Технологическая карта урока по литературе в 9 классе.Чехов Тоска.

Предмет
Литература

Класс
9

Учитель
Тлупова Э.Н.

Тема урока
Место урока в теме
А.П.Чехов «Тоска». Тема одиночества человека в мире

1-й урок

Тип урока
Урок общеметодической направленности.

Цель урока
Научить выявлять и формулировать проблемы художественного текста на примере рассказа А.П.Чехова «Тоска» и связывать выявленные проблемы с жизнью.

Задачи урока
образовательные
Развивающие
воспитательные


 дать представление о жанровых особенностях текста, организовать деятельность учащихся по восприятию и осмыслению основных проблем в рассказе; помочь учащимся в осмыслении сюжета и идеи произведения; способствовать пониманию учащимися некоторых аспектов мировоззрения А. П.Чехова; помочь учащимся осознать социальную, практическую и личностную значимость изучаемого материала
способствовать развитию коммуникативно-исследовательских и творческих способностей учащихся

через использование парной формы организации учебной деятельности формировать чувство ответственности за результат командной работы, содействовать сплочению детского коллектива


Актуальность использования средств ИКТ
Использование ИКТ позволит активизировать индивидуальные, личностные мотивы в процессе усвоения учебной информации; формировать навыки и умения информационно-поисковой деятельности; создать условия для эффективной реализации современных методов обучения.

Вид используемых на уроке средств ИКТ
Демонстрационные: отрывок из мультфильма «Ванька», аудиозаписи рассказов А.П.Чехова, Дж.Пуччини. Тоска.Ария Каварадосси (исп. Ванесса Мэй), портреты А.П.Чехова.

Оборудование урока:
Ноутбук, мультимедийный проектор, экран

Планируемые результаты:
Личностные УУД: формировать навыки взаимодействия и взаимосотрудничества в группе при консультативной помощи учителя, осознавать ответственность за работу в группе.
Познавательные УУД: уметь извлекать необходимую информацию из прослушанного или прочитанного текста, перерабатывать информацию, формулировать проблему, строить логическую цепь рассуждений; самостоятельно делать выводы.
Коммуникативные УУД: уметь осуществлять совместную деятельность в парах с учетом конкретных учебных задач, формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения, уметь строить монологическое высказывание.
Регулятивные УУД: уметь анализировать текст, планировать алгоритм ответа, работать самостоятельно, применять метод информационного поиска.


Деятельность учителя
Деятельность ученика
Формирование УУД

Организационный момент. Создает доброжелательную атмосферу. Вовлекает учащихся в деловой ритм урока, создает эмоциональный настрой на урок.
Проявляют готовность к восприятию учебного материала.
Имеют мотивацию к учебной деятельности, принимают и сохраняют учебную задачу

I. Стадия вызова
Задачи:
- актуализировать имеющиеся у учащихся знания;
- пробудить познавательный интерес учащихся;
- мотивировать учащихся для дальнейшей работы по теме.
Функции:
1.Мотивационная: побуждение к работе с новой информацией, стимулирование интереса к теме.
2.Информационная: вызов «на поверхность» имеющихся знаний по теме.
3.Коммуникационная: бесконфликтный обмен мнениями.

1.Целеполагание.
Задача этапа: учить самостоятельно определять тему и цели урока.
Задача учителя: обозначив тему урока, включить его в общий контекст изучения произведений А.П.Чехова, поставить перед учениками учебную цель.


- провоцирует ученика
- задает вопросы
- создает ситуацию актуализации опыта ученика
- формирует мотивацию ученика

-На уроках мы с вами знакомились с творчеством А.П. Чехова. Сейчас прослушайте аудиозаписи и назовите произведения А.П.Чехова.
/Включает аудиозаписи/

-Посмотрите отрывок мультфильма по произведению А.П.Чехова. Из какого произведения?
/Демонстрирует отрывок из мультфильма «Ванька»/

- Отличается этот отрывок от предыдущих? Чем?

-Послушайте музыку. Какие чувства вызвал у вас отрывок?
/Включает аудиофайл с записью «Пуччини «Тоска»/

-Как вы думаете, чему будет посвящен наш сегодняшний урок?

-Сегодня мы познакомимся еще с одним рассказом А.П.Чехова. И называется он «Тоска».

- Скажите, отличается чем-то это название от тех, что звучали в начале урока?
- Давайте запишем ассоциации к слову «тоска».
-А какое определение дают словари?
-Так чем же отличается рассказ «Тоска»?
-Еще какие-то возникли ассоциации? Есть что сказать?
-Каковы будут цели нашего урока?

-Как вы считаете, какую проблему поднимает автор в рассказе?
/Подводит итог/
- отвечает на провокацию
- вспоминает все, что знает по данной теме
- формулирует первые гипотезы
- определяется в своих мотивах и целях

Прослушивают аудиозаписи, называют рассказы А.П.Чехова




Смотрят отрывок, называют произведение





Отвечают на предложенные вопросы учителя


Слушают музыку, прислушиваются к своим чувствам и эмоциям, определяют свое эмоциональное состояние, отвечают на вопрос учителя, рассуждают.


Самостоятельно формулируют цель урока.



Называют ассоциации

Ученик читает спроецированную запись со словарной статьей слова «тоска» из словаря В.И.Даля

Формулируют тему и цель урока

Личностные УУД
(мотивация учения) положительно относятся к познавательной деятельности, желают приобретать новые знания


Познавательные УУД (анализ с целью выделения признаков) выделять и формулировать познавательную цель, осуществлять поиск необходимой информации







Коммуникативные УУД (инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации)
Осуществляют совместную деятельность в парах с учетом конкретных учебно-познавательных задач

Регулятивные УУД (постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно)
Планируют алгоритм ответа

II. Стадия осмысления
Задачи:
- сохранение интереса к теме при непосредственной работе с текстом;
- помочь учащимся активно воспринимать материал;
- помочь соотнести старые знания с новыми.
Функции:
1.Информационная: получение новых знаний по теме.
2.Систематизационная: классификация полученной информации по категориям знания.
3.Мотивационная: сохранение интереса к изучаемой теме.

2.Подготовка к восприятию
Задача этапа: вызвать интерес к учебному материалу.
Задача учителя: сформировать у учеников мотивацию к работе по теме урока, выявить уровень литературного кругозора в области обсуждаемых на уроке вопросов.


- предлагает опорный текст по теме
- организует процесс чтения, обсуждения, понимания, дискуссии
- управляет групповой динамикой
- поддерживает мотивацию и цели
- учит работать сообща




- Отрывок из фильма с эпиграфом: «Кому повем печаль мою?»
- Как вы понимаете значение слова «повем». Что означает данное слово?
-Что же хочет поведать нам автор?
-Обсудите со своим соседом по парте сюжет, спрогнозируйте содержание рассказа.
-Вот у нас такое «Дерево предсказаний». Давайте выслушаем ваши предположения.
- включается в процессы чтения, обсуждения, дискуссии
- участвует в групповом взаимодействии
- подкрепляет и делает коррекцию своих целей
- слушает, задает вопросы, пишет, выделяет главные моменты в новой информации
- учится работать сообща


Отвечают на вопросы


Работают в паре

Строят небольшие монологические высказывания. Озвучивают свои варианты сюжетов.

Коммуникативные УУД (контроль, коррекция, оценка действий партнёра, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли)
Уметь строить монологическое высказывание, адекватно использовать различные речевые средства для решения коммуникативных задач

2.Восприятие текста

Задача этапа: учить принимать позицию слушателя, создать условия для эмоционального обсуждения поступков героев.
Задача учителя: организовать работу учащихся с текстом анализируемого произведения, учитывая их индивидуальные особенности, с целью поиска ответа на главный вопрос урока: «Какие проблемы поднимает в рассказе «Тоска» А.П.Чехов»?

Чтение с остановками
Чтение 1-го отрывка учителем.
-С чего начинается рассказ? (с пейзажа).
-Какой пейзаж предстает перед нами? -Какую роль играет пейзаж? -Пейзаж готовит читателя к встрече с главными героями-Ионом и его лошаденкой. Показывает полное отчуждение мира.
-С кем мы знакомимся в этой части рассказа?
-Почему рассказ назван «Тоска»? (непонятно, может быть, что-то случилось, и пейзаж соотвествующий)
-Посмотрите, какой знак стоит в конце части (многоточие).
-О чем говорит многоточие? (думает лошадь, думает извозчик, и думы эти бесконечны)
-Почему Иона находится в таком состоянии? Как вы думаете?
(ваши версии,)

Прослушивание 2-го отрывка в аудиозаписи
-Сбылись ваши предсказания?
-Что происходит с героем во 2-й части? (Иона подвозит военного, который в ответ на его слова хоть и спрашивает: «Отчего же он умер?», но ответа уже не слушает).
-Сумел ли рассказать Иона о своем горе? Почему?
-Обратили ли вы внимание на то, что и после второй части рассказа стоит многоточие. Почему? (горе Ионы такое огромное, что не дает ему покоя)
-Так почему же рассказ называется «Тоска»? (герой остался один, он тоскует).
-А есть ли слово «тоска» во 2-й части рассказа? (нет)
-Кому же все-таки поведает герой о своем горе? Вернемся к нашему дереву предсказаний.

Чтение 3-го отрывка учеником
-Сбылись ваши предсказания?
-Кому пытался рассказать о своем горе Иона? (троим молодым людям)
-Удалось ему это сделать? Как вы думаете, почему? (молодой ответил: «Все помрем», равнодушие)
-Что начинает «отлегать от груди» Ионы? (одиночество). Почему?
-Появляется ли в этой части слово «тоска»? (да, тоска громадная, не знающая границ)
-Найдите в тексте эти слова и прочитайте.
-Какое еще чувство охватывает Иону? (одиночество)
-Ваш прогноз: кто же выслушает Иону?

Прослушивание 4-го отрывка в аудиозаписи
Чтение отрывка учащимся
-Сбылись ваши предсказания?
-Что происходит с героем? (Его опять не выслушали ни дворник, ни молодой извозчик)
-Иона отдается тоске, и на овес-то не выездил, оттого-то вот и тоска. Меньше странички осталось до конца рассказа. Неужели так никто и не выслушает Иону?
-Найдите в тексте слова, которые описывают состояние Ионы. (изгибается и отдается тоске, обращаться к людям считает бесполезным)
-Что же дальше? Кому же поведает Иона о своем горе?

Чтение 5-го отрывка учителем
-Сбылись ваши предсказания?
-О чем мы узнаем из этого отрывка?


Обучающиеся слушают чтение учителя

Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. В сотрудничестве с учителем и одноклассниками делают выводы.










Слушают аудиозапись

Отвечают на вопросы, участвуют в диалоге. Строят небольшие монологические высказывания



Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. В сотрудничестве с учителем и одноклассниками делают выводы.














Слушают чтение

Отвечают на вопросы, излагая собственную позицию











Слушают отрывок

Отвечают на вопросы




Слушают чтение учителя
Отвечают на вопросы



Познавательные УУД устанавливают причинно-следственные связи;
строят логическую цепь рассуждений; приводят аргументы;
выдвигают гипотезы и их обосновывают





Коммуникативные УУД
(инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли)




Регулятивные УУД
анализируют текст, планируют алгоритм ответа, выдвигают версии в соответствии с целями с учетом жизненного опыта


Познавательные УУД устанавливают причинно-следственные связи;
строят логическую цепь рассуждений; приводят аргументы;
выдвигают гипотезы и их обосновывают




















Познавательные УУД (формулирование проблемы);
находят информацию для решения учебной задачи. Самостоятельно вычитывают подтекстовую информацию.

Регулятивные УУД

Выдвигают версии в соответствии с целями с учетом жизненного опыта

3.Работа над нравственной идеей текста

Задача этапа: использовать речевые средства для передачи своего впечатления, обсудить прочитанное.

-Кто же выслушал Иону? Почему? (лошадь выслушала, потому что она тоже тосковала от того, что ее оторвали от плуга, от привычных серых картин)
-Как вы думаете, почему никто из пассажиров не захотел выслушать Иону? (равнодушие, безразличие к чужому горю)
-Какие чувства испытали вы сегодня на уроке? Почему?
-Так какую же проблему поднимает автор?
(проблема одиночества)
-Скажите, изменилось ли что-нибудь за этот период времени? Современен ли рассказ Чехова?

Анализируют, обобщают, делают выводы.
Личностные УУД
(оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающих личностный моральный выбор)

4.Творческая работа над текстом

Задача этапа: формировать представление о нравственных понятиях, отраженных в литературном тексте

-Напишите письмо-обращение автору. Напишите о том, какие чувства испытали вы сегодня на уроке в ходе работы над рассказом Чехова. Опишите ваши чувства, все то, чем вы хотели бы поделиться с автором.
- Давайте послушаем, что вы написали.


- У кого-нибудь возникли вопросы? Может быть, кто-то не согласен или имеет своё мнение по данному вопросу?
Выполняют письменную работу. Определяют своё эмоциональное состояние.

Чтение писем
Познавательные УУД (самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера)
Коммуникативные УУД
(выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация)
Личностные УУД
(оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающих личностный моральный выбор)

III. Рефлексия
Задачи:
- помочь учащимся самостоятельно обобщить материал;
- помочь самостоятельно определиться в дальнейшей обработке материала.
Функции:
1.Коммуникационная: обмен мнениями о новой информации.
2.Мотивационная: побуждение к дальнейшему расширению информационного поля.
3.Оценочная: соотнесение новой информации и имеющихся знаний, выработка собственной позиции, оценка процесса.

Итог

Задача этапа: понимать цель и смысл выполняемых заданий, осуществлять первоначальный контроль своих действий, формировать коммуникативные умения
Задача учителя: выяснить представления детей о том, что было предметом обсуждения на уроке; дать возможность ученикам поразмышлять над уроком.


- управляет подведением итогов
- ставит новые вопросы и задачи на будущее
- оценивает деятельность ученика


-Давайте вспомним все, что мы говорили в начале урока о слове «тоска», вспомним все наши предположения. Оправдались наши предположения?

-Какую проблему поднимает автор в своем тексте? О чем заставляет нас задуматься?
-Проблема душевного одиночества и нарушенного психологического контакта между людьми
-Что бы вы посоветовали людям, проходящим мимо горя людского?

-В конце рассказа опять многоточие. Почему?
(Чеховские рассказы имеют открытый финал. Писатель надеется на то, что у читателя откроется «второе зрение», и он будет видеть между строк.)
Он показал, как может быть безысходна тоска человека, одинокая, как и человек. Одиночество человека среди людей вот страшная суть рассказа «Тоска».

- суммирует в групповой работе весь изученный материал
- задает вопросы на будущее
- делает самооценку своей деятельности

Отвечают на вопросы


Анализируют, обобщают, делают выводы.
Формулируют собственные мысли,высказывают свое мнение.











Регулятивные УУД
(выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения)




Личностные УУД
(оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающих личностный моральный выбор)

Рефлексия
Оценивают степень достижения цели.
Критически осмысливают свое поведение во время работы

Домашнее задание: Дифференцированное по группам

Задача учителя: мотивировать учеников для успешного выполнения домашнего задания; познакомить с его содержанием и провести инструктаж по его выполнению; стимулировать творческую активность детей.


1 группа.- А.П.Чехов в рассказе «Крыжовник» пишет: «Надо, чтобы за дверью каждого довольного, счастливого человека стоял кто-нибудь с молоточком и постоянно напоминал бы стуком, что есть несчастные, что как бы он ни был счастлив, жизнь рано или поздно покажет ему свои когти, стрясется беда – болезнь, бедность, потери, и его никто не увидит и не услышит, как теперь он не видит и не слышит других».
-Согласны ли вы с автором? Напишите небольшое эссе. 2.группа-Прочитайте рассказ «Смерть чиновника»
Записывают задание в дневнике и в тетради








Список литературы:

1.Программа по литературе под редакцией В.Я. Коровиной;
2.Учебник-хрестоматия «Литература» для общеобразовательных школ под редакцией В.Я. Коровиной;
3.Уроки литературы в 9 классе: пособие для учителей общеобразовательных учреждений; Н.В. Беляева, О.А. Еремина, 2-е издание, М. Просвещение,2011г.

Интернет-ресурсы:
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ];
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
http://beautyfm.ru/






Зам. директора по УР Е.А. Вильдина



Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья – специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат №113 городского округа Самара


Технологическая карта открытого урока
по литературе в 9 классе.
Тема : А.П.Чехов «Тоска». Тема одиночества человека в мире.



учитель Тлупова Э.Н. дата проведения 22.04.14.















zђ Заголовок 215