.
А вон ребята катаются на салазках , в снежки играют. Весело им И вдруг что-то шевельнулось на картине Почудилось , что ли ? Ой! И правда : какая-то девочка ей рукой машет – иди , мол , сюда.
Варя глаза закрыла , а когда открыла – шум , гам , кричат , свистят , хохочут , гармошки играют , бубенчики звенят , и со всех сторон колокольный звон слышится . И пуще всего крик у какого-то круглого здания , где люди толпятся. А рядом с ней девочка стоит в платке , в каком-то чудном пальтишке и вязаных варежках.


Варя : - Кто это там так кричит ?
Дев. – Как кто? Зазывалы. Народ в балаган зовут , - удивилась девочка.
Варя : - А что такое «балаган»?
Дев. – Ой, не могу ! – расхохоталась та. Балагана не знает ! Там живот надорвёшь : и свинья учёная есть , и бородатая женщина ! Я уж три раза там была.
В. – А , это , наверное , цирк ! – догадалась Варя.
Дев. – Айда на возках кататься ! А потом пойдём в трактир чай с блинами пить.

- Значение каких слов вы услышали?
- Пояснение какого слова не прозвучало в рассказе экскурсовода и в сценке ? (маковники)
-Чтобы понять его лексическое значение , произведите морфемный разбор. (маковники – булочки , посыпанные сверху маком )
Значение слов перламутр и палевый уч-ся находят в толковом словаре
палевый - бледно-жёлтый с розоватым оттенком.
перламутр – ценное вещество с переливчатой розовой окраской , употребляемое для мелких поделок и украшений.

VIII – Скажите , можем мы слова Вяземского отнести не только к пьесе Чайковского , но и к картине Кустодиева ?
- Какие слова Н.Надеждиной выражают основную идею картины ?

Слово учителя о музыкальном цикле пьес П.И.Чайковского «Времена года» .
- Продолжая традиции русской национальной музыки , П.И.Чайковский использовал в своём творчестве народные мотивы . Ярким примером тому является фортепианный цикл пьес «Времена года».
Одна из них – «Февраль. Масленица» – детские воспоминания композитора о праздновании Масленицы в родном Воткинске.
В ней мы слышим отзвуки залихватских частушек , кукольного театра , кулачных боёв и заклички Петрушки .
Уверена , что картина Кустодиева поможет вам представить картину русской зимы и народного гулянья в музыкальной пьесе Чайковского.
Прослушивание музыки.
На доске опорная запись :
- Что вы мысленно видите , слушая «Масленицу» П.И.Чайковского ?
-Какое настроение она создаёт ? Какие чувства пробуждает?

IX .После прослушивания уч-ся отвечают на заданные вопросы . Запись в тетрадь.
- Какого типа будет сочинение ( повеств. с элементами описания).
Рабочий материал.
Опорная лексика на экране . Учащиеся продолжают
Глаголы : вижу , .. ( чувствую , представляю , рисую в воображении , слышу , радуюсь)
Настроение : светлое , (радостное , весёлое , праздничное , весеннее , бодрое)
Звуки песни под гармошку , фырканье лошадей , звонкий смех , залихватские частушки , звон колокольчиков.
Сильные учащиеся сами продолжают составление таблицы.
Слабые уч-ся получают карточки , в которых опорная лексика для сочинения дана вперемешку . Они должны записать её в нужные ряды.
Проверка.
На экране три формулировки идеи сочинения.
- Выберите ту , которая , на ваш взгляд , является самой точной и яркой (музыкальная пьеса П.И.Чайковского наполнена светом , радостью , проникнута любовью к русскому народному празднику). (зап. в тетр.)

Рефлексия .
– Ребята , почему же композитор предпослал этой пьесе такой эпиграф ?
( потому что Масленица - это народное гулянье , выражающее богатство и щедрость русской души , характер нашего народа.)
Поэтому и сегодня мы так любим этот праздник и ждём его.
- Можно ли назвать наш сегодняшний урок праздником искусств ?
(искусство слова , искусство живописи , искусство музыки).
-Еще раз прочтите тему урока .Какие действия помогли вам подготовиться к этому сочинению ? (работали с лексическим значением слов, составили рабочий материал , анализировали эпиграф к уроку)
- Каким учащимся вам хотелось бы поставить сегодня оценки и почему ?
Оценки за урок !
Домашнее задание
- Надеюсь , что после такой активной работы ваши сочинения будут интересными и удачными . А первыми слушателями станут ваши родители.
Напишите сочинение-миниатюру на тему « Слушая пьесу П.И. Чайковского «Февраль.Масленица»»